к какому этапу создания системы защиты пдн относится мероприятие проведение приемочных испытаний
Создание системы защиты персональных данных, приведение процессов обработки и обеспечения безопасности персональных данных в соответствие требованиям законодательства
Создание Системы защиты персональных данных (СЗПДн) и приведение процессов обработки и обеспечения безопасности персональных данных (ПДн) в соответствие с положениями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» и требованиями нормативных документов позволяет минимизировать правовые и репутационные риски, связанные с потенциальными утечками ПДн и несоблюдением законодательства РФ. При проведении указанных работ учитываются процессы обработки и защиты ПДн как без использования средств автоматизации (на бумажных носителях), так и в информационных системах персональных данных (ИСПДн).
Для организации эффективной защиты персональных данных в Компании необходимо создать и внедрить комплекс организационных, программно-технических и нормативно-методических мер, которые включают в себя:
Создание системы защиты персональных данных
Работы по построению системы защиты персональных данных начинаются с разработки «Технического задания на создание системы защиты ПДн» и внутренних организационно-распорядительных документов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Техническое задание на создание системы защиты персональных данных подготавливается с учетом «Модели нарушителя и угроз безопасности ПДн» и требуемого уровня защищенности ПДн, определенного на этапе обследования, и содержит следующие сведения:
Зафиксированные в Техническом задании меры по обеспечению безопасности должны обеспечивать как требуемый уровень защищенности персональных данных, так и нейтрализацию актуальных угроз безопасности.
До внедрения средств защиты информации по желанию Заказчика могут быть проведены их макетирование и стендовые испытания с учетом исходных данных, полученных на этапе обследования, а также требований, определенных Техническим заданием на СЗПДн. В рамках макетирования проводится анализ применимости, совместимости и внедряемости СЗИ в ИСПДн организации. В результате определяется состав технических средств защиты информации, удовлетворяющий требованиям по защите ПДн, а также позволяющий реализовать мероприятия по созданию СЗПДн. Проводятся стендовые испытания СЗИ. При необходимости производится уточнение Технического задания на создание СЗПДн.
Следующий рекомендуемый шаг – разработка Технического проекта системы защиты персональных данных, который содержит детальное описание конкретных программно-технических решений для создания СЗПДн, осуществляется на основе Технического задания и результатов стендовых испытаний средств защиты информации.
Более подробную информацию о проектировании систем защиты информации можно получить на странице «Разработка проектной документации на системы защиты информации».
Разработка организационно-распорядительных документов
Как правило, параллельно с разработкой Технического задания на создание СЗПДн осуществляется разработка комплекта внутренних нормативных актов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Разрабатываемый комплект документов направлен на реализацию мер по защите, предусмотренных Техническим заданием, а также на выполнение прочих обязанностей Операторов ПДн, предусмотренных законодательством РФ.
На основании опыта выполнения проектов экспертами ЗАО «ДиалогНаука» сформирован и поддерживается в актуальном состоянии типовой комплект организационно-распорядительной документации Операторов ПДн.
При разработке организационно-распорядительной документации эксперты нашей Компании рекомендуют придерживаться приведенной структуры с адаптацией под процессы обработки ПДн Заказчика. В то же время эта структура не является обязательной, возможно как увеличение, так и уменьшение перечня документов с учетом выполнения обязательных требований законодательства, а также внутренних требований Заказчика к построению системы защиты информации, к иерархии и составу организационно-распорядительных документов.
Внедрение средств защиты и оценка эффективности
Поставка и внедрение технических средств защиты информации осуществляется согласно результатам предыдущих этапов работ, в частности решений, определенных Техническим проектом СЗПДн. После завершения поставки производится установка и настройка СЗИ.
После внедрения СЗПДн целесообразно провести оценку эффективности реализованных мер защиты, подробное описание процедур приведено на странице.
Кроме того, ЗАО «ДиалогНаука» предлагает услуги по сопровождению систем защиты персональных данных и сопровождению при проверках со стороны регулирующих органов.
В случае появления вопросов или интереса к описанной услуге, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 980-67-76 или через форму обратной связи, адресовав вопрос в «Коммерческий отдел».
Приложение. Инструкция по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации
Приложение
к приказу МВД РФ
от 6 июля 2012 г. N 678
Инструкция
по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации
С изменениями и дополнениями от:
15 июля 2013 г., 20 апреля 2015 г., 7 декабря 2016 г.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 1 внесены изменения
1. Инструкция по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации*(1), разработана в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»*(2), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»*(3), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок обработки персональных данных.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 2 внесены изменения
2. Настоящая Инструкция определяет порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных*(4), содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливает меры по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных*(5), а также определяет обязанности должностных лиц.
В Инструкции не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности ПДн, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, а также меры, связанные с применением шифровальных (криптографических) средств защиты информации.
Методы и способы защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, определяются в соответствии с Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17*(6).
3. Министерство внутренних дел Российской Федерации*(7) в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ является оператором, организующим и (или) осуществляющим обработку ПДн, а также определяющим цели обработки ПДн, состав ПДн, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн.
4. Координацию и контроль деятельности по защите ПДн, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляет подразделение центрального аппарата МВД России, выполняющее функции головного подразделения МВД России по вопросам защиты ПДн при их автоматизированной обработке*(8).
5. Оператор определяет подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие обработку ПДн в эксплуатируемых информационных системах.
В случаях когда реализация мер по организации и обработке ПДн в ИСПДн возлагается на несколько подразделений МВД России, вопросы разграничения полномочий между ними отражаются в инструкции по эксплуатации соответствующей информационной системы.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 7 декабря 2016 г. N 807 в пункт 6 внесены изменения
6. Подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации*(9), выполняют функции оператора ИСПДн при эксплуатации информационной системы, в том числе при обработке информации, содержащейся в ее базах данных*(10).
II. Организация работ по обеспечению безопасности персональных данных при их автоматизированной обработке
7. Организация работ по созданию и эксплуатации ИСПДн, а также системы защиты персональных данных*(11) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации и соответствующими государственными стандартами.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 7 декабря 2016 г. N 807 пункт 8 изложен в новой редакции
8. Работы по обеспечению безопасности ПДн включаются в планирующие документы МВД России.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 9 внесены изменения
9. В целях обеспечения безопасности ПДн создается СЗПДн, которая должна обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность ПДн при их обработке в ИСПДн во всех структурных элементах, на технологических участках обработки и во всех режимах функционирования информационной системы.
СЗПДн включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах*(12).
Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона 152-ФЗ.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 пункт 10 изложены в новой редакции
10. Выбор средств защиты информации*(13) для СЗПДн осуществляется в установленном порядке*(14) подразделениями-операторами ИСПДн в зависимости от уровня защищенности ПДн, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 11 внесены изменения
11. Установление класса защищенности информационной системы*(15) и уровня защищенности ПДн производится подразделением-оператором ИСПДн на этапе создания (модернизации) ИСПДн, а также при изменении масштаба информационной системы или значимости обрабатываемой в ней информации.
Подразделения-операторы ИСПДн, которые осуществляли обработку ПДн, должны обеспечить СЗПДн ранее введенных и (или) модернизирующихся информационных систем в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 12 внесены изменения
12. В целях установления класса защищенности информационной системы и уровня защищенности ПДн приказом руководителя подразделения-оператора ИСПДн назначается комиссия, в состав которой включаются представители подразделения МВД России, эксплуатирующего ИСПДн, а также специалисты подразделения МВД России, осуществляющего свою деятельность в области информационных технологий, связи и защиты информации.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 13 внесены изменения
13. Результаты установления класса защищенности информационной системы и уровня защищенности ПДн оформляются соответствующим актом подразделения-оператора ИСПДн.
Информация об изменениях:
15. Помещения, в которых размещены объекты информатизации, содержащие ИСПДн, должны соответствовать требованиям по обеспечению их сохранности, пожарной безопасности, а также защиты от несанкционированного проникновения посторонних лиц.
16. Для каждой ИСПДн на этапе ее создания (модернизации) разрабатываются модель угроз, а также документы, отражающие вопросы резервного копирования информации, содержащей ПДн, парольной защиты, проведения антивирусного контроля, порядка удаления (изменения) персонифицированных записей из (в) ИСПДн, обезличивания ПДн, проведения технического обслуживания ИСПДн, работы с машинными носителями ПДн.
17. Обработка ПДн в ИСПДн осуществляется только после завершения работ по созданию СЗПДн и вводу в эксплуатацию ИСПДн.
Информация об изменениях:
19. В ИСПДн не производится обработка информации с применением аппаратно-программных средств, не предусмотренных конструкторской и эксплуатационной документацией.
20. Для обеспечения сохранности информационных ресурсов ИСПДн производится их резервное копирование на материальный носитель, обеспечивающее возможность восстановления содержащихся в информационной системе сведений.
Порядок и периодичность проведения резервного копирования информации определяются в конструкторской документации на ИСПДн, а также в инструкции по эксплуатации ИСПДн.
21. Для каждой ИСПДн предусматривается ведение следующих журналов:
учета эксплуатирующего персонала, в том числе администраторов безопасности ИСПДн, администраторов ИСПДн, пользователей ИСПДн, непосредственно обрабатывающих ПДн в ИСПДн, и инженерно-технического персонала, имеющего доступ к ИСПДн с целью обеспечения устойчивого функционирования информационной системы при ее использовании;
учета и выдачи машинных носителей ПДн;
проведения инструктажей по обеспечению безопасности ПДн;
проверки исправности технических средств и технического обслуживания.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 в пункт 22 внесены изменения
22. Взаимодействие ИСПДн с внешними информационными системами сторонних организаций осуществляется с учетом положений международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Меры, принимаемые по защите ПДн в ИСПДн при их взаимодействии с внешними информационными системами сторонних организаций, отражаются в конструкторской, эксплуатационной и организационно-распорядительной документации на соответствующую информационную систему.
III. Организация разрешительной системы доступа к ИСПДн
23. Подразделениями-операторами ИСПДн по согласованию с уполномоченным подразделением МВД России организуется разрешительная система доступа к техническим и программным средствам ИСПДн, а также к информационным ресурсам ИСПДн.
24. Порядок и условия доступа к ИСПДн определяются на стадии ее создания (модернизации) в конструкторской документации на ИСПДн и в инструкции по эксплуатации ИСПДн.
26. Запросы пользователей ИСПДн на получение ПДн, а также факты предоставления ПДн по этим запросам регистрируются средствами ИСПДн в электронном журнале обращений, содержание которого проверяется администратором безопасности ИСПДн.
При обнаружении нарушений порядка предоставления ПДн администратор безопасности ИСПДн незамедлительно информирует об этом руководителя подразделения МВД России и приостанавливает предоставление ПДн пользователям ИСПДн до выявления причин нарушений или их устранения.
IV. Обязанности должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации по защите персональных данных
27. Руководители подразделений-операторов ИСПДн обеспечивают выполнение правовых, организационных и технических мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, их касающейся, в том числе:
планирование и организацию выполнения мероприятий по обеспечению безопасности ПДн;
конфиденциальность, целостность и доступность ПДн;
организацию взаимодействия подразделений МВД России, обеспечивающих создание (модернизацию) и эксплуатацию ИСПДн;
определение должностных обязанностей лиц, ответственных за организацию обработки ПДн и за эксплуатацию ИСПДн;
организацию и осуществление контроля за выполнением установленных требований по обеспечению безопасности ПДн.
28. Ответственными за соблюдение требований по защите ПДн при их автоматизированной обработке являются руководители подразделений МВД России, эксплуатирующих, а также использующих ИСПДн, администраторы ИСПДн, пользователи ИСПДн, непосредственно обрабатывающие ПДн в ИСПДн, и инженерно-технический персонал, имеющий доступ к ИСПДн с целью обеспечения устойчивого функционирования информационной системы при ее использовании, что отражается в должностных регламентах (должностных инструкциях) указанных лиц.
29. Лица, указанные в пункте 28 настоящей Инструкции, осуществляют обработку ПДн в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере защиты ПДн, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты ПДн.
30. В подразделениях МВД России с сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, уполномоченными на обработку ПДн в ИСПДн, в целях повышения уровня профессиональной подготовки организуются изучение требований законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности ПДн, а также ежегодная проверка их знаний.
V. Контроль обеспечения безопасности персональных данных
31. Целью контроля является соблюдение подразделениями МВД России требований по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.
32. Задачами контроля являются:
установление фактического положения дел в подразделении МВД России по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн;
выявление проблемных вопросов в организации обеспечения безопасности ПДн;
обеспечение соблюдения законодательства в сфере ПДн;
выработка мер по оказанию методической и практической помощи подразделениям МВД России;
повышение ответственности руководителей за выполнение возложенных задач, соблюдение законности в их деятельности.
Информация об изменениях:
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 538 пункт 33 изложен в новой редакции
33. Контроль за выполнением требований настоящей Инструкции организуется и проводится уполномоченным подразделением МВД России, а также подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими свою деятельность в области информационных технологий, связи и защиты информации, самостоятельно, не реже 1 раза в 3 года.
Практика. Создание системы защиты персональных данных
Достаточно ли использования сертифицированного по требованиям ФСТЭК программного обеспечения обработки ПДн для выполнения всех требований закона «О персональных данных»? Этот вопрос регулярно возникает у организаций, вынужденных обрабатывать персональные данные в бухгалтерских и кадровых программах.
Некоторые вендоры вводят пользователей в заблуждение, позиционируя сертифицированное бухгалтерское и кадровое ПО как панацею от выездных проверок Роскомнадзора.
Мы уже писали о плюсах и минусах сертифицированного программного обеспечения и его месте в комплексной защите персональных данных. В этом материале рассмотрим конкретные действия по выполнению требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при работе с кадровой или бухгалтерской программой.
Напомним, что приведение процессов обработки и защиты ПДн в соответствие действующим требованиям законодательства РФ в общем случае выглядит следующим образом:
Аттестация не является обязательной, однако получение аттестата соответствия даст уверенность в том, что меры, реализованные в рамках системы защиты персональных данных, достаточно эффективны и удовлетворяют всем требованиям безопасности информации.
Обеспечьте защиту персональных данных в вашей компании
Сертифицированное бухгалтерское или кадровое ПО в данном контексте может рассматриваться лишь как средство защиты информации.
Итак, дано: информационная система отдела кадров небольшой организации построена по классической клиент-серверной архитектуре.
В качестве ПО обработки ПДн используется любое кадровое ПО (Контур.Персонал, «1С: зарплата и управление персоналом», сертифицированное ФСТЭК, прочее ПО).
В компании реализованы организационные (разработаны организационно-распорядительные документы по защите ПДн, сотрудники ознакомлены с требованиями законодательства и т д.) и физические (доступ в помещения обработки ПДн ограничен, внедрена охранная сигнализация и т д.) меры защиты ПДн, однако отсутствуют технические средства защиты информации.
Исходя из описанного выше порядка действий, оператор ПДн должен составить модель угроз и определить требуемый уровень защищенности ПДн, дабы в дальнейшем на основе полученных данных разработать систему защиты персональных данных.
Модель угроз безопасности ПДн: пример
Предположим, что в результате оценки исходного уровня защищенности информационной системы, внутренних и внешних нарушителей, анализа возможных уязвимостей информационной системы, возможных способов реализации и последствий реализаций угроз безопасности ПДн, модель угроз будет содержать следующие виды угроз*:
* Перечень актуальных угроз представлен в качестве примера и не может быть использован как эталон или руководство при построении модели угроз безопасности персональных данных.
Основными источниками угроз в данном случае будут выступать:
Напомним, что контролируемая зона — это территория объекта, на которой исключено неконтролируемое пребывание лиц, не имеющих постоянного или разового доступа.
Определение уровня защищенности ПДн
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1119 от 01.11.2012 в описанной информационной системе требуется обеспечить 4-й уровень защищенности ПДн при их обработке в информационной системе.
Построение системы защиты персональных данных
В соответствии с Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» определяем состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе для 4-го уровня защищенности ПДн.
Рассмотрим техническую реализацию отдельно выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных:
Как видно из таблицы выше, для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных используются межсетевой экран и антивирусные средства защиты информации. Кроме того, согласно приказу ФСТЭК России № 21, для обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных межсетевой экран и антивирусное средство должны иметь сертификаты соответствия не ниже 5-го класса по требованиям безопасности информации средств защиты информации.
ПО обработки ПДн также используется в качестве способа реализации требований приказа ФСТЭК России № 21, однако оно не используется для нейтрализации актуальных угроз безопасности ПДн, а следовательно, процедура оценки соответствия (сертификация) такого ПО не требуется.
Текущая система защиты персональных данных позволит разграничить доступ к серверу обработки персональных данных и защитит рабочие станции от актуальных угроз безопасности.
Выводы
Наличие у программы сертификата соответствия ФСТЭК не решает проблемы защиты ПДн. Существует множество средств защиты информации и сценариев их использования. Для построения эффективной и адекватной системы защиты персональных данных важно понимать принципы и порядок реализации мер, направленных на обеспечение безопасности ПДн.
Важно! Защита персональных данных — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персональных данных, и внедрение системы защиты является лишь одним из этапов обеспечения безопасности.
Рекомендации по защите персональных данных
Не стоит забывать о поддержании созданной системы защиты ПДн в актуальном состоянии. Периодически необходимо проверять актуальность организационно-распорядительной документации, обновлять модель угроз и контролировать обеспечение установленного уровня защищенности ПДн.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.