к какому классу относятся юридические услуги по ниццкому соглашению

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ И ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ НИЦЦКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), предназначенная для целей регистрации знаков, была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами-участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме, в 1977 г. в Женеве и изменена в 1979 г.

Страны-участницы Ниццкого соглашения в рамках Парижского союза по охране промышленной собственности образуют Специальный союз, который использует единую классификацию товаров и услуг для регистрации знаков.

Каждая из стран-участниц Ниццкого соглашения обязана при регистрации знаков следовать МКТУ либо в качестве основной (единственной), либо вспомогательной классификации и в официальных документах и публикациях о регистрации знаков указывать номера классов МКТУ в перечне товаров/услуг, в отношении которых зарегистрированы знаки.

Использование МКТУ обязательно не только для национальной регистрации знаков в странах-участницах Ниццкого соглашения, но и для международной регистрации знаков, осуществляемой Международным бюро ВОИС в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, а также для регистрации знаков Африканской организацией интеллектуальной собственности (OAPI), Региональной африканской организацией интеллектуальной собственности (ARIPO), Бюро по правам интеллектуальной собственности стран Бенилюкс (BOIP) и Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образцы) (OHIM).

МКТУ применяется также в некоторых странах, не являющихся участницами Ниццкого соглашения (см. перечень стран ниже).

ПЕРЕСМОТРЫ НИЦЦКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Ниццким соглашением предусмотрено создание Комитета экспертов, в котором представлены все страны-участницы Соглашения. Комитет экспертов принимает решения обо всех изменениях в Классификации, в частности о переносах товаров и услуг между различными классами, изменениях алфавитного перечня и введении необходимых пояснительных заметок.

Комитет экспертов со времени вступления в силу Ниццкого соглашения 8 апреля 1961 г. провел 20 сессий. Наиболее значительными достижениями Комитета стали: общий пересмотр алфавитного перечня товаров и услуг с точки зрения формы представления (начиная с 1970 г.); существенная модификация Общих замечаний, заголовков классов и пояснений (1982 г.); введение «базового номера» для каждого отдельного товара/услуги (1990 г.), что дает возможность пользователю находить соответствующий товар/услугу в алфавитном перечне классификатора в любой языковой версии; пересмотр класса 42 с созданием классов с 43 по 45 (2000 г.).

На 21 сессии, состоявшейся в ноябре 2010 г., Комитет экспертов принял изменения к девятой редакции Ниццкой классификации.

РЕДАКЦИИ НИЦЦКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Настоящая публикация является официальным трехъязычным (русско-англо-французским) третьим изданием десятой редакции МКТУ в Российской Федерации. Каждое наименование товара/услуги на русском языке сопровождается наименованиями товара/услуги на английском и французском языках в соответствии с официальными изданиями ВОИС.

Публикация состоит из: «Введения», части I «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями» и части II «Перечень товаров и услуг, объединенных в классы».

«Введение» содержит, в частности, «Руководство по применению» классификатора и «Общие замечания».

Часть I представляет родовидовое описание классов товаров/услуг с 01 по 45 класс. К каждому классу дается пояснение, в частности что к классу относится и что не относится.

Часть II содержит наименования товаров/услуг сгруппированные по классам товаров и услуг. В каждом классе все наименования товаров/услуг расположены в алфавитном порядке по первому слову наименования. Каждому наименованию присвоен персональный шестизначный базовый номер.

СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ НИЦЦКОГО СОГЛАШЕНИЯ

Корейская Народно-Демократическая Республика

Источник

Ниццкая классификация

Ниццкая классификация (НКЛ), созданная Ниццким соглашением (1957 г.), представляет собой международную классификацию товаров и услуг, применяемую для регистрации знаков. Каждые пять лет публикуется новая редакция НКЛ, а с 2013 г. была введена практика ежегодной публикации новой версии текущей редакции. Узнать больше об НКЛ.

Вспомогательные ресурсы

Заседания

Ассамблея Ниццкого союза

Все государства, ратифицировавшие Стокгольмский или Женевский акт Ниццкого соглашения или присоединившиеся к ним, являются членами Ассамблеи Ниццкого союза. Ассамблея собирается на очередную сессию раз в два года. Ассамблея занимается всеми вопросами, касающимися поддержания и развития Союза и осуществления Ниццкого соглашения.

Примечание: циркуляры размещены на страницах, посвященных соответствующим мероприятиям.

Комитет экспертов

Каждое государство-участник Ниццкого соглашения представлено в Комитете экспертов, созданном на основании Соглашения. Начиная с 2012 г., Комитет проводит свои сессии раз в год. Комитет принимает решения по любым изменениям, подлежащим включению в Ниццкую классификацию, которые впоследствии публикуются в виде новых изданий каждые пять лет, а новые варианты – каждый год.

Прекращенные мероприятия

Скачивание и ИТ-поддержка

ВОИС бесплатно предоставляет все мастер-файлы, необходимые для генерирования онлайн-версии Ниццкой классификации (NCLPub), а также другие файлы в формате Excel, Word и PDF. Пройдите по ссылке «Скачивание и ИТ-поддержка», на открывшейся странице вы найдете ссылки на указанные файлы и «Условия использования». С помощью ссылок быстрого доступа (справа) вы можете моментально получить доступ к файлам того или иного издания или той или иной версии НКЛ.

Источник

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ МКТУ

11 Редакция 2021 года

С момента учреждения в классификация постоянно подвергается обновлению и совершенствуется в соответствии с меняющимися тенденциями рынка товаров и услуг. В настоящее время действует 11 редакция.

Действующая редакция состоит из Перечня классов товаров и услуг с Пояснения:ми и Перечня неповторяющихся наименований товаров/услуг, отсортированных в алфавитном порядке и позволяющих проклассифицировать товары и услуги.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССОВ МКТУ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ С ПОЯСНЕНИЯМИ

ТОВАРЫ

Продукты химические, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; смолы необработанные синтетические, материалы необработанные пластические; составы для тушения огня и предотвращения пожаров; препараты для закалки и пайки металлов; вещества для дубления кожи и шкур животных; вещества клеящие для промышленных целей; мастики и другие наполнители пастообразные; компосты, удобрения, навоз; препараты биологические для промышленных и научных целей.

Краски, олифы, лаки; средства защитные, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения; вещества красящие; чернила типографские, чернила для маркировки и для гравюр; смолы необработанные природные; металлы листовые и порошкообразные, используемые для художественно-декоративных целей и художественной печати.

Продукты косметические и туалетные нелечебные; пасты зубные нелечебные; продукты парфюмерные, масла эфирные; препараты для отбеливания и вещества прочие для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки.

Масла, смазки и воски промышленные; материалы смазочные; составы для поглощения, смачивания и связывания пыли; топлива и материалы осветительные; фитили и свечи для освещения.

Изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные; изделия гигиенические для медицинских целей; питание диетическое и вещества для медицинских или ветеринарных целей, питание детское; добавки пищевые для человека и животных; пластыри, материалы перевязочные; материалы для пломбирования зубов и изготовления зубных слепков; средства дезинфицирующие; препараты для уничтожения вредных животных; фунгициды, гербициды.

Металлы обычные и их сплавы, руды; материалы металлические строительные; конструкции и сооружения передвижные металлические; тросы и проволока металлические, неэлектрические; изделия мелкие металлические и скобяные; контейнеры металлические для хранения и транспортировки; сейфы.

Машины, станки, инструмент с механическим приводом; Двигатели, за исключением предназначенных для наземных транспортных средств; соединения и элементы передач, за исключением предназначенных для наземных транспортных средств; орудия сельскохозяйственные, иные, чем орудия с ручным управлением; инкубаторы для яиц; автоматы торговые.

Приборы и инструменты научные, исследовательские, навигационные, геодезические, фотографические, кинематографические, аудиовизуальные, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, обнаружения, тестирования, спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления распределением или потреблением электричества; аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение, чистые носители записи и хранения цифровой или аналоговой информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия; гидрокостюмы для дайвинга, маски, беруши, перчатки для дайверов, зажимы для носа для дайверов и пловцов, аппараты дыхательные для подводного плавания; оборудование для тушения огня.

Приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные; протезы конечностей, протезы глазные и зубные; изделия ортопедические; материалы для наложения швов; оборудование терапевтическое и вспомогательное, предназначенное для людей с ограниченными возможностями; приборы для массажа; аппараты, оборудование и изделия для детей младенческого возраста; аппараты, приборы и товары для сексуальной активности.

Устройства и установки для освещения, отопления, охлаждения, получения пара, приготовления пищи, сушки, вентиляции, водоснабжения и санитарно-технические.

Средства транспортные; аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху.

Оружие огнестрельное; боеприпасы и снаряды; вещества взрывчатые; фейерверки.

Металлы благородные и их сплавы; изделия ювелирные, бижутерия, камни драгоценные и полудрагоценные; часы и приборы хронометрические.

Инструменты музыкальные, пюпитры и подставки для музыкальных инструментов; палочки дирижерские

Бумага, картон; продукция печатная; материалы для переплетных работ; фотоснимки; товары писчебумажные, принадлежности офисные, за исключением мебели; вещества клейкие для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников и материалы для рисования; кисти; материалы учебные и пособия наглядные; листы, пленка и мешки пластмассовые для упаковки и пакетирования; шрифты, клише типографские.

Каучук, резина, гуттаперча, асбест, слюда необработанные и частично обработанные и заменители этих материалов; пластмассы и резина в экструдированной форме, используемые в производстве; материалы для конопачения, уплотнения и изоляции; гибкие трубы неметаллические.

КЛАСС 18: Кожа и имитация кожи; шкуры животных; изделия багажные и сумки для транспортировки; зонты от дождя и солнца; трости; хлысты, кнуты, сбруя конская и изделия шорные; ошейники, поводки и одежда для животных.

Материалы строительные неметаллические; трубы жесткие неметаллические для строительных целей; асфальт, смолы, гудрон и битум; конструкции и сооружения передвижные неметаллические; памятники неметаллические.

Мебель, стекло (зеркала), обрамления для картин; контейнеры для хранения или транспортировки неметаллические; рог, кость, слоновая кость, перламутр, обработанные или частично обработанные; раковины; морская пенка; янтарь.

Утварь и посуда домашняя и кухонная; наборы для варки и посуда за исключением вилок, ножей и ложек; расчески и губки; щетки, за исключением кистей; материалы для щеточных изделий; материал для чистки и уборки; стекло необработанное или частично обработанное, за исключением строительного стекла; изделия из стекла, фарфора и фаянса.

Канаты, веревки, бечевки; сети; палатки, навесы; тенты из текстильных или синтетических материалов; паруса; мешки, для транспортировки и хранения товаров без упаковки; материалы набивочные, за исключением бумажных, картонных, резиновых и пластических; материалы из текстильного волокнистого сырья и их заменителей.

Нити текстильные и пряжа.

Текстиль и его заменители; белье для бытового использования; шторы из текстильного и пластического материалов.

Одежда, обувь, головные уборы.

Кружева, шнурки и изделия вышитые, тесьма и ленты; пуговицы, кнопки, крючки и блочки, булавки и иглы; цветы искусственные; украшения для волос; волосы искусственные.

Ковры, циновки, маты, линолеум и прочие покрытия для полов; стенные обои и обивочные материалы нетекстильные.

Игры, игрушки; аппараты для видео игр; товары гимнастические и спортивные; украшения елочные.

Мясо, рыба, птица и дичь; экстракты мясные; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца; молоко, сыр, масло, йогурт и другие молочные продукты; масла и жиры пищевые.

Кофе, чай, какао и заменители кофе; рис, макароны и лапша; тапиока (маниока) и саго; мука и продукты зерновые; хлеб, выпечка и изделия кондитерские; шоколад; мороженое, сорбет и другие продукты из съедобного льда; сахар, мед, сироп из патоки; дрожжи, порошки пекарные; соль, приправы, специи, консервированные травы; уксус, соусы, приправы; лед для охлаждения.

Продукты сельскохозяйственные, аквакультуры, садово-огородные и лесные, в сыром виде и необработанные; зерно и семена, необработанные и непереработанные; фрукты, овощи и ароматические травы свежие; растения и цветы живые; луковицы, саженцы и семена; животные живые; корма и напитки для животных; солод.

Пиво; безалкогольные напитки; воды минеральные и газированные; напитки и соки фруктовые; сиропы и прочие составы для изготовления безалкогольных напитков.

Алкогольные напитки (за исключением пива); продукты алкогольные для приготовления напитков.

Табак и заменители табака; сигареты и сигары; электронные сигареты и вапорайзеры для курения; принадлежности курительные; спички.

УСЛУГИ

Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; деятельность административная в сфере бизнеса; служба офисная.

Страхование; деятельность финансовая; операции кредитно-денежные; операции с недвижимостью.

Строительство; ремонт; установка оборудования.

Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий.

Воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и промышленным научным исследованиям; разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения.

Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.

Услуги медицинские; услуги ветеринарные; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.

Услуги юридические; службы безопасности для физической защиты материальных ценностей и индивидуальных лиц; услуги персональные и социальные, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц.

Источник

МКТУ – #ЭТОНЕПРОСТО. Основные принципы и рекомендации

Товарные знаки регистрируются в отношении определенных товаров и услуг, сгруппированных по 45-ти классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

МКТУ применяется экспертизой патентных ведомств большинства современных государств и позволяет осуществлять по различным базам данных поиск сходных обозначений, которые зарегистрированы или заявлены на регистрацию в отношении однородных товаров и услуг.
МКТУ не имеет ничего общего ни с одной из известных на сегодняшний день других классификаторов (например, ОКВЭД или ТН ВЭД). Важно учитывать, что отнесение товаров или услуг к одному и тому же классу МКТУ не всегда означает их однородность – очевидно, что все известные на сегодняшний день товары и услуги объективно нельзя свести всего к 45-ти категориям (34 для товаров и 11 для услуг) на основе каких-либо объективных общих характеристик.

Например, класс 9 включает наряду с программным обеспечением средства индивидуальной защиты, огнетушители, электронные устройства разнообразного назначения. Класс 45 включает юридические услуги, а также организацию свадебных, похоронных и религиозных церемоний.

Некоторые из категорий достаточно однородны по своему содержанию и включают товары или услуги, не относящиеся к каким-либо другим классам. Например, 34 класс (табачная продукция и курительные принадлежности), 37 класс (услуги в области строительства и ремонта), 15 класс (музыкальные инструменты).

Однако многие товары и услуги, признаваемые однородными, отнесены к разным классам. Какой-либо четкой и универсально понятной логики МКТУ не имеет. Некоторые категории товаров, несмотря на общее назначение, будут относиться к широкому перечню классов. Например, многие товары для спорта и активного отдыха отнесены к 28 классу, однако данный класс включает далеко не весь привычный ассортимент такой продукции. К разным классам отнесены даже палатки (22 класс) и спальные мешки (24), не говоря уже об одежде и обуви, которые относятся к 25 классу независимо от назначения. Не стоит забывать и про товары 09 класса, включающие различные приборы и устройства (например, компасы, фонари). В качестве примера оптимального набора классов можно привести сведения о регистрации товарного знака «ДЕКАТЛОН» по свидетельству №482962.

Свободно ориентироваться во всех тонкостях применения МКТУ экспертам позволяет многолетний опыт проверки и регистрации товарных знаков в различных сферах производства и услуг, а также регулярный анализ практики оценки однородности товаров и услуг в деятельности Роспатента и судебных инстанций.

Использование международной классификации товаров и услуг для целей оценки шансов регистрации и рисков использования товарного знака

При оценке юридической чистоты товарного знака специалисту недостаточно исходить только из того, к какому классу непосредственно относится продукт клиента. Следует учитывать правило о том, что однородными могут признаваться некоторые смежные категории товаров и услуг, относящиеся к разным классам.

Например, программное обеспечение относится к товарам 9-го класса. Однако классификация также включает услуги, связанные с разработкой и техническим обслуживанием ПО, включенные в 42 класс, которые признаются экспертизой Роспатента и судами однородными ПО как товару – и этот класс обязательно следует включать в объем поиска.
Аналогичным образом одежда (25 класс) может быть признана товаром, однородным услугам по пошиву одежды (40), поскольку результатом оказания таких услуг может являться соответствующая продукция.
Пиво относится к 32 классу МКТУ, включающему безалкогольные напитки, а все остальные алкогольные напитки включены в класс 33. Неизвестно, чем руководствовались составители международной классификации при отнесении этих напитков к разным классам, однако следует учитывать, что на практике такие товары признаются однородными и для поиска следует выбирать оба класса.

В России таких четких рамок у экспертизы нет, что во многих ситуациях предоставляет возможности для субъективного усмотрения.

Важно также учитывать ранее действовавшие редакции Международной классификации товаров и услуг. Например, версия классификатора, действовавшая с 1996 по 2001 годы, включала всего 42 класса. До сих пор это следует учитывать, например, указывая класс 42 дополнительно к 45 классу при поиске товарных знаков, зарегистрированных для юридических услуг.

Особенно важно учитывать упомянутую версию при проверке обозначений в отношении торговых услуг: сейчас они квалифицируются как «продвижение товаров для третьих лиц» в классе 35, но многие ранее зарегистрированные и действующие товарные знаки охраняются в отношении формулировки «реализация товаров» в классе 42. Срок охраны у многих товарных знаков, зарегистрированных в тот период, уже истек, но далеко не у всех.

Если в нужном классе выявлен сходный знак, это само по себе не означает, что он представляет собой однозначное препятствие. Нужно анализировать перечень товаров (услуг), в отношении которых выявленный знак охраняется. В России широко распространена практика подачи заявок на регистрацию в отношении полных перечней формулировок, включенных в классы МКТУ – что само по себе нередко осложняет проведение поиска и процедуру регистрации.

Особенно, учитывая возможность досрочного прекращения действия товарных знаков в отношении товаров и услуг, для которых они не используются.

Определение необходимого набора классов для нестандартных категорий товаров и услуг

Тем не менее, они однозначно подлежат отнесению к услугам 35 класса по аналогии с маркетингом и такими официальными формулировками, как, например, консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе и связях с общественностью.

Не известные классификатору категории товаров или услуг следует относить к классам, содержащим наименования товаров и услуг, аналогичных с точки зрения основных потребительских характеристик (например, для некоторых товаров это может быть общий состав, для услуг – назначение).
Допустим, продукт представляет собой полуфабрикаты – заменители мяса. Различные виды готовой продукции пищевой промышленности отнесены к товарам 29 и 30 классов. При отнесении товара к какому-либо из них следует, прежде всего, руководствоваться преимущественным составом (хотя это не универсальная рекомендация).

В отсутствие специальной формулировки для заменителей мяса отнести такие полуфабрикаты возможно и к 29 классу (если они изготовлены на основе овощей или бобовых культур), и к 30 классу (если основными ингредиентами являются злаковые культуры, рис) – как для предварительной проверки, так и в целях последующей регистрации.

Препятствовать регистрации в таком случае могут товарные знаки, зарегистрированные в 29 или 30 классе в отношении товаров, имеющих сходный основной состав и/или назначение. Например, полуфабрикаты на основе овощей в 29 классе или зерновые продукты и некоторые товары на их основе в 30 классе.
То есть, потребуется внимательно просмотреть, в отношении каких именно товаров в пределах необходимых классов зарегистрированы выявленные по результатам поиска сходные знаки.

Так, например, в рассматриваемой ситуации не будут считаться препятствующими сходные товарные знаки, зарегистрированные в 29 классе для молочной продукции или в отношении кондитерской продукции в 30 к.

Более простым примером является возможность сосуществования сходных товарных знаков в отношении лапши быстрого приготовления и шоколада, которые относятся к одному и тому же 30-му классу.

Использование принципов Международной классификации товаров и услуг при подготовке заявки на регистрацию

Каждый класс имеет так называемый заголовок. Заголовок содержит общие формулировки, охватывающие по смыслу часть формулировок в пределах класса, но далеко не все такие формулировки.

Например, заголовок класса 33 (алкогольные напитки, за исключением пива; продукты алкогольные для приготовления напитков), действительно, охватывает все категории из алфавитного перечня товаров, включенных в данный класс.

Напротив, заголовок 35 класса (реклама; управление бизнесом, организация бизнеса, бизнес-администрирование; офисная служба) по смыслу не включает такие весьма популярные услуги из алфавитного перечня как «презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи».
Ранее считалось, что заголовок класса подразумевает любые товары и услуги из алфавитного перечня, и для того, чтобы «занять» весь класс достаточно указать в заявке заголовок класса. До сих пор так иногда поступают некоторые «сквоттеры» товарных знаков, регистрирующие простые и запоминающиеся обозначения в целях последующей продажи прав на них.

Однако на сегодняшний день официальный подход, выраженный Всемирной организацией интеллектуальной собственности, сводится к тому, что формулировки в заголовках классов – так же, как и любые конкретные термины в алфавитном перечне каждого класса – охватывают по смыслу только то, что они непосредственно обозначают по смыслу.

Таким образом, при составлении перечня товаров и услуг для заявки следует отталкиваться от фактического и предполагаемого в будущем ассортимента товаров (услуг), внимательно изучать все содержание подходящего класса и выбирать, прежде всего:

– доступные узкие формулировки, непосредственно обозначающие вашу продукцию (например, конфеты, печенье в 30 классе или журналы в 16 классе);

– более общие формулировки из заголовка или алфавитного перечня, охватывающие предполагаемый ассортимент, для более широкого объема охраны (например, изделия кондитерские в 30 классе или продукция печатная в 16 классе).

Рекомендуется также обращать внимание на смежные с товарами услуги. Например, для печатных изданий это услуги 41 класса (издание книг, предоставление онлайн-публикаций).

В отношении продуктов пищевой промышленности следует иметь в виду, что, например, изготовление кондитерских изделий на заказ будет относиться к услугам 40 класса – таким образом, соответствующее расширение объема охраны может позволить контролировать использование обозначений, сходных с наименованием вашего продукта, многочисленными «крафтовыми» кондитерами – например, в социальных сетях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *