к какому флоту относится 2 й гвардейский истребительный печенгский авиаполк
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (СССР)
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (СССР)
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ | ||||
Годы существования |
---|
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ | |
Годы существования |
---|
Полезное
Смотреть что такое «2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота» в других словарях:
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (СССР) — 2 й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ Годы существования 1940 Страна … Википедия
13-й истребительный авиационный полк — Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях участвовало несколько истребительных полков с номером 13. ВВС РККА 13 й истребительный авиационный Сталинградский полк, преобразован в 111 й гвардейский истребительный авиационный полк в… … Википедия
ВВС РФ — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст … Википедия
ВВС России — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст … Википедия
ВВС СССР — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст … Википедия
ВВС Российской Федерации — Военно воздушные силы Российской Федерации Эмблема ВВС России Год формирования 1910 Страна Российская Федерация Подчинение Министерст … Википедия
Бокий, Николай Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бокий. Николай Андреевич Бокий Дата рождения 22 ноября 1918(1918 11 22) Место рождения станица Уманская, Краснодарский край, РСФСР Дата … Википедия
Список авиаторов, совершивших огненный таран в годы Великой Отечественной войны — Информация, размещённая в данной статье или разделе статьи, основана на историографии времён Советского Союза и поэтому может быть тенденциозна или даже фактически неточна. Ориентируясь на современные источники, вы можете помочь проекту … Википедия
Попович, Григорий Данилович — Григорий Данилович Попович Григорій Данилович Попович … Википедия
Силы сторон в Прибалтийской стратегической оборонительной операции — 1941 года Содержание 1 Количество 1.1 СССР 1.2 Германия … Википедия
2-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова (2-й ГвИАП СФ)
В декабре 1939 г., уже в ходе советско-финской войны, из Белорусского особого военного округа на аэр. Ваенга прибыли 4-я ОИАЭ 70-й авиабригады БОВО и 2-я ИАЭ 15-го ИАП им. Ф.Э.Дзержинского [1] на самолётах И-15бис. Кроме того, туда же перебазировали самолёты СБ и личный состав из 5-й СБАЭ 147-й СБАБ БОВО, и подразделение СБ из 39-го СБАП 10-й САД БОВО.
23 декабря 1939 г. приказом НК ВМФ №006 из этих эскадрилий был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. 23 декабря был определён днём части. Местом дислокации полка был определён аэродром Ваенга. Ему было вручено Революционное Красное Знамя 4-й ОИАЭ ВВС Белорусского ОВО.
В состав полка вошли:
Во время советско-финской войны 72-й САП принимал активное участие в боях, ведя воздушную разведку и нанося удары по вражеским объектам.
Накануне Великой Отечественной войны 72-й САП получил из 5-го ИАП ВВС ЛенВО первые 4 истребителя И-16. Вскоре, 29 апреля 1941 г., на основе этих четырёх И-16 в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, которую возглавил ст. лейтенант Б.Ф.Сафонов.
Истребитель И-16 Бориса Сафонова
К 22 июня 1941 г. 72-й САП имел в своём составе: 28 И-15бис, 17И-153, 4И-16, 11 СБ.
С началом Великой Отечественной войны на несколько истребителей полка были нанесены патриотические лозунги. Так, самолёт Б.Сафонова нес надписи «За ВКП(б)!» и «Смерть фашистам!», на самолёте №11 ст. лейтенанта А.Коваленко — «За Сталина!» и «За коммунизм!», на самолёте №13 сержанта С.Сурженко — «За СССР!».
Уже 24 июня 1941 г. командиром 4-й АЭ ст. лейтенантом Б.Сафоновым была одержана первая воздушная победа над врагом: сбит немецкий бомбардировщик Хейнкель He-111.
В июле-августе 1941 г., в соответствии с приказанием НК ВМФ от 03.08.1941 г., на аэр. Ваенга были срочно перебазированы с Балтики 9 самолётов СБ и 12 И-16, а с Чёрного моря — 10 самолётов И-153, а также 10 МиГ-3 и 4 Пе-2, которые вошли в состав полка.
Командующий СФ приказал сформировать к 15 июля в составе 72-го САП ещё одну эскадрилью самолётов СБ.
С 23 июля 1941 г. приказом командующего СФ эта эскадрилья считалась сформированной. В последующем она была перевооружена на самолёты Пе-2.
С августа по декабрь 1941 г. полк вёл боевые действия совместно с 151-м авиакрылом королевских ВВС Великобритании.
Осенью 1941 г. в структуре полка произошли организационно-штатные изменения: 12 сентября 1941 г. в Ваенгу с Балтики прибыло звено самолётов (3 ДБ-3ф ) под командованием капитана И.Я.Гарбуза. Оно вошло в состав вновь формируемой 5-й бомбардировочной эскадрильи 72-го САП.
Во второй половине сентября в составе 72-го САП было завершено формирование 4-й бомбардировочной эскадрильи самолётов Пе-2, которую возглавил капитан А.В.Осокин.
16 сентября 1941 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество», 72-й САП был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени полком было уничтожено около 100 вражеских самолётов. Командир истребительной эскадрильи самолётов И-16 капитан Борис Феоктистович Сафонов стал первым Героем Советского Союза среди морских лётчиков-североморцев.
14 октября 1941 г. на базе 4-й ИАЭ 72-го САП был сформирован 78-й истребительный авиационный полк, командиром которого был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. В этот период личный состав нового полка переучился на самолёты Хоукер «Харрикейн», которые приняли от англичан.
15 ноября 1941 г. была расформирована 4-я ИАЭ 72-го САП. На 1 января 1942 г. в составе 72-го САП ВВС СФ числилось (всего/исправных) самолётов:
18 января 1942 г. указом ПВС СССР и приказом НК ВМФ №10 полк, одним из первых в Авиации ВМФ, был реорганизован и переименован во 2-й гвардейский смешанный Краснознамённый авиационный полк.
В конце марта 1942 г. произошла реорганизация сил истребительной авиации ВВС СФ. В соответствии с приказом НК ВМФ, 20 марта 1942 г. во 2-й гв. САП передавался личный состав 78-го ИАП со всей авиационной техникой. При этом 4-я и 5-я АЭ были объединены в одну (4-ю АЭ), и была развёрнута ещё одна (5-я) истребительная эскадрилья. Командиром 2-го гв. САП назначается Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов. Бывшая «сафоновская» эскадрилья из 2-го гв. САП, имевшая на вооружении самолёты И-16, перешла в 78-й ИАП, командиром которого был назначен капитан И.К.Туманов. Тогда же на базе двух эскадрилий полка, имевших на вооружении самолёты И-15бис и И-153, формируется новый 27-й ИАП полк под командованием капитана Н.И.Хряшкова.
23 марта 1942 г., с прибытием в полк шести самолётов-торпедоносцев ДБ-3ф, под командованием капитана Г.Д.Поповича (командиры экипажей — В.Агафонов, В.Балашов, П.Зубков, А.Сидоров, Г.Ткачёв), из 4-го МТАП ВВС ТОФ, в нём была сформирована 6-я минно-торпедная авиационная эскадрилья. Капитан Г.Д.Попович стал её командиром.
На 1 апреля 1942 г. 2-й гв. САП базировался на аэр. Ваенга-1 составом: 50/30 «Харрикейн», 4/3 МиГ-3, 3/1 Пе-2, 10/8 СБ, 8/6 ДБ-3, 1/1 ТБ-3. Самолёты МиГ-3 состояли на вооружении 2-й АЭ, а 1-я и 3-я АЭ были вооружены самолётами «Харрикейн».
1 мая 1942 г. полку было вручено гвардейское Боевое Знамя части.
Командир полка Герой Советского Союза Борис Сафонов принимает Гвардейское знамя, 1 мая 1942 г.
С апреля полк начал получать новые истребители американского производства Р-40Е «Киттихаук». Одним из первых новую машину освоил командир полка ГСС подполковник Б.Ф.Сафонов, но 30 мая 1942 г. он погиб при защите конвоя PQ-16, предположительно, из-за отказа двигателя самолёта. Очевидцы наблюдали, как, теряя высоту, самолёт Сафонова планировал в направлении эсминца «Валериан Куйбышев». Не дотянув до него 3-4 км, истребитель приводнился и быстро затонул. Организованные поиски пилота не увенчались успехом.
Ленд-лизовский истребитель Белл P-40 Бориса Сафонова
15 июня 1942 г. указом ПВС СССР Борис Феоктистович Сафонов был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно), став, таким образом, первым в Морской Авиации дважды Героем Советского Союза.
17 июня 1942 г. 3 Ил-4 и 3 СБ-2 из 5-й АЭ 2-го гв. САП провели налёт на аэр. Луостари, где, по данным разведки, находилось 57 немецких самолётов. Потери противника составили 2 Юнкерса Ju-88, 3 Мессершмитта Bf-109 и один Bf-110.
18 июня 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №01376, полку было присвоено имя своего погибшего командира — дважды Героя Советского Союза подполковника Б.Ф.Сафонова. (Через 63 года, в целях сохранения славных боевых традиций, имя Б.Ф.Сафонова было присвоено 279-му ОКИАП ВВС СФ).
Постепенно, к июлю 1942 г. полк перевооружился на истребители Кертис Р-40Е (получил всего 24 самолёта), однако самолёты «Харрикейн» ещё оставались в боевом составе полка.
Летчики 2-го ГвИАП слева-направо гв.капитан Орлов, гв. капитан Коваленко, гв. ст. лейтенант Покровский
Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 1 октября 1942 г.: аэр. Североморск-1 — 18/2 Р-40, 3/1 МиГ-3; аэр. Североморск-2 — 3/3 СБ, 2/2 ДБ-3ф ; аэр. Нарьян-Мар — 1/1 СБ.
14 октября 1942 г. приказом НК ВМФ 2-й гв. САП был переформирован во 2-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк имени Б.Ф.Сафонова. При этом, с 1 ноября две эскадрильи — 4-я бомбардировочная (командир капитан А.З.Стоянов) и 5-я минно-торпедная (командир капитан Г.Д.Попович), были выведены из состава полка. На их основе был сформирован новый 24-й минно-торпедный полк ВВС СФ, который возглавил подполковник Н.Н.Ведмеденко. С этого времени 2-й гв. ИАП был включён в состав вновь формируемой 6-й истребительной авиационной бригады ВВС СФ.
С 15 октября 1942 г. полк начал перевооружаться на самолёты Белл P-39Q «Аэрокобра». Первые 15 машин получали и собирали в Москве, а в последующем их перегоняли из Красноярска. Первоначально эти самолёты использовали для воздушного прикрытия Мурманска.
На 6 ноября 1942 г. 2-й гв. ИАП базировался: на аэр. Североморск-1 — 18/5 Р-40; на аэр. Североморск-2 — 6/4 «Харрикейн»; на аэр. Ягодник— 12/12 Р-39«Аэрокобра», 14/14 «Харрикейн». На 1 декабря в составе полка числилось: на аэр. Североморск-1 — 17/4 Р-40 «Киттихаук», 10/8 Р-39 «Аэрокобра»; на аэр. Североморск-2 — 20/6 «Харрикейн»; на аэр. Африканда — 2/1 Р-39 «Аэрокобра».
По состоянию на 1 января 1943 г., в полку имелось: 16/2Р-40 «Киттихаук», 9/7 Р-39 «Аэрокобра», 19/10 «Харрикейн».
На 1 апреля 1943 г. полк имел 24 Р-39, 9 Р-40Е, 11 «Харрикейн» и 3 МиГ-3 (из них 31 самолёт был неисправен, в т.ч. 8 Р-40Е, все МиГ-3 и «Харрикейн»).
В апреле 1943 г. три уцелевших к этому времени в полку самолёта МиГ-3 были переданы на Балтику, в состав 12-й ОИАЭ ВВС БФ.
3 мая 1943 г., при выполнении боевого задания, погиб командир 2-го гв. ИАП Герой Советского Союза капитан П.Г.Сгибнев, одержавший 19 побед в воздухе.
1 июня 1943 г. по приказу НК ВМФ полк был перебазирован на аэр. Ягодник, под Архангельск, для отдыха, переформирования и пополнения самолётами. Старые самолёты Р-40Е «Киттихаук» передали в 78-й ИАП ВВС СФ. Вместо них во второй половине 1943 г. на вооружение 2-го гв. ИАП начали поступать самолёты «Аэрокобра» в модификации P-39N.
По состоянию на 1 января 1944 г. в составе полка имелось: 13/9 Р-39 «Аэрокобра» и 1/1 Р-40 «Киттихаук».
В начале марта 1944 г., по окончании переформирования, полк перебазировался на оперативный аэр. Уж-Губа, расположенный в 17 км от переднего края обороны, а во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в октябре 1944 г. 2-й гв. ИАП был перебазирован на аэр. Ура-Губа.
31 октября 1944 г. приказом ВГК №0354, за активное участие в боях при освобождении Печенгской области, за мужество и героизм, проявленный личным составом в ходе Петсамо — Киркенесской операции, 2-му гв. ИАП было присвоено почётное наименование «Печенгский».
По состоянию на 9 мая 1945 г., в полку, дислоцирующемся на аэр. Ура-Губа, насчитывалось 43/42 Р-39 «Аэрокобра» и один исправный «Харрикейн».
За годы войны 554 человека лётного и технического состава награждены орденами и медалями, 16 лётчиков стали Героями Советского Союза: Б.Сафонов (дважды), В.С. Адонкин, М.Бадюк, В.Балашов, Н.Бокий, Н.Диденко, П.Климов, А.Коваленко, П.Коломиец, С.Курзенков, П.Орлов, В.Покровский, П.Сахаров, П.Сгибнев, З.Сорокин, В.Стрельников.
Деятельность авиаполка после Великой Отечественной войны
Во время послевоенной реформы ВС СССР, с 29 апреля 1948 г., на основании циркуляра НГШ №0056 от 10.04.1948 г. и приказа командующего СФ от №00149, 2-й гв. ИАП был переименован в 174-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова. С этого года полк был перебазирован с аэр. Ура-Губа на аэр. Луостари Мурманской области.
С сентября 1951 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-15.
С мая 1953 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-17.
С августа 1954 г. полк перевооружился на самолёты МиГ-17пф.
В 1956 г. 174-й гв. ИАП перебазируется с аэр. Луостари на аэр. Килпъявр Мурманской области.
На основании приказа командующего СФ №046 от 04.02.1957 г., 174-й гв. ИАП исключён из состава 107-й ИАД ВВС СФ [3] и передан в Северный корпус ПВО страны.
С июля 1958 г. полк был перевооружён на самолёты МиГ-19п и МиГ-19пм.
С декабря 1959 г. полк получил самолёты МиГ-19с и МиГ-19св.
30 марта 1960 г., на основании директивы командующего 10-й ОА ПВО №00860, полк вошёл в состав 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО.
1 июля 1960 г. командир звена 174-го гв. ИАП капитан В.А.Поляков на самолёте МиГ-19 сбил американский самолёт-разведчик RB-47 в районе м. Святой Нос.
С августа 1960 г. одна эскадрилья полка была перевооружена на самолёты Як-25м, полученные из 524-го ИАП 23-й дивизии 10-й ОА ПВО. В составе полка стало две эскадрильи перехватчиков МиГ-19 и одна эскадрилья дальних перехватчиков Як-25.
В 1962 г. 174-й гв. ИАП был перебазирован с аэр. Килпъявр на аэр. Мончегорск Мурманской области, где и оставался вплоть до своего расформирования в 2001 г.
С августа 1964 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28п и Як-28у.
С апреля 1969 г. полк был перевооружён на самолёты Як-28пм и Як-28пу.
14 декабря 1969 г. лётчик полка капитан В.Чернега уничтожил иностранный дрейфующий разведывательный аэростат.
2 сентября 1975 г. майор Л.Костромин с лётчиком-оператором капитаном А.Лиходедом на самолёте Як-28 сбили ещё один автоматический дрейфующий аэростат-разведчик.
К 20 апреля 1982 г. перевооружение полка на МиГ-31 было завершено. В качестве учебных самолётов, в полк поступили самолёты МиГ-25пу.
30 июня 1982 г. в полк прибыл первый именной самолёт МиГ-31 №08 «Борис Сафонов». Его перегнал лётчик-испытатель Г.А.Пукито. Самолёт принял экипаж в составе: командир эскадрильи им. Б.Ф.Сафонова В.Кузнецов и штурман эскадрильи А.Макаров. На аэродроме самолёт встречал личный состав полка, во главе с командующим 21-м корпусом ПВО генерал-лейтенантом авиации А.Мориным.
24 апреля 1985 г., на основании указа ПВС РСФСР, «за заслуги в вооружённой защите Социалистической Родины», полк был награждён почётной грамотой ПВС РСФСР.
В марте 1987 г. лётными экипажами полка впервые был осуществлён перелёт на ледовый аэр. Греэм-Белл (земля Франца-Иосифа).
Задачей новой авиационной техники полка был перехват не только самолётов противника, но и авиационных крылатых ракет на траектории. Для этого на базе полка проводились испытания по перехвату КР, стоящих на вооружении ВМФ РФ:
В соответствии с директивой 1-го заместителя МО РФ от 30.11.2000 г., 174-й гвардейский Краснознамённый Печенгский истребительный авиационный полк им. Б.Ф.Сафонова, базирующийся на аэр. Мончегорск, с 1 сентября 2001 г. был расформирован. Самолёты МиГ-31 полка были переданы в другие части ВВС и ПВО (458-й гв. ИАП, аэр. Котлас; 4020-я БРС, аэр. Липецк; 514-й АРЗ, аэр. Ржев) или списаны…
В послевоенной истории полка известны следующие тяжёлые авиационные происшествия:
— 19 июля 1989 г., во время контрольного облёта самолёта МиГ-31, пилотируемого заместителем командира эскадрильи капитаном Н.В.Крицовым и штурманом капитаном М.А.Горбуновым, на аэр. Амдерма, из-за ошибки технического состава при проведении очередного ремонта, произошёл отказ одного из двигателей. Экипаж вынужден был катапультироваться и не пострадал, самолёт разбился;
— 18 августа 1989 г., при выполнении учебно-боевого пуска УР Р-33, в небе над полигоном войск ПВО произошло перенацеливание ракеты вместо цели на самолёт, летевший на 10000 м ниже. Ракета поразила самолёт МиГ-31, пилотируемый экипажем в составе лётчика майора Виктора Кудрявцева и штурмана капитана Погорелова. Экипаж самолёта катапультировался, но В.Кудрявцев позднее скончался от полученных травм;
— 26 сентября 1990 г., при взлёте в СМУ с аэр. Мончегорск из-за отказа навигационного комплекса потерпел катастрофу самолёт МиГ-31, с экипажем в составе майора Виктора Алексеевича Щирова и капитана Валерия Астафьева;
— 10 декабря 1996 г., при перегонке на аэр. Котлас самолётов МиГ-25пу, в момент разбега у одного из них разрушилась основная стойка шасси. Столкнувшись с препятствием, самолёт возгорается. Удаётся спастись одному из пилотов — подполковнику Елкину, другой пилот — подполковник Юрий Плавуцкий, погиб;
— 28 февраля 2001 г. потерпел аварию на посадке, в результате возгорания двигателя, МиГ-31, пилотируемый подполковником Михаилом Сатановским и майором Владимиром Овченковым.
Материальная часть:
Наименования авиаполка в различные годы:
Командирами авиаполка в разное время были:
Источники:
2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
2-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознамённый полк имени Б. Ф. Сафонова ВВС СФ (2 гв. иап ВВС СФ) — авиационный полк в составе Военно-воздушных сил Северного флота во время Великой Отечественной войны.
Содержание
История наименований полка [ | ]
История [ | ]
Приказом НК ВМФ № 10 от 18 января 1942 г. полк преобразован во 2-й гвардейский смешанный Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ (2 гсап ВВС СФ, иногда встречается аббревиатура 2 ГКАП ВВС СФ).
14 октября 1942 года, в связи с выводом из его состава 5-й бомбардировочной и 6-й минно-торпедной эскадрилий для формирования на их основе 24 мтап ВВС СФ, 2-й гсап ВВС СФ переименован во 2-й гвардейский истребительный Краснознамённый авиационный полк ВВС Северного флота.
В декабре 1942 года, ввиду гибели командира полка Сафонова, полку присвоено его имя.
31 октября 1944 года полку в числе ряда других частей и соединений, принимавших участие в Петсамо-Киркенесской операции, присвоено почётное наименование Печенгского и стал именоваться — 2-й гвардейский авиационный Печенгский Краснознамённый полк имени Б. Ф. Сафонова ВВС СФ.
29 апреля 1948 г. на основании циркуляра начальника Генштаба № 0056 от 10.04.1948 г. и приказа командующего СФ от № 00149 — преобразован в 174-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк им. Б. Ф. Сафонова ВВС Северного флота.
04 февраля 1957 г. на основании приказа командующего СФ № 046 — 174-й гиап исключён из состава ВВС СФ и передан в Северный корпус ПВО страны (с 1960 г. — 10-я отдельная Краснознамённая армия ПВО ).
01 сентября 2001 г. 174-й гиап ВВС РФ (в 1998 г. войска ПВО объединены с ВВС) расформирован в соответствии с директивой первого заместителя МО РФ от 30.11.2000 г.
После расформирования полка именной самолёт МиГ-31 имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова передан в музей военно-воздушных сил Северного флота.
Вооружение [ | ]
Изначально полк получил истребители И-15 бис, И-153, И-16, МиГ-3; бомбардировщики СБ, Пе-2 и торпедоносцы ДБ-3Ф. В дальнейшем был перевооружён на истребители иностранного производства: «Харрикейн», P-40 «Киттихоук», P-39 «Аэрокобра».
По состоянию на 09 мая 1945 г. в полку, дислоцировавшемся на аэр. Ура-Губа, насчитывалось (всего/исправных) 43/42 истребителя P-39 «Аэрокобра» и 1 исправный «Харрикейн». [3]
Командиры [ | ]
Награды [ | ]
16 сентября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 72-й смешанный авиационный полк ВВС ВМФ награждён орденом Красного Знамени.
Почётные звания [ | ]
18 января 1942 года за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 10 полк преобразован во 2-й гвардейский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ.
- к какому доктору обращаться с остеопорозом
- Ой темно в домах глаза убиты чем забита моя голова