к какому направлению патриотического воспитания относится работа школьного музея ответ на тест
Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза
И.В. Седова» муниципального образования «Барышский район»
Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся
Лукина Марина Анатольевна,
Учитель истории и обществознания
Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
1.1.Задачи школьного музея стр.5
1.2.Взаимосвязь образовательной среды школы и социокультурной среды посредством школьного музея
1.3. Формы и методы классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Проектные технологии
Глава 2.Организация работы музея. стр.7
Список литературы стр.12
Введение
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
Компетентностный подход четко обозначил целевые ориентиры педагогов современной школы в создании психолого-педагогических условий для становления компетенции в личностном, социальном, познавательном и коммуникативном развитии учащихся. Для развития познавательных универсальных учебных действий (общеучебных, логических и действий в постановке и решения проблем) считаю актуальной тему моей работы: «Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников». Над данной темой работаю в течение нескольких лет. Выбор темы неслучаен, так как каждый учитель истории пытается на уроках заинтересовать ребенка и вызвать интерес к изучению истории нашего края.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.
В педагогической практике можно выделить три основных мотива , побуждающих школьников учиться .
Что такое краеведение — это, по большому счёту, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся нашей школы.
Вот какие ответы я получила:
это важно знать, чтобы уважать историю предков,
всегда интересно, откуда ты родом,
уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,
история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся взрослые? Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «. тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Выполняя социальный заказ общества, школа все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача образовательного учреждения. В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Для того, чтобы эти ценности были присвоены и стали личными для каждого ученика, необходимо постоянное подтверждение значимости того, что мы хотим передать подрастающему поколению. Музейная педагогика сегодня является неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса.
Она активно участвует в решении важных задач образования:
1. Формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, города, семьи
2. Развивает познавательную и творческую активность, гражданские качества, патриотическое отношение к России
3. Организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности
Музейная педагогика дает возможность максимально реализовать способности учащихся и удовлетворить их интересы. Она оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея
Музейная педагогика дает возможность:
1. Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку
• Выступить на школьном мероприятии
• Принять участие в конкурсе чтецов
• Стать участником викторины
• Провести музейное занятие для младших школьников
• Подготовить презентацию к школьному мероприятию
• Принять участие в социальной акции
Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Создавая музей, мы ставили перед собой следующие задачи: воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью школьного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
В связи с усиливающейся ролью воспитания в образовательном процессе перед классными руководителями и учителями предметниками возникает проблема поиска ресурсов для воспитания учащихся. И здесь важную роль может сыграть школьный музей: проведение классных часов на базе музея, уроки мужества, встречи с ветеранами. Проведение уроков истории, обществознания, истории города, литературы, ОБЖ позволяют выйти на межпредметные связи, что помогает учителю перейти от репродуктивной деятельности к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Например: видеофильм, выставка, газета, игра, мультимедийный продукт.
Элементы образовательной среды школы, интегрируя с музеем, получают дальнейшее развитие, используя следующие возможности социокультурной среды:
учреждения дополнительного образования;
музеи района и области.
Таким образом, посредством школьного музея, образовательная среда школы и социокультурная среда выступают как единая система в патриотическом воспитании школьника, и может реализоваться по следующим направлениям:
учебно-исследовательская и проектная деятельность;
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие ее виды:
— учебная экскурсия в музее;
— урок – экскурсия в музее;
— использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
— демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
— подготовка рефератов и сообщений учащимся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
— проведение школьных краеведческих конференций.
Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьезной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те, на которых воспитываются нынешние поколения.
Глава 2.Организация работы музея.
Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты Отечества нашла в музее свое отражение.
Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Являясь социокультурным центром, школа на базе музея организует культурно-досуговую деятельность для жителей микрорайона. Проводятся русские фольклорные праздники: «Покров», «Святки», «Масленица», «Великая Пасха». Особый интерес у жителей района вызвала презентация книги С.Д. Сильнова, на которой присутствовала семья писателя, коллеги по редакции, участники Барышского хора ветеранов, общественность. В ходе подготовки презентации в музее появилась новая экспозиция «Берегите маленькие радости», посвящённая первому директор нашей школы, талантливому поэту С.Д. Сильнову. Родственники поэта передали в дар музею пишущую машинку.
