к какому бч относятся водолазы
К боевым частям относятся:
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Боевая часть-1: обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты
В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.
Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.
В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.
В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.
Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.
В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.
В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.
Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.
В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.
Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.
Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.
На боевом корабле всех рангов существует:
специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях [3, с. 20].
Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Начало 70-х. Личный состав БЧ-5 с командованием корабля.
На снимке сидят во втором ряду: первый — инженер старший лейтенант Багмет В.М., четвертый — инженер капитан 3 ранга Крукле В.К., предпоследний — инженер капитан-лейтенант Быстров В.
Главная энергетическая установка корабля (ГЭУ)
ГЭУ газотурбинная, двухвальная, реверсивная (ГГТЗА типа М-7). На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18000 л.с. и одна маршевая (для экономических скоростей) мощностью 6000 л.с. Форсажные двигатели подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Оригинальным техническим решением в системе энергоустановки корабля было наличие маршевой редукторной приставки. Она кинематически связывала редукторы маршевых двигателей и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала. Такой режим обеспечивал повышение экономичности ГЭУ на 25%. Общая мощность ГЭУ 48000 л.с. Основные и маршевые двигатели были реверсивными. Обратное вращение гребного винта обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД.
Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Однако на «Бдительном», как головном корабле проекта имелось и ручное — тросиковое управление.
Время пуска турбин из холодного состояния — не более трех минут. Полный запас топлива — 450 т, но возможен его сверхнормативный прием в перегруз (550 т).
Гребные винты — четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала — 320 об/мин. В 80-х годах на балтийских кораблях установили новые пятилопастные винты, но улучшения характеристик это не дало. В конце концов, вернули прежние, четырехлопастные.
Электроэнергетическая система корабля включала пять дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трехфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали ее надежную подачу потребителям через систему ЩРО, ЩО и ЩВ.
Главные механизмы и электростанции размещались в трех смежных отсеках средней части корпуса корабля, при этом главные двигатели — в двух (НМО и КМО) смежных отсеках, а их газоходы выходили в одну дымовую трубу.
При проектировании «Буревестника» особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Исследования в этом направлении выполнялись совместно Северным ПКБ и ЦНИИ имени А.Н.Крылова. По их результатам на «Бдительном» и остальных кораблях проекта применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». В результате «одиннадцать-тридцать пятые» имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.
Вспомогательное оборудование и системы
На корабле имелись три хладомашины МХМ-180. Рулевое устройство включало один полубалансирный руль. Новинка тех лет — убирающиеся автоматические успокоители качки типа УКА-1135 — обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5 — 4 раза (до амплитуды 8 — 10°). Противопожарные средства включали обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения.
КОМАНДИРЫ БЧ-5 «БДИТЕЛЬНОГО»:
1969-1975 годы — инженер-капитан-лейтенант Крукле Валентин Константинович;
1975-1979 годы — капитан-лейтенант Коновалов Юрий А.;
1979-1982 годы — старший лейтенант Морозов Юрий Иванович;
1983-1985 годы — капитан-лейтенант Безгин Федор Георгиевич;
1986-1987 годы — старший лейтенант Головачев Михаил Анатольевич;
1988-1989 годы — старший лейтенант Савельев Петр Иванович;
1989-1991 годы — старший лейтенант Бабешко Николай Борисович;
1991-1992 годы — старший лейтенант Лепилкин Юрий Михайлович;
1992-1995 годы — капитан-лейтенант Шеин Игорь Ростиславович;
1996 — капитан-лейтенант Дурнев Алексей Н.
О НАС ПИСАЛА ГАЗЕТА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА «СТРАЖ БАЛТИКИ»
8 апреля 1987 года
Коммунист старший лейтенант М.Головачев — мастер военного дела. Возглавляемое им подразделение является одним из лидеров социалистического соревнования.
На снимке: старший лейтенант М.Головачев, старшина 2 статьи А.Щербаков и старший матрос А.Савон на вахте.
19 декабря 1987 года
Сторожевой корабль «Бдительный», преодолевая крутые волны, идет заданным курсом.
На верхней палубе неистовствует ледяной, пронизывающий ветер. Мириады брызг, подхваченные им, с хрустальным звоном разбиваются о надстройки. А в ПЭЖе (пост энергетики и живучести) корабля тепло и уютно. Не слышно рева газотурбинных установок, не ощущается терпкого запаха масляных и топливных испарений, не отдается в голове дробный перестук компрессоров и вспомогательных дизелей. Но вся работа действующих механизмов контролируется отсюда, из ПЭЖ.
Знающим свое дело специалистом Сергей Рыбалко зарекомендовал себя на корабле давно. На первом году службы, раньше других своих сверстников выдержал испытание на 2-й класс, сейчас работает по нормативам первоклассного.
Время вахты подходит к концу. Старший матрос С.Рыбалко аккуратно заполняет журнал, расписывается в нем, уступает место на вахте старшему матросу Валерию Козлову. Военные моряки соперничают между собой в соревновании, и соперничают с обоюдной пользой. Успехи одного, например, всегда подхлестывают другого, вызывают законное стремление добиться таких же высоких показателей. И неудачи здесь воспринимаются по-особому: сообща встречаются, сообща и преодолеваются. Большая это сила — коллективизм. Этому учили Сергея еще с детства. И прежде всего родители: Александр Николаевич — механик-теплоэнергетик совхоза «Флора» и Галина Александровна — преподаватель средней школы. Они так наставляли сына: «Будь всегда ближе к людям. Вместе никакие трудности не страшны». Сергей это усвоил и когда учился в профессионально-техническом училище, и когда работал автомехаником АТП-1 города Бийска. Убедился в могучей силе коллективизма старший матрос С.Рыбалко и на службе. Именно благодаря общим усилиям их подразделение добивается высоких результатов в социалистическом соревновании. Готовясь достойно встретить 70-летие Вооруженных Сил СССР и 70-летие Балтийского флота, газотурбинисты полны стремления не уступить завоеванных позиций.
Капитан 2 ранга А.Дмитриков.
На снимке: старший матрос С.Рыбалко на вахте.
17 ноября 1987 года
ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ
Весомых показателей в социалистическом соревновании добились воины отличной носовой аварийной партии сторожевого корабля «Бдительный» во главе с мичманом Валерием Шевчуком. На учениях и тренировках по борьбе за живучесть корабля личный состав НАП действует умело и слаженно, перекрывая установленные нормативы.
В числе лучших воинов можно назвать командира звена старшину 1-й статьи Евгения Волушенко, прибывшего на флот по путевке алтайского комсомола. Командир отличного отделения машинистов трюмных большое внимание уделяет обучению и воспитанию подчиненных.
Заслуженным авторитетом у сослуживцев пользуются и другие бойцы аварийной партии — высококлассные специалисты старшие матросы Андрей Ченчиков, Виталий Крючков, Александр Филиппов, молодой матрос Евгений Липенин.
Соревнование по задачам и нормативам с кормовой аварийной партией (командир — лейтенант Владимир Луттер) во многом способствует ратному совершенствованию воинов.
На снимках: мичман В.Шевчук, старшие матросы А.Ченчиков, В.Крючков; идет тренировка аварийной партии.
Текст и фото Е.Павлова.
Немало посланцев комсомола Литвы служит на флоте. Один из них — старшина 2-й статьи Н.Анохин. Сегодня, когда общественно-политическая жизнь республики характеризуется разнообразием мнений и позиций, сослуживцы часто обращаются к Анохину с просьбой помочь разобраться в тех или иных событиях. Впрочем, старшина является признанным авторитетом не только в этих вопросах. В проблемах профессиональных он ориентируется так же хорошо и, когда необходимо помочь товарищу, берется за это с охотой. Поэтому закономерно, что отделение машинистов котельных, которым командует старшина 2-й статьи Н.Анохин, является отличным.
На снимке: старшина 2-й статьи Н.Анохин и матросы Л.Шлыков, О.Зубарев во время очередной тренировки на боевом посту.
