к какому элементу механизма государства и ветви государственной власти можно относить прокуратуру
Прокуратура в системе государственных органов РФ
Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.
Прокуратура и судебная власть. Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти.
Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.
К какому элементу механизма государства и ветви государственной власти можно относить прокуратуру
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
К какому элементу механизма государства и ветви государственной власти можно относить прокуратуру
Прокуратура в Российской Федерации – это государственная, единая, централизованная, трехуровневая, многофункциональная организационная система. Ее место и роль в государстве определяются целями и задачами деятельности, компетенцией и эффективностью.
Однако, одним из самых дискуссионных вопросов является определение места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры определены в одной статье Конституции а именно: в 129. Статья помещена в главу 7, посвященную судебной власти. Однако, только на данном основании никто пока не счел необходимым отнести прокуратуру к органам судебной власти. При этом сам Федеральный Закон о прокуратуре никак не проясняет вопроса о месте прокуратуры в государственном механизме России.
Спектр предложений, исходящих от ученых и практиков, довольно широк и позволяет говорить о потенциальной возможности отнесения органов прокуратуры к любой из ветвей власти, как закрепленных конституционно (законодательная, исполнительная, судебная), так и обоснованных теоретически (президентская, прокурорская, контрольная).
Так, некоторые ученые, в частности В. Ломовский, относят прокуратуру к законодательной ветви власти на правах ее контрольного органа. С этой позицией вряд ли можно согласиться. Органы прокуратуры тесно взаимодействуют с законодательными органами, они участвуют в законодательном процессе посредством различных форм (антикоррупционная экспертиза, проверка соответствия проектов законов Конституции РФ, участие в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти и др.). Однако, это не является основанием для отнесения прокуратуры к законодательной ветви власти.
Другие ученые указывают и на то, что прокуратура в большей степени тяготеет к исполнительной ветви власти, так как она действует по принципу властной вертикали. Этот принцип применяется в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Для осуществления своих функций исполнительная власть создает государственные управленческие структуры, действующие в жесткой иерархии подчинения, в рамках которой вышестоящие органы диктуют нижестоящим свою управленческую волю.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о месте органов прокуратуры в системе разделения властей остается открытым. Будет ли прокуратура составлять единую самостоятельную систему либо будет частью системы государственных органов, действующих на основе принципа разделения властей, в настоящее время не известно.
Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации
Ванькаев А.Н., аспирант кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия.
Принимая во внимание многообразие мнений, постараемся определить место прокуратуры в системе разделения властей и ее роль в существующем государственном механизме.
Соотношение прокуратуры с законодательной властью
Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. М., 2006.
Однако в академической среде ряд ученых считают, что личное участие прокурора в разработке нормативных актов в дальнейшем фактически лишает его морального права, в случае их несоответствия закону, опротестовывать их. Тем не менее представляется, что необходимость обеспечения законности является важнейшим приоритетом для современного прокурора.
Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России // «Президент России»: Официальное интернет-представительство. 2005.
Соотношение прокуратуры с исполнительной властью
Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 37.
Задачей прокуратуры является обеспечение соответствия актов, издаваемых органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами, Конституции РФ, федеральным законам, а также их точное исполнение. Так, в случае принятия незаконного постановления Правительства Генеральный прокурор Российской Федерации имеет реальную возможность оперативно прореагировать и проинформировать об этом Президента Российской Федерации.
В последнее время происходит интенсивное увеличение численности различных федеральных служб, агентств, а также государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в конкретных областях деловой активности населения всей страны. Присутствие слова «надзор» в наименовании перечисленных государственных органов вызывает мысли о сходстве деятельности этого органа с надзорной функцией прокуратуры в виде ее подмены и дублирования. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что вышеупомянутые органы осуществляют скорее контроль деятельности субъектов, функционирующих в конкретной области, и ни коем случае не подменяют прокуратуру, которая осуществляет надзор за контролирующими органами и в случае выявления фактов нарушения закона реагирует на них в установленном законом порядке.
Особое место во взаимодействии прокуратуры и исполнительной власти занимает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В рамках реализации этого направления работы прокуратуры проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации с участием Полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Российской Федерации. Следует заметить, что подобные совещания положительно отражаются на деятельности всех правоохранительных органов и успешная практика их проведения, без сомнения, будет продолжена. Прокуратура, в свою очередь, находясь на острие борьбы с беззаконием и преступностью, имея огромный опыт пресечения наиболее тяжких преступлений и неоспоримый профессионализм своих сотрудников, заслуженно и, самое главное, эффективно играет ведущую роль в координации деятельности правоохранительных органов.
Подведением итогов этого направления деятельности занимается Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов с участием Президента России.
Соотношение прокуратуры с органами судебной власти
Прокуратура является органом, который в состоянии оперативно, квалифицированно и, что немаловажно, бесплатно принять меры к защите нарушенных прав. В отличие от суда, способного фиксировать и устранять нарушения закона, прокуратура способна выявлять их и пресекать. Кроме того, не вызывает удивления тот факт, что в настоящее время количество граждан, обращающихся за защитой нарушенных прав в прокуратуру, значительно превышает количество обращающихся в суды.
Важное отличие прокуратуры и судебной власти заключается также в способах осуществления надзорных полномочий. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб граждан, организаций, оперативно-розыскных и следственных органов и, как правило, публично, путем судебного разбирательства. Надзор прокуратуры же постоянен и непрерывен. Прокуратуре на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
Таким образом, современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль в утверждении демократического правового государства определяется тем, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей и важным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость прокуратуры является совершенно необходимым условием для ее успешного функционирования в сфере надзора за исполнением законов и как авангарда борьбы с преступностью.
Кудрявцев В. Куда бы влить прокуратуру // Российская газета. N 218.
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти
Дата публикации: 28.02.2017 2017-02-28
Статья просмотрена: 4542 раза
Библиографическое описание:
Скобина, Е. А. Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти / Е. А. Скобина, В. Д. Хренников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40067/ (дата обращения: 31.10.2021).
В статье рассматриваются подходы к определению прокуратуры как четвёртой ветви власти, приводятся аргументы в пользу точки зрения о необходимости её выделения как самостоятельной ветви власти.
Ключевые слова: прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть», контроль над государственной властью
В настоящий момент в юридической науке идут споры по поводу места прокуратуры Российской Федерации в современной системе государственной власти.
В некоторых исследованиях отмечается, что система и структура органов прокуратуры России в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени стабильной. В то же время, это не означает, что она застыла в своем развитии, что не существует проблем в сфере прокурорской деятельности и исчерпаны дальнейшие резервы ее совершенствования. Об этом свидетельствует динамика изменений, направленная на оптимизацию системы и структуры органов прокуратуры [3, с. 2].
В связи с чем, целью данной статьи является анализ состоятельности подхода к определению места прокуратуры в качестве самостоятельной ветви власти — «контрольной власти».
В настоящее время в России существует немало сторонников, выступающих за выделение прокуратуры в отдельную ветвь власти к ним относиться В. Н. Андриянов [4, с. 73–78], И. В. Велиев [5], Ю. Ковязина [10, с. 8–11], А. Ф. Козлов [11, с.8] и другие.
Приведем несколько аргументов в пользу данного подхода, то есть обособление прокуратуры РФ и выделение её в отдельную ветвь власти.
Во-первых, в действительности прокуратура не входит ни в одну из существующих ветвей государственной власти. Вместе с тем, прокуратура отвечает всем необходимым критериям, предъявляемым к отдельной ветви власти. Согласно сложившимся теоретическим подходам каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением, занимает свое место в общей системе государственной власти и представляет собой систему органов государственной власти, с определёнными методами деятельности [8, с. 24–26; 13, с. 18]. Стоит отметить, прокуратура РФ может быть отнесена к отдельной ветви власти, поскольку она организационно не зависит от структур других ветвей государственной власти (п. 1 ст. 4) [2].
Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти». В ней система прокурорских органов рассматривается с точки зрения организации прокурорской деятельности (ч. 1 ст. 129) [1]. Она имеет исключительно ей принадлежащие полномочия, и не может быть подчинена какой-либо из существующих ветвей власти [7, с. 30–32; 15, с. 70].
Во-вторых, мировой опыт развития системы контроля над государственной властью последовательно движется по пути выделения четвертой ветви государственной власти — власти контрольной. В. Е. Чиркин отмечает: «Идет «отпочкование» новой ветви власти, контрольной. Этот процесс еще не завершен: в некоторых странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска. Да и обширные полномочия, которыми наделены контрольные органы, в ряде стран в условиях авторитарных политических режимов весьма далеки от своего практического воплощения» [14, с. 18–20].
Так или иначе, в условиях современного государства существующий принцип разделения властей оказывается недостаточной, поскольку развивается процесс выделения четвертой, контрольной власти, которая обладает значительным своеобразием с позиции устройства структуры органов и методов их деятельности.
На основании приведенных аргументов можно сказать, что с точки зрения теории правовой науки, «прокуратура РФ, как самостоятельная ветвь власти» имеет место быть, поскольку с развитием государства и общества возможна трансформация традиционного представления теории разделения властей.
Вместе с тем, на практике реализация данного подхода может вызвать некоторые проблемы:
– во-первых, прокуратура изначально создавалась не как самостоятельный орган, а как специальный орган по контролю и надзору за соблюдением законов. В свое время император Петр I высказал следующее мнение о П. И. Ягужинском: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». Кроме того, следует согласиться с А. Г. Звягинцевым, который указывает на недостаточность развитой нормативной базы, позволившей бы выделить прокуратуру РФ в отдельную ветвь государственной власти [9, с. 22];
– во-вторых, прокуратура осуществляет не только контрольную функцию, но и координационную функцию, а также участвует в правотворческой деятельности [6, с. 119];
– в третьих, существует препятствие развитию системы независимого контроля, это прослеживается в действующей Конституции РФ, в частности, в механизме внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ (гл. 9). Проблема заключается в том, что ч. 1 ст. 11 основного закона закрепила основные органы государственной в России (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ) и согласно ч. 1 ст. 135 Конституции РФ глава 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Таким образом, для того чтобы внести прокуратуру РФ в качестве самостоятельного органа стоящего наравне с перечисленными необходимо пересмотреть Конституцию РФ [6, с. 119].
Ранее ставился вопрос о разработке концепции развития прокуратуры как самостоятельного многопрофильного государственно-правового института, имеющего собственные закономерности развития и деятельности. Как показало обсуждение данного вопроса на заседании «круглого стола» [5], существуют различные и противоположные мнения о прокурорской власти как особой, четвертой ветви власти в государстве.
Однако независимо от этого признано, что отказ от прокурорского надзора в различных сферах государственной деятельности может привести общество к правовой беспомощности, поэтому требуется обеспечить сохранность прежние функции прокуратуры (при известной их трансформации) и передать ей новые. При этом особенно подчеркивалось, что, несмотря на включение в Конституцию РФ ст. 129 о прокуратуре, полномочия прокуратуры не могут ограничиваться сферой судебной деятельности, что предопределяет положение прокуратуры как самостоятельного органа государственной власти [5].
Отметим, что существует и другой подход к определению места прокуратуры РФ в системе государственных органов. В частности О. И. Куленко, отмечает, что прокуратуру РФ стоит рассматривать как многофункциональный орган, который не относиться ни к одной из ветвей власти [12, с. 54].
Так как прокуратура представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти (п. 1 ст. 1) [2].
Кроме того, прокуратуру нельзя полностью отнести ни к одной из существующих ветвей власти, поскольку она выступает в качестве самостоятельного звена системы сдерживания любой из ветвей власти.
Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей направленности присущи другим ветвям государственной власти. Например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью свойственно органам исполнительной власти. В это же время надзорная функция свойственна представительным органам (в сфере надзора за исполнением законов). В свою очередь, поддержание государственного обвинения и участие прокурора при рассмотрении судом различных дел призваны способствовать осуществлению правосудия.
Социальная ценность прокуратуры как государственно-правового института и как гаранта нормального функционирования государственной власти заключается в государственном надзоре за законностью в Российской Федерации [6, с. 120].
Таким образом, анализируемый подход по выделению прокуратуры РФ в отдельную ветвь власти в теории имеет место быть. Поскольку происходит трансформация традиционного принципа разделения властей и добавления четвертной контрольной власти, однако реализовать этот подход на практике весьма проблематично. Поставить точку в данном споре можно только тогда, когда в Конституции РФ появиться самостоятельная глава, посвященная прокуратуре с закреплением её цели, задач и функций.
Полагаем, что более рациональным является подход к определению места прокуратуры, как многофункционального органа власти, который не принадлежит ни к одной из существующих ветвей власти.