к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина

К какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.

Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.

Источник

К какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина

Укажите одно из принятых жанровых определений данного произведения А. С. Пушкина.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.

Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.

Источник

К какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими. В чём схоже (или чем различается) изображение взаимоотношений простых людей и власть имущих в этом произведении и в «Капитанской дочке»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.

Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».

Эпос (греч. Еpos — рассказ, повествование), один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире.

Укажите фамилию жениха Марьи Ивановны, который упомянут в приведённом эпизоде.

Женихом Марьи Ивановны, упоминающимся в данном эпизоде, является Гринев.

Какой этап развития сюжета «Капитанской дочки» представлен данным фрагментом? Укажите соответствующий термин.

Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего.

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

В чём поступок императрицы по отношению к капитанской дочке и её жениху схож с аналогичным поступком Пугачёва и чем эти поступки различаются?

В романе Пушкина «Капитанская дочка» противопоставляются Пугачев, бунтовщик и самозванец, объявивший себя государем, и Екатерина, законная правительница. И Пугачев, и Екатерина помогают Маше Мироновой, обоим не чужды чувство сострадания и милости. Пушкин симпатизирует Пугачеву, показывая его благородство по отношению к капитанской дочке, дочке врага. Однако, истинным добродетелем является, по мнению автора, Екатерина. Она — образец милосердия и гуманности, потому что она не развязывала кровопролития, она законно сидит на троне.

В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?

Взаимоотношения простых людей с власть имущими показаны во многих произве-дениях русской литературы. Например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные». Читатель узнает историю мелкопоместного дворянина Ихмеева, который потерял все свое состояние из-за богатого князя Валковского. Честный, добрый и отзывчивый Николай Сергеевич стремился помочь своему другу, однако тот оказался хитрым, властным и жестоким человеком. Валковский забрал у Ихмеева все и полностью разрушил его жизнь. В противовес этой истории история Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К Маше Мироновой императрица была бла-госклонна и поступила справедливо. К сожалению, в литературе, как и в жизни, гораздо чаще встречаются примеры страданий простого человека, причиной которых становится власть имущий.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Мысль о необходимости быть человеком чести заложена А. С. Пушкиным не только в само повествование, но и вынесена в _______, предваряющий повествование. Тема чести и бесчестия раскрывается через сопоставление Гринёва и Швабрина, которые являются _______, так как их характеры и поступки даны на контрасте.

Мысль о необходимости быть человеком чести заложена А. С. Пушкиным не только в само повествование, но и вынесена в эпиграф, предваряющий повествование. Тема чести и бесчестия раскрывается через сопоставление Гринёва и Швабрина, которые являются антиподами, так как их характеры и поступки даны на контрасте.

Взаимоотношения простых людей с власть имущими показаны во многих произведениях русской литературы. Например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные». Читатель узнает историю мелкопоместного дворянина Ихмеева, который потерял все свое состояние из-за богатого князя Валковского. Честный, добрый и отзывчивый Николай Сергеевич стремился помочь своему другу, однако тот оказался хитрым, властным и жестоким человеком. Валковский забрал у Ихмеева все и полностью разрушил его жизнь. В противовес этой истории история Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К Маше Мироновой императрица была благосклонна и поступила справедливо. К сожалению, в литературе, как и в жизни, гораздо чаще встречаются примеры страданий простого человека, причиной которых становится власть имущий.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1
Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл8

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Источник

Анализ романа «Капитанская дочка» Пушкин

к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина. Смотреть фото к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина. Смотреть картинку к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина. Картинка про к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина. Фото к какому литературному направлению относится капитанская дочка а с пушкина

Исторический роман Пушкина «Капитанская дочка» принято считать произведением, положившим начало формирования реалистического направления в литературе. Он отличается экономным, но ёмким повествованием. При этом в нём уживаются достоверные исторические факты и художественный вымысел.

Краткий и полный анализ романа дадут целостную картину художественного своеобразия романа.

Год написания – 1836 (наброски, черновики, собирание материалов – с 1834 г.)
История создания: Пушкин обратился к Николаю I с замыслом описать в романе Пугачёвский бунт и получил одобрение. Служа в Министерстве иностранных дел, он имел доступ к историческим документам, что помогло создать достоверную картину эпохи.
Жанр: историческая повесть или исторический роман.
Направление: романтизм и реализм.
Основная идея: каждый человек может проявить себя как сильная личность, если будет верен своим убеждениям.
Тема: описание Пугачёвского восстания и людей, участвовавших в нём.
Проблема: сложность нравственного выбора, когда есть риск для жизни.
Композиция – роман состоит из 14 глав, написанных в форме «семейственных записок». Также существует глава, не включенная в роман (под фамилией Гринёва описан Зурин, а Гринёв носит фамилию Буланин).

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема народного восстания против крепостнического режима

Проблема: русский бунт часто оказывается «бессмысленным и беспощадным», потому что он стихийный, а не четко скоординированный.

2. Тема нравственного выбора в трудных жизненных условиях

Проблема: Трудно отстоять идеалы и принципы, когда из-за них можно потерять жизнь. Гринёву во многом везёт, он не раз мог поплатиться жизнью.

3. Тема воспитания и отношений между родителями и детьми

Проблема: Отец Гринёва не раз испытывает стыд за сына, посрамившего честь семьи. Однако это возникает из-за недопонимания, незнания всей ситуации.

4. Тема власти и общества

5. Тема настоящего и ложного патриотизма

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор понимает, что бунты и восстания происходят оттого, что народу живётся плохо, но также он видит, что это приводит к огромным бессмысленным жертвам.

Благодаря тому, что автор повествует от имени героя, он может себе позволить сочувственное отношение к Пугачёву, видя в нем не только злодея, но и вождя народной войны, глубокую личность.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Пётр Гринёв – сын помещика. Не был хорошо образован, но получил хорошее воспитание. Благородный, честный человек. В трудных испытаниях быстро взрослеет и обретает цельность характера, хотя ему всего 16-18 лет на момент событий.
Вызывает расположение и уважение Пугачёва с первого своего поступка (дарения заячьего тулупа).

Савельич – слуга в доме Гринёвых, стремянной, дядька Петра.
Всюду сопровождает «барское дитя», стараясь уберечь от бед.
Благодаря ему Гринёв то попадает в неловкие ситуации, то выпутывается из них. Через него раскрывается система ценностей семьи Гринёвых.

Емельян Пугачёв –бунтовщик, вождь крестьянского движения, выдававший себя за Петра III. Злодей, который для Гринёва становится благодетелем и спасителем. Неоднозначный персонаж, вызывающий сочувствие.
С Гринёвым его связывают человеческие отношения. Порой Пугачёв относится к Петру по-отечески, это видно из его «поступков покровителя».

Алексей Швабрин – сослуживец Гринёва, человек без моральных принципов. В момент захвата крепости переходит на сторону Пугачёва, хотя не разделяет идей народного восстания. Не сумев добиться взаимности от Маши Мироновой, пытается силой заставить её выйти за него замуж.
Швабрин противопоставляется Гринёву, их поступки рассматриваются в формате контраста, антитезы.

Иван Кузьмич Миронов – капитан, комендант крепости, простой и честный человек, не побоявшийся сохранить верность принципам. Отказывается присягнуть Пугачёву, за что и казнён.
Герой раскрывается через отношение к семье, к делу, к военному долгу. Комендант и его жена воспринимаются целостно, так как их связывают крепкие узы.

Василиса Егоровна – жена коменданта Миронова, разделившая с ним тяготы военной службы. Трагически погибает во время захвата крепости.
Добрая, храбрая, умная женщина.

Мария Миронова – дочь капитана, 18-летняя девушка с тихим, но твердым характером. Возлюбленная Петра. Когда жениху угрожала вечная ссылка в Сибирь, в одиночку поехала с прошением о помиловании к императрице и получила положительный ответ. Характер девушки закаляется после гибели родителей и пережитых потрясений.

Иван Зурин – случайный приятель Гринёва, которому он проиграл 100 рублей в бильярд. Позднее становится прямым начальником Гринёва во время Пугачёвских восстаний.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

В романе выделяют 2 основных конфликта:
— между народом и системой власти (проявляется в Пугачёвском бунте)
— столкновение нравственных ценностей героев (Гринёв и Швабрин)

Но также внутри каждого героя есть внутренняя борьба сомнений, как поступить в ситуации, когда тебе грозит гибель.
Можно отстаивать свои взгляды (Гринёв, капитан Миронов), а можно передать их, чтобы сохранить жизнь (Швабрин).
Этот внутренний конфликт и является самым сложным для героев.
Но именно он раскрывает характеры и даёт читателям пример для подражания.

Источник

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.

Проблематика:

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.

Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.

Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Действующие лица

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Экранизации

«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.

За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?

Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *