к какому художественному стилю относятся картины французского художника н пуссена аркадские пастухи
Аркадские пастухи
Описание картины «Аркадские пастухи»
Кисти Никола Пуссена, основоположника классицизма, принадлежит картина «Аркадские пастухи», которая была написана примерно в 1540-60-х годах. Искусствоведы предполагают, что заказчиком этого холста был кардинал Ришелье, однако никаких точных сведений о том, как продвигалась работа над полотном, нет. Известно лишь, что после смерти Пуссена холст купил Людовик XIV, который распорядился поместить его в своих покоях.
На протяжении 20 лет этот шедевр французского живописца был доступен только для избранных. В 1685 году парижский музей Лувр приобрел картину Никола Пуссена «Аркадские пастухи», где она сейчас и находится. Полотно с романтическим пейзажем привлекает внимание сочными красками, продуманной композицией и философским смыслом.
Описание картины Никола Пуссена «Аркадские пастухи»
Центральные персонажи картины — трое мужчин и женщина, разглядывающие старинное надгробие. Надпись на нем, сделанная на латыни, гласит: « И я пребываю в Аркадии ». Позы и выражения лиц мужчин свидетельствуют о смятении: они пытаются осознать смысл надписи, а те мысли, которые появляются у них, приводят в недоумение. Во времена Пуссена Аркадия являла собой образ сказочной страны, где жизнь весела и беззаботна — почти как в Раю. Мысль о том, что здесь есть место смерти, непривычна для простодушных пастухов, привыкших к размеренному и счастливому существованию. Внезапное осознание собственной конечности порождает в их душах страх.
Женщина, чья фигура выражает спокойствие и безмятежность, с доброй улыбкой смотрит на самого старшего мужчину. Он перечитывает надпись, опустившись на одно колено и ведя по камню пальцами. Его товарищ, опустив голову и сжав губы, молча переживает потрясение, которое он только что испытал. Третий персонаж, молодой пастух, обращается к женщине в тщетной надежде на утешение, но по его лицу можно понять, что и он уловил смысл надписи. На его спине лежит рука женщины, будто успокаивая. Вся группа символизирует жизненный цикл: его началом является женщина, а троица мужчин — это олицетворение основных этапов человеческой жизни: отрочества, зрелости и старости. Надгробие же символизирует тот неизбежный финал, который ожидает каждого из нас.
Чтобы полностью проникнуть в скрытый смысл произведения Никола Пуссена, следует учесть, что «Аркадские пастухи» — не первая картина с подобным сюжетом. В 1623 году итальянец Гверчино создал полотно с названием, которое спустя несколько десятилетий появилось на надгробии в картине Пуссена — «Et in Arcadia Ego» («И я пребываю в Аркадии»). Он изобразил двух аркадских пастухов, неожиданно для себя нашедших человеческий череп. На их лицах мы видим смесь любопытства, недоумения и простодушия — скорее всего, жестокий смысл находки еще не коснулся их сознания.
Картина Никола Пуссена «Аркадские пастухи» пользовалась популярностью среди просвещенной публики XVIII-XIX веков. Так, в 1760-х годах в Англии представители семьи Энсон заказали мраморный барельеф с изображением аркадских пастухов Пуссена. Этот шедевр мировой живописи также использовали при создании надгробия для могилы Пуссена в 1832 году.
Описание картины Никола Пуссена «Аркадские пастухи»
Никола Пуссен, 1650 год, картина “Аркадские пастухи”, фото: arts-dnevnik.ru
Название | «Аркадские пастухи» |
Страна, художн ик | Франция, Никола Пуссен |
Год | 1650 |
Жанр | историческая живопись |
Находится | Лувр, Франция |
Материалы | холст, масло |
Картина «Аркадские пастухи» считается самой загадочной из работ Никола Пуссена. Тривиальный на первый взгляд сюжет раскрывается, когда мы узнаем предысторию изображенных событий.
