к какому году относится первый проект московского метро
85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции
Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.
Первый поезд московского метро совершает пробный рейс. Фото: РИА Новости
Первые пассажиры в метро
Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.
Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.
Первые 13 станций Московского метрополитена:
• «Сокольники»
• «Красносельская»
• «Комсомольская»
• «Красные Ворота»
• «Кировская» («Чистые пруды»)
• «Дзержинская» («Лубянка»)
• «Охотный Ряд»
• «Библиотека имени Ленина»
• «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
• «Парк культуры»
• «Улица Коминтерна» («Александровский сад»)
• «Арбатская»
• «Смоленская»
Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости
Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.
Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.
Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.
Три очереди строительства
Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС
В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.
Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости
Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.
Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС
Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.
Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «Автозаводская» (тогда «Завод имени Сталина»), участок от «Курской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «Электрозаводская». Также был построен переход между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный Ряд».
Метро сегодня
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).
История Московского метрополитена
Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.
Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века.
В 1924 году в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. В 1925-1930 годах сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года «О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года». Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.
15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 километра.
20 марта 1937 года был введен в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская».
13 марта 1938 года вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская», было организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
С момента своего образования метрополитен стал одной из главных строительных площадок Москвы. Строительные работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. 18 января 1944 года было завершено сооружение третьей очереди столичной «подземки» — Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская»).
Послевоенное время стало периодом активных работ по строительству и запуску станций Кольцевой линии. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции «Курская» до станции «Парк культуры». 30 января 1952 года открыт участок от станции «Курская» до станции «Белорусская». 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», который позволил замкнуть эту линию.
В ноябре 1958 года началось внедрение первых автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена. В 1961 году ими были оборудованы все станции.
В 1950-1960-х годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлилась до «Преображенской площади» в одну сторону до «Юго-Западной» — в другую. Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Горьковская (Замоскворецкая) линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе.
В конце 1960-х годов станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щелковского шоссе. В 1961-1965 годах добавилось пять станций на Филевской линии. В 1962 году появились новые станции на Калужской линии в сторону Черемушек.
31 декабря 1966 года была открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская». В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972-1975 годах, когда были введены в эксплуатацию участки от станции «Баррикадная» до станции «Пролетарская».
В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982 году, когда открылась станция «Третьяковская».
В 1980-х — начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.
В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.
С открытием в декабре 2002 года станции «Бульвар Дмитрия Донского» метрополитен впервые «шагнул» за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.
Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последний год были открыты не только новые станции — «Битцевский парк», «Лесопарковая», «Спартак», «Тропарево», но и участок Калининской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».
Московский метрополитен сегодня — это 196 станции на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 километров.
В соответствии с утвержденной программой развития метрополитена до 2020 года, планируется построить 150 километров путей и 70 новых станций. Общая протяженность путей составит 451 километр, количество станций — 252. Снизится плотность пассажиропотока, с 22% до 13% сократится количество горожан, не имеющих доступа к метрополитену.
Начальник Московского метрополитена с 22 июля 2014 года — Дмитрий Пегов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
К какому году относится первый проект московского метро
15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
15 октября 1934 года. По участку «Комсомольская» – «Сокольники» проследовал первый пробный поезд.
Ноябрь 1934 года. Создание при Моссовете Управления метрополитена.
15 мая 1935 года. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.
20 марта 1937 года. Введен в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская» протяженностью 1,4 км.
13 марта 1938 года. Вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» протяженностью 2,3 км. Организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
11 сентября 1938 года. Открыто движение по Горьковскому радиусу от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Сокол» длиной 8,5 км. Завершено сооружение линий второй очереди строительства метрополитена.
6 ноября 1941 года. На станции «Маяковская» состоялось на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями, посвященное 24-ой годовщине Октябрьской Социалистической Революции.
1 января 1943 года. Горьковский радиус продлен на 6,2 км от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
20 ноября 1943 года. На действующем участке «Площадь Свердлова» («Театральная») – «Завод имени Сталина» («Автозаводская») для обслуживания пассажиров открыты новые станции: «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
18 января 1944 года. Вступил в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская») протяженностью 7,1 км.
15 мая 1944 года. На действующем участке Арбатско-Покровской линии открыта для обслуживания пассажиров станция «Электрозаводская». Завершено сооружение линий третьей очереди строительства метрополитена.
1 января 1950 года. Принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км с промежуточными станциями: «Таганская», «Павелецкая (переход на Горьковско-Замоскварецкую линию), «Серпуховская» («Добрынинская»), «Калужская» («Октябрьская») и «Парк Культуры» (переход на Кировско-Фрунзенскую линию).
30 января 1952 года. Открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7,0 км с новыми станциями: «Комсомольская» (переход на Кировско-Фрунзенскую линию), «Ботанический сад» («Проспект Мира»), «Новослободская» и «Белорусская» (переход на Горьковско-Замоскворецкую линию).
5 апреля 1953 года. Началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» глубокого заложения протяженностью 3,9 км с новыми станциями: «Арбатская», «Смоленская», «Киевская».
14 марта 1954 года. Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», с промежуточной станцией «Краснопресненская». Длина участка — 5,9 км. Началась перевозка пассажиров по замкнутой Кольцевой линии, протяженность подземной трассы — 19,5 км.
5 ноября 1954 года. Арбатско-Покровская линия продлена от станции «Измайловская» («Партизанская») до временной станции «Первомайская», построенной на территории электродепо «Измайлово».
1 мая 1957 года. Открыт для перевозки пассажиров участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная», протяженностью 2,4 км.
1 мая 1958 года. Открыто движение поездов по Рижской линии от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») протяженностью 4,5 км с промежуточными станциями: «Рижская» и «Мир» («Алексеевская»).
7 ноября 1958 года. С завершением строительства участка от станции «Киевская» мелкого заложения до станции «Кутузовская» протяженностью 2,3 км, открыто движение поездов по Филевской линии от станции «Калининская» («Александровский сад») до станции «Кутузовская».
7 ноября 1958 года. Начато внедрение автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена.
12 января 1959 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет» с промежуточной станцией «Ленинские горы», размещенной в нижнем ярусе уникального метромоста в Лужниках.
7 ноября 1959 года. Открыто движение по участку Филевской линии от станции «Кутузовская» до станции «Фили» протяженностью 1,7 км.
1961 год — все станции оборудованы автоматическими контрольными пунктами (АКП), на входах оставлено по одному контролеру.
13 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,5 км.
21 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии протяженностью 3,8 км от станции «Измайловский парк» («Партизанская») до станции «Первомайская», протяженностью 3,8 км. На трассе сооружена эстакада и промежуточная наземная станция «Измайловская». С этого момента временная станция «Первомайская», расположенная в электродепо «Измайлово», закрыта.
13 октября 1962 года. Вступила в строй новая Калужская линия протяженностью 8,1 км от станции «Новые Черемушки» до станции «Октябрьская» с пересадкой на одноименную станцию Кольцевой линии.
22 июля 1963 года. Введен в строй участок Арбатско-Покровской линии: «Первомайская» – «Щелковская» протяженностью 1,6 км.
30 декабря 1963 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Университет» до станции «Юго-Западная».
15 апреля 1964 года. Калужская линия продлена на 1,5 км от станции «Новые Черемушки» до временной станции «Калужская», построенной на территории электродепо «Калужское».
31 декабря 1964 года. Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» на 6,2 км.
5 июля 1965 года. Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная». Длина нового участка — 3,8 км.
31 августа 1965 года. На действующем участке между станциями «Пионерская» и «Молодежная» для обслуживания пассажиров открыта станция «Кунцевская» Филевской линии.
31 декабря 1965 года. Введен в эксплуатацию участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км.
31 декабря 1966 года. Открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская» протяженностью 12,9 км.
6 ноября 1967 года. В вестибюле станции «Спортивная» открыт Народный музей Московского метрополитена.
11 августа 1969 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой (Замоскворецкой) линии от станции «Автозаводская» до станции «Каховская». Длина участка — 9,5 км.
3 января 1971 года. Открыты участки: Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») длиной 3,8 км и Ждановской (Таганской-Краснопресненской) линии от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») — 2,1 км.
31 декабря 1971 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Проспект Мира» (2,9 км), соединивший Калужскую и Рижскую линии. Образована Калужско-Рижская линия.
30 декабря 1972 года. Вступила в строй Краснопресненская линия протяженностью 7,2 км от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле».
12 августа 1974 года. Вступил в строй участок Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» длиной 3,6 км. С этого момента временная станция «Калужская», расположенная на территории одноименного электродепо, закрыта.
17 декабря 1975 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Баррикадная», соединивший Ждановскую и Краснопресненскую линии. Образована Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская) линия.
30 декабря 1975 года. Открыт для перевозки пассажиров участок от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» протяженностью км. На перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» в основных конструкциях сооружена платформа перспективной станции «Волоколамская» («Спартак»).
29 сентября 1978 года. Калужско-Рижская линия продлена на 8,1 км от станции «ВДНХ» до станции «Медведково».
15 июля 1979 года. На действующем перегоне между станциями «Площадь Свердлова» и «Маяковская» открыта станция «Горьковская» («Тверская»). Организован переход пассажиров на станцию «Пушкинская» (Ждановско-Краснопресненской линии).
30 декабря 1979 года. Открыто движение по Калининской линии протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево».
5 ноября 1980 года. На действующем перегоне между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект» для обслуживания пассажиров открыта станция «Шаболовская».
8 ноября 1983 года. Вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13,0 км.
30 декабря 1984 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» протяженностью 6,4 км. На линии организовано вилочное движение поездов по маршрутам: «Речной вокзал» – «Каховская» и «Речной вокзал» – «Орехово».
7 сентября 1985 года. От станции «Орехово» Горьковско-Замоскворецкая линия продлена на 3,4 км до станции «Красногвардейская».
6 ноября 1985 года. Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии протяженностью 1,1 км от станции «Южная» до станции «Пражская».
Январь 1986 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяженностью 2,8 км. Завершено сооружение центрального участка Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км. На станции «Боровицкая» открыты пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» (Кировско-Фрунзенской линии) и «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии).
25 января 1986 года. Завершено сооружение перегона Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км. Рядом с существующими открыт новый зал станции «Третьяковская», организована удобная пересадка между Калининской и Калужско-Рижской линиями, а также станцией «Новокузнецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии.
6 ноября 1987 года. Калужско-Рижская линия продлена на 3,0 км от станции «Беляево» до станции «Теплый Стан».
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыта станция «Чеховская». Длина нового участка — 1,6 км.
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыт участок длинной 1,6 км, от станции «Боровицкая» до станция «Чеховская». Завершено формирование пересадочного узла между «Замоскворецкой, Ждановско-Краснопресненской и Серпуховско-Тимирязевской линями.
31 декабря 1989 года. Открыта станция «Крылатское» Филевской линии. Длина нового участка — 1,9 км.
17 января 1990 года. Введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии от станции «Теплый Стан» до станции «Битцевский парк» протяженностью 3,6 км.
3 августа 1990 года. Вступил в строй участок Сокольнической линии от станции «Преображенская Площадь» до станции «Улица Подбельского» длиной 3,8 км.
5 ноября 1990 года — переименованы следующие станции и линии:
1 марта 1991 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савеловская» до станции «Отрадное» длиной 8,5 км.
31 декабря 1992 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево» протяженностью 2,6 км.
15 июля 1994 года. Введен в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Бибирево» до станции «Алтуфьево» протяженностью 2,0 км.
20 ноября 1995 года. Принят в эксплуатацию оборотный тупик станции «Каширская». С этого момента прекращено вилочное движение поездов по Замоскворецкой линии. Поезда следуют от станции «Речной Вокзал» до станции «Красногвардейская», а участок линии протяженностью 3,3 км от станции «Каширская» до станции «Каховская» выделен в самостоятельную Каховскую линию.
29 декабря 1995 года. Введен в строй первый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» протяженностью 12,1 км.
25 декабря 1996 года. Люблинская линия продлена на 5,4 км от станции «Волжская» до «Марьино».
25 августа 1997 года. Открыты вторые выходы на станциях «Белорусская»-кольцевая и «ВДНХ».
11 декабря 1999 года. На действующем участке между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» для обслуживания пассажиров открыта станция «Дубровка» Люблинской линии.
31 августа 2000 года. Вступила в строй первая очередь Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» длиной 2,0 км.
12 декабря 2001 года. Бутовский участок Серпуховско-Тимирязевской линии продлен еще на один перегон длиной 1,4 км до станции «Аннино».
14 декабря 2002 года. Вновь открыта для обслуживания пассажиров станция «Воробьевы Горы» (прежде именуемая «Ленинские горы») Сокольнической линии. В ходе продолжительной реконструкции реализован новый инженерно-архитектурный проект.
26 декабря 2002 года. С пуском станции «Бульвар Дмитрия Донского» завершено сооружение Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина перегона — 2,0 км.
6 мая 2003 года. Открыта станция «Парк Победы». Длина перегона «Киевская» – «Парк Победы» — 3,2 км.
27 декабря 2003 года. Вступила в строй первая очередь Бутовской линии легкого метро, пассажиров приняли пять новых станций: «Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея»). Длина пускового участка — 5,5 км.
20 ноября 2004 года. Начата перевозка пассажиров по Монорельсовой транспортной системе в экскурсионном режиме. Вход осуществлялся только на конечных станциях — «Улица Сергея Эйзенштейна» и «Тимирязевская», выход — на любой станции. Цена поездки — 50 рублей (25 рублей — для студентов и школьников). Дети до 6 лет — бесплатно при условии сопровождения взрослым пассажиром.
15 августа 2005 года. Монорельсовая транспортная система работает с 8:00 до 20:00. Вход дополнительно открыт на станциях «Выставочный центр» и «Телецентр». Выход в город возможен на любой из шести станций. Интервал движения сокращен до 20 минут. Число составов на линии увеличено.
2 сентября 2005 года. Открылся второй выход станции «Маяковская».
10 сентября 2005 года. Открылась 171-я станция Московского метрополитена — «Деловой центр». Движение поездов осуществляется от станции «Александровский сад» с интервалом в 15 минут. Поезда до новой станции следуют по существующему участку Филевской линии до станции «Киевская», после — по новому участку в сторону строящегося Московского международного делового центра «Москва-СИТИ». Длина нового участка Филевской линии — 2,2 км.
30 августа 2006 года. На новом участке Филевской линии (0,5 км) открылась 172-я станция Московского метрополитена — «Международная».
15 мая 2007 года. После реконструкции открыт южный вестибюль станции «Маяковская». Продолжается реставрационные работы на платформе станции без прекращения перевозки пассажиров.
30 августа 2007 года. Открыт новый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Трубная» (3,2 км).
29 декабря 2007 года. На действующем участке Люблинско-Дмитровской линии от станции «Чкаловская» до станции «Трубная» для обслуживания пассажиров открыта станция «Сретенский бульвар» и пересадка на станцию «Тургеневская». Позднее (13 января 2008 г.) открылся переход на станцию «Чистые пруды». На сети метро был образован новый пересадочный узел между Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линиями.
7 января 2008 года. Открылся новый участок Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино». Открыты: 175 станция — «Строгино» и 176 станция — «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии. Ранее действующий в составе Филевской линии участок «Кунцевская» — «Молодежная» — «Крылатское» теперь эксплуатируется в составе нового участка Арбатско-Покровской трассы. На станции «Кунцевская» организована пересадка на поезда Филевской линии, для которых теперь она стала конечной.
7 сентября 2008 года. На действующем участке между станциями «Парк Победы» и «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии для обслуживания пассажиров открылась станция — «Славянский бульвар».
26 декабря 2009 года. Завершено строительство митинского участка Арбатско-Покровской линии, открыты станции «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино».
23 апреля 2010 года. Полностью заершена реконструкция станции «Маяковская».
19 июня 2010 года. Для перевозки пассажиров открылись новые станции центрального участка Люблинско-Дмитровской линии — «Достоевская» и «Марьина роща». В эксплуатацию введен участок от станции «Трубная».
31 мая 2011 года. Открылся вестибюль станции «Сретенский бульвар». Этот вестибюль совмещен с переходом на станцию «Тургеневская» (Калужско-Рижской линии).
2 декабря 2011 года. Пассажиров приняли три новые станции южного участка Люблинско-Дмитровской линии: «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово», с пересадкой на станцию «Красногвардейская» Замоскворецкой линии.
30 августа 2012 года. На Калининской линии открылась станция «Новокосино».
24 декабря 2012 года. первых пассажиров приняла новая станция «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии, расположенная в районе Братеево.
28 декабря 2012 года. Для пассажиров открыта станция «Пятницкое шоссе». С этого момента Арбатско-Покровской линия – самая протяженная в московском метро.
9 ноября 2013 года. Открылись новые станции Таганско-Краснопресненской линии – «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».
30 января 2014 года. Открыт участок Калининской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».
27 февраля 2014 года. Открыт для перевозки пассажиров новый участок Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станций «Лесопарковая» и «Битцевский парк», с пересадкой на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии.
27 августа 2014 года. На действующем перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» для обслуживания пассажиров открыта станция «Спартак».
8 декабря 2014 года. На Сокольнической линии открылась новая станция «Тропарёво».
15 мая 2015 года. На станции «Выставочная» открыт «Центр профориентации Московского метрополитена».
21 сентября 2015 года. На Таганско-Краснопресненской линии открылась новая станция «Котельники».
26 декабря 2015 года. На станции «Выставочная» (выход №5) открыта Научно-техническая библиотека Московского метрополитена. Новый читальный зал расширил возможности Центра профориентации метрополитена.
28 декабря 2015 года. На действующем перегоне Замоскворецкой линии открылась станция «Технопарк». Ее строительство осуществлялось без перерыва регулярной эксплуатации линии метрополитена.
18 января 2016 года. На Сокольнической линии открылась станция «Румянцево».
15 февраля 2016 года. На Сокольнической линии для пассажиров открыто продление трассы до новой станции «Саларьево», которая стала 200-ой станцией Московского метрополитена.
16 сентября 2016 года. На Люблинско-Дмитровской линии введен в эксплуатацию новый участок от станции «Марьина роща». Пассажиров приняли новые станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На этой станции принял пассажиров новый посадочный зал. Закончено формирование удобного пересадочного комплекса между поездами Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий.
16 марта 2017 года. На Солнцевской линии открылись станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки».
31 декабря 2017 года. На Замоскворецкой линии открылась станция «Ховрино».
26 февраля 2018 года. Открыт для пассажиров первый участок Большой кольцевой линии со станциями: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Электропоезда Калининско-Солнцевской линии, при движении от станции «Раменки», после станции «Парк Победы» теперь следуют к станции «Шелепиха» и далее по новому участку. Станция «Деловой центр» (Калининско-Солнцевской линии) закрыта для обслуживания пассажиров. Ее функции выполняет одноименная станция, расположенная рядом.
22 марта 2018 года. На Люблинско-Дмитровской линии открылись станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
30 августа 2018 года. На Солнцевской линии для перевозки пассажиров открыт новый участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». На участке действует 7 новых станций: «Мичуринский проспект», «Озёрная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
20 декабря 2018 года. На действующем перегоне Замоскворецкой линии открылась станция «Беломорская».
30 декабря 2018 года. На Большой кольцевой линии открылась станция «Савёловская».
3 июня 2019 года. Открылся первый участок Некрасовской линии — станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
20 июня 2019 года. На Сокольнической линии открылись станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».
27 марта 2020 года Открылся второй участок Некрасовской линии — станции «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», а также станции «Авиамоторная» и «Лефортово».
31 декабря 2020 года. Открыта станция «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (временно работает в составе Некрасовской линии).
1 апреля 2021 года. Открыты станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники» Большой кольцевой линии.
мобильное Приложение
«Метро Москвы»
ГУП «Московский метрополитен» 1935 – 2021 ©