На базе музея проводятся массовые мероприятия, которые уже стали традиционными:
— посвящение в первоклассники;
— шко льные краеведческие конференции.
Ребята с интересом посещают кружок «Музейное краеведение», где занимаются исследовательской работой. Так учащиеся принимали участие в областном конкурсе «Победный май! Великий май!», «Дети Ленинграда», «Женские судьбы» и др. Для написания исследовательских работ девочки встречались с участниками Великой Отечественной войны, изучали литературу по теме, искали данные в Книге Памяти, обращались в Военкомат, Совет Ветеранов. Дети с интересом занимались этой работой, они узнали много нового, интересного, анализировали, сопоставляли факты, делали выводы. К тому же такая работа не оставляет их равнодушными, формирует гордость за соотечественников, воспитывают гражданскую позицию.
В результате подворного обхода улицы Ленина с целью знакомства с историей родного города, интересными людьми и поиска новых экспонатоа в музее появился патефон. Другой случай, когда у ученика 7 класса при переезде в другой дом нашли старинное зеркало и он, будучи членом кружка «Музейное краеведение» принёс его в музей, а портняжные ножницы были найдены в куче мусора, который убирали, помогая ветерану труда. Все находки демонстрируются в различных экспозициях музея, о них рассказывают экскурсоводы, а ножницы были представлены на областной конференции в номинации «Находка года».
Дети начинают с малого и постепенно идут к своим вершинам. Поиск экспонатов, знакомство с их историей, владельцами. Каждый экспонат занимает свое место в экспозиции. Следующим этапом становится использование экспоната в экскурсии и наконец, мы стараемся представлять свои экспонаты на выставках и конкурсах. Одной из интереснейших экспозиций является коллекция полотенец, которая представлена в нашем музее. Коллекция была представлена на областном конкурсе, в номинации «Из бабушкиного сундучка» и заняла 2 место. Призовые места занимали в номинации «Находка года», представляя бытовые весы и солдатскую ложку. Поисковой и экскурсионной деятельностью дети начинают заниматься в 5-7 классах и продолжают до 11 класса. С годами растет их мастерство, творческий подход помогает развивать и поддерживать их интерес.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся. Несколько лет подряд мы принимаем участие в конкурсах проектов. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей. Создаются благоприятные условия для совершенствования умения детей адаптироваться в условиях непрерывного изменения окружающей среды.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Создается рабочая группа, выбираем тему исследования, составляем план работы и ребята начинают работу: определяем цели, задачи и собираем материал, проводим социологический опрос, встречаемся с «героями», изучаем литературу, ищем «свидетелей» данных событий. Ребята обсуждают, анализируют, отбирают материал, составляют проект и готовят его представление. Выполняя эти задания, дети работают по интересам, проявляя свои творческие способности. Результатами проектной деятельности в рамках музейной педагогики являются многочисленные экспонаты и оформленные разделы экспозиций школьного музея Отрадно, что итогом стараний детей являются успешные результаты: в течение четырёх лет подряд занимает призовые места в региональном конкурсе «Сохраним свою историю», являясь центром патриотического воспитания в районе.
Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т.е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции.
Эта деятельность была значимой в работе музея, так как определить место каждого экспоната следует органично в общей экспозиции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам. Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть подлинные фотографии героя СССР И.В. Седова, подлинные награды с достоверениями участников Великой Отечественной войны, комсомольский, военные билеты, письма с фронта. Есть в нашей коллекции патефон, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем микрорайоне и работает над созданием видеофильма «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работающих в нашей школе. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы. Музейными экспонатами стали книги, офицерский мундир, планшет подаренные А.Ю Сальниковым, участником афганских событий грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
Используем разнообразные электронные носители информации (собственные презентации, презентации педагогов района, презентации учащихся, видеосюжеты, фильмы и т.д.)
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
В музее проводятся экскурсии по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Любимый край родной», «Тайны бабушкиного сундучка», «Из чего варили кашу». Для учащихся 5 – 9 классов: «История нашей школы», «Подвиг И.В. Седова», «Они прошли войну в Афганистане», «Дети войны», «История края, города в истории страны», для 10-11 классов «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Чеченский след в душе моей», «Герои СССР – наши земляки». В музее работает сменный стенд, на котором выставляютя тематические фотовыставки : «Молодёжь ХХ1 века- ветеранам», «Присвоение школе имени Героя Советского Союза И.В. Седова», «Крепка семья-крепка Россия» и др. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет.
Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Таким образом, использование музейной педагогики в развитии познавательного интереса учащихся способствует:
1. Развитию мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, города, семьи.
2. Развитию способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.
3. Формированию жизненной позиции учащихся и мировоззрению как жителя своей малой Родины.
4. Социализации личности школьника как гражданина мира, России.
Данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики позволяет не только расширить, обобщить им углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящем Родину, человеком, за которым будущее нашей великой страны- России. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
Методическое пособие «Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея»
Работа школьного музея. Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея»»
Воспитание патриотизма посредством привлечения
обучающихся к работе школьного музея
Старицкий район, Луковниково, 2014
Отдел образования администрации Старицкого района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Луковниковская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея
Старицкий район, Луковниково, 2014
Шкляева Дина Александровна
учитель 1 категории
МБОУ «Луковниковская СОШ»
Предназначено в помощь руководителям школьных музеев, вожатым.
Настоящее пособие можно использовать в организации работы школьного музея, в проведении уроков по краеведению
Значение патриотического воспитания в нашем государстве.
Школьный музей и ФГОС.
История вокруг нас
Основные направления работы школьного музея
Система контроля воспитательной деятельности
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Музей и школа…В настоящее время очевидным становится одновременное существование этих двух понятий. В книге «Я поведу тебя в музей» М.Ю.Юхневич автор подробно рассказывает об истории становления музейного дела в образовательном процессе. Не сразу, но прочно и надолго музей становится центром патриотического воспитания.
Формирование у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности.
Расширение кругозора, познавательных интересов и способностей.
Овладение практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы.
Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.
В работе музея используются следующие формы работы: поисково-собирательская, пропагандистская, учебно-воспитательная; на базе музея проводятся уроки, музейные занятия.
В работе музея принимают участие все обучающиеся школы с 1 по 11 классы, а также воспитанники дошкольных групп.
Результаты: пополнение музея новыми экспонатами, выполнение учащимися исследовательских проектов, творческих работ, подготовка и проведение экскурсий.
Значение патриотического воспитания в нашем государстве.
Воспитание подрастающего поколения независимо от времени имеет огромное значение, ведь сегодняшним детям завтра придётся взять на себя всю ответственность за происходящее в государстве, в мире. Поэтому воспитанию Человека в разных странах, в разное время, у разных народов уделялось большое внимание.
А что значит воспитать человека? Научить его уступать место старшим в общественном транспорте, не обижать малышей, помочь нуждающемуся, правильно вести себя в обществе, соблюдать этикет? Но всего этого, наверное, мало, ведь воспитание человека – очень сложный, многогранный процесс. Воспитать настоящего гражданина своей страны, патриота – одна из проблем нашего сегодняшнего общества, она находится в зоне повышенного внимания со стороны государства и общества в целом.
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом»
Так что же стоит за этим понятием – «патриот»? Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия Россия пережила период крупных социально-политических изменений, которые вызвали как важные позитивные перемены, так и негативные явления. В короткие сроки была разрушена советская идеология, и началось бездумное копирование западных форм жизни. Общественные нормы и приоритеты, установленные российским законодательством, не объединили россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Граждане России не стали активными участниками общественной и политической жизни страны, были утеряны исторические корни.
Влияние семьи, школы в воспитании детей стало слабее, чем влияние улицы, где ребёнок проводит большую часть времени, Интернета, видео- и аудиопродукции.
В такой среде человеку сложно найти себя, утвердиться в жизни, стать личностью. Отсюда результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах.
Школьный музей и ФГОС
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Не просто получать готовые знания, а самому участвовать в их получении, заниматься исследовательской работой, стать непосредственным участником событий (тогда и успех будет радовать) – вот в двух словах суть этой методики.
В Стандарте в состав структуры учебного плана школы включена внеурочная деятельность, и музейная работа таковой и является. Именно во внеурочной деятельности ребёнок полнее удовлетворит свои познавательные потребности, открывается возможность дойти до каждого ученика, направить его на достижение определённых личностных результатов. В работе школьного музея используются различные формы внеурочной деятельности:
Разовые: викторины, конкурсы – дети развивают познавательные компетенции, учатся работать в коллективе, учатся общению; выставки – где ребёнок проявит свои творческие способности; тематические вечера – проявление самостоятельности при подготовке проведении;
Системные: экскурсии, общественно-полезная деятельность, выпуск газет и презентаций, выполнение проектов и исследований.
В настоящее время внеурочная деятельность широко представлена в работах методистов, учителей – предметников.
«История вокруг нас»
Как правило, школьный музей возникает на краеведческом материале.
В нашей школе силами учащихся, учителей, родителей, общественности в 2010 году был создан музей «Память народная». Из Уголка «Боевой славы», обязательного в советское время в каждой школе, он вырос до музея историко-краеведческого направления. В основном здании музея расположены экспозиции: «История школы», «Великая Отечественная война на луковниковской земле», «Русская изба». Кроме этого в коридорах школы расположены мини-экспозиции: « Династия учителей Раменских», « Подвиг лётчика, Героя Советского Союза А.М.Соколова», « У истоков комсомольской организации».
Основные направления работы школьного музея
Наши школьники принимают активное участие в работе музея, но детей нельзя заставить делать то, что им не интересно. Приходится искать новые формы работы, использовать опыт прошлых лет, сотрудничать с музеями других школ. Наша совместная деятельность представлена следующими направлениями:
Участие детей в работе музея – актив, проведение экскурсий, сбор информации о наших знаменитых земляках, работа по оформлению музея.
Встречи с интересными людьми, непосредственными участниками тех или иных событий, беседы с ними.
Проведение уроков мужества, посвящённых героическим страницам истории нашего села, страны.
Музейные уроки, проводимые в помещении музея, либо с использованием музейных экспонатов (Приложение 1).
Проектная деятельность. Работа над проектом «Мой край не обошла война». Он посвящён 70-летней годовщине Победы над фашистской Германией.
Связь с ветеранами педагогического труда, с родственниками ветеранов войны. К сожалению, на территории поселения уже нет ветеранов войны.
Сбор материалов о выпускниках школы, оформление альбомов «Наши выпускники».
Участие в акциях «Милосердие», «Ветеран», «Забота», посещение местного дома-интерната для престарелых и одиноких.
Проведение конкурсов сочинений, рисунков на запланированные темы.
Проведение на базе школы районных краеведческих чтений «Чтобы помнили».
Шефство над братскими захоронениями.
Работа с именами из Книги памяти.
Многие из направлений стали традиционными, но вместе с тем используются и новые формы работы.
В программе музея (Приложение 2) большое место отводится школьному самоуправлению. Учащиеся входят в Совет музея, создаётся Актив музея. Все мероприятия на базе музея проводятся при непосредственном участии детей и по их инициативе.
В школе 9 мая 2013 года был дан старт исследовательскому проекту «Мой край не обошла война» (Приложение 3), работа над которым посвящена 70-летию Великой Победы. В рамках этого проекта разработаны направления деятельности:
Продолжать изучение истории Луковниковского района в годы войны;
Продолжать работу по изучению деятельности партизанского отряда;
Установить связь с краеведами г. Зубцов, продолжить сотрудничество со школой №20 г.Тверь с целью изучения биографии П.А.Зиматовой;
Работать с именами Книги Памяти.
В воспитании детей нет ровной наезженной дороги, поэтому деятельность педагога всегда сопровождается трудностями.
Во-первых, это всё возрастающее влияние Интернета на наших детей, из которого они получают ту информацию, которая им интересна, но не всегда безобидна. Поэтому необходимо воспитывать у детей навыки информационной культуры, умение использовать богатства Интернета для самообразования. В музейном деле поиск информации в глобальной сети просто необходим.
Во-вторых, сегодняшним детям не хватает усидчивости, а музейная работа не терпит торопливости, поверхностных знаний. Необходимость работать с документами, книгами предполагает вдумчивое чтение, а уровень грамотности у многих детей невысок.
В-третьих, нельзя навязать детям то, чем они не хотят заниматься. В музейной работе нельзя никого заставлять, необходимо вызвать у ребёнка желание участвовать, например, в оформлении музея.
Для того, чтобы музей стал частью жизни ребёнка, вызывал у него только положительные эмоции нужна постоянная, каждодневная, кропотливая работа.
Система контроля воспитательной деятельности
Благодаря поисковой работе, фонд музея пополняется новыми экспонатами. Конкурсные работы оформляются в виде рефератов, сообщений, исследовательских проектов и хранятся в научно-методическом фонде музея.
Работа в музее кажется несложной лишь на первый взгляд. Чтобы заинтересовать современных школьников музейной работой, требуются максимальные усилия. Может быть, мои рекомендации больше продиктованы сердцем, чем имеют научное подтверждение. Но, тем не менее, результат на лицо. Музей живёт, действует, дети с удовольствием занимаются пополнением музея экспонатами, принимают участие в оформлении и с гордостью говорят: «Это наш музей!»
А если дети активны, их интересы совпадают с интересами учителей и поддерживаются ими, если используемые в работе средства, методы, приёмы достаточно гармоничны, то мотивация позитивная и устойчивая. Тогда будут решены все поставленные задачи.
Ривкин, Е.Ю.Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования[Текст]:Теория и технологии.- Волгоград, издательство «Учитель»,2014
Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей[Текст]:Монография. – М., 2001.
Проект « Мой край не обошла война».
Великая Отечественная война по-прежнему остаётся одним из значимых событий XX века. Но эти годы уходят всё дальше и дальше в историю, остаётся всё меньше свидетелей этих страшных лет. Перед ныне живущим поколением стоит важная задача успеть сохранить воспоминания тех, кто видел и помнит войну, будучи подростком, ребёнком, родственником ушедшего на фронт солдата. С этой целью мы начинаем работу над проектом « Мой край не обошла война», посвящённым 70-летию Великой Победы над фашистской Германией.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Луковниковского сельского поселения, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
развитие гражданских качеств школьника; его патриотического отношения к России и своему краю;
укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе;
пополнение экспонатами фонда школьного краеведческого музея.
Планируется вести исследовательскую работу по следующим направлениям:
Изучать историю Луковниковского района в годы Великой Отечественной войны.
Знакомиться с историей отдельных семей, живущих в с.Луковниково и окрестных деревнях.
Работать с именами Книги Памяти.
Продолжать изучение деятельности партизанского отряда, действовавшего на территории Луковниковского района в годы войны.
Продолжать изучение биографии П.А. Зиматовой. Установить связь с краеведами города Зубцов (Зубцовская СОШ №1, краеведческий музей, библиотека).
Привлечение внимание детей и взрослых к истории своей малой родины.
Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
Создание энциклопедии «Война на Луковниковской земле»
Дальнейшее сотрудничество со школами и музеями Тверской области.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковниковская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
Составитель Шкляева Д.А.
Тверская область, Старицкий район, с.Луковниково
Особенности работы музея:
Опыт работы.
Школа имеет определённый опыт работы в данном направлении. Школьный музей существует с 2010 года, в его создании приняли участие школьники, педагоги, жители села. Работа в этом направлении продолжается. Помещение музея и его экспонаты используются для проведения уроков и внеклассных мероприятий. В школе ежегодно проходят районные краеведческие чтения «Чтобы помнили». Ребята с удовольствием принимают участие в деловых, интеллектуальных играх проводимых в школе. Участвуют в районных и областных конкурсах.
3.Необходимо вызвать интерес к музею. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.
4. С целью активизации творческих способностей учащихся, привлечения их к музейному делу создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят 5 человек (2 учителя и 3 ученика), избирается председатель Совета музея и его заместители. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.
Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Педагоги школы отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.
«Люди нашего села»
«История школы»
«Великая Отечественная война»
3. Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов
Результат программы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Программа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для будущих потомков.
Механизм оценки результатов.
Результаты Программы будут отслеживаться классными руководителями, учителями, родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться. Результаты Программы будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
Дальнейшее развитие Программы.
Программа будет продолжаться, и охватывать все большее количество учащихся.