к какому элементу структуры жизненного цикла проекта относится оперативное планирование работ
Особенности жизненного цикла проекта
Проект представляет собой совокупность действий, направленных на достижение одной цели. От производственной системы он отличается тем, что имеет однократный характер. Система же предполагает цикличность. Жизненный цикл (ЖЦП) предполагает протяженность исполнения проекта.
Что собой представляет жизненный цикл проекта
Проект – это не рутинная производственная деятельность. Он отличается ограниченными сроками исполнения. Понятие ЖЦП особенно распространено в экономике и менеджменте из-за специфики проектов. Жизненный цикл предполагает комплекс последовательных фаз. Их особенности зависят от потребностей компании, особенностей управленческих процессов. Цикл включает в себя различные этапы, которые реализуются в процессе исполнения проекта.
ЖЦП подразделяется на фазы. Это большие промежутки времени, которые выделяются по ряду характеристик. Фазы, в свою очередь, подразделяются на этапы. Точное количество фаз и этапов определить невозможно. Это зависит от особенностей конкретного проекта. Одновременно с этим составляющие цикла отличаются общими признаками. На основании фаз и этапов производится управление проектом.
Начало и окончание
ВАЖНО! Рекомендации по планированию от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Для определения жизненного цикла нужно установить его начало и окончание. Началом исполнения можно считать следующие действия:
Рассмотрим признаки завершения проекта:
Жизненный цикл – это протяженность времени от начала до окончания работ.
Фазы жизненного цикла
Фазы зависят от особенностей проекта. Рассмотрим фазы инвестиционного проекта:
В большинстве проектов реализуется именно 4 фазы. Однако могут быть и двухфазные, и трехфазные проекты.
Стадии жизненного цикла
Нужно иметь в виду, что стадия может делиться над подстадию. Подобная разбивка нужна для удобства исполнения. Цикл делится на 4 стадии:
Это самый примерный перечень стадий жизненного цикла. Точный перечень определяется спецификой проекта.
Особенности организации системы контроля
Ключевую роль в ЖЦ играют контрольные мероприятия. Эффективная система контроля базируется на этих принципах:
Рекомендуется контролировать деятельность сотрудников на каждом этапе. Своевременное обнаружение мелких ошибок позволяет быстро их устранить и не допустить возникновения крупных недочетов.
Пример фаз жизненного цикла
Как уже говорилось ранее, структура ЖЦ зависит от конкретного проекта. Рассмотрим пример фаз для строительной компании:
Это стандартный проект на 4 фазы, в котором есть начало и завершение.
Структура жизненного цикла
Структура цикла проекта включает в себя различные процессы:
Все эти процессы взаимосвязаны. Грамотность организационных процессов обеспечивает успешность прочих процессов.
Главные процессы и их характеристика
Рассмотрим базовые процессы, входящие в структуру жизненного цикла:
КСТАТИ! Процессы также могут быть вспомогательными. К ним относится документирование, контроль над качеством, аттестация.
Модели жизненного цикла
Модель жизненного цикла помогает понять особенности исполнения работы. В частности, модель – это подробное описание последовательности необходимых действий. Это совокупность действий, нужных для достижения цели. Модели зависят от специфики проекта. Общие модели выявить достаточно трудно. Рассмотрим модели цикла, актуальные при разработке программного обеспечения:
Это лишь малая часть моделей жизненного цикла. Рассмотрим модели подробнее:
Как выбрать подходящую модель? Подбор зависит от ресурсов компании, масштабности проекта, особенностей финансирования.
Что дает определение жизненного цикла проекта
Определение цикла проекта обеспечивает достижение следующих целей:
Понимание жизненного цикла играет важную роль в организационной деятельности. Менеджер должен ясно понимать структуру проекта. Это способствует установлению адекватных сроков работы, помогает прогнозировать результаты.
Функции участников проекта
Над проектом работает команда сотрудников. Рассмотрим подробнее ключевые фигуры, участвующие в работе:
Участником также может являться банковское учреждение, финансирующее деятельность. Чем масштабнее проект, тем больше лиц принимает в нем участие. Сотрудников не должно быть больше, чем нужно, так как это увеличит затраты. Однако недостаток специалистов – это серьезный недостаток ресурса.
Фазы, стадии и этапы жизненного цикла проекта (ЖЦП)
Проект — это совокупность операций и работ, которые направлены на достижение одной цели и результата в форме уникального продукта. Для проектной деятельности характерны временные под циклы, имеющие начало и окончание. Жизненный цикл проекта — это основополагающий термин, который помогает принять правильные решения в финансовых, организационных и предпринимательских вопросах.
