к какому классу психических явлений относят память

Шпаргалка по психологии.

7. Классификация психических явлений.

Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Психический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.

Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

К психическим процессам относятся следующие явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышление; 4) память; 5) воображение; 6) речь.

Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть: 1) кратковременными;

2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости.

Источник

Классы психических явлений

к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память

к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память

к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память

· Познавательные (когнитивные) процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение, которые позволяют человеку познать не только мир, но и самого себя в нем. В последнем случае речь идет о самопознании, которое имеет различные уровни и формы проявления: а) самоощущение; б) самовосприятие; в) образ «Я» (представление); г) рефлексия (осмысление себя глазами другого).

· Класс мотивов, побуждений (потребности, цели, интересы) определяют вектор активности человека, его отношение к миру и людям, осуществляют управление нашими поступками. Мотивы имеют разную силу, степень осознанности и значимости для человека.

· Класс эмоций (базовые эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти) дают быструю оценку ситуаций и событий как благоприятных или неблагоприятных для достижения поставленной цели, т. е. раскрывают их смысл для нас.

· Класс процессов общения, направленных на установление и развитие контактов между людьми с целью достижения межличностного взаимодействия, формами проявления которого выступает не только сотрудничество, согласие, но и борьба.

· Класс реализации и выражения психологических фактов: а) умения, навыки, привычки (индивидуальный стиль деятельности); б) язык эмоций: внешнее (вербальное и невербальное) их выражение; в) речь.

· Класс психических состояний. По степени динамики и содержанию психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами. Любое психическое состояние есть временное целостное образование, включающая в себя все компоненты психики. Возникновение и протекание его обусловлено не только особенностями ситуации, но и то, как человек воспринимает последнюю. Выделяют следующие виды психических состояний: а) познавательные (апатия, интерес); б) мотивационно-волевые: (уверенность, настойчивость, решительность); в) эмоциональные (аффект, настроение, фрустрация, стресс); г) функциональные психические состояния, обнаруживающие себя как готовность к выполнению определенного вида деятельности (работоспособность, утомление, монотония, тревога, эмоциональное пресыщение, профессиональная заинтересованность).

· Класс психических свойств, для которых характерна по сравнению с психическими состояниями и процессами наибольшая длительность и устойчивость; могут меняться, но под влиянием длительного воздействия социальных факторов (обучения, образования, воспитания). К основным группам психических свойств относятся: 1) генетически наследуемые свойства (доминирующие эмоции и стиль эмоционального реагирования; динамика психических процессов (темперамент); задатки, доминирующий инстинкт и т.п.); 2) социальные свойства, которые формируются у человека при жизни в обществе (мировоззрение, интересы, убеждения, идеалы, характер, воля, чувства, способности, знания, ценности, умения, навыки, самосознание).

· Класс сознательных и бессознательных психических форм. Сознательные психические формы – все явления, представленные индивиду на уровне осознания, самопознания и самосознания (рефлексии), в результате чего психическая жизнь приобретает вполне конкретную направленность. К бессознательным психическим формам принадлежат: а) явления, предшествующие индивидуальной психике, не достигшие в процессе жизни осознания («архетипы», согласно К.Юнгу); б) психические явления, устраненные из поля активного сознания; в) мысленные, образные и чувственные интуиции; г) творческие проявления индивидуального сознания.

Подводя итог, отметим: выделение классов психических явлений и акцент на их относительную самостоятельность является приемом психологического анализа. Психические явления, реализуясь в жизненном пространстве каждого из нас, приобретают качество целостности и взаимосвязанности друг с другом. Это первое.

Второе. Изучать психические явления можно как в контексте различных отраслей психологического знания, так и видов практики. И в том, и в другом случае должны использоваться различные методы исследования психических явлений. Этому вопросу посвящен следующий вопрос лекции.

Источник

§ 4. Классификация психических явлений

§ 4. Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны; традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности — как временную и типологическую модификации психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

Психические процессы — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психические процессы — базовая группа психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые и 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние — текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

к какому классу психических явлений относят память. Смотреть фото к какому классу психических явлений относят память. Смотреть картинку к какому классу психических явлений относят память. Картинка про к какому классу психических явлений относят память. Фото к какому классу психических явлений относят память

Рис. 5. Система (классификация) психических явлений

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные (основаны на потребностях установки — желания, интересы, влечения, страсти);

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности — реактивные (шоковые и ступорные) состояния, психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) способности; 4) характер.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.

Все психические явления системно организованы: они образуют единую структуру психики человека (рис. 5).

Читайте также

Характерные изменения психических процессов и личности при различных психических заболеваниях

Характерные изменения психических процессов и личности при различных психических заболеваниях Любое психическое заболевание проявляется нарушением психической деятельности. Возникновение большинства психических заболеваний обусловлено эндогенными факторами, к

О наблюдении психических явлений (Введение, составленное автором для русского издания)

О наблюдении психических явлений (Введение, составленное автором для русского издания) Что психическая сторона человека исследована еще очень мало – в этом никто не сомневается. Войдите в самую богатую библиотеку в мире, вы найдете там атласы, содержащие рисунки

Глава VIII. Классификация выражений. Общий очерк всех мимических явлений

Глава VIII. Классификация выражений. Общий очерк всех мимических явлений Рассматривая какое-нибудь явление природы в качестве наблюдателей или художников, мы можем гордиться своим уменьем подмечать в нем существенные черты, тени и полутени, и в особенности – возможностью

Классификация некоторых паранормальных явлений

Классификация некоторых паранормальных явлений Одно из направлений в трансперсональной психологии – это исследование парапсихологических, паранормальных явлений. Несмотря на свой якобы ненаучный характер, парапсихология – одно из интереснейших направлений, которое

5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ На протяжении всей истории человеческой мысли изменялось представление о психике, эти изменения тесно связаны с успехами в познании органического субстрата психики человека.Еще очень давно был сделан вывод, что

Общество исследований психических явлений

Общество исследований психических явлений В конце девятнадцатого века, главным образом благодаря месмеризму и гипнотизму, наблюдался чрезвычайный интерес к паранормальным явлениям, к так называемым «высшим» феноменам гипнотизма. Но вся эта область была, конечно,

24. Классификация психических состояний

24. Классификация психических состояний В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на

Анализ причин явлений

Анализ причин явлений Любое явление в жизни – это результат огромного, практически бесконечного числа факторов. Но вклад каждого фактора различен. Есть существенные факторы, а есть те, которыми можно пренебречь. Если вы пнули ногой по мячу, то главная причина

58. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

58. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ Современная классификация психических заболеваний создана Всемирной организацией здравоохранения. Она учитывает причины возникновения психических расстройств, характер клинических проявлений, течение психического

Источник

Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Психология успешной личности

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Эмоциональная сфера личности

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По психологии «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте»

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Предмет психологии

Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике.

1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей;

2) научиться управлять психич. явлениями;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти;

4) быть теоретической основой практики психологич. службы.

Предмет науки – часть объекта относительно которой наука получает новое знание. Предмет науки изменяется по мере развития самой науки. Объектом Психологии является человек, а предметом – психика.

В разные периоды развития психология обращала внимание на сознание, поведение.

Психика – свойство высокоорганизованной материи(мозга) отражает объективную реальность и регулировать поведение и деятельность. Психика человека сформирована в процессе эволюционного развития для решения задач приспособления к среде и выживания вида.

Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. Психика – совокупность психических явлений.

Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я

(познават., (темперамент, (состояния

эмоцион., характер, сознания,

Психология ощущения и восприятия

Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич. явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.

Внимание

Внимание занимает особое место в ряду психических явлений, так как оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. Но оно включено в практическую деятельность человека и в познавательные процессы. Внимание является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание- сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание- это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связанно с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте. Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

Послепроизвольное внимание- это сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Тема 14. Человек как объект философского осмысления

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат значим.

Внимание характеризуется след. Свойствами:

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать одновременно несколько объектов.

Концентрация- степень сосредоточения внимания на объекте или интенсивность внимания. Выражается она в том, что внимание поглощенно одним объектом. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения на объекте.

Переключение внимания — это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания.

Ощущение

Ощущение — важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. Жизненное значение ощущен й заключается в том, что ори всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых ящиков, окрашенных в белый и черный, первый кажется легче, второй тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии сна органы чувств.

Без ощущении невозможна психическая активность человека.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств- анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют : дистанционную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, мышцах и сухожилиях или внутри организма различают : экстеруепцию( зрительная, слуховая, тактильная и тд), проприоцепцию (ощущение мышц, сухожилий) и интероцепцию ( ощущение голода, жажды).

Роль и виды ощущений у человека

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Глаз относится к дистанционным рецепторам.

Слуховые ощущения. Относится к дистанционным ощущениям.

Обонятельные ощущения. Относится к дистантным.

Вкусовые ощущения- контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения. Имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная и болевая.

К закономерностям относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя

Примеры похожих учебных работ

Человек как личность 4

Человек как личность 3

Психические состояния и адаптация

Глава 8. Психические состояния человека в труде

Психические состояния человека

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *