к какому литературному течению принадлежит ахматова

Тест с ответами: “Творчество А.Ахматовой”

1. Литературное течение, к которому принадлежала Ахматова:
а) акмеизм, +
б) футуризм,
в) символизм

2. Настоящие имя и фамилия поэтессы:
а) Анна Гумилёва,
б) Анна Горенко, +
в) Анна Суворова

3. Совпадает ли лирическая героиня А. Ахматовой с личностью автора:
а) да, +
б) нет

4. В чем А. Ахматова видит предназначение поэта?
а) сохранить трагическую национальную память,
б) быть «голосом» совести своего народа, +
в) быть «глашатаем», «главарем» своего времени

5. Лирическая героиня А. Ахматовой:
а) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.
б) Боец- революционер.
в) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.+

6. Годы, когда создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»?
а) 1917-1930 гг
б) 1935-1940 гг +
в) 1959-1961гг
г) 1938-1958 гг

7. Количество стихотворений, которое вошло в состав поэмы “Реквием”?
а) 8
б) 10
в) 15+
г) 6

8. Кому хочет «установить» памятник А. А. Ахматова в «Реквиеме»?
а) народу-победителю
б) народному страданию+
в) себе
г) новой власти

9. Какое библейское имя употреблено в “Реквиеме”?
а) Магдалина+
б) Иосиф
в) Иов
г) Суламифь

10. Как назывался последний прижизненный сборник стихов А.А. Ахматовой?
а) «Anno Domini»
б) «Подорожник»
в)«Бег времени» +
г) «Тростник».

11. У А. Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что переводится как «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?
а) Н. Гумилева
б) И. Шмелева+
в) А. Блока
г) А. Твардовского

12. Данный цикл стихотворений А. Ахматовой был своеобразным «прошением на высочайшее имя», который она должна была написать, чтобы ее стихи снова были разрешены к публикации:
а) «Слава миру»+
б) «Тайны ремесла»
в) «Реквием»

13. Анна Ахматова была почетным доктором этого университета:
а) Гарварда
б) Оксфорда+
в) Кэмбриджа

14. Данную поэму А. Ахматова писала 22 года:
а) «Реквием»
б) «Поэма без героя»+
в) «Бег времени»

15. В «Мне голос был» (1917 г.) А. Ахматова выступила как:
а) страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной, +
б) поэт, который понял и принял революцию,
в) поэт, который не понял и не принял революцию

Источник

К какому направлению относятся стихи Анны Ахматовой? Символизм, акмеизм, футуриз?

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

«Анна Ахматова является одним из представителей этого безидейного реакционного литературного болота. Она принадлежит к так называемой литературной группе акмеистов, вышедших в свое время из рядов символистов, и является одним из знаменосцев пустой, безидейной, аристократическо-салонной поэзии, абсолютно чуждой советской литературе. Акмеисты представляли из себя крайне индивидуалистическое направление в искусстве. Они проповедовали теорию «искусства для искусства», «красоты ради самой красоты», знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни.
По социальным своим истокам это было дворянско-буржуазное течение в литературе в тот период, когда дни аристократии и буржуазии были сочтены и когда поэты и идеологи господствующих классов стремились укрыться от неприятной действительности в заоблачные высоты и туманы религиозной мистики, в мизерные личные переживания и копание в своих мелких душонках. Акмеисты, как и символисты, декаденты и прочие представители разлагающейся дворянско-буржуазной идеологии были проповедниками упадочничества, пессимизма, веры в потусторонний мир.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

«Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным, чадом. »
(Ахматова «Anno Domini»)

Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой»
Андрей Александрович Жданов.

Источник

Тест по творчеству А.А. Ахматовой

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по творчеству А.А.Ахматовой

1.К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

2.Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Какова фамилия поэта:

3.Лирическая героиня А.Ахматовой совпадает с личностью автора:

4.В чем видит А.Ахматова предназначение поэта:

Сохранить трагическую национальную память

Быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды

Быть «глашатаем», «главарем» своего времени

5. Как назывался последний сборник стихов?

6.Лирическая героиня А.Ахматовой:

Женщина, окруженная бытом, заботами сердца

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы

7.В стихотворении «Мне голос был» (1917) А.Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной

Как поэт, понявший и принявший революцию

8.В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала:

«Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…»

Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

9.Поэма А.Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России:

10.Укажите первый опубликованный сборник А.Ахматовой?

1. «Лирический пантеон»

11.Лирика А.Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Какие поэтические средства помогают передать внутреннее состояние героини?

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

12.В какие годы создавалась поэма «Реквием»?

13.Укажите, какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»?

14.В каком университете А.Ахматова получила почетную степень доктора наук?

Московский государственный университет

Ленинградский государственный университет

университет в Кембридже

университет в Оксфорде

15.Укажите последний прижизненный сборник стихов Ахматовой.

16. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений?

