к какому литературному направлению относится недоросль фонвизина
К какому литературному направлению относится недоросль фонвизина
Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д. И. Фонвизина.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.
Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо.
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною уходят.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедия.
Комедия — это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми. Традиционно противопоставляется монологу.
Разве это не будет являться полилогом, если точнее сказать? Ведь разговаривают именно несколько персонажей.
Такой ответ у нас предусмотрен. Оба ответа верны.
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Укажите этот вид речи.
Такой вид речи называется просторечием. Дадим определение.
Просторечие — это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники с целью найти общий язык с целевой аудиторией.
Почему не подходит вариант «разговорная» речь?
Думаю, возможен и такой ответ. Ответ добавила.
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
Данный этап называется экспозицией. Дадим определение.
Экспозиция — это изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия — это завязки и развития конфликта.
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Проблеме воспитания в семье русского помещика посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. Госпожа Простакова, же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего семейства. Для отца он — «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. И. Фонвизина?
Нравы дворян отображены сатирически во многих произведениях русских писателей. Например, в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Автор создает образы Манилова, Коробочки, Плюшкина и Собакевича при помощи разных видов комического. Главным из них, безусловно, является сатира. Читатель видит чрезмерную мягкость Манилова, скупость Плюшкина, необразованность Коробочки, разнузданность Ноздрёва, хамство Собакевича. Нравы этих людей, как и нравы Простаковой в «Недоросле», дикие. Необразованность, невежество, неспособность к созиданию — общие черты, объединяющие образы дворян в произведениях русских классиков.
Приведем другое решение.
Нравы дворян отображены сатирически во многих произведениях русских писателей. Например, в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Все описанные в ней дворяне имеют корыстные цели в жизни. Фамусов и его окружение беспокоятся только о карьере и богатстве. Как и Простаковым-Скотининым, героям комедии Грибоедова не интересен сам человек, в погоне за богатством и удачной партией Простакова и Митрофанушка, Фамусов и Молчалин забывают о нравственных принципах, об истинных ценностях. Единственно важным они считают положение в обществе.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Для «Недоросля» характерны _________ фамилии, которые являются признаком такого литературного направления, как ______________.
Для «Недоросля» характерны говорящие фамилии, которые являются признаком такого литературного направления, как классицизм.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором сатирически отображены нравы дворян. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов дворян в этом произведении и в пьесе Д. И. Фонвизина?
Нравы дворян отображены сатирически во многих произведениях русских писателей. Например, в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Автор создает образы Манилова, Коробочки, Плюшкина и Собакевича при помощи разных видов комического. Главным из них, безусловно, является сатира. Читатель видит чрезмерную мягкость Манилова, скупость Плюшкина, необразованность Коробочки, разнузданность Ноздрёва, хамство Собакевича. Нравы этих людей, как и нравы Простаковой в «Недоросле», дикие. Необразованность, невежество, неспособность к созиданию — общие черты, объединяющие образы дворян в произведениях русских классиков.
Приведем другое решение.
Нравы дворян отображены сатирически во многих произведениях русских писателей. Например, в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Все описанные в ней дворяне имеют корыстные цели в жизни. Фамусов и его окружение беспокоятся только о карьере и богатстве. Как и Простаковым-Скотининым, героям комедии Грибоедова не интересен сам человек, в погоне за богатством и удачной партией Простакова и Митрофанушка, Фамусов и Молчалин забывают о нравственных принципах, об истинных ценностях. Единственно важным они считают положение в обществе.
История написания
Замысел написания пьесы «Недоросль» появился у Фонвизина после его продолжительного нахождения во Франции. В этой стране театральное искусство в то время было на недостижимой высоте для России. Писателя особо вдохновляли комедии, которые высмеивали пороки разных представителей французской аристократии.
Являясь дворянином, Фонвизин также был идейным противником некоторых слоев правящего класса России. Написав комедию во французском стиле, писатель хотел сказать о проблемах дворянского мещанства. Главная задача автора — осуждение пороков правящего сословия. При этом он пытается показать правильные нравственные ориентиры — патриотизм, честность, нравственность.
«Недоросль» — комедия из пяти действий. Первая сцена состоит из шести явлений. Это экспозиция, где описана примерка кафтана. После идет завязка любовной и социальной сюжетной линии — сообщение от Стародума и появление Правдина. В третьем и четвертом эпизодах развивается любовный сюжет. Кульминацией всех линий является похищение Софии.
Развязки описаны в пятом акте: общественная линия оканчивается тем, что над поместьем установлена опека, а любовный сюжет статичен, поскольку Софья соединяется с Милоном.
Жанр и направление
«Недоросль», безусловно, относится к направлению классицизма, которое отличается своими идеалами: здесь долг выше чувств, а разум — страсти. Так, невзирая на просьбы Простаковой, Правдин лишает ее власти над крестьянами. Службу он ставит выше сострадания. Проводя анализ «Недоросля» Фонвизина, можно выделить особенности классицизма в произведении:
Жанр произведения — комедия. Свое место в повести занимает сатирическое направление, но юмор не очень резкий. В первую очередь писатель хочет не осудить, а при помощи смеха заставить людей задуматься.
Краткое содержание
Сюжет произведения описывает семью помещиков, погрязших в самодурстве и порочности. Юный Митрофан изо всех сил пытается завершить свою учебу и сдать экзамены, но у него недостаточно для этого способностей и совершенно нет желания. Мать все это видит, но ей без разницы, сможет ли развиваться сын. Она хочет, чтобы все осталось по-старому, любой прогресс для нее неприемлем.
Простаковы взяли на попечительство сироту Софию. Хоть девушка приходится им родственницей, но она отличается воспитанностью и жизненными взглядами. Она наследница большого имения, которое присмотрел для себя дядюшка Митрофана Скотинин, являющийся заядлым охотником. Женитьба — способ получить наследство Софии, поэтому Простаковы пытаются уговорить ее на выгодное замужество.
Стародум, дядя Софии, посылает племяннице письмо. Простакова ужасно недовольна этой выходкой родственника, поскольку все считали, что он умер в Сибири. Свойственные для ее натуры высокомерие и лицемерие выражаются в обвинении «обманного» послания, якобы любовного. Безграмотные помещики скоро узнают настоящее содержание письма от постояльца Правдина. Он говорит семье об оставленном наследстве в Сибири, которое может давать целых 10 тысяч дохода в год.
После этого у Простаковой и появляется идея отдать Софью за Митрофана, чтобы присвоить богатое имение. Но ее планы нарушает офицер Милон, который проходил мимо деревни с солдатами. Он встречается со старинным товарищем Правдиным, последний, как выяснилось, работает членом наместнического управления. Он наблюдает за помещиками, которые грубо обращаются с крестьянами.
Милон рассказывает о симпатии к одной девушке, которую увезли в неизвестном направлении после смерти родственника. Неожиданно он видит Софью — она и есть та самая старая любовь. Девушка поведала ему о предстоящем замужестве с Митрофанушкой. От этого жених впадает в ярость, но затем постепенно успокаивается после подробного рассказа о будущем «муже».
Приезжает дядя Софьи. Он знакомится с Милоном и принимает решение племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых отдают на государственное попечительство по причине грубого обращения с крепостными. Пытаясь найти поддержку, мать обнимает сына. Однако Митрофан проявляет невежество и грубит, после чего мать теряет сознание. Придя в себя, она жалостливо говорит: «Погибла я совсем». А Стародум, показывая на нее, сказал: «Вот злонравия достойные плоды!».
Характеристика главных персонажей
Митрофан, Скотинин и Простаковы представляют собой старое дворянство, в котором процветают необразованность, жестокость и культ финансовых ценностей. Софья, Правдин, Милон, Стародум являются представителями нового поколения. Их основные моральные составляющие — любовь, добродушие, сострадание, тяга к познаниям. Описание главных персонажей кратко:
Тематика и проблематика
Делая внимательно анализ комедии «Недоросль», можно увидеть, что воспитание нового дворянства — главная тематика произведения Фонвизина. Это некий намек на пропадающие моральные начала в человеке, который боится преобразований. Дворяне воспитывают своих детей по старой схеме, не обращая внимания на то, какое у них будет конечное образование. Но избалованные люди, которые не учили азов, не могут взять на себя заботу о семье. Также раскрываются и другие темы:
Мнение критиков
Комедия неоднозначно воспринялась современниками Фонвизина. Многие помещики, прочитав «Недоросля», увидели в книге не попытку показать недостатки дворянства, а намек на клевету.
Но спустя годы писателя смогли оценить. Пушкин утверждал, что творчество Фонвизина является веселым и искренним, и сожалел, что таких авторов в литературе очень мало. Также его поддерживал Гоголь: «Все в этом рассказе видится ужасной карикатурой на русское, но нет тут ничего карикатурного: все Фонвизин взял живьем…».
Белинский говорил: «Пьесы „Бригадир“ и „Недоросль“ уже сняты с театрального репертуара, но их не смогут согнать из истории литературы».
Но не все критики положительно отзывались о комедии. Были и отрицательные статьи, в основном они связаны с искусственностью главных персонажей. К примеру, С. М. Бриллиант писал: «Произведение „Недоросль“ хоть и является выражением самосознания общества, но лишено живого чувства протеста».
Критики в Советском Союзе положительно оценили вклад Фонвизина в литературу и развитие мысли в обществе. Сегодня комедия «Недоросль» является идеальным образцом классической русской литературы. Вряд ли можно отыскать человека, который не читал бы этого произведения или не знал о нем, а имя Митрофанушки считается нарицательным.
Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест – зачёт по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1 .К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А. реализм В. сентиментализм
Б. классицизм Г. романтизм
2. Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?
А. теория «триединства» В. любовная интрига
Б. «говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев
3. Какой социальный тип не представлен в комедии?
А. дворянские интеллигенты В. столичные вельможи
Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне
4. Недорослем во времена Фонвизина назывался…:
А. главный герой комедии Б. подросток 15 – 17 лет
В. ленивый, ограниченный, невежественный человек
Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
А. воспитания и образования В. любовная
Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием
6. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
А. Вральман В. Кутейкин
Б. Цыфиркин Г. Простакова
7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это …
А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжора
В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда
Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
8 . Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:
А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
В. главная идея – необходимость воспитания души
Г. автор призывает к отмене крепостного права.
9. Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
А. Стародум В. Милон
Б. Простаков Г. Правдин
10. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :
1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин
1. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум
2. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова
3. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан
4. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин
5. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков
Письменно ответьте на вопросы:
1. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?
2. В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?
3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?
Ключ к тесту : 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А,Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А; 10 – 1-г,2-в,3-д,4-а,5-е,6-б.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Тест – зачёт по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А. реализм В. сентиментализм
Б. классицизм Г. романтизм
2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?
А. теория «триединства» В. любовная интрига
Б. «говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев
3.Какой социальный тип не представлен в комедии?
А. дворянские интеллигенты В. столичные вельможи
Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне
4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:
А. главный герой комедии Б. подросток 15 – 17 лет
В. ленивый, ограниченный, невежественный человек
Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
А. воспитания и образования В. любовная
Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием
6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
А. Вральман В. Кутейкин
Б. Цыфиркин Г. Простакова
7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжора
В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда
Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
8. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:
А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
В. главная идея – необходимость воспитания души
Г. автор призывает к отмене крепостного права.
9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
А. Стародум В. Милон
Б. Простаков Г. Правдин
10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин
1. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум
2. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова
3. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан
4. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин
5. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков
Письменно ответьте на вопросы:
1. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?
2. В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?
3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?
Ключ к тесту : 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А,Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А; 10 – 1-г,2-в,3-д,4-а,5-е,6-б.
Номер материала: ДБ-1339967
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи
Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает «образцовый». Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.
Классицизм и реализм в произведении
Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.
Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.
Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.
Философская основа классицизма
Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.
Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.
Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма
В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:
Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова
Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:
Язык комедии «Недоросль»
Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных ярко выявляются в языке действующих лиц комедии. Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, — говорит этот герой скотного двора, — то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой». Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи…» «Ах, она бестия», — восклицает она о Палашке, которая лежит больная. Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме… мешковат немного», — определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, — робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. — Я к ним и появиться не смею». Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком — языком самого автора.
Оды Ломоносова
Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.
Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии «Недоросль»
Условное деление персонажей на положительных и отрицательных | Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели. |
Использование говорящих фамилий | Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные. |
Наличие героя-резонера | Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует. |
Правило трех единств (времени, места, действия) | События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный. |
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло | Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением. |
Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».
Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
Новаторский характер комедий Фонвизина
Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.
Смех в «Недоросле»
Во-первых, Фонвизин отходит от классицизма в том, что отрицательные лица комедии, по словам Ключевского, «комичны, но не смешны — комичны как роли, и вовсе не смешны как люди». Смех Фонвизина в «Недоросле» разнообразен по оттенкам. В пьесе есть сцены самого простого, чисто внешнего комизма, которым пользуются фарсы. Таковы, например, места, где выступает Вральман с его ломаным языком. Довольно часто смех в «Недоросле» носит характер юмора, когда смешное соединяется с грустью или жалостью. Так, в сцене «примерки кафтана» портной Тришка дает Простаковой умный ответ; однако для барыни этот способный парень является рабом и поэтому — только «болваном». По отношению же к Простаковой, Скотинину, Митрофану смех Фонвизина звучит обличительно, сатирически, вызывая горячее чувство негодования против этих глупых и невежественных, подлых и бесчеловечно-жестоких господ тогдашней жизни. Таким образом, воздействие «Недоросля» на зрителей «составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него».
«Бригадир»: идея и краткое содержание
Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.
Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.
Недоросль как произведение классицизма
— единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.
: Софья — госпожа, Стародум — отец (хотя он не глуп!), он же — герой-резонер, Милон — герой-любовник, Митрофан и Скотинин — отрицательные женихи, Правдин — бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.
В пьесе, как и положено, пять действий
: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).
Классицистический конфликт чувства и долга
выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.
В комедии присутствует множество говорящих фамилий
: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.
Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.
«Недоросль»: идея и краткое содержание
В произведении главным становится социально-политический конфликт. «Недоросль» — самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии — Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии «Недоросль» характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.
Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.
Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль
Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении — комедии Недоросль
Главная проблема, которая поднимается в этой комедии
— воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.
В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.
Фонвизин стремится доказать, что образованность — синоним счастья.
Главный герой комедии
— молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова — жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна — рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин — дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.
Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.