к какому литературному течению относится поэзия блока

Серебряный век. поэты. литературные течения

* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.

Серебряный век русской поэзии

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************

О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******

А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве

Источник

Творчество А. Блока среди поэтов серебряного века

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Творчество А. Блока среди поэтов серебряного века

1. Поэты серебряного века и символизм

Серебряный век русской литературы является эпохой, простирающейся между царствованием Александра III и семнадцатым годом, ознаменованным как год свержения царской власти. Этот отрезок, равный примерно 25 годам, является периодом зрелости поэта.

Мы связываем с серебряным веком имена таких замечательных поэтов, как Блок, Анненский, Георгий Иванов, Бальмонт, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Волошин, Пастернак, Северянин, Брюсов, Цветаева, Белый и др.

Сами участники этого российского ренессанса осознавали тот факт, что живут и творят в пору духовного возрождения. В статьях периода Серебряного века часто использовались такие выражения, как «новый трепет», «новая литература», «новое искусство» и даже — «новый человек».

В. Брюсов по этому поводу утверждал: «Бальмонт, прежде всего — «новый человек», к «новой поэзии он пришел не через сознательный выбор. Он поставил себе задачу быть выразителем определенной эстетики». Именно в этом ключе понимал свою эпоху начинающий Георгий Иванов. Для Анненского главным феноменом этого времени была литература, а ядром в ней — новая поэзия.

Стоит отметить, что сам термин «новая поэзия» довольно спорный. Однако эстетика поэтов Серебряного века отличалась от эстетики их предшественников, в первую очередь, формой, духовной и лексической свободой.

Авторитетные литературоведы утверждают, что все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. После этого уже не было никакого Серебряного века. Хотя двадцатые годы еще отмечены инерцией прежней раскрепощенности в поэзии.

В годы революции представители Серебряного века, не поддержавшие идеи большевиков, вынуждены были эмигрировать за границу. Но в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу и обилие талантов, серебряный век не мог возродиться. Видимо, в человеческой культуре есть закон, по которому ренессанс невозможен вне национальной почвы. А художники России лишились такой почвы. К своей чести, эмиграция взяла на себя заботу о сохранении духовных ценностей еще недавно возрождавшейся России. Во многом эту миссию выполнил мемуарный жанр. В литературе зарубежья — это целые тома воспоминаний, подписанные громкими именами русских писателей.

Пути и судьбы поэтов Серебряного века довольно точно охарактеризовал Георгий Иванов в стихотворении «Портрет без сходства»: «Летний вечер прозрачный и грузный./ Встала радуга коркой арбузной,/ Вьется птица — крылатый булыжник. / Так в небо глядел передвижник,/ Оптимист я искусства подвижник./ Он был прав. Мы с тобою не правы./ Берегись декадентской отравы:/ «Райских звезд», искаженного света./ Упоенья сомнительной славы,/ Неизбежной расплаты за это».

Поэты-символисты своим «декадансом» раздражали ученых. Однако стоит отметить, что в общем они вписывались в атмосферу тех вечеров. В основном символисты посещали «Общество памяти Соловьева». Оно отличалось от других своей внецерковностью. Здесь поэты читали свои стихи, вступали в полемику относительно эстетики символизма. Чстым предметом обсуждений были религиозные образы как поэтические метафоры. Согласимся с мнением Н. Арсеньева относительно символистов этих собраний: «. главное, порой вливалась сюда и пряная струя «символического» организма, буйно-оргиастического, чувственно-возбужденного (иногда даже сексуально-языческого) подхода к религии и религиозному опыту. Христианство втягивалось в море буйно-оргиастических, чувственно-гностических переживаний». Затем в своих мемуарах он вспоминает: «Характерны для этой атмосферы были выкрики одного из участников о «святой плоти» или стихотворения С. Соловьева (племянника философа) о чаше Диониса, которая литературно и безответственно смешивалась с чашей Евхаристии, как Дионис также литературно и безответственно сближался с Христом».

Из приведенных воспоминаний можно сделать вывод, что символисты забыли слова апостола Павла: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую».

Дух буйного хлыстовства сильно сказывался в тогдашней религиозной философии. Этот дух более всего нашел свое отражение в произведении Андрея Белого «Серебряный голубь».

Религиозно-философские искания для поэтов-символистов не ограничивались лишь божественной стороной. Вячеслав Иванов своим духом стремился к «эллинству», однако он не был христианином. К христианству он пришел лишь на закате своей жизни, однако в поэзии он все равно не расстался с античными богами.

Среди всех символистов в большей степени христианином в стилистических исканиях можно отметить лишь Бальмонта. Он глубоко чувствовал и любил свет православия: «В чуть пробившейся траве/ Сон весны и лета./ Благовещенье в Москве —/ Это праздник света!»

Общеизвестен факт, что Бальмонт с небывалым откровением и самоуничижением исповедовался перед смертью. Это является свидетельством того, что корни религиозно-философских исканий поэтов-символистов, в их лучших проявлениях, все же близки духовности Пушкина: «И с отвращением читая жизнь мою,/ Я трепещу и проклинаю,/ И горько жалуюсь, и горько слезы лью,/ Но строк печальных не смываю».

Стилистике символистской поэзии свойственна музыка. Она играла главную роль как метафористическое и в равной степени ритмическое начало. У символистов даже была так называемая «музыкальная группа», в состав которой входили Бальмонт, Вяч. Иванов и Балтрушайтис.

Однако их единомышленники Брюсов, Белый и Блок организовали совершенно иную группу — «маломузыкальную». Понятно, что данное понятие — их ирония, изыски. Все они в своем творчестве очень высоко ставили музыку, в особенности Бальмонт.

В своих рассуждениях о литературном течении и развитии его теории поэты-символисты, высказывали мнение, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат — гармоничные стихи, способные выполнять роль некоего мессии.

Стихотворение Бальмонта наиболее ярко характеризует это: «Я знаю, что сегодня видел чудо./ Гудел и пел священный скарабей./ Душе был слышен ясный звон оттуда,/ Где зреет гром средь облачных зыбей./ Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,/ Мелькало белым тонкое весло./ Играли струны музыкою зрящей,/ И сердце пробуждалось в ней светло./ А он, колдун, обеими руками/ Нам рассыпал напевный дождь колец/ И, весь горя, дрожащими перстами/ Касаясь струн, касался всех сердец».

Музыка для символистов является идеей, объединяющей сердца. Именно музыкальность свойственна стилю символистов. Под музыкой они понимали все, что в природе гармонирует с человеческой душой, а не буквальную мелодию. Музыка для Блока, Брюсова и Белого служила лишь фоном, а не соединяющим звеном в их любви к России.

Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов «музыкальной группы» Бальмонта и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить — «Камыши», «Челн томления». У Вяч. Иванова — «Кормчих звезд», «Человек» и многие стихи на античную тему.

2. Поэтическая традиция и новаторство в образе Россия у А.Блока

Блок стремился к синтезу, включая три ипостаси: «я», общее реальное — окружающий мир и общее идеальное — мир запредельный, мистический. Суть поисков Блока состоит в поиске гармонии «я» и общего. Одиночество и томление ранних стихов Блока разрешилось выходом в гармонию. Соловьевство дало форму этого выхода.

Большое влияние на развитие стилевых особенностей творчества блока оказал Некрасов. Однако это влияние было сходным некрасовскому влиянию на поэтов-демократов. Блок был только последователем Некрасова. Он никогда не являлся его учеником, равно как и не был предста­вителем некрасовской «школы» в том смысле, в каком объединя­ют под этим названием поэтов-демократов середины XIX века. Представителям некрасовской «школы» ее основатель представлялся некой абсолютной величиной. Это происходило даже в том случае, когда ученики Некрасова теоретически иначе представляли себе подлинную иерархию поэтических явлений. Но именно такая аб­солютизация Некрасова, иногда сознательная, иногда нет, шла к сужению его. Представители некрасовской «школы» как бы выбирали кусочки его поэзии по своей мерке, таким образом сводя некрасовскую поэзию до этого кусочка. Чаще всего это были «гражданственность» или «народность», понимаемые поэтами довольно уз­ко.

Для Блока Некрасов – один в ряде других, равно значитель­ных и любимых им. Некрасов был закрыт тем литераторам, которые в своем творчестве брали ориентацию только на себя са­мого. Некрасов «открывался» в своей подлинной глубине и многосто­ронности только через свою поэзию. Она вобрала в себя лучшие художественные достиже­ния Пушкина и Тютчева, Достоевского и Толстого. На разных этапах развития Блока Некрасов воспринимался им, естествен­но, по-разному. Хронологию Блок указал в той же анкете Чу­ковского. На вопрос: «Как вы относились к Некрасову в детст­ве?» — он ответил: «Очень большую роль он играл», а на во­прос: «Как вы относились к Некрасову в юности?» — «Безраз­личнее, чем в детстве и «старости».

Гармония для Блока возможна лишь в том случает, когда гармонизирован окружающие его мир. Именно Некрасов оказался для Блока проводником и спутником в «страшном мире».

Одной из главных ценностей для Блока всегда была родина, Россия. Стилевой особенность лирики Блока о России является раскрытие своего от­ношения к ней через отношение к третье­му. Это третье — женщина.

В поэтическом мире Блока это место занимает жена – единственная для него женщина. В стихах Блока немало образов женщин, но ни одной из них не дано бы­ло играть той роли, которую по праву заняла его супруга.

Стихотворение «Россия» является центральным в цикле «Родина». Но обычным стихотворением его назвать сложно и слишком просто. В этом шедевре блоковской лирики воплощена целая лирическая поэма. Ее содержание было подготовлено многи­ми предшествовавшими опытами. Среди прародителей «Родины» следует отметить «Осеннюю волю» и «Русь». Интересно является следующий факт: тематически перечисленные нами стихо­творения как будто бы должны были войти в цикл «Роди­на», однако этого не произошло. Они представляют собой своеобразные, яркие этюды. В ходе детального рассмотрения стилистики этих стихотворений, можно проследить некрасовское на­чало, живущее у Блока в ряду других, взаимодействующих с ними. В стихотворении «Осенняя воля» Блок практически повторяет своих предшест­венников.

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака. — читаем у Пушкина.

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков. — вторит Лермонтов.

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака. — подводит итог великим классикам Блок.

Путь Блока был проложен от самой древней «Руси» к современной ему «России». «Русь» трансформируется в его творчестве, включается в несколько более сложное образование — «Россия». Однако «Русь» при данном включении приносит с собой свою отличительную особенность: удивительную смелость переходов от общего к частному и совмещения общего и частного.

В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем несравнимы.

В телегу спешу пересесть из коляски

Образ России в поэзии Блока выступает как своеобразный путеводный маяк, светивший поэту в годы глухого безвременья и реакции. Именно этот образ вселял хоть какую-то надежду на лучшее будущее. Именно в нем поэт воплотил и соединил такие важные для Блока понятия, как народ, история, судьба нации.

Ярким факелом вспыхивает творчество А. Блока в момент совершения Великой Октябрьской революции. В ее метельных ритмах поэт слышит ту самую музыку, гул которой не давал ему покоя всю жизнь.

Таким образом, религиозно-философские искания поэтов-символистов Серебряного века не ограничивались только божественной стороной.

Наиболее ярким проявлением символизма являются стихи Блока о Прекрасной Даме. Она как бы приобщает поэта к непостижимым тайнам бытия. В ее облике несколько причудливо трансформирован священный, непостижимый лик Иисуса – и, видимо, именно отсюда столь свойственные блоковскому Христу черты женственности. Христа он постигает именно с помощью своей «Девы, Зари, Купины». В ее чертах поэт видит возвышенный и недоступный облик: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа», 1902. Веление души «искать в высоких небесах Христа» реализуется в значительном числе стихотворений, отражающих все сложности блоковского поиска, его сомнения и утверждение Христа как высокого нравственного ориентира. Блок бросается из крайности в крайность: он то объясняет выбор одного их самых сложных творческих мотивов («Сомкни уста, твои голос полн…», 1899), то варьирует библейский сюжет о рождении Христа («Был вечер поздний и багровый», 1902, «Кто плачет здесь? На мирные ступени. », 1902), то представляет размышления о жизни и смерти, о счастье и здоровье души, о добре и зле, о прошлом, настоящем и будущем («Мы все уйдем за грань могил. », 1900).

Блок осознавал, как и многие другие символисты, что живет в переходную, кризисную эпоху. В этот период происходит переоценка ценностей минувшего XIX столетия. Великая историческая миссия Блока заключена в том, чтобы вывести куль­ туру прошлого (преимущественно русскую и преимуще­ственно девятнадцатого века) в соприкосновение с мя тежностью и не спокойствием нового времени, а в конечном в итоге – в соприкосновении с революцией. Своим замечательным творчеством Блок завершает золотой, девятнадцатый век. Он несколько продляет его существование во времени, доводит до естественного разрешения те главные вопросы и проблемы, которыми жили его великие предшественн ики . Блок страстно хочет увидеть и понять , что же идет на смену прошлому.

Список литературы

Блок А.А. Лирика. – М.: Русская литература, 1993.

Виноградов В.В.Поэтика русской литературы.- М.: Наука, 1976 г, с. 139

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.-351с.

История русской литературы: В 3-х томах. — Москва-Ленинград, 1958.

Литература серебряного века. / Под ред. Воропаевой Л.Ю. – СПб.: Речь, 2005.

Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. – М.: Правда, 1998.

Русские поэты; Антология русской поэзии в шести томах. / Сост. Коровин В.И., Манн Ю.В. – Т.1. – М.: Детская литература, 1989.

Христос в художественно-философской системе А. Блока // Художественное слово в современном мире: Сборник статей. / Под общ. ред. И. М. Поповой. – М.: Просвещение, 2001.

Щеблыкин И.П. История русской литературы. – М.: Высшая школа, 1985.

1 Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.-351с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *