к какому литературному направлению относится творчество чехова
К какому литературному направлению относится творчество чехова
Укажите жанр, к которому относится данное произведение А.П. Чехова.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.
Становой пристав Семён Ильич Прачкин ходил по своей комнате из угла в угол и старался заглушить в себе неприятное чувство. Вчера он заезжал по делу к воинскому начальнику, сел нечаянно играть в карты и проиграл восемь рублей. Сумма ничтожная, пустяшная, но бес жадности и корыстолюбия сидел в ухе станового и упрекал его в расточительности.
– Восемь рублей – экая важность! – заглушал в себе Прачкин этого беса. – Люди и больше проигрывают, да ничего. И к тому же деньги дело наживное. Съездил раз на фабрику или в трактир Рылова, вот тебе и все восемь, даже ещё больше!
– «Зима. Крестьянин, торжествуя. » – монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. – «Крестьянин торжествуя. обновляет путь. »
– Да и отыграться можно. Что это там «торжествуя?»
– «Крестьянин, торжествуя, обновляет путь. обновляет. »
– «Торжествуя. » – продолжал размышлять Прачкин. – Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил. Восемь рублей – экая важность! Не восемь тысяч, всегда отыграться можно.
– «Его лошадка, снег почуя. снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. »
– Ещё бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость!
Кляча – кляча и есть. Нерассудительный мужик рад спьяну лошадь гнать, а потом как угодит в прорубь или в овраг, тогда и возись с ним. Поскачи только мне, так я тебе такого скипидару пропишу, что лет пять не забудешь.
И зачем это я с маленькой пошёл? Пойди я с туза треф, не был бы я без двух.
– «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. бразды пушистые взрывая. »
– «Взрывая. Бразды взрывая. бразды. » Скажет же этакую штуку! Позволяют же писать, прости господи! А всё десятка, в сущности, наделала! Принесли же её черти не вовремя!
– «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. посадив. »
– Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол или Священное писание читал. И собак тоже развели. ни пройти, ни проехать! Было бы мне после ужина не садиться. Поужинать бы, да и уехать.
– «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. »
– Грози, грози. Лень на двор выйти да наказать. Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить. А-то, гляди, выйдет из него пьяница. Кто это сочинил? – спросил громко Прачкин.
– Пушкин? Гм. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут – и сами не понимают. Лишь бы написать!
– Папаша, мужик муку привёз! – крикнул Ваня.
Заиграла желчь, подкатило под душу. Потребность излить на чём-нибудь своё горе достигла степеней, не терпящих отлагательства. Он не вынес.
– Ваня! – крикнул он. – Иди, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил!
К какому литературному направлению относится творчество чехова
Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.
— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю.
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
Как повлияло православие на творчество Чехова
Это только кажется, что литературные направления могут интересовать исключительно филологов. На самом деле это увлекательнейший мир, который позволяет лучше понять любимых авторов. Сегодня коснемся реализма, а конкретнее – творчества Чехова, в частности христианских мотивов в его произведениях.
Литературные направления – поговорим о реализме
Главное направление в литературе и искусстве XIX—XX веков – реализм (в переводе с латинского «вещественный», «действительный»). Основные его признаки – создание типичных ситуаций и характеров, при этом – с индивидуальными чертами, а также интерес к теме взаимоотношений личности и общества, правдивость всех деталей. Кроме того, реализм рассматривает жизнь и конкретного человека в развитии.
Именно реализм дал мировой литературе такие имена, как Бальзак, Стендаль, Флобер, Достоевский, Лев Толстой, Тургенев, Чехов, Солженицын, Шолохов и другие.
Основоположником этого литературного направления в русской литературе считается Пушкин («Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Евгений Онегин»). Первыми выдающимися образцами реализма стали также «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя.
Наиболее распространенные жанры – рассказ, повесть, роман.
Православие в творчестве Чехова
Русская литература XIX века глубоко связана с православной традицией, практически все классики по-своему передали глубину и высокий дух православия. В частности, это видно в творчестве Чехова. Когда мы представляем литературные направления, то среди писателей-реалистов особое место занимает именно он. Перечитывать его можно бесконечно, при этом каждый раз для себя что-то открывать. Читая его произведения, даже ранние, не устаешь удивляться мудрости писателя. Обычно она приходит с возрастом, а ведь Чехов прожил всего-то 44 года!
Вклад Чехова в духовное воспитание велик, не случайно в 2009 году на Кипре прошел Чеховский фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения писателя, одним из главных организаторов выступил Русский православный образовательный центр.
Православные мотивы у Чехова отмечают и священники, в том числе митрополит Иларион (Алфеев), который подчеркивает, что действие многих чеховских рассказов происходит на Страстную седмицу или Пасху. Например, в рассказе «Студент» студент духовной академии рассказывает историю отречения Петра. Девятилетний мальчик искренне описывает исповедь, причастие в рассказе «На Страстной неделе». Произведение «Святой ночью» изображает двух монахов, один из них умирает в канун Пасхи. Семинаристы, священники, архиереи вообще часто становятся героями чеховских произведений, а православные богослужения описываются с удивительной теплотой.
Один из самых ярких православных рассказов – «Архиерей», повествующий о последних днях жизни архиерея, который много лет прожил за границей, а затем вернулся в родные места. Кстати, не случайно церковное имя чеховского архиерея — Петр, мирское – Павел (так звали первоверховных апостолов).
Искренняя любовь Антона Чехова к православной службе чувствуется во всем, в частности в описании чина двенадцати Евангелий, который совершается в канун Великой пятницы:
«В продолжение всех двенадцати Евангелий нужно было стоять среди церкви неподвижно, и первое Евангелие, самое длинное, самое красивое, читал он сам. Бодрое, здоровое настроение овладело им. Это первое Евангелие «Ныне прославился Сын Человеческий» он знал наизусть; и, читая, он изредка поднимал глаза и видел по обе стороны целое море огней, слышал треск свечей, но людей не было видно, как и в прошлые годы, и казалось, что это все те же люди, что были тогда в детстве и в юности, что они все те же будут каждый год, а до каких пор — одному Богу известно. Отец его был дьякон, дед — священник, прадед — дьякон, и весь род его, быть может, со времен принятия на Руси христианства, принадлежал к духовенству, и любовь его к церковным службам, духовенству, к звону колоколов была у него врожденной, глубокой, неискоренимой; в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении, чувствовал себя деятельным, бодрым, счастливым».
При этом православные мотивы в творчестве писателя не ограничиваются только описанием богослужений и жизни священнослужителей. Как отмечает литературовед Анатолий Собенников, христианская картина мира у Чехова представлена глубоко и разнообразно: это поиск смысла жизни, аскетизм, образы праведников и грешников и т. д. Конечно, на вопрос о смысле жизни писатель не мог ответить так, как отвечают Отцы Церкви, но он является главным во всей философии его творчества. Можно сказать, что практически каждый герой своими поступками, размышлениями так или иначе по-своему отвечает на него.
Чехов хорошо знал Библию
Продолжая тему – литературные направления, отметим, что Антон Чехов показывает: граница между добром и злом – в душе каждого человека. К своим героям (а прежде всего к себе) он предъявляет требование: спрашивать прежде всего с себя, а не судить мир. Стремление к самосовершенствованию, к жизни по совести – то, к чему призывает писатель и своих героев, и каждого из нас.
О том, что Чехов читал Библию очень внимательно, говорят многочисленные цитаты в его произведениях из Нового Завета, Бытия, Книги Даниила и т. д., а также ассоциации с библейскими сюжетами и образами. Один из литературоведов очень точно подметил, что печаль Чехова – это печаль библейского Екклесиаста.
Еще один исследователь его творчества заметил, что лучшие чеховские произведения озарены теплым, ровным светом бытового русского православия.
Очень важно, что жизнь самого Чехова – это образец любви к ближнему. Это проявлялось и в его работе земским врачом, когда он в глухой деревне с раннего утра до самого вечера принимал больных, ездил к ним на дом за десятки верст в любую погоду. Совершенно добровольно он также взял на себя обет – поездку на остров Сахалин, чтобы помочь живущим там каторжанам. Итогом этой поездки стала книга «Остров Сахалин» – яркий пример реализма.
Таким образом, литературные направления – своеобразный ключик к творчеству того или иного писателя.
К какому литературному направлению относится творчество чехова
В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.
— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю.
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
Укажите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч».
Рассказ — малая форма повествовательной литературы, особенностями которой являются кратковременнность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Чтобы показать постепенное духовное обнищание героя на нескольких страницах рассказа «Ионыч», Чехов упрощает композиционно-сюжетную линию: постепенно по мере деградации героя из рассказа исчезают пейзаж, диалоги, отсутствует описание губернского города. Художественной особенностью рассказа нужно признать отсутствие детального портрета доктора Старцева, что подчеркивает типичность образа.
В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
Диалог — разговор двух или более лиц. в литературном произведении диалог — одна из основных форм речевой характеристики героев.
Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |