к какому литературному течению относится поэма двенадцать

«Двенадцать» (А. Блок)

Цитата: «В белом венчике из роз/ ВпередиИсус Христос».

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:

Итого — двенадцать персонажей.

Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.

Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».

Ответ. Символизм.

Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?

Источник

Тест с ответами: Поэма “Двенадцать” А.А.Блока

1. Почему в поэму о революции Блок вводит историю любовного треугольника Петруха – Катька – Ванька:
а) Чтобы показать взаимосвязь исторических событий и личных судеб людей +
б) Чтобы показать трудные дни революции
в) Чтобы показать предательство, свойственное людям

2. Образ старушки в поэме Блока «Двенадцать» – это образ:
а) «Маленького» человека
б) Обывателя +
в) Человека старого мира

3. Какой традиционный мотив русской поэзии использует поэт в поэме «Двенадцать»:
а) Дорога
б) Холод
в) Ветер +

4. Поэма «Двенадцать» – это:
а) Попытка постижения противоречивой сути революции +
б) Сатира на революцию 1917 года
в) Искажение сути революции

5. Какую символистскую идею поэта воплощает образ Христа:
а) Иисус Христос как Сверхчеловек
б) Иисус Христос как символ великой справедливости
в) Иисус Христос как символ всеобщего обновления жизни +

6. С кем Блок сравнивает «старый мир» в поэме «Двенадцать»:
а) С Христом
б) С «псом безродным» +
в) С Катькой

7. В поэме Блока число 12 появляется в разных контекстах, употребляется в разных значениях. Укажите значение, не использующееся в поэме:
а) 12 глав в поэме
б) 12 учеников-апостолов было у Христа
в) 12 месяцев длится шествие солдат +

8. Художественной особенностью композиции поэмы Блока «Двенадцать» является ее построение на основе:
а) Противопоставления двух миров +
б) Линейного последовательного изображения событий
в) Событийности времени

9. Сколько всего частей в поэме Блока «Двенадцать»:
а) 10
б) 8
в) 12 +

10. С кем или чем сравнивается шелудивый пёс в последней части:
а) С Ванькой
б) Со старым миром +
в) С Катькой

11. Кто из двенадцати стал убийцей:
а) Петька +
б) Никто
в) Андрюха

12. Что произошла с Ванькой:
а) Он погиб
б) Ему удалось избежать смерти от выстрелов двенадцати товарищей, благодаря извозчику +
в) Он присоединился к двенадцати товарищам

13. Что происходит с Катькой в шестой части:
а) Её убивают +
б) Её прогоняют из города
в) Она убегает от солдат

14. Как назывался шоколад, который жрала Катька:
а) Линье
б) Таллин
в) Миньон +

16. Как звали парня сошедшегося с якобы богатой девкой Катькой:
а) Илья
б) Ванька +
в) Санька

17. Кто из персонажей подскользнулся и растянулся:
а) Писатель
б) Поп
в) Барыня +

18. Что бы сделала старушка из плаката:
а) Рубашку для деда
б) Портянки для ребят +
в) Платок для себя

19. Какая надпись была на плакате:
а) «Вся власть рабочим и крестьянам!»
б) «Вся власть Советам!»
в) «Вся власть Учредительному Собранию!» +

20. В какое время года происходит действие поэмы:
а) Весной
б) Зимой +
в) Осенью

21. Где происходит действие поэмы:
а) В Петрограде +
б) В Новгороде
в) В Москве

22. Каким становится флаг красноармейцев в конце поэмы:
а) Оборванным
б) Кровавым +
в) Черным

23. Кто шел впереди отряда двенадцати:
а) Иуда
б) Дева Мария
в) Исус Христос +

24. Из кого состоял отряд двенадцати:
а) Из бывших заключенных
б) Из красноармейцев +
в) Из буржуев

25. Почему старушка плакала, увидев плакат, висевший между зданиями:
а) Этот плакат повесил ее погибший сын
б) На плакате были призывы убивать таких же, как она, людей
в) Из такого огромного лоскута можно было сделать портянки детям +

26. К какому литературному течению относится поэма «Двенадцать»:
а) Реализм
б) Символизм +
в) Романтизм

27. В каком году была написана поэма Блока «Двенадцать»:
а) 1918 +
б) 1920
в) 1916

28. Кто увязывается за отрядом:
а) Призрак
б) Ванька
в) Голодный пёс +

30. О чём напоминает Ванька Катьке:
а) Об обещании быть ему верной
б) О прошлом +
в) О планах на будущее

Источник

Анализ поэмы Блока «Двенадцать»: основной смысл, кульминация, жанр произведения

Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания

Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года. На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее.

Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года. Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик.

Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.

Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.

Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос.

Литературное течение

Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.

Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.

Анализ поэмы

Автор использовал зеркальную композицию, поделенную на символичное число глав — двенадцать.

Сюжет произведения завязан на обходе морозного, вьюжного Петрограда революционным патрулем, состоящим из двенадцати человек. По пути им на глаза попадаются представители старого, отжившего мира, с каждым из которых они сводят счеты. Случайно им встречается бывший друг Ванька, который переметнулся к жандармам и теперь гуляет с Катькой, бывшей любовницей одного из патрульных, Петрухи.

Патруль пытается отомстить перебежчику, но тому удается сбежать, а под пули попала Катька. Петруха, ставший невольным убийцей бывшей невесты, испытывает страдания по поводу случившейся трагедии. Но товарищи по оружию ставят ему на вид неуместность подобных переживаний, и он возвращается в строй.

На особенность стиля повлияло знакомство автора с выступлениями известного в то время автора-куплетиста, балагура Михаила Савоярова. Он любое произведение исполнял в одном и том же стиле бродяги-босяка. Именно так, в стиле уличного куплета, по мнению Блока, и следовало читать его поэму.

Персонажи

Всех персонажей, представленных в поэме, можно поделить на два класса — тех, кто отражает образы нового и старого мира.

Старый мир олицетворяют:

Образ нового мира представляют:

Финал поэмы

Двенадцатая глава стала в поэме завершающей. По сюжету отряд из двенадцати красноармейцев патрулирует по Петрограду, убивая любого, кто окажется неугоден. За ним, как образ старого, отжившего мира, едва ковыляет голодный шелудивый пес, которого отряд пытается прогнать своими штыками.

Затем красноармейцам чудится какой-то призрак, маячащий впереди, в сторону которого они стреляют. Но впереди отряда Блок поставил невредимого от пуль Христа, который хоть и остается невидимым за вьюгой, но при этом шествует «с кровавым флагом» и одновременно «в белом венчике».

Поэт верил, что Россию ждет светлое будущее, и нынешние бесчинствующие мстители смогут принять веру и возродить святую Русь.

Критики о произведении Блока

Поэма Блока, написанная в совершенно нехарактерном для него стиле, вызвала оживленные дискуссию не только среди литераторов, но и среди многих общественных деятелей и политиков. Не все близкие ему люди поняли те чувства, которые он хотел передать в произведении.

Среди поддержавших Блока были Андрей Белый, Сергей Есенин, Ольга Каменева, Всеволод Мейерхольд, Сергей Ольденбург. Они восхищались мужеством и отвагой поэта, признавали его талант в изображении действительности, удивительно точном и верном подмечании каждой детали. Но даже те, кто понял мысли Блока, выражали опасение по поводу его неосторожных, резких, а порою откровенно опасных строчек.

Были и те, кто отрекся от поэта, считая его предателем, оправдывающим революцию. Среди них — Иван Бунин и Зинаида Гиппиус. Анна Ахматова и Федор Сологуб отказались выступать вместе с ним на одной площадке. Некоторые литераторы, включая Анну Ахматову и ближайших друзей поэта Артура Лурье с Ольгой Судейкиной, поддержали лозунг «Блок — изменник».

А Николаю Гумилеву особенно не понравился финал поэмы, из-за которого он обвинил поэта не только во вторичном распятии Христа, но и в повторном расстреле государя.

Рецензент Виктор Шкловский объяснил такое всеобщее неприятие произведения его непривычным стилем, который походил на блатной, в то время как все чтили Блока за его серьезные стихи. Он пояснил, что поэму «Двенадцать» надо воспринимать как ироническую вещь, а не серьезную литературу. Для того, чтобы ее понять, надо услышать музыку революции так, как ее слышал автор.

Поэту долго приходилось объяснять, что, в отличие от критиков, он не придавал поэме никакого политического значения. Впоследствии, уже будучи в эмиграции, Блок раскаивался в опубликовании поэмы «Двенадцать» и попросил жену сжечь все черновые варианты произведения.

Источник

Анализ поэмы «Двенадцать» (А. Блок)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.07.2019 · Обновлено 10.12.2020

Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года, а Многомудрый Литрекон поможет Вам увидеть двойственность позиции автора.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Смысл названия

Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.

Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — «Исус Христос», «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется «Исус Христос», ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — символ старого времени.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.

героихарактеристика образов-символов в поэме «двенадцать»
будущееобраз времени нарисован символами: 12 апостолов нового времени во главе с исусом шествуют вперед — к светлому будущему, которое щедро омывается кровью. терновый венец христа теперь состоит из белых (цвет чистоты и надежды) роз, что означает веру автора в новую миссию христа.
двенадцатьобраз красноармейцев становится центральным в произведении. вместе с ними мы проходим по революционному петрограду, наблюдаем за страшными сценами. это собирательный образ красноармейцев — невежественных и простых работяг, недавно вернувшихся с фронта. мы мало что знаем о их прошлом, лишь то, что их родители, как и они, работали с утра до ночи, что они остро нуждались и нуждаются теперь. двенадцать символизирует стихию революции, разгневанный народ, жаждущий перемен. это не конкретные люди, а толпа, поэтому мы не видим их лиц и имен. зато в них мы видим слепую злобу и месть, бесстрашие обреченных и отчаявшихся людей. они идут «без креста» — то есть отрицают все ценности прошлых эпох. толстозадая терпеливая русь сменяется грозной силой, отметающей все прежние рамки и устои. на место веры и преданности царю пришли идеалы мировой революции и кровавого правосудия,большенапоминающего судилище.

исус христосэтот образ появляется в эпилоге, но имеет такое же важное значение, что и двенадцать красноармейцев. христос ведёт за собой в конце произведения отряд красных, что символизирует надежду на возрождение России. этот образ связан со светлыми цветами — он появляется «в белом венчике из роз». конечно, это самый провокационный образ, ведь революционерам не надлежит верить в бога. поэтому исус является неузнанным и ведет за собой тех, кто не видит его. некоторые исследователи даже говорили о том, что ведет отряд вовсе не христос, а антихрист, и перед нами не второе пришествие, а апокалипсис. возможно, ведь блок не анализировал истоки революции, а передавал ее атмосферу. она же может показаться и концом времен, и возрождением падшей земли для новой жизни, для второго шанса.

Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Исус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:

Многомудрый Литрекон может назвать еще десяток тем, но нужно ли оно Вам? Если да, напишите об этом в комментариях!

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий:

Если Вам чего-то не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит свой разбор в ответ на Ваш комментарий.

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам:

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *