к какому методу относятся загадки
Словесные приемы
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.
1. Наиболее распространенными игровыми методами являются:
В процессе обучения она выполняет две функции:
— совершенствование и закрепление знаний;
— усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.
В процессе совершенствования и закрепления знаний ребенок не просто воспроизводит их в том виде, в каком эти знания были усвоены, а трансформирует, преобразовывает усвоенное, учится оперировать знаниями в зависимости от игровой ситуации;
• воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
2. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как:
• внезапное появление объектов, игрушек;
• выполнение воспитателем различных игровых действий.
Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
К игровым приемам также относятся:
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования (в старших группах);
• создание игровой ситуации.
1. Словесные методы
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
1. К словесным методам относятся:
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жесты, речевые выразительные средства.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то он побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.
Предваряя рассказ педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа педагог своей интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Задача педагога: так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные:
По дидактическим иелям выделяют беседы: вводные и обобщающие (итоговые):
• обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований: необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
2. В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
• требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?, какой?, где?, когда?);
• побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умозаключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.
Методика » Загадки»
Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и без нее на основе жизненного опыта. Способность к активной поисковой деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Методика » Загадки»»
Источник: Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию».
Предлагается два варианта: первый (рис. в ПРИЛОЖЕНИИ) с картинками-отгадками (с 5 лет), второй — без картинок (с 6—7 лет).
Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и без нее на основе жизненного опыта. Способность к активной поисковой деятельности. Характер эмоциональных реакций. Наличие и стойкость интереса к заданию.
Перед ребенком кладут рис. 28 с изображенными отгадками и дают время рассмотреть картинки.
Инструкция: «Сейчас я буду читать загадки, а ты отгадай, о чем (о ком) говорится». Загадки читаются медленно, выразительно и не в порядке расположения картинок-отгадок.
ЗАГАДКИ
Тик-так говорят. (ЧАСЫ)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (ЗАМОК)
Под соснами, под ёлками,
Сидит мешок с иголками (ЁЖИК)
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (МЯЧ)
Идет пароход взад и вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать (УТЮГ)
В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу,
Хожу в пушистой шубке,
Орешки я грызу (БЕЛКА) После выполнения первого варианта переходят ко второму. Загадки читаются медленно и выразительно.
НАЙДИ ОТГАДКУ:
Сложишь — клин, а раскроешь — блин (забор, блины, зонт).
Хвост длинный, сама крошка, боится очень кошки (репа, мышь, рыба).
Один говорит, двое глядят, двое слушают (глаза, уши, язык).
Летит орлица по синему небу, крылья раскрыла, солнышко закрыла (птица, самолет, туча).
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к этому заданию. Они самостоятельно находят соответствующую картинку-отгадку. Некоторые заминки бывают в загадке об утюге, что связано с отдаленной схожестью текста загадки и реального объекта (отгадки). У всех детей отмечаются активный поиск отгадки и радость при правильном ответе. Второй вариант может вызвать трудности, но повторное чтение и интонация помогают отгадыванию.
Дети умственно отсталые в 5 лет задание первого варианта не выполняют. Их внимание привлекают картинки, и они называют их, не связывая с прочитанной загадкой. Некоторые дети начинают по ассоциации с изображением на картинке называть (но не рассказывать) что-то из своего прошлого опыта, не связанное с поставленной задачей. Направленная, уточняющая помощь не дает положительного результата.
Второй вариант не выполняется детьми 8—9 лет даже при оказании разъясняющей помощи.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию, понимают инструкцию. У некоторых проявляется импульсивность в процессе работы. Они не дослушивают загадку, выхватывают отдельный признак, фиксируют внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам. Поисковая деятельность снижена. Организующая помощь эффективна.
Второй вариант сложен для них. Требуется повторение загадки с наводящими вопросами.
Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
К нагляднымметодам относятся: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитация (подражания), зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь воспитателя детям.
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
· Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают.
В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии.
К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) дети смотрят стоя в шеренге.
К показу упражнений следует привлекать и детей: когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.)
· Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.
· Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
· Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
· Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.
· Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущении. Воспитатель помогает детям выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину ив высоту воспитатель оказывает помощь детям в виде страховки.
Словесный метод обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
· Название упражнения. Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на те, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
· Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.
· Объяснение используется при разучивании упражнении. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.
Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. При объяснении следует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая метанию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение.
· Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
· Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его.
· Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения.Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной — заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание.
Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («Повернитесь к окну!»). Но подаются они также в повелительной форме. В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пониманию и выполнению команд. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать.
· Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним.
· Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.
Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
· Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.).
К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
· Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы.
· С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко.
· Проведение упражнений в соревновательной форме. Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.
Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, критериями оценки становятся быстрота выполняемого задания.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется.В раннем возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кинограммы, кино- и диафильмы), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Методы работы с загадками.
Тема 2.2.4 (2). Составление и отгадывание загадок.
1) Понятия загадки и её значение в развитии детей.
3) Требования к подбору загадок.
4) Способы отгадывания загадок.
5) Методы работы с загадками.
Понятие загадки и её значение в развитии детей.
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, она заключает в себе замысловатую задачу в виде вопроса, прямого или скрытого. Содержание загадки отражает жизнь человека, растительный и животный мира, явления природы, предметы труда и быта и т. д.
Загадка это жанр народного творчества, слово «загадка» произошло от древнерусского слова «гадати». Появление загадки относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума.
Назначение загадки в разные времена было разное:
· В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, уберечь от нечистой силы своё жилище, семью, скот, орудия труда;
· Загадки использовались в военных и торговых делах, ими пользовались скоморохи и бродяги;
· С помощью загадок испытывались мудрость, находчивость, образованность человека;
· Загадки использовались как средство обучения детей и организация досуга.
Загадка развивает находчивость, сообразительность, воображение, память, формирует у детей любовь к народному творчеству, развивает мышление. Загадка несёт в себе много информации: о предмете, о повадках животных, о защитных приспособлениях, о среде обитания, о пользе и вреде и т. д.
Загадки развивают наблюдательность детей, формируют реалистические представления о природе, играют большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств.
Загадки развивают у детей поэтическое восприятие, побуждают детей к игре, развивают у них чувство юмора.
Виды загадок.
· Загадки с рифмующейся отгадкой,
· Загадки с типичными признаками внешнего вида и со звукоподражанием,
· Загадка – замысловатый вопрос,
· Загадки на основе переносного значения или метафоры,
· Загадки с использованием народных выражений,
· Загадки, требующие длительного наблюдения,
· Загадки, отражающие современные темы.
3. Требования к подбору загадок:
А) Доступные возрасту детей;
Б) Загадка должна нести в себе воспитательную ценность;
В) Язык загадки должен быть литературным и понятным;
Г) Учитывать степень трудности логической задачи (чем больше признаков, тем легче отгадать);
Д) Художественные образы загадки должны быть близкими и понятными детям;
Е) Загадыванию загадки должна предшествовать большая подготовительная работа.
4. Способы отгадывания загадок:
1) В младшей и средней группе отгадка даётся сразу;
2) Отгадывание – доказательство (в ст. и подг. гр):
А) Если загадка оканчивается вопросом, то доказательство начинается с объявления отгадки, затем следует её подтверждение признаками (Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? Дети отгадывают (зимой) и предлагают доказательство: потому что зимой на полях лежит снег, а на реках – лёд …);
Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом.
Методы работы с загадками.
Занятия, посвящённые отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.
Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребёнок догадался. Рассмотрим, как воплощаются эти требования на примере одного из таких занятий.
В «чудесный мешочек» воспитатель помещает четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочерёдно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей.
Воспитатель. Что ты достал? Сережа. Карандаш.
Воспитатель. Да, это карандаш. А какого он цвета? Дети. Красного.
Воспитатель. А как вы узнали, что карандаш красный? Марина. Потому что он обкрашен красным. Витя. Потому что у него сверху красное. Петя. Он сверху красный и в середине будет красный. Воспитатель. Вы верно догадались. У нашего карандаша красная рубашка. А если бы карандаш был синий, какая бы у него была рубашка? Дети. Синяя.
Воспитатель. Какой стороной карандаша можно рисовать? Оля. Которая заточена. Воспитатель. На что она похожа? Дети. Как нос у птицы. Как клюв!
Воспитатель. Верно. А теперь посмотрите, что я сделаю (проводит карандашом по прикрепленному к доске листу бумаги). Что осталось на листе?
Дети. Черта! Черта красного цвета. Воспитатель. Да, остался след. Затем ребенок достает расческу. Воспитатель. Что это Кирюша достал? К и р ю ш а. Достал расческу.
Воспитатель. Что это у расчески? (Показывает сначала на ручку, затем на зубья.)
Дети. Ручка! Зубья. Зубы. Зубчики. Воспитатель. А для чего нужны зубья расческе? Алеша. Волосы расчесывать.
Воспитатель предлагает показать, как расчесывают волосы. — Вот как зубья расчески по голове гуляют — волосы расчесывают,— замечает он.
Аналогично рассматриваются ножницы, кукольный стол, которые дети достают из мешочка. Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки.
Ивашка, красная рубашка, где носом поведет, там след кладет. Что это?
Ира. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.)
Воспитатель: А как вы догадались, что это карандаш?
Вера: Потому что он в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.
Саша: Потому что где носом начертит, остается след.
Воспитатель: А теперь отгадайте другую загадку. Стоят четыре брата под крышею одной, дружные ребята и все равны длиной. Что это?
Костя. Стол это! (Дети подтверждают ответ Кости.)
Воспитатель. А как вы догадались, что это стол?
Витя. Потому что у стола четыре ножки, и тут говорится, что четыре братца.
Алеша. Потому что все ножки одной длины, и про это тоже есть в загадке.
Ира. И еще сказано, что у них одна крыша. Это ножки крышу от стола держат.
Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про расческу («Зубы не едят, не кусают, по волосам гуляют») и про ножницы («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»).
Занятие заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить.
Поначалу проводятся два-три подобных занятия на разном материале, последующие занятия могут быть усложнены. Так, после рассматривания предметы могут быть закрыты, и предмет-отгадка выставляется только при мотивировке ответа. Затем предварительное рассматривание может быть снято, и загадываются загадки о наглядно представленных предметах. В случаях затруднений детей воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась неотгаданной. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. На этих же занятиях привлекаются к загадыванию известных им загадок и дети, повторяются старые загадки, но уже без наглядности.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Вначале для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. Здесь предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет, описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Дальнейшее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.
Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании. Последующее усложнение таких занятий связано с включением требования описывать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ребенок хочет «купить в магазине игрушек», он пользуется средствами сравнения: «Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава». Описывая мяч, говорит: «Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском».
Такое описание по сути приближается к загадке, воспитывает у ребенка вкус к яркой, образной речи, способствует формированию умения пользоваться своим запасом слов.
В старшей и подготовительной группе используются загадки метафоры с использованием народных слов и выражений, загадки на сравнение, с отрицанием, логические загадки, загадки, требующие длительного наблюдения.