к какому музейному фонду региональный федеральный принадлежат археологические коллекции
К какому музейному фонду региональный федеральный принадлежат археологические коллекции
Археологические коллекции могут относиться к разным формам собственности в зависимости от периода, когда они поступили в музей и от уровня подчинённости музея, в фондах которого оказались археологические предметы.
Рассмотрим хронологические рамки поступлений археологических коллекций.
Археологические предметы, поступившие в фонды музея до 26.05.1996 года включительно, не зависимо от уровня подчинённости музея (федеральный, субъекта РФ, муниципальный), относятся к федеральной собственности и входят в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. При этом оформление права безвозмездного пользования данными археологическими предметами для музеев муниципальных и субъекта РФ осуществляется путём заключения договора с Министерством культуры Российской Федерации.
Археологические предметы, принятые в фонды музея в период с 27.05.1996 года по 28.06.2002 года относятся к разной форме собственности. Так, для муниципальных музеев – это муниципальная собственность (негосударственная часть Музейного фонда РФ) и оформление права оперативного управления осуществляется за счёт оформления приказа учредителя. Для музеев субъекта Российской Федерации форма собственности археологических предметов, поступивших в фонды музея в указанный период, определяется как собственность субъекта Российской Федерации (государственная часть Музейного фонда РФ). Право оперативного управления оформляется через приказ учредителя.
Археологические предметы, поступившие в фонды музея в период с 29.06.2002 года и по настоящее время, для муниципальных музеев и музеев субъекта Российской Федерации разделяются на две формы собственности. Это может быть собственность федеральная или собственность субъекта Федерации. В любом случае, это государственная часть Музейного фонда РФ. В данном случае музеи должны принимать во внимание следующий фактор: в каком статусе находится археологический памятник (федеральный или региональный). Если археологический памятник регионального значения, то для муниципальных музеев необходимо заключать дополнительный договор с Министерством культуры субъекта РФ на право безвозмездного пользования, а для музеев субъекта РФ право оперативного управления закрепляется приказом учредителя. Если же археологический памятник находится в статусе федерального значения, то право владения (оперативное управление) археологическими предметами будет закрепляться через оформление договора с Министерством культуры Российской Федерации как для муниципальных музеев, так и для музеев субъекта РФ.
Для музеев с федеральным уровнем подчинённости любые поступления археологических предметов, независимо от периода и статуса археологического памятника, являются федеральной собственностью и входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. А право оперативного управления закрепляется путём оформления приказа учредителя (Министерство культуры РФ).
Информация по указанным периодам:
27.05.1996 года – день вступления в силу Федерального закона №54-ФЗ от 26.05.1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст.39 – вступление в силу).
29.06.2002 год – день вступления в силу Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 66 – вступление в силу).
До вступления в силу указанных федеральных законов действовали нормы предшествующего законодательства.
К какому музейному фонду региональный федеральный принадлежат археологические коллекции
Статья 14. Формы собственности на государственную часть Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые хранятся в музеях и иных организациях и которые:
находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и бывшей РСФСР) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона независимо от источников поступления или были приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и бывшей РСФСР);
приобретены государственными музеями и иными государственными организациями, находящимися в ведении Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В собственности субъектов Российской Федерации находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые:
находились в собственности субъектов Российской Федерации (автономных образований, городов республиканского подчинения, краев и областей бывшей РСФСР) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также были приобретены за счет средств их бюджетов;
приобретены государственными музеями и иными государственными организациями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
(часть третья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 357-ФЗ)
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, отчуждению из государственной собственности не подлежат.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 357-ФЗ)
О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
27 ноября 2015г.
№ 2877
О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ
В целях реализации пункта 11 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 27, ст. 3213; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 51, ст. 6150; 2010, № 43, ст. 5450, № 49, ст. 6424, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, №30(ч.1), ст. 4563, №45, ст. 6331, № 47, ст. 6606, №49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, № 31, ст. 4322, № 47, ст. 6390, № 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, № 17, ст. 2030, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, № 43, ст.5799, № 49 (ч. VI), ст.6928; 2015,№ 10, ст. 1420; № 29 (ч.1), ст. 4359), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов или иных работ.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.
Утвержден
приказом Минкультуры России
№ 2877 от «27» ноября 2015 г.
Порядок передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ
1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 27, ст. 3213; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 51, ст. 6150; 2010, № 43, ст. 5450, № 49, ст. 6424, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 30 (ч. I), ст. 4563, № 45, ст. 6331, № 47, ст. 6606, № 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, № 31, ст. 4322, № 47, ст. 6390, № 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, № 17, ст. 2030, № 19, ст. 2331, № 30(ч.1), ст. 4078; 2014, № 43, ст.5799, № 49 (ч. VI),
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.
4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона № 73-ФЗ:
4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.
4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной
ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №22, ст. 2591; 2003, №2, ст. 167; 2004, №35, ст. 3607; 2007, №27, ст.3213; 2008, №30, ст. 3616; 2010, № 19 ст. 2291; 2011, № 9, ст. 1206).
5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.
6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.
7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко- культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.
Частный случай: законна ли экспозиция негосударственного музея
Экспонаты из школ
Сам Першинг подтвердил «Известиям» факт обыска в музее.
СМИ сообщали, что Першинга заподозрили в связях с «черными копателями» и в разрушении памятников. Першинг не пояснил, с чем связан именно этот обыск, но подозрения в свой адрес подтвердил.
— Они не могут доказать, что я где-то что-то разрушал, что я что-то копал, — заявил он «Известиям». — Сначала говорили, что я разрушил якобы шесть памятников, потом — девять памятников. Но доказательств ни у кого нет, это всё голословно.
На вопрос о том, откуда в фондах музея такие ценные вещи, Першинг заявил, что их передавали из школьных музеев, которые закрывались в рамках оптимизации, ряд экспонатов — из других источников: частные коллекции, семейные реликвии и так далее.
На вопрос о том, как были оформлены экспонаты, Першинг отвечать отказался.
Экспонаты на сотню могил
Вскоре пресс-служба УФСБ по Тюменской области распространила информацию о том, что в отношении владельца «Музея частных коллекций» завели административное дело по статье о незаконном обороте археологических предметов (ст. 7.15.1 КоАП РФ).
«Установлено, что владелец музея принимал активное участие в незаконных раскопках, скупке и продаже исторических ценностей и вооружения на девяти объектах археологического наследия Тюменской области. Добытые находки (исторические артефакты XIV–XV вв.) находились в музее на ответственном хранении», — цитирует сообщение ведомства ТАСС.
В Тюменском музейно-просветительском объединении, структурным подразделением которого является Музей имени Словцова, сообщили «Известиям», что не имеют никакого отношения к обыску, также ничего не знают о происхождении экспозиции Гая Першинга. «Научным сотрудником музея», о котором говорил Першинг, на самом деле оказалась научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Ольга Пошехонова.
— Я была там в качестве специалиста, приглашенного сотрудниками ФСБ, — пояснила Пошехонова «Известиям». — Они еще 27 июля позвонили и спросили, могу ли я поучаствовать в этом мероприятии. 2 августа мне позвонили еще раз, сказали адрес и попросили приехать.
Она подчеркнула, что никакого отношения к музею имени Словцова не имеет, а Першингу свою должность назвала. В протоколе также это прописано.
Владелец «Музея частных коллекций» в Тюмени Гай Першинг
— Моя задача была — предварительно определить, какие предметы являются археологическими, чтобы уже потом аттестованные специалисты провели их экспертизу, — сказала она.
Пошехонова признается: в помещении музея у нее был легкий шок, потому что археологических предметов там было очень много. Сейчас все предметы переданы на временное хранение в областной краеведческий музей имени Словцова, где они пройдут экспертизу.
Она отметила, что археологические предметы он называл своей собственностью. При этом предоставить книгу поступлений, где должно быть прописано, из каких источников получены экспонаты, Першинг не смог — сначала сообщил, что она есть, затем выяснилось, что она потерялась.
Пошехонова замечает, что Першинг позиционирует себя как археолог, историк и краевед, однако многие связывают его с «черными копателями» — хотя и доказать это пока не могут.
— Археологи все друг друга знают, и мы знаем, что он никогда не проводил археологические раскопки, у него нет образования, он физически не мог получить разрешение на проведение таких работ, — заметила она. — В музее есть огромные скифские котлы ( V в. до н.э.— V в. н. э.) — очень ценные, и котлы XII–XIV веков приуральского производства. В основном, насколько я понимаю, предметы из Западной Сибири — и, видимо, добытые из могил. Дело в том, что в поселенческом слое люди оставляли обычно сломанные предметы, непригодные для работы — целые вещи найти там очень сложно. И если эти предметы действительно все получены из разрушенных могил, то их должно было быть уничтожено сотня, а то и две.
Музейный фонд не для всех
Руководитель сектора археологии Института проблем освоения Севера Оксана Зимина замечает: в профессиональной среде всегда удивлялись, на каких основаниях этот частный музей выставляет археологические предметы.
— Получение археологических предметов должно быть подтверждено, — сказала она «Известиям». — Ты не можешь просто так пойти и поработать на археологическом памятнике, как тебе вздумается. Институт археологии должен понять целесообразность работ на памятнике, Министерство культуры — выдать разрешение археологам, которые имеют право проводить эти работы.
По ее словам, археологи должны передать полученные в результате раскопок предметы на государственное хранение, в государственный музейный фонд. Все остальные действия, связанные с найденными археологическими предметами, незаконны, даже случайная находка должна быть передана государству.
— Археологические предметы могут находиться только в государственной части музейного фонда, — подтверждает Пошехонова. — Есть еще негосударственная часть музейного фонда, но она не может включать в себя археологические предметы.
Экспонат из экспозиции «Музея частных коллекций» в Тюмени
Специалист по музейному делу, попросивший остаться неназванным, пояснил «Известиям», что наличие археологических предметов в частном музее — это почти гарантия незаконности деятельности такого учреждения.
— В ФЗ-73 об археологии есть пункт, в котором написано, что археолог после раскопок должен передать предметы в государственную часть музейного фонда РФ, то есть в федеральные и региональные музеи, — сказал собеседник портала. — Частные музеи хранят только негосударственную часть музейного фонда. Единственное исключение — археологические предметы могут храниться в муниципальных музеях, но только та часть, которая оказалась там с 1996 по 2002 год, когда в законодательстве не было уточнения по муниципальным музеям. Новые археологические предметы туда передавать нельзя.
При этом он заметил, что школьные музеи действительно могли быть «кладезем интереснейших предметов», так как «туда несли всё подряд».
— Сейчас многие из них прекращают существование именно из-за сложного музейного законодательства — они должны оформить свою деятельность как музей, и не все могут это сделать, — сказал специалист. — Они передают свои экспонаты, но в таком случае всегда должен быть акт передачи предметов — как минимум двусторонний документ. Если этого документа нет, факт получения экспонатов из школьных музеев доказать крайне сложно.
Наказание за «черную археологию»
Партнер адвокатского бюро Москвы «Щеглов и Партнеры» Артем Лиляк замечает, что частный музей и оформлен должен быть соответствующим образом.
Он указал, что под термином «археологические находки» понимаются предметы, которые находятся на поверхности земли, под землей в культурных слоях, под водой. Но есть еще категория старинных предметов — это реликвии, которые хранятся в домах, в семьях и могут быть официально переданы музею. В этом случае должны быть оформлены необходимые акты с указанием собственника.
Экспозиция «Музея частных коллекций» в Тюмени
Лиляк подчеркнул, что государство может изъять из частного музея археологические находки или культурные ценности, если будет установлено, что они получены незаконным путем. Если же еще и докажут связь частного музея с «черными копателями», то ответственность будет зависеть от конкретных обстоятельств, говорит адвокат.
— Если музейщик или коллекционер не знал или был введен в заблуждение относительно судьбы приобретаемой в коллекцию вещи, то, скорее всего, кроме изъятия никаких последствий не будет, — пояснил он. — Если же приобретатель точно знал, что археологическая находка добыта незаконно «черными копателями», то тут возможна ответственность по ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем», по которой предусмотрено максимальное наказание до семи лет лишения свободы, так как незаконные археологические раскопки с повреждением или уничтожением культурного слоя — это преступление, предусмотренное ст. 243.2 УК РФ.
Если владелец музея еще и подстрекал «копателей» на раскопки, то он может стать соучастником уже по этой самое статье 243.2 УК РФ.
Источник — интернет
Опрошенные эксперты признались — они не помнят каких-либо частных археологических музеев в России: археология всегда была уделом государства. Однако на деле в коллекциях частных музеев встречаются в том числе археологические предметы. Сами владельцы музеев при этом отношения к копателям не имеют.
— Я покупал предметы по всей России, на Украине, в Белоруссии, на разных сайтах, — рассказал «Известиям» Антон Самарин, владелец кузнецкого «Музея редкостей царской России». — Проблем никогда не было, это вещи не из курганов, не ворованные из музеев. У каждого предмета из моей коллекции есть источник, откуда он у меня появился.
Экспонат из экспозиции «Музея частных коллекций» в Тюмени
По его словам, при покупке описания предметов, как правило, нет — информацию о них приходится искать в интернете и других источниках. Самарин также замечает, что люди, нашедшие предметы старины у себя на огороде, не обращаются в музеи и Министерство культуры. При этом его коллекцию знают, и он сталкивается только с одобрением своей деятельности, так как сохраняет ценные экспонаты в России.
«Музей редкостей царской России» состоит в каталоге Ассоциации частных музеев России, который собрал информацию о более 500 таких музеях. Еще 700 ожидают включения в каталог. В прошлом году Министерство культуры сообщало о формировании реестра частных музеев и разработке программы их развития до 2023 года. Сообщалось, что ключевая идея программы — интеграция частных музеев в единое музейное пространство страны и включение их наряду с федеральными, региональными и ведомственными музеями в государственные программы.
Другой информации о программе в открытом доступе пока нет, Минкультуры на запрос «Известий» на момент публикации материала не ответило, представители Ассоциации оказались не доступны для комментариев.
К какому музейному фонду региональный федеральный принадлежат археологические коллекции
от 27 ноября 2015 года N 2877
В целях реализации пункта 11 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2519; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 23, ст.2203; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; N 27, ст.3213; N 43, ст.5084; N 46, ст.5554; 2008, N 20, ст.2251; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 51, ст.6150; 2010, N 43, ст.5450, N 49, ст.6424, N 51 (ч.III), ст.6810; 2011, N 30 (ч.I), ст.4563, N 45, ст.6331, N 47, ст.6606, N 49 (ч.I), ст.7015, ст.7026; 2012, N 31, ст.4322, N 47, ст.6390, N 50 (ч.V), ст.6960; 2013, N 17, ст.2030, N 19, ст.2331, N 30 (ч.I), ст.4078; 2014, N 43, ст.5799, N 49 (ч.VI), ст.6928; 2015, N 10, ст.1420; N 29 (ч.1), ст.4359),
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.
в Министерстве юстиции
31 декабря 2015 года,
регистрационный N 40437
УТВЕРЖДЕН
приказом Минкультуры России
от 27 ноября 2015 года N 2877
Порядок передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.
4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:
4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.
5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.
6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.
7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.