2. строительство нового общества

3. критика буржуазной морали

17.В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А.Ахматова?

18.Какой поэтический прием использован поэтом в данном отрывке?

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему..

19.Где происходит действие поэмы «Реквием»

20.Какую литературную премию вручили Ахматовой в 1964г?

21.Почетным доктором какого университета она была принята в последние годы жизни?

22. Какой из сборников не является «ахматовским»?

23.. В поэме «Реквием» есть строки: «Муж в могиле, сын в тюрьме,/Помолитесь обо мне». Назовите имена обоих.____________________________________________________

24.. Назовите годы жизни А.А.Ахматовой :

25.Куда эвакуируют Ахматову в начале Великой Отечественной войны из Ленинграда?

23-Лев Николаевич, Николай Степанович

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Номер материала: ДБ-1157187

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии

Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии

Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках Ахматовой, она «сделалась акмеисткой». Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние миры, в область «непознаваемого», отвергли «зыбкость слова», использование символов и обратились к реальным земным ценностям, красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это реабилитация реальности. Ахматова не случайно оказалась среди акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в деталях, выписанный мир, предстает лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна.

Как поэтический манифест можно расценивать знаменитое стихотворение Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» из цикла «Тайны ремесла»:

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. 1940

Но очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле русской классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед кем она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выражено в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911) из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе:

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911 Царское Село

Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне – в философии жизни, в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.

Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил…» (1835). «Приморский сонет», как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:

Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней. И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда… Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

«Голос вечности» в стихотворении – отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит его все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведет «не скажу куда». Мысль о неизбежности расставания со всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает не озлобление, а напротив – состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.

Для Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:

Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 1912

Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была утилитарной, агитационной. Поэтическое слово – «царственное слово» – обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:

Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе».

Тест по литературе для 11 кл. А.А.Ахматова

к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова

Тест по литературе для 11 класса. А.А. Ахматова

К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:

1)акмеизму; 2)символизму; 3)имажинизму; 4) футуризму.

А.А. Ахматова- это псевдоним. Какова фамилия поэтессы :

Лирическая героиня А Ахматовой совпадает с личностью автора :

В чём А Ахматова видит предназначение поэта :

1)сохранить трагическую национальную память;

4) быть «глашатаем», «главарём» своего времени.

Лирика А. Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихо (найдите лишнее):

1) «Чётки»; 2) «Вечер» ; 3) » Лебединый стан» ; 4) «Белая стая».

Лирическая героиня А. Ахматовой :

2) боец- революционер ;

В стихотворении «Мне голос был» (1917г.) А. Ахматова выступила :

2) как поэт, понявший и принявший революцию.

В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала :

Помолитесь обо мне…

Какой мотив творчества поэтессы наиболее ярко выразился в поэме :

1) гражданские мотивы; 2) библейские мотивы; 3) мотив Родины.

Поэма А. Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России :

1) в 1937г.; 2) в 1952г.; 3) в 1988г.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ : 1)1; 2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 3 ; 6) 3 ; 7) 1; к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть фото к какому литературному течению принадлежит ахматова. Смотреть картинку к какому литературному течению принадлежит ахматова. Картинка про к какому литературному течению принадлежит ахматова. Фото к какому литературному течению принадлежит ахматова1; 9) 3

LiveInternetLiveInternet

При встрече со стихами Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина: классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха, отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, — все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживающем себя в поэзии Ахматовой. Имя Пушкина было для нее самым дорогим — с ним связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить, воздействие Пушкина сказывается здесь на ином уровне — философии жизни, настойчивом стремлении быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы. Именно с пушкинской традицией связывается свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и гармонической точности стиха, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности, наконец, многообразие лирических тем, скрепляемых личностью поэта, который всегда современник читателю. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и, когда — после революции — пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но утверждению их — была убеждена Ахматова — не могло способ-

ствовать поругание человечности, жестокость, которая в пореволюционную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости. Неизбывной горечью наполнены ее стихи, порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни:

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является символом стойкости, мужества, неповторимого света русской поэзии. Пришедшая в литературу в начале двадцатого века в рядах замечательной плеяды поэтов Серебряного века, она сразу пошла своим неповторимым путём. …

Мое поколение Мало меду вкусило… Две войны, мое поколенье, Освещали твой страшный путь.

Многие читатели отождествляли, да и сейчас отождествляют творчество Ахматовой и её жизненный путь. Как ещё можно прочитать стихи, в которых лирическая героиня так явно, так открыто раскрывает свой внутренний мир:

Забудут? — вот чем удивили! Меня забывали не раз, Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А Муза и глохла и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом.

Написанные в феврале 1957 эти строки разве не являются доказательством того, что поэт и лирическая героиня одно и то же лицо? Развести поэта и её героиню не получится и во многих других стихах. Связь Ахматовой с Музой так крепка и нерасторжима, что она обращается к проблеме назначения поэтического таланта и воплощённого творчества в целом ряде своих стихов и прозаических заметок, объединённых общим названием «Тайны ремесла».

Мир вокруг поэта так враждебен и дисгармоничен, что возможность обрести гармонию даёт лишь творчество. В стихотворении «Уединение» впервые возникает символ трагического разобщения поэта и окружающего мира в виде высокой башни, построенной из камней, брошенных в автора этих строк:

Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен.

Но Ахматова, и поэт, и женщина, научилась просто, мудро жить, и потому из её уст выходит только благодарность, потому что «Отсюда раньше вижу я зарю, здесь солнца луч последний торжествует», — и она ближе стала к солнцу, к птицам. Как по-лермонтовски звучат эти строки («Мне тварь покорна там земная; и звезды слушают меня…» «Пророк»). Среди, в основной своей массе, мужского поэтического творчества Анна Андреевна умеет сохранить исключительно женское лицо. В споре с Брюсовым в стихотворении с названием «Творчество» она, кажется, продолжает изысканную звуковую и цветовую игру образов:

…Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Но продолжая следовать живущим в сердце законам акмеизма, она опредмечивает сам процесс создания стихов:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

Творческая лаборатория талантливого поэта – непостижимая область тьмы, загадка, никем из смертных не разгаданная. Автор словно противоречит сама себе: «Подумаешь, тоже работа, — беспечное это житьё: подслушать у музыки что-то и выдать шутя за своё…» Но в другом стихотворении вдруг раздражается криком: «Жёстче, чем лихорадка, оттреплет, и опять весь год ни гугу»!

Сколько создано стихов, в том числе и у Анны Андреевны Ахматовой, о поэтическом творчестве. Её стихи – утверждение вечности звучащего слова, запечатлённого в мрамор поэзии. Каждая строчка просто и в то же время замысловато раскрывает тайны её ремесла… Именно – ремесла. Но оно (это ремесло) такое царственное, величественное, неповторимое: Ахматовское:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово.

Её словам не истлеть никогда, как предсказала сама поэт.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№1)

Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любов­ной поэзии Ахматовой характерен глубо­кий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего ми­ра совершенно различных по психологическому складу и социальному положе­нию женщин. Это и юная девушка в ожи­дании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая жен­щина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорча­тым…»), и крестьянка, и бродячая цир­качка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с лю­бимым. Трагична участь женщины-поэ­та. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщи­ны-поэта:

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость.

Один из приемов — передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единич­ных бытовых деталях. В стихотворении

«Сжала руки под темной вуалью…» пере­даются судорожные движения лириче­ской героини, пытающейся удержать лю­бовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, ска­занная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситу­ации. «Сероглазый король» — одно из са­мых популярных стихотворений Ахмато­вой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращает­ся к разговорной речи, почти афористич­ной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихо­творения, передается нежное чувство, то­ска, ревность, любовь, печаль, т. е. рас­крывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля».

Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаиче­ский рассказ, иногда прерываемый от­дельными эмоциональными возгласами.И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.

Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, худож­ник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его ду­ховный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает зна­чительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом бла­годаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Инно­кентию Анненскому и другим поэтам се­ребряного века.

Муза Ахматовой тесно связана с пуш­кинской музой: она смуглая и подчас ве­селая. В стихотворении «Уединение» зву­чит мотив избранничества поэта. Искусст­во поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страст­ную благодарность жизни, вдохновляю­щей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяже­лые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глаза­ми. Уединение — это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихо­творения: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не стра­шен…» К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.

И вместе с тем муза Ахматовой — это муза вечная, «милая гостья с дудочкой в руке», приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемст­венности своего творчества.

В стихотворении Ахматовой «Родная земля», относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность пред­ставления о земле в буквальном смыс­ле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Ав­тор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. «Грязь на калошах», «Хруст на зубах», месиво, крошки — не только отягощаю­щие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В по­следних строках земля приобретает высо­кий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, про­должающегося уже в слиянии его с зем­лей и в физическом и в духовном смысле. Слово «своей» символизирует это едине­ние человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.

Лирика Ахматовой зачаровывает свои­ми тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бы­товой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэ­зии. Говоря о тайне и ее понимании поэ­тессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею создан­ных. Материал с сайта //iEssay.ru

Двадцать первое, ночь, понедельник… Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили. Так и живут. Ждут свиданья, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна. Да почиет на них тишина. Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.

Здесь не одна тайна. Прежде всего, тай­на любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает чело­века «больным», приобщенным к ново­му видению. Тайна почему-то открыва­ется лирической героине двадцать пер­вого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И нако­нец, игривое, «сочинил же какой-то без­дельник».

Острая — значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания че­ловека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая — значит, му­жественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагиче­ского века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произ­ведения Ахматовой острыми, например «Мне голос был…», «Не с теми я…», «Реквием», «Поэма без героя». Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим — иначе произведение разрушится. В сти­хах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *