к какому литературному течению принадлежал блок
Молчание Александра Блока
К 140-летию со дня рождения великого поэта
«Блоком бредила вся молодежь обеих столиц, – писал Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго», – Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века. К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы ее слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически…»
Его поэзию давно оценили, она увековечена, отлита в словесные монументы. Можно лишь заглянуть в тома Блока, испытать новый прилив восторга, грусти…
Современники восхищались не только стихами Блока, но и обликом их создателя. Отмечали осанку, вьющиеся «по-эллински» волосы. «Что-то певучее, гармоническое и стройное» в его лице.
Поэт Константин Бальмонт восхищался даже тем, как Блок безмолвствует: «Я никогда не видал, чтобы человек умел так красиво и выразительно молчать. Это молчанье говорило больше, чем скажешь, какими бы то ни было словами».
Поэт и художник Максимилиан Волошин писал, что «лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска». И поэтессу Зинаиду Гиппиус впечатляло «лицо прямое, неподвижное, такое спокойное, точно оно из дерева или из камня».
Он казался отрешенным от жизни, замкнутым. Впрочем, такой он и был. То, о чем Блок думал, что радовало, волновало, угнетало, он скрывал под маской бесстрастности. Потом изливал на бумагу. Страницы его записных книжек – исповедь мятущегося, не знающего покоя человека. В них проступала его трагичность и незащищенность – от самого себя, от других людей, от жизни и от смерти: «Я болен в сущности, полная неуравновешенность физическая, нервы совершенно расшатаны…»
Но почерк ровный, четкий, в нем не чувствуется беспокойства. Не от того ли, что Блок, не в силах разомкнуть объятия неизбежности, примирился, жил с ней, не ропща, не отталкивая?
О Блоке написана масса воспоминаний, но это – мозаика, дробящая образ. Потому что впечатления противоречивы, он – человек каждый день другой: иначе одетый, по-другому настроенный, наполненный разными мыслями.
Записки Блока, нервно пульсирующие, взбудораженные, позволяют представить картину его бытия. Как струилась мысль стихотворца, какими образами он жил. Иные его зарисовки напоминают живописные полотна, полные блеска, огня. Есть и неожиданные, парадоксальные оценки…
К примеру, так он описывает поле под Санкт-Петербургом: «Закат в перьях – оранжевый. Огороды, огороды. Идет размашисто разносчик с корзиной на голове, за ним – быстро, грудью вперед, – красивая девка. На огородах девушка с черным от загара лицом длинно поет:
Ни болела бы грудь,
На оранжевом закате – стоги сена, телеграфные столбы, деревня, серые домики. Капуста, картофель, вдали леса – на сизой узкой полосе туч. Обедают – вдали восклицают мужичьи и девичьи голоса – одни строгие, другие – надрывные. За стеной серого сарая поднимается месяц – желто-оранжевый, как закат…»
Стихотворение Блок сравнивал с покрывалом, растянутым на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Неожиданная метафора, как и другая: «Старуха умерла и больше не метет дорожек. Старуху заменил ветер – он разметает листья по краям аллей. Ветер – хорошая, верная старуха».
Выплеснутые на бумагу рифмы, он еще не раз правил, часто возвращался к черновикам. Отдавал в печать стихотворения, только когда считал их полностью отшлифованными. По словам поэта Сергея Городецкого, Александр Блок «работать умел и любил. Знал высшее счастье свободного и совершенного творчества…».
Что-то – навеянное, иллюзорное. А вот жизненное, увиденное на заре ХХ века, но не запыленное по сей день: «Надо и пора совсем отучаться от газет….» Так и хочется добавить – и интернета.
«…Ясно, что теперешние люди большей частью не имеют никаких воззрений, тем более – воззрений любопытных – на искусство, жизнь и религию и прочие предметы, которые меня волнуют. Газета же есть голос этих людей. Просто потому ее читать не следует. Развивается мнительность, мозг поддельно взвинчивается, кровь заражается…»
Все было разбросано, перевернуто: чувства, мысли, желания: «Жизнь моя есть ряд спутанных до чрезвычайности личных отношений, жизнь моя есть ряд крушений многих надежд».
Блок сочинял, был на виду. Но – устал, озяб, не мог согреться. О жене, которой поклонялся, раздраженно писал: «Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей. Люба создала всю эту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь есть… Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь… Люба на земле – страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. » И следом: «…я не могу с ней расстаться и люблю ее».
В 1916 году Блока призвали в армию, хотя казалось, что поэт – нежная натура – и война – вещи несовместные. Но ведь другие литераторы надели военную форму. Николай Гумилев – самый известный поэт-воин, побывал во многих переделках, увенчан двумя Георгиевскими крестами. Воевал и Бенедикт Лифшиц – и он заслужил Георгия. Санитарами служили Константин Паустовский и Александр Вертинский. Но те были на фронте. Сергей Есенин и Владимир Маяковский устроились в тылу…
Блоку было негоже увиливать от службы, хотя он мог воспользоваться протекцией.
«Он сказал, что не пишет стихов, потому что война и писать не хочется, что нужно быть на фронте и что он собирается ехать туда, – вспоминала поэтесса Клара Арсенева. – Он говорил, что это долг каждого и что в тяжелое время нужно быть не только поэтом, но и гражданином. Судьба России важнее всех судеб поэзии».
Блока зачислили табельщиком в инженерно-строительную дружину в прифронтовой полосе в районе Пинских болот. Он слышал пулеметный лай, разрывы снарядов, гудение вражеских аэропланов. Поэт, которым восхищалась вся Россия, таскал бревна, махал лопатой. В то время вышли первые тома его собрания сочинений…
Блок строил оборонительные сооружения на случай германского прорыва. «Детям после войны будет интересно играть в пулеметных гнездах», – писал Блок матери, Александре Андреевне Бекетовой. Ан нет, «блоковские» сооружения пригодились красноармейцам и партизанам во время Великой Отечественной…
В марте 1917-го Блок снял с себя армейскую форму. Только что прогремела Февральская революция, его тянуло в гущу событий. Поэт был уверен, что «изолгавшийся мир вступил, во всяком случае, в лучшую эпоху». Но, принимая революцию, поэт ее не понимал – слишком много гремело по России митингов, собраний. Мелькали люди, которые куда-то звали, увлекали…
В апреле 1917 года Блок записал: «Я не имею ясного взгляда на происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи. Волею судьбы (не своей слабой силой) я художник, т.е. свидетель. Нужен ли художник демократии?»
Отчего же, пригодился. Люди из Временного правительства позвали Блока на службу в организацию с длинным названием – «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств».
Блок взялся за дело не без интереса. Никогда прежде он не видел вблизи царских сановников, А тут узрел – лицом к лицу, присутствуя на допросах. Вид одних вызывал отвращение: «Очень мерзок старик Штюрмер. Поганые глаза у Дубровина. М-me Сухомлинову я бы повесил, хотя смертная казнь и отменена. Довольно гадок Курлов. » Другие, как, например, бывший министр внутренних дел Протопопов, вызывали усмешку: «А знаете, я убедился в том, какой я мерзавец».
Поэт был резок в оценках персонажей, еще недавно глядевших важно, с прищуром, а нынче униженных, растоптанных. Но – жалел императора. Тот, по мнению Блока, стал жертвой обстоятельств. Сначала Блок в дневнике называет Николая II сухо: «Романов». Потом – уважительно: «Царь» – с большой буквы.
Интерес к работе в комиссии постепенно угасал. «Хляби пустопорожних заседаний» нагоняли на Блока тоску. Да и надежды на будущее таяли – те, кто виделись борцами за свободу, оказались ничтожествами: «Неужели? Опять – в ночь, в ужас, в отчаяние? Неужели революция погубила себя?»
Свое участие в «чрезвычайке» Блок отразил в очерке «Последние дни Императорской власти», опубликованном в 1919 году в журнале «Былое» под заглавием «Последние дни старого режима». Отдельной книжкой очерк вышел уже после смерти поэта.
Октябрьскую революцию Блок поначалу принял благожелательно. Сочинил поэму «Двенадцать», создав грандиозную историческую картину с приметами смутного времени: «Гуляет ветер, порхает снег. / Идут двенадцать человек. / Винтовок черные ремни / Кругом – огни, огни, огни. »
«Двенадцать» – вещь страстная, глубокая, но – непостижимая. Воспевая революцию, Блок призывал слушать ее «музыку». Но скоро эта «мелодия» ему наскучила. Может, поэт пожалел, что не бросил рукопись в печь? Не только потому, что после публикации «Двенадцати» многие знакомые и приятели от него отвернулись. А от того, что он разочаровался в очередной раз. Недавно казалось, что сумрак жизни рассеялся, но он еще больше сгустился.
…При Советской власти Блока подрядили во множество организаций, комитетов, комиссий и даже определили на службу. Он совсем перестал писать. Говорил тихо, едва разжимая губы: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?»
Он беспрестанно жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь!» Было ясно от чего: голода, холода, болезней, страха за будущее. И от дыма родового имения Шахматова, спаленного чернью.
…В мае 1921 года Блок, уже объятый странной и страшной болезнью, поехал по делам из Петрограда в Москву. Сопровождал его писатель Корней Чуковский, который нарисовал кошмарную картину: «Передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими».
Блоку было всего сорок лет, но жизнь неуклонно катилась к концу. Никто не понимал, что происходит. Врачи ломали головы. Блок бегал по квартире, разбивал стулья, бил посуду, вазы, скульптуры. Когда безумство уходило и наступало просветление, он разбирал архивы, рвал записки, рукописи.
Ночью его изводила бессонница. Забывшись, он дрожал от жутких видений. Кричал от боли, бредил…
Врачи так и не смогли поставить диагноз Блоку. А он – сумел: «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».
Контрольный тест по поэзии Серебряного века
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «Поэзия Серебряного века»
1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века
2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?
«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)
6. Кто из поэтов является представителем футуризма?
1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова
1) символистов
2) акмеистов
3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов
8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?
1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. Северянина Конец формы
9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?
10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?
11. Что такое символ?
1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления
2. слово или оборот в иносказательном значении
3. художественный прием, основанный на преувеличении
4. художественный прием, основанный на противопоставлении
4. новокрестьянская поэзия
13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.
1. Новокрестьяская поэзия
15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?
а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы. ».
16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил. ».
18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь. ».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит. »
21. «Стоит передо мной моя тема Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?
а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:
1. В. Маяковский а) символизм
2. С. Есенин б) акмеизм
3. А. Ахматова в) футуризм
4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия
24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?
а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.
25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?
1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв
26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »?
а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.
27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?
1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам
Прочитайте и проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Тест «Поэзия Серебряного века»
1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?
1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа
2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?
1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм
4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.
«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)
5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.
«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства». (Словарь С. Ожегова)
6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?
1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев
1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов
8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?
9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
10. Как назывался манифест футуристов?
2. «О прекрасной ясности»
3. «Пощечина общественному вкусу»
4. «Долой Пушкина с корабля современности»
3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении
4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику
13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл «поэзией намеков»?
3. новокрестьянская поэзия
14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».
15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?
а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.
16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето. »
17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».
18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».
19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь. »
20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».
21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина
а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.
22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла, повышенное внимание к художественной детали».
23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.
1. А. Блок а) символизм
2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия
3. Д. Бурлюк в) футуризм
4. С. Есенин г) акмеизм
24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?
а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.
25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».
4. Новокрестьянская поэзия
26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?
а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.
27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»
Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Блока
К какому литературному течению принадлежал блок
Укажите название поэтического течения, одним из лидеров которого являлся А.А. Блок и принципы которого нашли свое воплощение в стихотворении «Русь».
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Ты и во сне необычайна. Твоей
одежды не коснусь. Дремлю — и за
дремотой тайна, И в тайне — ты
Русь, опоясана реками И дебрями
окружена, С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы Из края в
край, из дола в дол Ведут ночные
хороводы Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на полях, И ведьмы тешатся с
чертями В дорожных снеговых
Где буйно заметает вьюга До крыши
— утлое жилье, И девушка на злого
друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой
измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины.
Так — я узнал в моей дремоте Страны
родимой нищету, И в лоскутах ее
лохмотий Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную Я до
погоста протоптал, И там, на
кладбище ночуя, Подолгу песни
И сам не понял, не измерил, Кому я
В какого бога страстно верил, Какую
Живую душу укачала, Русь, на
своих просторах, ты, И вот — она
не запятнала Первоначальной
Дремлю — и за дремотой тайна, И в
тайне почивает Русь, Она и в снах
необычайна. Ее одежды не коснусь.
Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Где все пути и все распутья / Живой клюкой измождены»)?
Данное средство называется метафорой. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Где все пути и все распутья / (как будто) Живой клюкой измождены
Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорной традиции («И вихрь, свистящий в голых прутьях,/ поет преданье старины»).
Такой приём называется олицетворение. Дадим определение.
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Каким представляет в стихотворении А. А. Блока «Русь» образ Родины?
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. Вот она, главная загадка России, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».
В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А. А. Блока?
Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.
Лирический герой стихотворения Блока «Русь» влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная, его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты.
Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.