Сущность жизненного цикла проекта
Проект описывает модель ситуации и план по её улучшению, а также совокупность методов для воплощения. Проектная деятельность включает в себя замысел, управленческий персонал, материальную базу, определение цели, необходимые результаты и т. д. Она объединяет несколько видов занятий, общими признаками которых являются:
Проект работает в среде, которая включает жизненные внешние и внутренние компоненты, а также учитывает политические, социально-культурные, организационные, правовые и подобные факторы. Реализация осуществляется с помощью руководителя, менеджерского состава, команды и других лиц, которые выполняют задачи, касающиеся рабочих процессов.
Определение ЖЦП
Понятие жизненного цикла для запланированного проекта весьма распространено в современном мире. Любое органическое явление, будь то живое существо, реальный бизнес или планета, подчиняется принципам жизненного цикла.
Под этим циклом понимают комплекс и последовательность определённых под циклов, которые преодолевает любой проект в процессе жизни. Другими словами, это временной интервал между стартом и ликвидацией. Для любого проекта, кроме цикла существования, есть ещё два цикла — до рождения и после завершения. Цикл играет важную жизненную роль по следующим причинам:
Для бизнесменов начало проектной деятельности предполагает вложение денежных ресурсов для реализации задуманного дела. Старт и окончание проекта обычно подтверждается официальными документами.
Жизненные стадии и их особенности
Каждый проект принято развивать на под циклы, которые подразделяются на ещё более мелкие. Под фазой понимают структурный компонент. Каждое её окончание означает достижение каких-либо значимых результатов. Совокупность фаз характеризуют ЖЦ.
Общепринятой классификации числа фаз и стадий жизненного цикла для проекта не существует. Их последовательность зависит от направленности деятельности, опыта участников и условий реализации. Деление жизненных стадий может быть самым разнообразным, главное, чтобы оно учитывало достижение контрольных точек или вех, в ходе чего менеджер получает сведения и оценивает перспективы развития. Основные фазы ЖЦП:
Жизненные стадии проекта считается успешными, если он выполнен без задержек, при этом сохранен лимит бюджета, отсутствует перерасход средств, и достигнуты поставленные цели. Существуют следующие под циклы жизненного цикла проекта:
Перечисленная классификация — это лишь пример. Точный перечень этапов жизненных циклов различаются в зависимости от отраслевого направления.
Как могут выглядеть циклы
Так, для стройкомпании, циклы могут выглядеть, как:
Жизненные стадии строительной компании, как правило, состоит из 4 этапов. В исключительных случаях возможно разделение на большее количество фаз.
Организация контрольных мероприятий циклов
Главную роль в управлении жизненными циклами играет процесс контроля. Он осуществляется не только руководителем, но и проектным менеджером. Правильная система контроля основана на следующих принципах:
Следует контролировать действия работников на каждой жизненной стадии. Отклонения, выявленные на ранних циклах, позволят избежать серьёзных недочётов в будущем.
Роль жизненных этапов для проекта сложно переоценить. От того, насколько тщательно организован и детализирован этот процесс по всем стадиям, зависит его судьба. Многие руководители осознают необходимость качественного проектного управления и перспективы использования этой технологии.
Как бы объяснили жизненные циклы продолжительных проектов?
Тема 2. Жизненный цикл и структура проекта
Управление проектами в органах государственной власти и местного самоуправления
Тема 2. Жизненный цикл и структура проекта
· 2.1. Жизненный цикл проекта
· 2.2. Участники проекта
· 2.3. Что такое структура проекта
· 2.4. Структуризация проекта
· 2.5. Построение иерархической структуры работ
· 2.6. Стандартные шаги при структуризации проекта
· 2.7. Методы структуризации проекта
· 2.8. Окружение проекта
· Изучить фазы жизненного цикла проекта и стандартные шаги по структуризации проекта.
· Разбивать проект на фазы.
· Разрабатывать структуру проекта с использованием общепринятых процедур и методов структуризации.
2.1. Жизненный цикл проекта
В данной теме рассматриваются фундаментальные понятия жизненного цикла и структуры проекта. Эти понятия присутствуют во всех аспектах управления проектами и являются ключевыми с точки зрения эффективного управления реализацией любого проекта. Вы познакомитесь с основными правилами и алгоритмами структуризации проекта, а также получите представление о типичных ошибках, совершаемых при структуризации проекта.
Здесь же приводится обзор основных методов и средств структуризации проекта и в заключение объясняется структура проекта с точки зрения взаимодействия проекта с его внешней средой.
2.1.1. Основные понятия
Основными понятиями рассматриваемой темы являются понятия жизненного цикла проекта и жизненного цикла продукта.
Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) – это полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект.
Жизненный цикл продукта (Product Life Cycle) – это набор упорядоченных идей, решений и действий, с момента зарождения идеи продукта до снятия его с производства.
Рис. 2.1. Принципиальная структура проектного цикла
На схеме Вы видите принципиальную структуру проектного цикла.
Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (или «жизненным циклом проекта»).
Состояния, через которые проходит проект, называют фазами проекта. Другие возможные названия таких состояний: этапы или стадии проекта.
Фаза проекта характеризуется следующими признаками:
- продукт, создаваемый на отдельных фазах, является частью всей продукции проекта; завершение фазы означает создание некого промежуточного или окончательного продукта; каждая фаза завершается мероприятием контрольного характера, направленным на выявление сделанных ошибок, подготовку решения о продолжении реализации контроля и выработки возможных корректирующих и предупреждающих мер; такие контрольные мероприятия носят название фазовых выходов, контрольных точек, вех.
Окончанием существования проекта может быть:
- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта; перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; достижение проектом заданных результатов; прекращение финансирования проекта; начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация); вывод объектов проекта из эксплуатации.
2.1.3. Инициация проекта
Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить.
Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта.
2.1.4. Планирование (разработка) проекта
Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта.
Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
2.1.5. Исполнение и контроль (осуществление) проекта
После утверждения формального плана на менеджера ложатся задачи организации исполнения и контроля хода работ.
2.1.6. Завершение проекта
Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели.
2.1.7. Затраты по фазам проекта
Любой проект в своем развитии проходит четыре основных фазы: инициацию проекта, его планирование, осуществление и, наконец, завершение.
Рис. 2.2. Принципиальная структура затрат в течение жизненного цикла проекта
2.1.8. Неблагоприятные последствия по фазам проекта
Рис. 2.3. Неблагоприятные последствия по фазам проекта
2.1.9. Стоимость корректировок по фазам проекта
Рис. 2.4. Стоимость корректировок по фазам
2.1.10. Разделение проекта на фазы
Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует.
Рис. 2.5. Фазы жизненного цикла инвестиционного проекта.
Разработка концепции проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта и выявляются пути их достижения. При этом предполагается возможность задания альтернативных наборов целей, при формировании которых должны учитываться, наряду с экономическими, также социальные, политические и технические факторы. Важным требованием при определении целей проекта является возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.
Оценка жизнеспособности проекта. Проводится краткое (предварительное) технико-экономическое обоснование проекта. Обычно рассматриваются одна-две альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается по критериям стоимости и прибыли. На этом этапе устанавливаются граничные условия, формируются конкретные цели и ограничения, а также (на основе статистики по объектам аналогам) предварительно оценивается стоимость проекта. Результатом этапа оценки жизнеспособности является обоснование преимуществ одной альтернативы перед другой. После принятия решения о начале работ по проекту рассматривается вопрос о руководстве работами по его реализации.
Планирование проекта. После определения жизнеспособности проекта и решения о начале его реализации следует составить в письменной форме Генеральный план проекта. План представляет собой структурно определенную последовательность этапов работ, ведущих к достижению уже определенного комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения. План становится инструментом для работы со всеми участниками проекта и является предпосылкой для составления подробного календарного графика этих работ и для точной оценки их стоимости. План реализации проекта разрабатывается с участием специалистов всех заинтересованных сторон, что способствует его реальности и выявлению противоречий на ранней стадии реализации проекта. Окончательный план выполнения проекта должен быть одобрен, после чего он направляется всем участникам проекта. На этом же этапе решаются вопросы создания команды проекта.
Разработка технических решений. В ходе этого этапа осуществляется выбор эксплуатационных характеристик будущей продукции проекта.
Эскизное проектирование. На этой стадии утверждается состав работ по рабочему проектированию и начинается проектно-конструкторская деятельность. В начале этой фазы подбираются материалы, позволяющие начать разработку проекта. Корректируется и утверждается технико-экономическое обоснование, являющееся основой для проектирования. На базе этой, исправленной и утвержденной основы и формируется новая оценка затрат, включающая и дополнительную информацию по проекту, поступающую к этому моменту. Приближенная оценка определяется на основе сведений об объемах работ при известной стоимости оборудования и материалов. Неточность оценки – 10-15%.
Контрактная фаза. Если продолжение работ по проекту утверждается, переходят к составлению так называемых квалификационных требований, являющихся материалом для подготовки контракта и проведения рабочего проектирования. С этой же целью подготавливается предварительное задание на проектирование. В объявлении (декларации) о намерении проектировать объекты излагаются основные характеристики объектов, указывается место строительства и налагаемые ограничения. Отбор потенциальных подрядчиков проекта производится следующим образом. Обычно предварительно выбираются несколько фирм-претендентов, которые приглашаются для переговоров (торгов). Переговоры ведет группа экспертов, при этом каждый эксперт оценивает претендента самостоятельно по следующим критериям: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущему проекту, реальные архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение. На основании результатов торгов оформляется контракт с выбранной проектной организацией. Контракт включает график и задание на проектирование. Затем переходят к выбору и утверждению окончательного варианта проекта. Обычно на это заказчик берет 3-4 недели, что оговаривается в контракте. На этом этапе разрабатываются в полном объеме технико-экономическое обоснование и составляется задание на рабочее проектирование. Выбор и оформление отношений с подрядными организациями – последний этап контрактной фазы проекта. Одновременно с заключением контракта с проектной фирмой аналогичные мероприятия осуществляются по привлечению подрядных строительных фирм, а также фирм – поставщиков оборудования и материалов.
Фаза реализации проекта. Эту фазу принято делить на две стадии:
- детальное (рабочее) проектирование и поставки; исполнение.
Следует отметить, что содержание проекта сильно влияет на представление и структуру жизненного цикла. Проект строительства автозаправки будет иметь другую структуру жизненного цикла, нежели проект организационных преобразований.
Кроме этого, на схему представления жизненного цикла проекта могут влиять и другие факторы, такие как:
- выработанная методология одного из участников проекта; требования Заказчика; требования контролирующих организаций и прочее.
Специализированные виды проектов имеют специализированные жизненные циклы, хотя принципиально жизненный цикл имеет единую структуру.
2.2. Участники проекта
Участники проекта – это физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
Участниками проекта, например, могут быть:
Заказчиками могут быть физические и юридические лица, являющиеся Инвесторами или уполномоченные Инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.
Проектировщики, которыми называются специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную и технологическую документацию. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком.
Поставщики, обеспечивающие закупки и поставки, т. е. отвечающие за материально-техническое обеспечение проекта.
Консультанты – фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации.
Команда Проекта – это специфическая организационная структура, возглавляемая Руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
Основная проблема проектной концепции управления заключается в сложности создания эффективной временной системы управления, которая должна функционировать совместно с постоянной системой управления в организации.
Рис. 2.6. Команда проекта
Администратор проекта – это специалист, отвечающий за все официальное делопроизводство внутри проекта, протоколирующий вносимые изменения, жалобы и прочие вопросы, связанные с контрактными обязательствами. Часто администратор проекта отвечает также за ведение архива проекта.
Офис проекта (штаб проекта) является центром, в который стекается информация по проекту, и где проводятся совещания и встречи. Рабочие места постоянных членов команды проекта, по возможности, должны располагаться в штабе. Офис проекта полезно иметь даже для небольших проектов.
2.3. Что такое структура проекта
Вообще, структурами проекта называются иерархические декомпозиции проекта на составные части (элементы, модули), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом в интересах различных участников проекта.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работ, которые предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта.
На рисунке изображены примеры некоторых возможных типов структур проекта.
Рис. 2.7. Примеры типов структур проекта
Суть структуризации проекта (WBS – Work Breakdown Structure) состоит в следующем: проект делится на поддающиеся управлению элементы работ, для которых легко определить затраты и построить графики исполнения.
2.4. Структуризация проекта
Применительно к реальным проектам, структура разбивки проекта должна сочетать разделение на:
компоненты продукции; этапы жизненного цикла проекта; элементы организационной структуры.
Рис. 2.8. Структура проекта
Кроме этого, процесс структуризации проекта является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей.
Основными задачами структуризации проекта являются следующие:
· определение комплексов работ проекта,
· переход от общих, не всегда конкретно выражаемых, целей к определенным заданиям,
· увязка работ по проекту с системами бухгалтерского и управленческого учета,
· создание единой базы данных для планирования, составления смет и контроля над затратами,
· точная оценка необходимых затрат времени, финансовых средств и материальных ресурсов,
· распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ с наличными ресурсами и структурой организации,
· разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки.
При структуризации проектов часто допускаются разнообразные ошибки.
Наиболее типичными являются следующие ошибки:
· пропуск “неосязаемых” конечных продуктов, таких как услуги, информационное или программное обеспечение,
· такой вариант структуризации проекта, результаты которого невозможно обработать на компьютере,
· излишняя или недостаточная детализация разрабатываемых структур,
· отсутствие интеграции структуры проекта с системой ведения бухгалтерских счетов,
· повторение одних и тех же элементов структуры,
· непонимание того, что структура проекта должна охватывать весь его жизненный цикл (как правило, пропуск начальной и конечной фаз проекта),
· использование в качестве основы структуризации только функциональных областей или фаз проекта, либо организационных подразделений компании, вместо ориентации на конечные продукты или используемые проектом ресурсы,
· пропуск стадии структуризации проекта и попытки непосредственного перехода к анализу и решению проблем реализации проекта.
КАК ПРАВИЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СТРУКТУРИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
Безусловно, разбивка проекта на составные части должна учитывать все конечные продукты проекта. Однако, в процессе структуризации должны учитываться также и этапы жизненного цикла проекта (структура процесса), такие как планирование и сборка, и работа структурных подразделений, например, юридического отдела (т. е., организационная структура).
2.5. Построение иерархической структуры работ
Построение иерархической структуры работ является первым шагом планирования проекта. Иерархическая структура работ устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ.
Разработка иерархической структуры работ на начальных этапах планирования проекта решает следующие задачи:
1. Устанавливает, за счет каких видов работ будет достигнута каждая из определенных в проекте целей.
2. Дает возможность проверить, все ли цели отражены в плане проекта
3. Обеспечивает разработку эффективной структуры отчетности.
4. Указывает на соответствующем уровне детализации ключевые результаты, которые должны быть ясно отражены в сетевой модели и календарном плане.
5. Позволяет определить менеджеров, ответственных за достижение ключевых результатов, и тем самым гарантировать, что достижение всех результатов будет контролироваться.
6. Обеспечивает каждому члену команды проекта понимание его роли в контексте общей работы по выполнению проекта.
Иерархическая структура работ
Существует несколько подходов к построению иерархической структуры работ. Каждый подход в отдельности имеет свои слабые и сильные стороны.
В структуре, построенной по функциональному принципу, делается акцент на видах деятельности и отдельных работах; правда, при этом снижается видимость ключевых конечных продуктов как таковых.
Подход к структуризации на основе структуры продукта имеет обратную тенденцию.
На практике наилучшим подходом является разработка комбинированной структуры, с использованием смешанного подхода.
Рис. 2.9. Смешанный подход к построению иерархической структуры
Изображенная схема иллюстрирует смешанный подход к построению иерархической структуры работ, предусматривающий структуризацию по продукту на верхних уровнях разбиения и функциональную структуризацию на нижнем уровне.
Правила построения иерархии
При формировании иерархической структуры работ применяются несколько простых правил:
1. Каждый элемент должен быть описан.
2. Каждый новый уровень в иерархии должен добавлять более детальные элементы.
3. Родительский элемент должен иметь больше одного дочернего элемента.
4. Разбиение работ выполняется до достижения элементарных результатов (продуктов).
Важным моментом при разработке Иерархической Структуры Работ является то, что детализировать деятельность полезно до уровня, обеспечивающего возможность получения отчетности, необходимой для руководства и заказчика и не более того.
Ошибки, допускаемые при построении иерархической структуры работ.
Наиболее распространенными ошибками, допускаемыми в процессе структуризации проекта, являются:
· пропуск стадии структуризации проекта и переход непосредственно к поиску и решению проблем проекта;
· использование только функций, фаз, или организационных подразделений вместо ориентации на конечные продукты или используемые ресурсы;
· неучет того, что элементы структуры не должны повторяться;
· отсутствие интеграции структуры проекта с системой ведения бухгалтерских счетов в компании;
· излишняя или недостаточная детализация;
· невозможность компьютерной обработки результатов структуризации (планов проекта) из-за ошибок формального характера (каждый уровень или элемент плана должен быть определенным образом закодирован);
· неучет «неосязаемых» конечных продуктов, таких как услуги, информационное, или программное обеспечение.
Использование матрицы ответственности
Матрица ответственности обеспечивает описание и согласование структуры ответственности за выполнение работ.
На схеме Вы видите пример матрицы ответственности: