к какому литературному течению принадлежала творчество ахматовой
К какому направлению относятся стихи Анны Ахматовой? Символизм, акмеизм, футуриз?
«Анна Ахматова является одним из представителей этого безидейного реакционного литературного болота. Она принадлежит к так называемой литературной группе акмеистов, вышедших в свое время из рядов символистов, и является одним из знаменосцев пустой, безидейной, аристократическо-салонной поэзии, абсолютно чуждой советской литературе. Акмеисты представляли из себя крайне индивидуалистическое направление в искусстве. Они проповедовали теорию «искусства для искусства», «красоты ради самой красоты», знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни.
По социальным своим истокам это было дворянско-буржуазное течение в литературе в тот период, когда дни аристократии и буржуазии были сочтены и когда поэты и идеологи господствующих классов стремились укрыться от неприятной действительности в заоблачные высоты и туманы религиозной мистики, в мизерные личные переживания и копание в своих мелких душонках. Акмеисты, как и символисты, декаденты и прочие представители разлагающейся дворянско-буржуазной идеологии были проповедниками упадочничества, пессимизма, веры в потусторонний мир.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
«Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным, чадом. »
(Ахматова «Anno Domini»)
Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой»
Андрей Александрович Жданов.
Ахматова. Несколько вопросов
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:
Акмеизму.
Символизму.
Имажинизму.
Футуризму.
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
Анна Суворова.
Анна Горенко.
Анна Гумилева.
Другое имя.
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
В чем видит А. А. Ахматова предназначение поэта:
Сохранить трагическую национальную память.
Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
Петь о любви.
Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее) :
“Четки”.
“Вечер”.
“Лебединый стан”.
“Белая стая”.
Лирическая героиня А. Ахматовой:
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
Боец-революционер.
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
Как поэт, понявший и принявший революцию.
В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
Гражданские мотивы.
Библейские мотивы.
Мотив Родины.
Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:
В 1937 году.
В 1952 году.
В 1988 году.
Литература
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Самыми известными русскими акмеистами были Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий, А.Ахматова. Судьба акмеизма и его представителей трагична.
Этапы жизни и творчества Анны Ахматовой. Автобиография «Коротко о себе»
Анна Андреевна Горенко появилась на свет 11 июня 1889 г. в пригороде Одессы в семействе флотского инженера. У Анны было три сестры и два брата. Вскоре семья переезжает в Царское Село, где Анна жила до 16 лет. По собственным воспоминаниям, она научилась грамоте по азбуке, составленной Львом Толстым, заговорила на французском в пятилетнем возрасте, прислушиваясь к гувернантке, занимавшейся со старшими детьми. С 11-летнего возраста начала пробовать сочинять стихи. Училась в Мариинской гимназии. В 1903 г. в Царском Селе познакомилась и подружилась с юным поэтом, гимназистом Н.Гумилевым. В 16 лет стала подписываться псевдонимом Ахматова (по фамилии прабабушки), потому что отец, прочитав ее поэтические пробы пера, попросил никому их не показывать и не позорить его фамилии. В 1905 г. родители разошлись. После окончания гимназии в Киеве, училась на Высших женских курсах.
В 1910 г. венчалась с Гумилевым, окончившим курс в Сорбонне, и они переезжают в Петербург. Гумилев принял поэзию жены всерьез, настоял, чтобы она писала. С 1910 по 1912 совершила несколько поездок в Европу. В Париже познакомилась с Амадео Модильяни, тогда еще неизвестным художником, который был в нее влюблен и любил рисовать ее портреты. В Петербурге продолжила обучение на Высших историко-литературных курсах и примкнула к «Цеху поэтов». Вместе с другими акмеистами посещала поэтическое кафе «Бродячая собака», где впервые прочитала свои стихи публике и приобрела популярность.
В 1912 г. выпустила сборник «Вечер». Критиками была воспринята как декадентская [2] модная поэтесса, «единственная представительница дамской интимной лирики». Тем не менее ее талант был признан сразу. Впервые женщина стала не просто музой и объектом лирических переживаний, она сама заговорила о своих интимных чувствах, что раньше позволялось только мужчинам. Необычность и подлинность дарования умной, интеллигентной женщины выделяли ее среди представительниц салонной поэзии, поэтому Ахматову стали называть поэтом, а не поэтессой.
