к какому направлению ислама относятся казахи
Ислам в Казахстане
Ислам в Казахстане — самая распространённая религия среди верующего населения Республики Казахстан. Мусульмане составляют 70,19 % населения по переписи 2009 года.
Содержание
История
Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.
По некоторым данным, первым толчком к расспростанению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, обьединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспанисию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.
Ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрок было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.
В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (сундет) совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским обрядам производят почти все казахи. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие Исламу. Мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Есть обряды тусау-кесу (обрезания пут), обряды отрезания волос по достижении новорождёнными малышами возраста 40 дней. Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тангри» как синоним слова Аллах.
В настоящее время в Казахстане функционирует более 5 000 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.
Особенности
См. также
Ссылки
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
Полезное
Смотреть что такое «Ислам в Казахстане» в других словарях:
ИСЛАМ — [араб., букв. предание себя (богу), покорность], мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (внач. 7 в.) среди араб. племён Зап. Аравии, в условиях разложения патриархально родового… … Философская энциклопедия
Ислам в России — Субъекты РФ с мусульманским большинством … Википедия
ИСЛАМ — монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя мусульманами (араб. муслим ). В настоящее время ислам… … Энциклопедия Кольера
Ислам — [араб., буквально покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи мусульмане составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта … Большая советская энциклопедия
ИСЛАМ — (араб. покорность) одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая мировой религией. Ее последователи мусульмане (откуда ее др. название мусульманство) составляют подавляющее большинство (от 80 до… … Советская историческая энциклопедия
ИСЛАМ — (мусульманство) самая молодая из всех мировых религий. В отличие от родственных ей «авраамических» религиозных течений иудаизма и христианства, ислам четко связан с именем реального человека. В 610 г. христианской эры торговец из аравийского… … Большая актуальная политическая энциклопедия
ислам — Мечеть медресе султана Хасана и мечеть Рифаи на площади Салах ад Дина. Каир. ислам, одна из мировых религий, её последователи мусульмане. Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII в. Основателем ислама считается житель Мекки… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ИСЛАМ или МУСУЛЬМАНСТВО — (от араб. «муслим» – верный): одна из трех мощных и динамичных мировых религий наряду с христианством и буддизмом, насчитывающая в современном мире около миллиарда приверженцев. Возник в начале 7 в. в Западной Аравии, в период образования… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Религия в Казахстане — Казахстан, согласно конституции является светским государством 1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. 2.… … Википедия
Буддизм в Казахстане — Буддизм … Википедия
Ислам в Казахстане
Казахстан, Республика Казахстан, государство в Центральной Азии. До 1991 Казахстан входил в состав СССР (с 1936 –Казахская Советская Социалистическая Республикя), с 16 декабря 1991 – независимое государство.
Религиозная жизнь.
В советский период вся религиозная деятельность находилась под жёстким контролем и систематически подавлялась. Однако казахи, чьи предки были обращены в Ислам в 9 в., сохранили свою приверженность этой религии. В январе 1990 года в Казахстане было учреждено Духовное управление мусульман. Однако конфликты между верующими и опасение, что в стране распространится исламский фундаментализм, заставили государство ограничить сферу деятельности Ислама. Помимо Ислама суннитского толка и православного Христианства, в республике существуют различные секты и течения (староверы, адвентисты, баптисты, лютеране, кришнаиты и др.).
История.
На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.
По мере расширения монгольского ханства распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.
Цивилизующее воздействие Ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.
Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.
Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
Однако позиции Ислама из года в год становились всё более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.
Ислам сегодня.
На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.
Основные направления деятельности мусульманских религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство.
В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным относятся медресе в Алма-Ате, Атырау, Талгаре, Таразе, Джезказгане. В международных казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты «Арабский язык и религиоведение». Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.Яссауи в Туркестане и Исламский институт в Алма-Ате.
В Казахстане выпускаются исламский журнал «Мир Ислама», газета, а так же духовная литература.
Каждый год увеличивается число казахстанских паломников, совершающих Хадж. В среднем свыше 500 граждан Казахстана выезжают в Саудовскую Аравию с этой целью.
Для казахов характерна терпимость к другим религиям.
Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, а также татары и башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа (среди них чеченцы, аварцы, ингуши относятся к шафиитскому мазхабу), азербайджанцы (последние у себя на родине в основном придерживаются шиизма), а также есть и русские, принявшие мусульманство, в основном суннитского толка.
Казахам всегда были чужды политизация Ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм.
За последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.
Отношения в религиозной сфере в Казахстане регулируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев.
Наряду с традиционными конфессиями свою деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.
Если вернуться к истории, то началом возрождения Ислама в Казахстане можно считать 1990 год. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек.
Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом «Казахстан-1» совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь.
Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодёжью и деятельности духовных учебных заведений.
Русские мусульмане Казахстана.
Интерес к Исламу у представителей народов, которые веками исповедовали другие религии, появляется не только в России. Одним из центров русских мусульман на постсоветском пространстве сегодня является также Казахстан.
Русские мусульмане Казахстана – это очень открытые, позитивно настроенные к окружающим люди.
Для XXI века вряд ли следует понимать религиозное возрождение как простое повторение и реставрацию традиционного средневекового Ислама (и даже джадидской версии) без духовных приращений и творческих переосмыслений. Вместе с тем именно исламское наследие имеет предпосылки стать интегрирующим фактором духовно-нравственного и социального возрождения Казахстана.
Литература:
Нуртазина Назира. Ислам в истории средневекового Казахстана.
Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы. 1998.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х т. T.1 Алматы. 1996. С. 58.
Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Вып.1 М., 1991. С. 62.
Комаев В. С. Ислам в Казахстане: правда и вымыслы.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива
Сегодня одной из актуальных проблем становится ситуация с развитием ислама в Казахстане. Особенно после вылазки террористов, исповедующих радикальные его течения.
Поэтому вполне логично, что в нашем обществе задумались над тем, в каком направлении следует двигаться, чтобы сохранить мир и целостность государства, чтобы избавить казахстанский народ от междоусобиц и религиозных распрей. Мы попросили высказать свое мнение по этой непростой проблематике теолога-религиоведа Марата Смагулова.
Исламский фактор
— Какова роль ислама в жизни народов Евразийского пространства вообще и Казахстана в частности?
— В условиях новых геополитических реалий следует обратить особое внимание на конкуренцию между исламскими странами в их стремлении добиться доминирования своих ценностей и идеологий на постсоветском пространстве. Это требует усиления демократических институтов как условия инфильтрации наиболее экстремистских течений, использующих ислам в своих политических и геополитических интересах.
Если говорить о Казахстане, то традиционно казахи исповедуют ислам суннитского направления ханафитского мазхаба, относящийся к умеренным течениям. Уже в IX веке ислам являлся государственной религией караханидов, проживавших на территории современного Казахстана.
Не углубляясь дальше в историю, выскажу мнение, что сегодня назрела острая необходимость разработки и осуществления единого государственного подхода к решению религиозных проблем, особенно в плане возрождения национальных традиций и ценностей в духовной жизни казахстанского общества.
Наука о нравственности
— Несмотря на частое упоминание суфизма, большинство наших граждан имеют о нем весьма смутное представление. Что такое суфизм, и какое он имел влияние на наше общество?
Надо отметить, что процесс исламизации казахов развивался посредством значительного воздействия и влияния суфийских идей и представлений. Поскольку суфизм не отвергал казахские обычаи, проявил к ним лояльность и поддерживал древние общественные институты.
Анализ показывает, что традиции и обычаи казахов тесно связаны с суфизмом. Это и «салем беру» невесты, бата аксакалов, кыркы, жылы, корысу, дем салу, кудалык, сундет-той, кудайы и другие ритуалы. Произведения многих знаменитых казахских мыслителей и акынов базируются на идейной основе этого духовно-интеллектуального направления ислама.
Из истории тарикатов
— Из истории ислама известно, что одним из самых известных и влиятельных суфийских орденов считался Накшбандийский тарикат. Какое влияние он оказал на развитие ислама у нас?
Назван тарикат в честь одного из своих знаменитых шейхов Бахауддина Накшбанди, мавзолей которого находится в Бухаре. Его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записывать его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти.
Что же касается распространения этого тариката в Казахстане, то ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге приводит имена видных суфийских шейхов, живших здесь во времена правления хана Золотой орды Узбека. Чуть ранее Берке-хан, четвертый по счету правитель Золотой Орды, принял ислам и получил религиозные знания у суфийского шейха Сайф ад-дина ал-Бахарзи. Необходимо отметить, что ученым-историкам еще предстоит изучить историческую роль Берке-хана в распространении ислама на подвластных ему землях.
Со времен Золотой Орды и до выселения в Казахстан кавказских народов суфизм имел сильное влияние на нашей земле. Во время и после подавления восстания Е.Пугачева (1773-1775гг.) многие суфийские ученые с учениками перебрались из России в казахскую степь. Среди них были татарские, башкирские и кавказские суфии.
Во времена тоталитаризма благодаря суфийским шейхам люди смогли придерживаться религиозных обрядов. В отличие от мирян, стремившихся к земным благам, они избирали аскетичную и праведную жизнь. Таким образом, их учение основывалось на идее чистоты помыслов души и тела.
Бороться с причиной, а не со следствием
— Сможет ли суфийский орден, даже такой древний, противостоять идеологии ваххабизма в нашем обществе?
Борьба со следствием, а не с причиной не может дать должного результата, она бессмысленна. На наш взгляд, только противопоставление идеологии суфизма ваххабизму даст положительный результат. И не стоит изобретать велосипед. Накшбандийский тарикат, который точно так же, как и казахи, придерживается ханафитского мазхаба и матуридийской школы вероубеждения, помимо этого использует духовные практики.
Например, зикры, о которых сказано в Коране. Чтение салавата (прославление Пророка (мир ему)) укрепляет сердца мусульман и приближает к довольству Всевышнего. Таким образом, суфизм Накшбандийского тариката основан на Коране и Сунне, в противном случае его давно «забраковали» бы салафиты. Но, не имея такой возможности, последние постоянно выслеживают, где печатают книги о суфизме, а потом либо скупают их и сжигают, либо покупают типографию и перепрофилируют ее. Поэтому книг авторитетных авторов об истинном суфизме очень мало. А переводов тем более.
Точки соприкосновения
— Какова ситуация с суфизмом у нас в стране на сегодня?
— К сожалению, суфизм в Казахстане до сих пор должным образом не изучен, не говоря уже о научном или интеллектуальном суфизме. Этим пользуются псевдосуфийские движения, вызывая у людей неприязнь к нему. Им помогают в этом псевдосалафиты, которые занимаются только дискредитацией суфизма, выступая от его имени. Задача теологов и ученых заключается в том, чтобы не допустить перекосов в сторону псевдосуфизма и невежества, спекуляций на эту тему.
Суфии Накшбандийского тариката очень ревностно относятся к наследию Яссауи, называя его «Баба Ахмет». Он очень почитаем турками, и недаром ЮНЕСКО объявило 2016-й годом Ахмета Яссауи. Известно, что турецкий муфтият следует Накшбандийскому тарикату, и поэтому в Турции нет проблем, связанных с ваххабизмом.
В странах, где Накшбандийский тарикат стал общенародным, существует действенный заслон против идеологии терроризма. Для сохранения стабильности, покоя и мира в Казахстане имеет смысл тщательно изучить и перенять позитивный многовековой опыт, в основе своей столь схожий с традиционным мировоззрением казахов.
Ислам в Казахстане
Казахстан в этом году отмечает 30-летний юбилей своей Независимости. Из атеистического советского государства страна превратилась в демократическое, светское, правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свобода. Казахстан за годы независимости уверенно реализует взвешенную политику в сфере религии. В стране с первых дней независимости создана своя уникальная модель светского государства, отличающаяся активной государственной политикой по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия . В Казахстане созданы все условия для свободы совести и вероисповедания.
Накануне традиционного для мусульман Казахстана праздника Ораза айт ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов рассказал порталу Qazaqstan Tarihy историю распространения ислама в стране и его возрождения в конце прошлого века.
Ислам – самая молодая из мировых религий, которая возникла в начале VII в. н. э. В течение столетий ислам распространился на значительной территории от Атлантического океана до Индии и Китая. В VII-VIII вв. мусульманские идеи проникли на территорию Центральной Азии и Казахстана.
Характерной особенностью распространения исламской идеологии в центрально-азиатском регионе, помимо хронологического фактора, являются ее многообразие, взаимопереплетение с интересами местных общин, ее взаимодействие с национальными культурами. Историки исламоведы отмечают существование в Центральной Азии таких направлений ислама, как суннитские и шиитские течения, суннитские теологические школы (матуридийа, ашарийа, каррамийа), суннитские богословско-правовые толки (ханафитский, шафиитский), суфийские братства (йасавийа).
Традиционное мусульманское общество долго формировалось в Центральной Азии. Классический ислам в форме этих учений развивался в тесном взаимодействии с национальными обычаями и традициями народов региона. В результате в Центральной Азии сложилась региональная форма мусульманской религии, адаптированную к местным этнокультурным традициям. Носителями этого культурного комплекса стали тюркские народы.
О появлении первых исламских миссионеров стало известно в связи с событиями Таласской битвы 751 года, когда в сражении между мусульманами Арабского халифата, которые продвигались вдоль южного маршрута Шелкового пути, и войсками империи Тан, тюрки вступили в битву на стороне арабов и сообща нанесли империи сокрушительное поражение. Мусульмане закрепились в Мавераннахре, где сходились караванные дороги из Китая, Индии, Ближнего Востока, Сибири и Северной Европы. Академик В. Бартольд в книге «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» писал, что после битвы при Атлахе тюрки постепенно стали принимать ислам.
Значит, в 2021 году исполнится 1270 лет со дня начала принятия ислама нашими предками.
По данным ученого историка тюрколога Сабри Хизметли, турки начали принимать ислам с Х века, создали первые мусульманские государства государство Волжских булгар в 921 году, государство Караханидов в 945 году, государство Газанцев в 963 году, государство Салджук в 1038 году.
В начале ислам проник в южные оседлые современного Казахстана районы, а в IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы тюрки-карлуки, потом уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и в бассейне Сырдарьи. В период правления династии Караханидов (999-1212) ислам приобрел статус государственной религии. В начале X века ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией.
Известно, что в VIII-IX вв. в мусульманском праве сложились четыре школы: ханафитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов, названных так по именам их основателей. Ханафитская школа исламского права сложилась в VIII в. в Ираке, основоположником ее является мусульманский богослов Абу Ханифа ибн Сабит ал-Куфи ал-Имам (699-767). С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое исламское сочинение по догматике «Асл ат-таухид». Он является первым, кто применил методы казуистического исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение религиозных положений и требований к повседневной жизни.
В рамках ханафитского мазхаба свое развитие также получило теологическое учение Матуридийа. Основатель учения имам Абу Мансур ал-Матуриди родился в Самаркандском регионе, селе Матурид (родился в 280/894 г. и умер в 333/944-45 г.). Имам ал-Матуриди собрал все богословские суждения, позиции по основам богословия, дошедшие до него от Имама Абу Ханифа и написал на их базе книги («Китаб ат-таухид», «Та’вилат ал-Кур’ан»).
Безусловно, ислам повлиял на развитие культуры. Приобщение к ценностям религии способствовало установлению культурных, духовных, научных связей региона со странами Ближнего и Среднего Востока. Контакты представителей разных народов стали основой для расцвета знаний и искусств в эпоху мусульманского Ренессанса (так называют расцвет культуры арабо-исламского мира в IX-XII вв.). Ученые-мусульмане внесли большой вклад в развитие алгебры, тригонометрии, физики, оптики, астрономии и других научных дисциплин. Высочайших достижений они добились в астрономии, которая в исламском мире имела практическое знание, так, например, необходимо было точно определять направление на Мекку, производить расчеты, связанные с лунным календарем и т.д. Средневековый мусульманский Восток значительно опережал Европу по уровню развития медицины. Достижения арабской медицины были суммированы в «Каноне медицины» знаменитого Абу Али ибн Сины (Авиценны). Средневековая восточная философия дала мощный импульс развитию классической мусульманской науки и культуре в Центральной Азии. Наиболее известными представителями науки и философии стали великие мыслители Аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари и Мухаммед Хайдар Дулати.
Также целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1257-1267) и особенно это политика усилилась при хане Узбеке (1312-1341). Дальнейшее усиление позиции ислама в XIV в. связано с приходом к власти Амир Тимура (1370-1405). В это время и на территории современного Казахстана начинают формироваться сильные богословские центры ханафитского фикха. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес Ходжа Ахмет Яссави, суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире, основатель суфийского ордена Яссавийа, уроженец города Сайрама Ходжа Ахмет Яссави (ум. в 1166-67г. в г. Яссы/Туркестане). В честь Яссави, по приказу эмира Тимура, в XIV-XV вв. был воздвигнут мавзолей, ставший шедевром мирового зодчества и крупнейшим памятником мусульманской архитектуры в Казахстане.
В последующем часть чингизидов Золотой Орды исповедовали суннитский ислам ханафитского мазхаба, прежде всего в Улусе Джучи, и защищали религию и страну от врагов ислама от ламаизм-буддизма. Примерно с конца XIII в., тюрки-мусульмане называли себя «ногайлы», по имени чингизида Ногая, который собрал мусульман и воевал с ханом Тохты, который исповедовал и пропагандировал буддизм. После переворота Узбек-хана в начале XIV в., когда мусульмане установили гегемонию в степи, тюрков мусульман стали называть «узбеками». Одна из соперничавших групп мусульман-чингизидов (Урусиды) в XV в. вела термин «казахи», то есть своевольных претендентов на власть. В начале XVII века, после того как мусульмане узбеки и ногайлы потерпели сокрушительное поражение от джунгар (калмак), сопротивление ламаизм-буддизму успешно возглавили Урусиды, после чего имя «казах» приобрело в степи престиж, став узлом пересборки разбитых мусульманских родов, откочевавших к единоверцам-чингизидам и одним из названий народа кочевых тюрков-мусульман. После успешных сражений этническое наименование «казах» сохранилось в истории. В XVI-XVII вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в этот период стали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана.
Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в ХV в. стали султаны Жанибек и Керей.
Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба. Однако при этом в общественной и частной жизни населения государства складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма. Религиозная система казахов активно использовала предшествующий, наработанный в условиях специфической кочевой формы жизнедеятельности тюрков духовно-ценностный капитал, преломив его через призму традиционных народных верований, культов, обрядов, обычаев, создав тем самым неповторимый сплав, который характеризуют структурная разноплановость и полисинкретичность.
Ислам в период в составе Российской империи
Решающим фактором исламизации Казахстана, присоединившегося к Российской империи в 18-19 веках, является отношение России к исламу. В первые годы колониализма, российское правительство начало распространять христианство среди кочевого населения, а впоследствии, не получив результатов, перешло к распространению исламской религией через контроль путем внедрение татарских мулл и представителей российского духовенства. Политика насильственного переселения русских на север Казахстана в этот период оказала значительное влияние на укрепление и распространение позиций ислама. Великий казахский ученный Ч.Ч. Валиханов, который был противником политики царского правительства и отдельных мусульманских обычаев, традиции в казахской степи, в своей статье «О мусульманстве в степи» писал: «Утверждать в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа». Увеличение численности русского населения в степи, в том числе и в северном регионе, на этнической основе привело к разделению на Южную и Северную часть территорию Казахстана, а также к тому, что приверженность масс исламской религии была воспринята с российской стороны в начале 20 века как фактор, угрожающий колониальной политике Российской империи, ее единству. Тем не менее, весной 1906 года в Верном прошел 1 Курултай мусульман Туркестанского края, в котором приняли участие около 100 делегатов. В учредительном постановлении подчеркивается необходимость создания мусульманской религиозной общины, занимающейся вопросами духовенства, избрания духовенства от муфтия до азанчи самим народом, открытия вакуфов, разрешения на строительство и ремонт мечетей, реформирования школ и медресе.
В 1917 году состоялся общеказахский съезд, организованный партией Алаш. В соответствии с программой политической партии Алаш были предложены вопросы отделения государства от религий, равенства всех религиозных организации перед законом, свободы пропаганды всех религиозных чтений, создания в Казахстане отдельного Муфтията. В том же году в Ташкенте состоялся съезд мусульман с участием представителей Туркестанского края, провозгласивший создание партии Мусульманского союза. Было объявлено, что съезд провозглашает ислам в качестве государственной религии и учреждена автономия Туркестана. Однако эти инициативы была изгнаны пролетарской революцией и Советским правительством.
Ислам в период атеизма в составе СССР
Этот период характеризуется атеистической политикой государства. В целом с 1917 по 1929 гг. – период относительной свободы в отношении советского руководства к исламу. Если с 1917 по 1923 гг. – в России можно выделить период большевистского активного выдавливания христианства (в первую очередь), когда воинствующий атеизм делает первые шаги в религиозной политике. Что же касается отношений власти с мусульманской религией, то, как отмечают французские исследователи (Беннигсен, Лемерсье-Келькеже, 1981), из стратегических соображений после периода гражданской войны, характеризовавшегося «кавалерийскими набегами» на религиозные институты, советское правительство приняло по отношению к исламским институтам политику относительной терпимости и избегало с десяток лет прямой конфронтации с исламскими религиозными «учреждениями».
В сентябре 1920 г. было создано Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) Европейской России, Сибири и Казахстана. В 1920-х гг. отмечается активизация религиозной жизни в казахском обществе. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) разрешила муллам работать в советских школах и позволила преподавание вероучения в мечетях детям. К 1924 г. в республике насчитывалось несколько десятков медресе, строились мечети, действовал шариатский суд. Мечети получили определенную финансовую самостоятельность в результате массового сбора пожертвований (садака и др.) от населения.
В 1923 г. на II Всероссийском съезде мусульман в г. Уфе в состав Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири было включено Казахское отделение (казият). Со временем мусульманское духовенство в лице казията перешло в ведение созданного в 1943 г. Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) с центром в г. Ташкенте.
В 1929-1941 гг. начинается ужесточение антирелигиозной борьбы, когда «религиозный нэп», характеризующийся частичной либерализацией был свернут. В борьбе с религией агитация и пропаганда стала постепенно отходить на второй план, уступая место воинствующей и открытой борьбе с религиозными организациями и репрессиями против верующих, а период с 1932 по 1937 гг. получил в истории название «безбожной пятилетки». Но эти меры не привели к полному вытеснению ислама из общественной жизни общества. Результаты исследований, проведенных в Казахстане в конце 80-х гг., показали достаточно высокий уровень религиозности населения. Доля людей, назвавших себя верующими и сочувствующими религии, составила в различных регионах республики от 20 до 70 %.
Анализируя советскую модель государственной религиозной политики в различные периоды советской истории необходимо отметить, что в ней были и этапы лояльного отношения государства к религии и религиозной жизни верующих, и жесткого тотального уничтожения священнослужителей, конфессий и духовной жизни советских людей. Религиозная политика коснулась каждой советской семьи и безусловно, сыграла значительную негативную роль в духовном развитии общества.
Ислам в Независимой Республике Казахстан
Современные процессы, происходящие в Казахстане и связанные с исламом, называют «исламским возрождением». Налицо возрастающий в обществе интерес к исламу. Конституция гарантирует каждому свободу совести, а также запрещает любые формы дискриминации по религиозному, этническому и иным признакам. В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести. Свобода совести означает, право каждого гражданина самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Согласно заключениям многих экспертов, законодательство страны соответствует базовым принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ и рядом других международных организаций. В рейтинге стран по индексу свободы человека Казахстан занял 75-е место из 162 стран мира. Законодательство дает право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды, церемонии и собрания в мечетях и в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах, жилищах, объектах общественного питания. В Казахстане созданы все условия для свободного паломничества верующих мусульман. Казахстан по праву называется «перекрестком цивилизаций». Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь тут жили и трудились вместе представители разных народов и этносов.
На современном этапе развития существенно вырос интерес представителей различных слоев населения к духовной, в том числе – к религиозной составляющей жизнедеятельности общества. Об этом говорят увеличение количество верующих в Казахстане за последние годы. По оценкам экспертов, количество верующих увеличилось по сравнению с серединой 1980-х годов с 20-25% до 90-95%. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман, которые согласно результатам общенациональной переписи 2009 г. составляют свыше 90% верующих. Также по количеству культовых сооружений, исходя из статистики, если в 1979 г. в Казахстане насчитывалось всего 25 мечетей, то по состоянию на 1 декабря 2020 года их количество достигло 2690.