Художник писал этот полотно дважды, причем с разницей в 20 лет. И именно более поздняя версия картины принесла ему известность.
В центре холста мы видим фигуры трех пастухов. Они склонились у надгробия, пытаясь прочитать надпись на нем. Рядом стоит девушка, чья цель нахождения на картине не совсем ясна. Приглядевшись, мы понимаем, что на плите написана фраза: «Et in Arcadia Ego», что в переводе с латыни означает: «И я был в Аркадии».
Аркадия – реальное место в Центральной Греции, где, судя по всему, и был написан холст. Греческие хитоны, сандалии и венки на персонажах также свидетельствуют об их местонахождении. В античные времена жители Аркадии в основном занимались скотоводством и жили в полной гармонии с природой, отсюда и взялся образ Аркадии, как какого-то идеального места. Природа, которую рисует нам художник, будто не тронута человеком. Скалистая местность с многолетними деревьями.
В чем же смысл надписи на надгробной плите? Умерший, посредством эпитафии как бы обращается к живым, говоря, что жизнь скоротечна, все мы бренны на этой земле, и даже здесь, в Аркадии люди умирают.
Считается, что девушка на картине является здесь аллегорией мудрости, что весьма характерно для классицизма. В первом варианте картины она выглядела иначе. Юная с босыми ногами и оголенной грудью. 20 лет спустя художник изобразил ее уже статной дамой, слишком белокожей, чтобы быть пастушкой. Ее поза говорит о том, что она старше и опытнее. Положив руку на плечо одного из пастухов, она будто поддерживает его, говоря, что это неизбежно.
Все на холсте подчинено строгим канонам классицизма. Традиционное сочетание красного, синего и желтого, идеальный пейзаж и стройные фигуры пастухов, выстроенные практически в ряд, чтобы зритель мог рассмотреть каждого.
Интересно, что ни у одного античного автора вы не найдете писания об Аркадии.
Где же почерпнул этот сюжет Никола Пуссен мы уже вряд ли узнаем, но можем насладиться его творением в Лувре, г. Париж.
Загадки картины Пуссена Аркадские пастухи
Никола Пуссен «Аркадские пастухи» (ок. 1650, Париж, Лувр)
Так в чем же «загадка» шедевра? Ответ на этот вопрос следует искать в названии, тематике и композиционной структуре картины, проявляя максимальное уважение к творчеству художника.
Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье. После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.
Может быть, картина навевала на него мрачные настроения? Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии? Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи»?
У Пуссена есть ещё одна картина на эту тему.
На обеих картинах Пуссена изображены молодые люди, которые рассматривают древнее надгробие. На нем латинским шрифтом высечена эпитафия
«И В АРКАДИИ Я ЕСТЬ»»Et in Arcadia Ego»
Трактовка надписи на надгробии:
«И я (т.е. смерть) даже здесь, в Аркадии»
«И я (т.е. умерший) пребываю в Аркадии»
Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? Это латинское выражение не встречается ни у одного античного автора. Его появление зафиксировано в Италии в XVII столетии.Есть основания полагать, что автором этого изречения был Джулио Роспильози (папа Климент IX). Вскоре эта фаза стала крылатой в Италии.
Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? На карте действительно существует такое место – это горное место на юге Греции. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Римские и греческие поэты воспринимали Аркадию не просто как местность, а как символ гармонии человека и природы.
Вергилий называл её страной блаженства и описывал жизнь пастухов как воплощение счастливой беззаботности. Пасторальные мотивы были в большой моде и у европейских аристократов – современников Пуссена. Они даже называли себя пастухами, а свои дворцы, где разыгрывали сценки из деревенской жизни, хижинами.
При этом культивировался образ Аркадии – как античного рая, тот образ, который дошел до нас в опоэтизированном виде у Вергилия, и только – настаивает крупнейший историк искусства Э. Панофский – у него. Овидий описал Аркадию и ее обитателей совсем по-другому:
Жили они как зверье, и работать еще не умели:
Грубым был этот люд и неискусным еще.
(Овидий. «Фасты», II, 2291 – 292. Пер. Ф. Петровского)
КАРТИНА АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ
Мы видим на картине трёх пастухов и женщину,которые рассматривают надгробие.
Один пастух внимательно вчитывается в надпись, другой, задумавшись, склонил голову, третий, показывая на каменное надгробие, вопросительно и тревожно смотрит на свою спутницу.
Женщина находится на переднем плане на фоне классического пейзажа, голубые и желто-золотистые краски которого гармонируют с ее одеждой. Ее спокойная, античная фигура расположена вертикально и несколько отстранена от могилы, хотя вплотную связана с фигурой младшего из трех пастухов. Она покровительственно положила руку ему на плечо, как бы утешая его и передавая ему взятую из природы энергию жизни.
Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.
Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.
КТО ЖЕ ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ Я ИЗ АРКАДИИ?
Существуют разные версии трактовки.
Может он жил здесь в покое и радости, а теперь погребен под этой плитой? Или эту надпись нужно понимать в переносном смысле? Аркадия – это воспоминание о юности, о покинутых родных местах, где человек был счастлив? Многие поэты переводили эти слова так: «И я тоже был в Аркадии», имея ввиду: «И я тоже был молод и беззаботен». Людовик четырнадцатый, наверное, тоже тосковал о веселой юности, глядя на любимую картину кисти Пуссена.
Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. Если верить современным охотникам за тайнами, картина Пуссена – это мистическое послание потомкам древней династии, восходящей к самому Иисусу Христу. А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль.
ЕЩЁ ОДНА ЗАГАДКА.
У истории с этими картинами Пуссена есть загадочное продолжение.
В Англии в поместье лорда Личфилда «Шагборо», установлен мраморный барельеф, представляющий собой репродукцию луврской картины Пуссена. Он выполнен по заказу семьи Энсон между 1761 и 1767. При этом наша латинская надпись на нем заменена набором букв:
О. U. О. S. V. А. V. V. D. М.
Эти загадочные буквы так и не были никогда удовлетворительным образом расшифрованы (попытку сделать это предпринял в свое время… Чарльз Дарвин).
На русской почве это крылатое латинское выражение тоже было известно. У К. Батюшкова в его стихотворении «Надпись на гробе пастушки» (1810) оно подразумевается и трактуется как грустное воспоминание о счастливом прошлом.
НАДПИСЬ НА ГРОБЕ ПАСТУШКИ
Подруги милые! в беспечности игривой
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах.
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я, на утре дней, в сих рощах и лугах
Минутны радости вкусила:
Любовь в мечтах златых мне счастие сулила:
Но что ж досталось мне в сих радостных местах? —
Могила!
Аркадия справедливо считается одной из самых красивых областей Греции.
Столица Аркадии – Триполи. Город богат красивыми неоклассическими зданиями, например, дом поэта Косты Кариотакиса и здание Суда на площади Марса. Также советуем посетить византийскую церковь Святого Василия — кафедральный собор города, и монастырь Богородицы Эпано Хрепы. В городе также есть Археологический музей.
Столица области Триполи окружена множеством деревушек и селений с богатой историей и традициями. Например, античный город Тегеа, где сохранился древний храм, в котором находилась статуя богини Афины из слоновой кости, почти полностью утраченная сегодня. Также в Теге есть Археологический музей и церковь Эпископии, построенная на месте античного театра.
Судя по фотографиям, Аркадия сегодня-райское местечко.Так и хочется заглянуть в эти древние и красивые античные места.
Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена
Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг.) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Если только Вы не обожаете самого Пуссена.
Но если знать сюжет этой картины, то она становится чуть ли не самой любопытной во всей мировой живописи.
Итак, что же мы видим на картине?
Судя по названию, перед нами три пастуха и ещё одна дама, смысл присутствия которой не очень ясен.
Дело явно происходит в Древней Греции, судя по хитонам, венкам и сандалиям.
И даже место действия известно. Некая Аркадия, весьма приятная на вид: кудрявые деревья, скалы, высокое синее небо.
Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором силятся прочитать неведомую фразу. И вот тут начинается самое интересное.
Фраза «Et in Arcadia Ego» переводится как «И я был в Аркадии».
Аркадия, как ключ к разгадке
Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия.
Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.
Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.
И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.
Откуда взялась история про аркадских пастухов
И вот что самое удивительное. Такого сюжета Вы не найдёте ни у одного античного автора. Разве что Аркадия существовала и в их времена.
Гверчино. Et in Arcadia ego. 1618-1622 г. Палаццо Барберини, Рим
А уж где Гверчино взял эту фразу и сюжет, остаётся загадкой. С Пуссеном они об этом не успели переговорить. Гверчино покинул Рим за год до того, как туда прибыл французский художник.
Ранняя версия «Аркадских пастухов»
Пуссена так заворожила картина «Et in Arcadia Ego», что он написал свою версию. Тоже с черепом.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1627 г. Собрание герцога Девонширского
А через 20 лет написал ещё одну версию. Которая и стала самой знаменитой.
Череп Пуссен убрал. Вместе с ним избавившись от эмоциональности барокко. И сделал сюжет более романтичным и пасторальным.
Изменилась и пастушка. Если в первой авторской версии это была легкомысленная особа, спокойно оголившая свою грудь.
То в более поздней версии это уже статная дама. Обратите внимание, что она слишком белокожа, чтобы быть пастушкой. А ещё она меньше всех удивлена находке.
Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь.
Никола Пуссен. Аркадские пастухи (фрагмент). 1650 г. Лувр, Париж
Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости.
Что вполне в духе художника. Аллегории, появившиеся в Эпоху Возрождения, после Пуссена и вовсе наводнили картины.
Девушки, изображающие Славу, Милосердие, Веру и прочее, заняли серьёзные позиции в живописи XVII-XVIII веков.
Крылатая фраза «И я был в Аркадии»
Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.
Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.
Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.
Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).
Если Вы знаете картины на этот же сюжет, пожалуйста, напишите мне в комментариях.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Загадки картины Пуссена Аркадские пастухи.
Так в чем же «загадка» шедевра? Ответ на этот вопрос следует искать в названии, тематике и композиционной структуре картины, проявляя максимальное уважение к творчеству художника.
Никола Пуссена «Аркадские пастухи»
О КАРТИНЕ
Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье. После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.
Может быть, картина навевала на него мрачные настроения? Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии? Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи»?
У Пуссена есть ещё одна картина на эту тему.
На обеих картинах Пуссена изображены молодые люди, которые рассматривают древнее надгробие. На нем латинским шрифтом высечена эпитафия
«И В АРКАДИИ Я ЕСТЬ» «Et in Arcadia Ego»
Трактовка надписи на надгробии:
«И я (т.е. смерть) даже здесь, в Аркадии»
«И я (т.е. умерший) пребываю в Аркадии»
Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? Это латинское выражение не встречается ни у одного античного автора. Его появление зафиксировано в Италии в XVII столетии. Есть основания полагать, что автором этого изречения был Джулио Роспильози (папа Климент IX). Вскоре эта фаза стала крылатой в Италии.
АРКАДИЯ
Удивленные пастухи стараются прочесть полустертую надпись и понять кто этот «я»? Где находится Аркадия? На карте действительно существует такое место – это горное место на юге Греции. В древности жители Аркадии были, в основном, пастухами или охотниками. Римские и греческие поэты воспринимали Аркадию не просто как местность, а как символ гармонии человека и природы.
Вергилий называл её страной блаженства и описывал жизнь пастухов как воплощение счастливой беззаботности. Пасторальные мотивы были в большой моде и у европейских аристократов – современников Пуссена. Они даже называли себя пастухами, а свои дворцы, где разыгрывали сценки из деревенской жизни, хижинами.
При этом культивировался образ Аркадии – как античного рая, тот образ, который дошел до нас в опоэтизированном виде у Вергилия, и только – настаивает крупнейший историк искусства Э. Панофский – у него. Овидий описал Аркадию и ее обитателей совсем по-другому:
Жили они как зверье, и работать еще не умели:
Грубым был этот люд и неискусным еще.
(Овидий. «Фасты», II, 2291 – 292. Пер. Ф. Петровского)
КАРТИНА АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ
Мы видим на картине трёх пастухов и женщину,которые рассматривают надгробие.
Один пастух внимательно вчитывается в надпись, другой, задумавшись, склонил голову, третий, показывая на каменное надгробие, вопросительно и тревожно смотрит на свою спутницу.
Женщина находится на переднем плане на фоне классического пейзажа, голубые и желто-золотистые краски которого гармонируют с ее одеждой. Ее спокойная, античная фигура расположена вертикально и несколько отстранена от могилы, хотя вплотную связана с фигурой младшего из трех пастухов. Она покровительственно положила руку ему на плечо, как бы утешая его и передавая ему взятую из природы энергию жизни.
Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.
Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.
КТО ЖЕ ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ Я ИЗ АРКАДИИ?
Существуют разные версии трактовки.
Может он жил здесь в покое и радости, а теперь погребен под этой плитой? Или эту надпись нужно понимать в переносном смысле? Аркадия – это воспоминание о юности, о покинутых родных местах, где человек был счастлив? Многие поэты переводили эти слова так: «И я тоже был в Аркадии», имея ввиду: «И я тоже был молод и беззаботен». Людовик четырнадцатый, наверное, тоже тосковал о веселой юности, глядя на любимую картину кисти Пуссена.
Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. Если верить современным охотникам за тайнами, картина Пуссена – это мистическое послание потомкам древней династии, восходящей к самому Иисусу Христу. А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль.
ЕЩЁ ОДНА ЗАГАДКА.
У истории с этими картинами Пуссена есть загадочное продолжение.
В Англии в поместье лорда Личфилда «Шагборо», установлен мраморный барельеф, представляющий собой репродукцию луврской картины Пуссена. Он выполнен по заказу семьи Энсон между 1761 и 1767. При этом наша латинская надпись на нем заменена набором букв:
О. U. О. S. V. А. V. V. D. М.
Эти загадочные буквы так и не были никогда удовлетворительным образом расшифрованы (попытку сделать это предпринял в свое время… Чарльз Дарвин).
На русской почве это крылатое латинское выражение тоже было известно. У К. Батюшкова в его стихотворении «Надпись на гробе пастушки» (1810) оно подразумевается и трактуется как грустное воспоминание о счастливом прошлом.
НАДПИСЬ НА ГРОБЕ ПАСТУШКИ
Подруги милые! в беспечности игривой
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах.
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я, на утре дней, в сих рощах и лугах
Минутны радости вкусила:
Любовь в мечтах златых мне счастие сулила:
Но что ж досталось мне в сих радостных местах? —
Могила!
АРКАДИЯ СЕГОДНЯ
Аркадия справедливо считается одной из самых красивых областей Греции.
Столица Аркадии – Триполи. Город богат красивыми неоклассическими зданиями, например, дом поэта Косты Кариотакиса и здание Суда на площади Марса. Также советуем посетить византийскую церковь Святого Василия — кафедральный собор города, и монастырь Богородицы Эпано Хрепы. В городе также есть Археологический музей.
Судя по фотографиям, Аркадия сегодня-райское местечко.Так и хочется заглянуть в эти древние и красивые античные места.