Тема любви в творчестве отражена необычно, Ахматова сломала стереотипы о женской лирике своей предельной откровенностью, чувственность сделала частью высокой литературы. Все стихотворения сборника имитируют лирический дневник: изображение места действия, указание времени событий, описание предметов и передача разговоров создает ощущение истории жизни реальной женщины. В раннем творчестве присутствуют признаки акмеизма: предметность, ясность изложения, точность значения слова, демонстративная простота и лаконичная форма.
Николай Гумилёв, Лев Гумилёв, Анна Ахматова
Тюрьма «Кресты». г. Санкт-Петербург
В сентябре 1941 г. была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ташкент. В эвакуации напишет лаконичное стихотворение «Мужество», напоминающее каждым весомым словом клятву, но в нем без патетики [6] говорится о чувстве общности со своим народом. Призывает сохранить «великое русское слово», оно – основа самобытности культуры и национального самосознания. В 1944 г. узнает, что сын освобожден и ушел добровольцем на фронт. Лев Гумилев дошел до Берлина и после победы вернулся домой.
В 1949 г. арестовывают мужа Николая Пунина, который из лагерей больше не вернется, и сына, получившего по приговору 10 лет. По воспоминаниям Льва Николаевича, в первый раз он сидел за отца, как сын врага народа, потом за мать, на которую завели дело и собирали материалы для ее ареста. Ахматову заставили молчать, сделав заложником сына. Освобожденный только в 1956 г. Лев Гумилев, выдающийся ученый, отсидевший более 14 лет, был впоследствии полностью реабилитирован и признан невиновным по всем статьям.
В 1964 г. получила в Риме премию за вклад в мировую литературу «Этна Таормина». В 1965 г.- поездка в Лондон, ей присваивают почетную докторскую степень в Оксфорде.
Умерла 5 марта 1966 г. после четвертого инфаркта, похоронена в Комарово под Петербургом.
Особенности поэтического мастерства
Следует отметить особенности творчества Анны Ахматовой. Она привнесла в поэзию сложность и психологизм русского классического романа XIX в. У Ахматовой стихотворение – это сжатая реалистическая драма, лирические переживания обрастают сюжетом. Психологизмом пронизаны не только эмоции героев, но их жесты, мимика, детали одежды или обстановки, передающие внутреннее через внешнее. Ей удалось опоэтизировать непоэтические предметы и вещи: плесень она может назвать таинственной, двух стрекоз на «ржавом чугуне ограды» отразить как примету любви. Образы ее поэзии лишены лирической туманности, она избегает метафор и других средств поэтической выразительности.
Интересна эволюция лирической героини в поэзии Ахматовой от лиризма и драматизма к трагедийному восприятию жизни и философскому осмыслению. В раннем творчестве у ее героинь амплуа [7] роковой и сложной женщины, помимо воли приносящей несчастье. Проявляется умение представлять себя в различных жизненных ситуациях, разнообразных ролях. Лирическая героиня многолика: может быть женщиной из русского средневековья («Муж хлестал меня узорчатым»), мифической русалочкой («Мне больше ног моих не надо»), царевной из сказки («Ты поверь»), возлюбленной короля из старинной баллады («Сероглазый король») и др. Постепенно этот образ меняется, личные переживания отходят на второй план, героиня обретает гражданский голос; во времена репрессий, в военные годы лирическая героиня становится частицей своего народа. Особенностью лирики Ахматовой является то,что всегда в этом образе звучит женское начало и потребность любить.
Родина в творчестве А.А.Ахматовой
Значение творчества Ахматовой
Впервые в истории мировой литературы поэт-женщина заняла достойное место на поэтическом Олимпе. Ее раннее творчество сравнивали с поэзией древнегреческой поэтессы Сафо. Ахматова с самоиронией говорила о литературных заслугах в эпиграмме на свои стихи: «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!».
Словарь
1. Манифест – торжественное письменное обращение о событиях исключительной важности
2. Декадентская поэзия – упадническая, разрушающая традиционные представления о жизни
3. Репрессии – массовые политические гонения, уничтожение инакомыслящих
4. Ода – лирическое произведение торжественного, возвышенного стиля
6. Патетика – возвышенный, взволнованный тон высказывания
7. Амплуа –определенная, характерная роль актера
8. Ладанка – мешочек с оберегом или талисманом, который носили на груди
Тест по литературе для 11 кл. А.А.Ахматова
Этот тест составлен для учащихся 11 класса. Он позволит учителю быстро проверить знания по теории литературы, понимание проблематики произведений А.Ахматовой, их роли и места в литературном процессе, а также знания текстов изучаемых произведений.
Содержимое разработки
Тест по литературе для 11 класса. А.А. Ахматова
К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:
1)акмеизму; 2)символизму; 3)имажинизму; 4) футуризму.
А.А. Ахматова- это псевдоним. Какова фамилия поэтессы :
Лирическая героиня А Ахматовой совпадает с личностью автора :
В чём А Ахматова видит предназначение поэта :
1)сохранить трагическую национальную память;
4) быть «глашатаем», «главарём» своего времени.
Лирика А. Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихо (найдите лишнее):
1) «Чётки»; 2) «Вечер» ; 3) » Лебединый стан» ; 4) «Белая стая».
Лирическая героиня А. Ахматовой :
2) боец- революционер ;
В стихотворении «Мне голос был» (1917г.) А. Ахматова выступила :
2) как поэт, понявший и принявший революцию.
В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. Ахматова писала :
Помолитесь обо мне.
Какой мотив творчества поэтессы наиболее ярко выразился в поэме :
1) гражданские мотивы; 2) библейские мотивы; 3) мотив Родины.
Поэма А. Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России :
1) в 1937г.; 2) в 1952г.; 3) в 1988г.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ : 1)1; 2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 3 ; 6) 3 ; 7) 1; 8) 1; 9) 3
Тест с ответами: “Творчество А.Ахматовой”
1. Литературное течение, к которому принадлежала Ахматова:
а) акмеизм, +
б) футуризм,
в) символизм
2. Настоящие имя и фамилия поэтессы:
а) Анна Гумилёва,
б) Анна Горенко, +
в) Анна Суворова
3. Совпадает ли лирическая героиня А. Ахматовой с личностью автора:
а) да, +
б) нет
4. В чем А. Ахматова видит предназначение поэта?
а) сохранить трагическую национальную память,
б) быть «голосом» совести своего народа, +
в) быть «глашатаем», «главарем» своего времени
5. Лирическая героиня А. Ахматовой:
а) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.
б) Боец- революционер.
в) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.+
6. Годы, когда создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»?
а) 1917-1930 гг
б) 1935-1940 гг +
в) 1959-1961гг
г) 1938-1958 гг
7. Количество стихотворений, которое вошло в состав поэмы “Реквием”?
а) 8
б) 10
в) 15+
г) 6
8. Кому хочет «установить» памятник А. А. Ахматова в «Реквиеме»?
а) народу-победителю
б) народному страданию+
в) себе
г) новой власти
9. Какое библейское имя употреблено в “Реквиеме”?
а) Магдалина+
б) Иосиф
в) Иов
г) Суламифь
10. Как назывался последний прижизненный сборник стихов А.А. Ахматовой?
а) «Anno Domini»
б) «Подорожник»
в)«Бег времени» +
г) «Тростник».
11. У А. Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что переводится как «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?
а) Н. Гумилева
б) И. Шмелева+
в) А. Блока
г) А. Твардовского
12. Данный цикл стихотворений А. Ахматовой был своеобразным «прошением на высочайшее имя», который она должна была написать, чтобы ее стихи снова были разрешены к публикации:
а) «Слава миру»+
б) «Тайны ремесла»
в) «Реквием»
13. Анна Ахматова была почетным доктором этого университета:
а) Гарварда
б) Оксфорда+
в) Кэмбриджа
14. Данную поэму А. Ахматова писала 22 года:
а) «Реквием»
б) «Поэма без героя»+
в) «Бег времени»
15. В «Мне голос был» (1917 г.) А. Ахматова выступила как:
а) страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной, +
б) поэт, который понял и принял революцию,
в) поэт, который не понял и не принял революцию