К какому художественному объединению принадлежал репин
К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России
И. Е. Репин принадлежал к объединению Товарищества передвижных художественных выставок, которое придерживалось направления реализма в живописи. «Бубновый валет» — это объединение художников-авангардистов. «Серапионовы братья» — литературное объединение. Ассоциация художников революционной России была создана в советский период.
Правильный ответ указан под номером: 1
Из перечисленных исторических лиц композитором был
1) М. М. Антокольский
М. П. Мусоргский — известный русский композитор XIX века. М. М. Антокольский — скульптор. И. Е. Репин — художник. В. О. Шервуд — архитектор.
Правильный ответ указан под номером: 4
Установите соответствие между деятелями культуры и, науки России XIX в. и сферами их деятельности.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
СФЕРЫ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) В. О. Ключевский — историк.
Б) М. П. Мусоргский — композитор.
В) Д. И. Менделеев — химик.
Г) И. Е. Репин — художник.
Из перечисленных исторических лиц скульптором был
1) М. М. Антокольский
Скульптором был М. М. Антокольский. И. Е. Репин — художник. Ф. И. Шаляпин — оперный певец. М. П. Мусоргский — композитор.
Правильный ответ указан под номером: 1
Из перечисленных исторических лиц скульптором был
1) М. М. Антокольский
Из перечисленных исторических лиц скульптором был М. М. Антокольский. И. Е. Репин был художником. Ф. И. Шаляпин — оперным певцом. М. П. Мусоргский — композитором.
Правильный ответ указан под номером: 1
В «Могучую кучку» входили
2) А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский
3) Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин
4) М. Ф. Казаков, В. П. Баженов, О. И. Бове
В «Могучую кучку» — творческое объединение композиторов входили А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский. И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин — художники-передвижники. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин — писатели. М. Ф. Казаков, В. П. Баженов, О. И. Бове — архитекторы.
Правильный ответ указан под номером: 2
Творчество кого из перечисленных деятелей относится к «Золотому веку» русской культуры? Выберите три фамилии и запишите в ответ.
1) А. С. Пушкин — ДА, верно, поэт.
2) М. И. Глинка — ДА, верно, автор первой национальной оперы, композитор.
3) И. Е. Репин — НЕТ, неверно, связан с периодом истории конца XIX—начала XX века.
4) С. А. Есенин — НЕТ, неверно, связан с периодом истории конца XIX—начала XX века.
5) К. П. Брюллов — ДА, верно, художник.
6) М. И. Цветаева — НЕТ, неверно, связана с периодом истории конца XIX—начала XX века.
К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России
И. Е. Репин (1844—1930 гг.) принадлежал к Товариществу передвижных художественных выставок, которое существовало с 1870 по 1924 гг. Художник работал в стиле критического реализма, которого придерживались художники этого объединения, противопоставляя себя академизму в живописи.
Правильный ответ указан под номером: 1
Из перечисленных деятелей культуры художником был
1) М. М. Антокольский
Художником был И. Е. Репин. М. М. Антокольский — скульптор. Ф. И. Шаляпин — оперный певец. М. П. Мусоргский — композитор.
Правильный ответ указан под номером: 2
К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России
ТОВА́РИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫ́Х ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ ВЫ́СТАВОК (ТПХВ) — худож. объединение, явившееся новым этапом в истории рус. иск-ва. Образовано в 1870 (распалось в 1923) в СПб. В разное время в объединение входили: И. Е. Репин, Н. И. Шишкин, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, Н. И. Левитан, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи и др. Большую поддержку деят-ности ТПХВ оказал П. М. Третьяков.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля по старому стилю) 1844 года в городе Чугуеве (ныне Украина) в семье военного поселенца.
Учился в военной школе на отделении топографии. После закрытия отделения по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову, где Илья проработал около четырех лет.
В 1863 году после неудачной попытки поступления в Академию художеств Репин стал учиться в частной рисовальной школе, где преподавал художник Иван Крамской.
В 1864 году Илья Репин был принят в Императорскую академию художеств (ИАХ, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), которую окончил в 1871 году.
Будучи студентом академии, в 1869 году он был награжден Малой золотою медалью за картину, написанную на программу «Иов и его друзья».
Во время своего путешествия по Волге в 1870 году Репин написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них он создал по заказу великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1872 году. Эта картина, изображающая тяжкий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства.
В 1872 году художник получил Большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира».
По окончании академии Репин получил пенсион (содержание) от ИАХ для дальнейшего совершенствования за границей. В 1873-1876 годах он предпринял путешествие в Италию и Францию. В Париже художник написал «Парижское кафе» и сказочного «Садко».
С 1876 года Илья Репин являлся академиком, с 1893 года — действительным членом Императорской академии художеств.
В 1878-1891 годах Репин был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Конец 1870-х — 1880-е годы — наиболее плодотворный период творчества художника. В это время появляются его лучшие произведения — портреты, картины социальной направленности, исторические полотна.
На выставках товарищества передвижников были представлены наиболее известные в будущем картины Репина «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).
В 1892 году на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств впервые была представлена картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и более 30 этюдов к ней. Картина имела успех и была приобретена императором Александром III за 35 тысяч рублей — за столь высокую цену даже меценат Павел Третьяков был не в состоянии ее купить.
В лице Репина обрел талантливого мастера жанр реалистического живописного портрета. В каждой модели художник сумел найти неповторимо-индивидуальное своеобразие, богатство психологии, характера, внутреннего мира. В разное время Репиным были выставлены портреты хирурга Николая Пирогова, предпринимателя Павла Третьякова, художника Ивана Крамского, актера Михаила Щепкина, писателей Ивана Тургенева и Льва Толстого и многих других известных людей того времени.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет композитора Модеста Мусоргского, который был написан за четыре дня в Николаевском военном госпитале, где впоследствии музыкант скончался. По отзывам современников композитора, художнику удалось передать натуру, характер, весь внешний облик Мусоргского.
Репиным были созданы эффектные многофигурные портреты «Славянские композиторы» (1871-1972), «Торжественное заседание Государственного совета» (1901-1903), написанный совместно с Борисом Кустодиевым и Иваном Куликовым на правительственный заказ. В этом полотне Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур.
Илья Репин также вел активную педагогическую деятельность. В 1894-1907 годах он был преподавателем, а с 1898 года по 1899 год ректором в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Одновременно в 1895-1899 годах преподавал в частной художественной студии княгини Марии Тенишевой в Санкт-Петербурге. Среди его учеников были Борис Кустодиев и Игорь Грабарь, частные уроки брал Валентин Серов.
С 1899 года художник жил в имении «Пенаты» в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области) на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
В 1922-1925 годах Репин написал одну из лучших своих религиозных картин — «Голгофу», проникнутую беспросветным трагизмом.
Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ворошилова в 1926 году) художник не возвратился на родину, хотя дарил советским музеям свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями.
29 сентября 1930 года Илья Репин скончался в имении «Пенаты». Похоронен в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам.
В 1937 году Корнеем Чуковским был выпущен сборник мемуаров художника и его статей об искусстве «Далекое близкое», впоследствии неоднократно переиздававшийся.
В июне 1940 года в усадьбе «Пенаты» открылся Мемориальный музей Ильи Репина. В 1944 году, во время Великой отечественной войны, дом сгорел. Экспонаты были вывезены и хранились в здании Академии художеств. В июне 1962 года возрожденная усадьба приняла посетителей.
В 1944 году имя Репина было присвоено Институту живописи, скульптуры и архитектуры (бывшей Императорской академии художеств).
В 1948 году поселок Куоккала был переименован в Репино.
В 1952 году именем Репина были названы улица (бывший Соловьевский переулок в Василеостровском районе), площадь (бывшая Калинкина в Октябрьском районе) в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В 1957 году на Приморском шоссе, рядом со станцией Репино был установлен памятник известному живописцу.
В 1958 году в Москве был открыт памятник художнику на Болотной площади, в 1962-1993 годах называвшейся площадью Репина.
Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе «Здравнево», где художник проживал с 1892 года. Илья Репин был дважды женат. Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.
Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.
От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).
Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.
Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение «Пенаты», где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.
В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в «Пенатах». После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца
Учится в чугуевской школе военных топографов
После упразднения школы продолжает обучение у иконописца И. Бунакова
Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Знакомится с И.Н. Крамским
Становится студентом Академии художеств
Картина «Воскрешение дочери Иаира» получает Большую золотую медаль Академии художеств
Женится на Вере Шевцовой
Картина «Бурлаки на Волге» имеет оглушительный успех. Начинается трёхлетний вояж художника по Европе
По возвращении в Россию уезжает на год в Чугуев
Перебирается в Москву. Начинает работу над знаменитыми полотнами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход в Курской губернии»
Переезжает в Петербург
Узнав о неверности мужа, Вера Репина уходит от художника
В Петербурге с триумфом проходит персональная выставка
Персональная выставка в Москве повторяет успех петербургской
Утверждён профессором Академии художеств
Покупает имение в Куоккале и обосновывается там с Натальей Нордман-Северовой
В январе приезжает в Москву в связи с покушением на картину «Иван Грозный» и работает совместно с Игорем Грабарём над её восстановлением
В Москве организована персональная выставка, посвящённая 80-летнему юбилею художника
В «Пенаты» к отцу переезжает старшая дочь Вера, которая останется с отцом до конца его дней
В Петербурге так же, как и в Москве, проходит выставка, посвящённая 80-летнему юбилею художника
В «Пенаты» приезжает делегация советских художников во главе с И.И. Бродским. Репина приглашают вернуться в Россию
Произведения Репина экспонируются в Финляндии, Швеции, Франции, США, Чехии
Умирает в Пенатах 29 сентября в возрасте 86 лет
Великий реалист
Творческий путь Репина впечатляющ: от провинциального иконописца до признанного мастера, знаменующего своей живописью высший взлёт русской реалистической школы.
ВЛИЯНИЕ СТОЛИЦЫ
Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Академию художеств. «Цепкость» молодого живописца и его мечта о получении хорошего образования сделали его образцовым студентом. Свои студенческие годы он посвятил глубокому изучению рисунка, перспективы, анатомии и других академических дисциплин.
В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была награждена Малой золотой медалью Академии, а в 1871 году, по окончании Академии, Репин получил Большую золотую медаль за свою дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». Именно она стала началом его творческой карьеры и многолетней крепкой дружбы с Василием Поленовым, который писал дипломную работу на эту же тему и так же, как и Репин, получивший за свою работу Большую золотую медаль и право на поездку за границу. Художники были одногодками, учились вместе в Академии художеств и были близкими друзьями на протяжении всей жизни, несмотря на разные взгляды в искусстве.
ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.
Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ
Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.
ТАЛАНТ ПЕДАГОГА
В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.
ПЕНАТЫ
В 1899 году Репин приобрёл имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Здесь он поселился вместе со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи.
Своё новое «гнездо» художник назвал Пенатами (в честь древнеримских богов-хранителей, покровителей домашнего очага). Но и второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно на юге Швейцарии.
В 1913 году Репин приезжает в Москву, чтобы восстановить свою знаменитую и достаточно скандальную картину «Иван Грозный убивает своего сына». Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина была выставлена весной 1885 года и вызвала одновременно шок и интерес общественности, и поначалу была запрещена к показу. Однако, спустя три месяца, запрет был снят и работу снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике. Но в 1913 году один из присутствующих совершил акт вандализма и исполосовал лицо царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова.
Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. Гениальный русский художник был настоящим реалистом, описывающим жизнь без прикрас. Его картину «Бурлаки на Волге» называют предвестником революционного движения. Художник очень тонко чувствовал настроения в обществе, умело передавал их в своих работах.
Гений этого живописца не знал пределов, Репин писал на разные темы. Его интересовала история, религия, красота природы и человека. Особое место в творчестве художника всегда занимала тема социальной справедливости. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в глубокой старости, перед самой кончиной, когда руки уже плохо действовали, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не все успел сказать человечеству своими картинами.
Детство
Русский художник-реалист родился 5 августа 1844 года в городке Чугуев (Малороссия). Населенный пункт, где прошло детство и юность Ильи Ефимовича, располагался к Харьковской губернии. В городке Чугуев когда-то обосновался дед будущего живописца, неслуживый казак Василий Репин. Он был торговцем, содержателем постоялого двора.
Ефим Репин, отец художника, был старшим ребенком в семье. Он занимался продажей лошадей, пригонял в Малороссию табуны из Донщины. Протяженность торгового пути составляла триста верст. Ефим Васильевич был отставным солдатом, участником трех военных кампаний. О своем детстве и малой родине художник Репин сохранил самые теплые воспоминания. Важное место в его творчестве всегда занимали украинские мотивы.
Мать будущего художника, Татьяна Степановна Бочарова, оказала большое влияние на развитие способностей своего сына. Она была образованной женщиной, настоящей подвижницей. Бочарова стала организатором школы для крестьянских детей, учила их арифметике и чистописанию. Любимыми поэтами этой женщины были Пушкин и Лермонтов, она читала их стихи детям. Мать была активной, деятельной, умела зарабатывать деньги шитьем. Когда семья испытывала материальные трудности, Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.
Как-то раз двоюродный брат Трофим принес невиданную забаву – акварельные краски. Затаив дыхание, Илюша раскрасил свою первую картинку в черно-белой азбуке. Увидев, как под кистью «ожил» арбуз, мальчик пришел в неописуемый восторг.
С тех пор он просто пропал для всех остальных занятий, его страстная увлеченность рисованием даже пугала родных. Илюшу с большим трудом приходилось отрывать от красок и кисти, он забывал даже об еде.
В 11 лет мальчика записали в топографическую школу, профессия топографа по тем временам считалась престижной. Однако через два года учебное заведение закрыли, и тогда подросток стал учеником иконописной мастерской. Именно здесь Илья усвоил основы живописи. Совсем скоро юный Репин стал знаменитым на всю округу. На мастерскую просто посыпались заказы, все подрядчики сразу оговаривали особые условия – у них должен работать Репин.
В 16 лет Илья устроился работать в иконописную артель. Он получал хорошее жалование – 25 рублей в месяц. Летом артельщики выезжали за пределы своей губернии, чтобы подыскивать заказы. Так Репин оказался в Воронеже, где ему рассказали историю об Иване Крамском, молодом художнике из Острогожска. В то время Крамской уже покинул родной город, был студентом петербургской академии искусств. Когда наступила осень, 19-летний Репин, по примеру Крамского, тоже отправился в северную столицу.
Образование
Чтобы поступить в академию, надо было представить свои работы конференц-секретарю. Полотна молодого человека из Малороссии не впечатлили чиновника. Репин не умел рисовать тени и штрихи, по этой причине его отказались принять на учебу. Но этот юноша был очень настойчивым, он верил в свои силы. Илья решил остаться в Петербурге и стать настоящим художником. Он снял крохотную комнатушку в мансарде, стал учиться на вечернем отделении рисовальной школы. Совсем скоро педагоги этой школы назвали Репина самым способным учеником.
Илья Репин в молодости
Через год молодой человек стал студентом академии. У него не было средств, чтобы оплатить свою учебу. Но талантливого юношу поддержал Федор Прянишников, петербургский почт-директор и известный меценат, внесший плату за этого студента. В академии Илья учился восемь лет. Здесь он приобрел необходимые навыки, бесценный опыт, познакомился со многими талантливыми современниками. Дружеские отношения связали Репина с Василием Поленовым, Марком Антокольским. Крамской стал для него учителем, с критиком Стасовым жизнь связала художника на долгие годы.
Репина по праву называли одним из талантливейших учеников академии. За свою картину «Воскрешение дочери Иаира» он был награжден медалью.
С этим библейским сюжетом у художника были большие проблемы, реалистично воплотить его на холсте никак не удавалось. На помощь пришла богатая фантазия и личный печальный опыт. У Репина была сестра, скончавшаяся в подростковом возрасте. Художник представил, как выглядели бы лица у его родных, если бы сестренка вдруг воскресла. Он создал картину в своем воображении, а затем перенес ее на холст. Это полотно принесло Репину первую славу.
В 1868 году студент делал этюды на берегу Невы. Именно здесь он увидел бурлаков и был поражен страшным контрастом между нарядной, праздно шатающейся публикой и тягловой рабочей силой. Он успел набросать сюжет картины, и остановился на этом. Писать серьезное социальное полотно он не мог, время было расписано по минутам, студента ждал выпускной курс. К своей задумке художник вернется через два года, после путешествия на Волгу.
Картина Репина «Бурлаки на волге»
На этой великой реке живописцу вновь довелось увидеть за работой ватагу бурлаков. На берегу художник встретил прообраз ватажника, которого он впоследствии изобразит в первой тройке с головой, обмотанной ветошью. Полотно «Бурлаки на Волге» стало настоящей сенсацией не только в России, но и в Европе. Каждый из нарисованных ватажников – индивидуальность, по лицу которого можно сделать вывод об его характере и пережитой трагедии. Норберт Вольф, немецкий искусствовед, говорил, что картина Репина имеет много сходства с процессией проклятых Данте («Божественная комедия»).
Творчество
Слава о талантливом художнике из северной столицы достигла Москвы. Александр Пороховщиков, предприниматель и благотворитель, решил заказать молодому живописцу картину. Полотно было предназначено для размещения в концертно-лекционном зале гостиницы, которую построил меценат. Репин в тот период очень нуждался в деньгах. Картина была объемной, а гонорар скромным, но молодому художнику не приходилось выбирать. Он постарался на славу, полотно с изображением самых знаменитых славянских композиторов принесло художнику всероссийскую известность.
Картина Репина «Парижское кафе»
Творческие люди всегда нуждаются в новых впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое ему оплачивала академия. Вместе с семьей он побывал во Франции, Италии, Австрии. В Париже русский художник познакомился с импрессионистами. Особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане. Под влиянием его картин Репин написал картину «Парижское кафе», за которую его резко раскритиковали русские коллеги. Они видели в Илье Ефимовиче художника-реалиста, а его новое полотно, где изображена иностранная буржуазия и представители богемы заставляло думать, что Репин «сменил масть».
Но это было не так, чуждая культура и импрессионизм не увлекли Илью Ефимовича. Все его помыслы и стремления были направлены в сторону России. Художник пишет новое полотно, «Садко». Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики считали, что в образе Садко художник изобразил самого себя – человека из народа, попавшего в чуждую ему страну и среду.
Картина «Садко»
В середине 70-х годов XIX века за картину «Садко» художнику присвоили академическое звание. Не все критики были рады успеху Репина, некоторые из них не могли удержаться от колких замечаний. Они пытались сравнивать бурлаков и «человека в аквариуме», что было, по меньшей мере, некорректно. Изображение реальной жизни и сказочной картины всегда имеют резкие отличия.
После путешествия по Европе художник почти целый год провел на своей малой родине. Затем он уехал в столицу, примкнул к художникам-передвижникам, стал работать над исторической картиной «Царевна Софья». Для полного погружения в материал, Илья Ефимович в течение года жил рядом с Новодевичьим монастырем, работал в архивах, посещал музеи, театральные мастерские. Одновременно он творил. Через год картина была выставлена на суд зрителей, перед которыми предстал образ грозной правительницы, сосланной в монастырь. Это полотно получило неоднозначную оценку критиков и коллег. И только Иван Крамской выразил безоговорочное восхищение новой работой Репина.
«Крестный ход в Курской губернии»
Над картиной «Крестный ход в Курской губернии» Илья Ефимович работал три года. Он нуждался в ярких типажах, для этого пришлось посетить три города – Чернигов, Киев и Курск. Картина была представлена в 1883 году, и вновь вызвала неоднозначные оценки. Некоторые критики увидели в полотне силу, мощь и красоту, другим не понравилось видимое расслоение русского общества на крепких, солидных хозяев жизни, и бедных людей, даже здесь оттертых на обочину. При этом никто из критиков не возражал против великого таланта художника, позволившего ему показать характер и чувства каждого участника религиозного действия.
Церковные, библейские сюжеты всегда были близки Репину. Современники считали его не слишком верующим человеком, однако именно этот художник подарил миру свои вдохновенные полотна – «Тайную вечерю», «Искушение Христа», «Голгофу». Часто Репин обращался к историческим сюжетам. В 1885 году поклонники мастера получили возможность увидеть его новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Полотно было выставлено вместе с работами художников-передвижников. Трактовка сюжета возмутила Александра III, он сделал попытку запретить картину, перестать ее выставлять. Защита именитых людей заставила самодержца пересмотреть свое мнение.
Картина Ильи Репина «Не ждали»
Через три года Репин представил свою новую картину «Не ждали». И вновь художник выступил как мастер психологического портрета. Интерьером полотна он выбрал комнату дачи в Мартышкино, расположенной недалеко от северной столицы. Выражение лица главного героя художнику никак не удавалось. Картина уже находилась в экспозиции галереи Третьякова, при этом мастер тайно работал в зале, добиваясь необходимого ему результата.
В 1880 году Репин вместе со своим учеником Валентином Серовым уехал в Малороссию. Здесь с художником случился настоящий творческий запой. Совсем как в детстве он не мог оторваться от холста и кисти, рисовал все подряд – природу, избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Он никогда не терял связь с земляками, яркими, веселыми, озорными людьми.
Результат этой творческой поездки превзошел все ожидания. Почитатели таланта Репина вскоре увидели его новую работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вторую картину пришлось ждать пять лет, в 1896 году Третьяков выставил ее в своей московской галерее. Эта была картина «Дуэль». Третье полотно Репин написал только в 1927 году. Эта была картина «Гопак. Танец запорожских казаков».
Мастерство Репина высоко ценила императорская семья. В середине 80 годов XIX века он получил заказ от Александра III, пожелавшего увидеть на картине прием волостных старшин. Затем последовал второй заказ от императорской семьи, после чего живописец создал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Третьим полотном стал «Портрет Николая II».
В последние тридцать лет своей жизни Репин жил в Финляндии, в Куоккале, в имении «Пенаты». Коллеги, приезжавшие из СССР, звали его на родину. Однако Репин, сильно тосковавший по России, не желал жить в Советском Союзе. В последние годы его стала подводить правая рука, уже не желавшая работать. Мастер стал писать левой рукой, пальцы которой тоже не хотели его слушаться. Усилием воли художник сумел преодолеть недуг и творил до последних дней.
Картина Репина «Большевики»
В 1918 году мастер написал картину «Большевики». Сюжет этого полотна считается антисоветским. Картиной владел американский коллекционер, затем она стала собственностью Вишневской и Ростроповича. В 2000 году Алишер Усманов приобрел всю коллекцию картин, состоящую из 22 полотен. Среди них была картина «Большевики». Экспозицию можно увидеть в северной столице.
Личная жизнь
Художника называли очень влюбчивым человеком. У него было два брака, от первой жены Веры осталось четверо детей, сын и три дочери. Супруги прожили вместе 15 лет, Вера Глебова была сестрой товарища Репина по рисовальной школе. Их брак трудно было назвать счастливым, у супругов были разные понятия о семье и образе жизни художника. Мастеру нужен был открытый дом, его часто окружали женщины, желающие заказать портрет. Вера не умела оценить величину таланта художника, не признавала салонный образ жизни. Расставание супругов было болезненным, старшие дети остались жить с Ильей Ефимовичей.
Илья Репин с женой Натальей
На картине «Отдых» можно полюбоваться на юную Веру Глебову, дочь Верочку живописец изобразил на картине «Стрекоза», дочь Наденька позировала для картины «На солнце».
Второй женой Репина стала Наталья Нордман, фотограф и литератор. Ради брака с живописцем эта женщина порвала с семьей. Илья Ефимович познакомился с ней в своей мастерской, а затем приехал к Наталье в ее имение «Пенаты». Некоторые современники считали Нордман экзальтированной, взбалмошной дамочкой. Но она многое сделала для художника, собирала, систематизировала все материалы из прессы, посвященные Репину. В «Пенатах» вторая супруга организовала «среды», дни, когда можно было посещать дачу, не отвлекая живописца от работы. Особенности характера и поведения Нордман имели место, однако вся ее жизнь была направлена на служение великому художнику. Она скончалась от туберкулеза в 1914 году. Имением стала управлять дочь Репина Вера, актриса, оставившая ради этого подмостки Александринки.