9 октября 1988 года
Знакомьтесь: Александр Краснов
Он служит на сторожевом корабле «Бдительный», является старшиной отличной команды гидроакустиков. Открытая, жизнерадостная улыбка, манера держаться — естественная, доброжелательная — все это располагает к общению с Александром. Его хорошее настроение можно понять: может ли по-другому чувствовать себя человек, нашедший на флотской службе свое призвание? Случаются трудности, неудачи, но главное — удовлетворение от сознания того, что занят ты делом нужным, очень нужным для нашей Родины – умножает силы, дает новый нравственный импульс. Наверное, потому и авторитет на корабле у мичмана Александра Краснова по единодушному мнению и командиров, и сослуживцев сложился прочный. Судите сами: его команда гидроакустиков добилась и прочно удерживает звание отличной, военные моряки в этом подразделении в отношениях между собой не на словах, а на деле руководствуются принципами взаимопомощи в сочетании с товарищеской требовательностью, они сплочены единой целью — заботой о повышении боеготовности экипажа. Сам Александр Краснов постоянно совершенствует свою профессиональную подготовку, стал первоклассным специалистом.
Наша беседа с Александром была насыщенной, но и короткой — корабельный распорядок почти не оставляет времени для досужих разговоров.
— До призыва на срочную службу я жил в городе Калининграде, учился в шестнадцатой школе, — рассказывал мичман. — Потом — школа техников ВМФ, и вот сейчас я на «Бдительном». Другого места службы не ищу, вне нашего экипажа себя не представляю.
Между прочим, и семья мичмана Александра Краснова тесно связана с морем: его отец, Геннадий Михайлович, работает на судоремонтном заводе «Преголь», брат Валерий — технолог рыбной промышленности колхоза «Доброволец».
Когда я покидал «Бдительный», моряки сторожевого корабля готовились к очередному выходу в море. Среди других задач им предстояло выполнить противолодочный поиск. На острие боевых усилий всего экипажа, как всегда в такие часы, будут находиться гидроакустики. А это значит, что Александра Краснова и его подчиненных вновь ждет серьезное испытание.
Текст и фото Е.Павлова.
Добросовестно выполняет свой долг перед Родиной посланец алтайского комсомола старшина 2-й статьи А.Титов. Он специалист 1-го класса, удостоен нагрудного знака «Отличник ВМФ». Свое заведование командир электриков сильного тока содержит в образцовом состоянии, постоянной готовности.
На снимке: старшина 2-й статьи А.Титов и старший матрос А.Вавилов на боевом посту.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».
Фотоиллюстрация из сети открытой Интернет: ПЭЖ и коридор НАП СКР «Пылкий» пр.1135 типа «Буревестник». Точно такой же интерьер ПЭЖ и «внутренностей» хозяйства БЧ-5 был на БПК «Свирепый».
Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе.
«Сердцем» боевого корабля является его главная энергетическая установка (ГЭУ). На БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник» (как и на всех других кораблях пр.1135) была установлена газотурбинная двухвальная, реверсивная ГЭУ – ГГТЗА типа М-7. На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая турбина мощностью 6000 л.с. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты.
Маршевая редукторная приставка кинематически связывала редукторы маршевых турбин и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала корабля, при этом экономичность ГЭУ повышалась на 25%. Общая мощность ГЭУ БПК пр.1135 – 48 000 л.с.
Основные и маршевые турбины ГЭУ были реверсивными. Обратное вращение гребных винтов обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД.
Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Время пуска турбин ГЭУ из холодного состояния – в течение трёх минут. Полный запас топлива на корабле – 450 т, но возможно было иметь топливо «в перегруз» (550 т).
Гребные винты корабля пр.1135 – четырёхлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала – 320 об/мин. Эти винты оказались наиболее эффективными на любых режимах работы ГЭУ.
Электроэнергетическая система корабля состояла из пяти дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трёхфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали надёжную подачу электроэнергии через систему ЩРО, ЩО и ЩВ.
Главные механизмы и электростанции ГЭУ размещались в трёх смежных отсеках в средней части корпуса корабля: главные турбины – в двух смежных отсеках, носовом машинном отделении (НСМ) и кормовом машинном отделении (КМО), газоходы всех турбин ГЭУ выходили в одну дымовую трубу.
Чтобы уменьшить физические поля корабля и уровень помех работе корабельным ГАС (гидроакустическим станциям) была создана двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». Таким образом, корабли пр.1135 имели относительно низкий уровень акустического поля и «были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ».
Командир БЧ-5 – это главный специалист в экипаже, человек, от таланта, трудолюбия, знаний и опыта которого зависит буквально все, особенно живучесть корабля в море. По корабельному уставу командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно покидать корабль. Командир корабля только по докладам командира БЧ-5 принимает решения по борьбе за живучесть при боевых или аварийных повреждениях, вплоть до момента покидания личным составом тонущего корабля.
И всё же мало кто из офицеров, мичманов, старшин и матросов других боевых частей (БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, РТС и иных служб и команд) знали, что творится или бывали в хозяйстве «деда», «стармеха» (старшего механика), командира электромеханической части (БЧ-5). Всех негласно устраивало то, что за главной водонепроницаемой и взрывобезопасной дверью, ведущей в ПЭЖ (пост энергоживучести корабля) есть кто-то, кто обеспечивает нас всех теплом, светом, воздухом, энергией, пищей, прохладой, водой и чистотой в помещениях и кубриках корабля.
Лично меня до сих пор бросает в дрожь от мысли, что мне пришлось бы служить не рулевым в ходовой и штурманской рубках боевого корабля, а где-то во внутренностях корабля рядом с горячими и опасными машинами и механизмами…
Машины и механизмы, как правило, гудят, гремят, ревут, звенят, шумят, излучают тепло и машинные запахи, удушливые испарения масла, смазки и краски. Разница температуры вокруг работающих машин и механизмов и охлаждающего воздуха из приточно-вытяжной вентиляции, как правило, порождают повышенную влажность, сырость или наоборот, сухость в помещениях.
Человеческий организм естественно и неизбежно реагирует на все изменения окружающей среды и также «работает» и излучает, как работающие машины и механизмы, в результате в машинной атмосфере добавляется бытовая или трудовая атмосфера человеческой жизнедеятельности. Сродниться с этим и привыкнуть к таким условиям очень трудно…
Во всех этих случаях я был в заведовании БЧ-5 по поводу написания заметок в корабельную стенную газету, в боевые листки-молнии о героизме матросов и старшин, мичманов и офицеров БЧ-5, об условиях их нелёгкой службы и работы. Кроме этого, я как комсорг корабля, сам спускался под пайолы и лазил в тесном лабиринте переборок топливных цистерн в междудонном пространстве, чтобы лично убедиться в условиях работы молодых матросов-салаг БЧ-5…
Норма труда одного получасового «погружения» под пайолы в топливные цистерны – ведро солярной слизи, собранной голыми руками резиновым скребком и обрывком старой матросской тельняшки. При этом тебе нужно протискиваться в овальные отверстия в переборках междудонного пространства, тащить за собой кабель и лампу с взрывобезопасным колпаком, шланг приточно-вытяжной вентиляции, ведро с солярной слизью и инструмент.
Когда меня, как комсорга корабля, годки БЧ-5 всё же подчинились и «запустили» под пайолы, то в нарушение правил, они «втихаря» отозвали своих молодых матросов-салаг, которые работали в соседних отсеках. В азарте необычного занятия по «соскребанию» солярной слизи с голого металла пайол я не заметил, что остался один, но когда вырубился свет и вентиляция, я понял, что мне предстоит проверочное испытание, поэтому я упорно, даже закрыв глаза для верности, продолжил на ощупь собирать эту холодную вонючую слизь.
Вычищать топливные цистерны требовалось так, чтобы вся металлическая поверхность была идеально чистой и сухой, без намёка на какой-либо солярный или масляный осадок, поэтому сначала надо было резиновым скребком собрать слизь, затем мокрой ветошью собрать её в ведро, а потом сухой и сичтой ветошью протереть всё начисто.
Качество работы «чистильщиков» топливных цистерн проверялась очень просто – старшина-годок БЧ-5 лично лез под пайолы в матросской робе, пролазил сквозь переборочные отверстия и если роба становилась масляной и грязной, то молодой салага-чистильщик должен был вновь всё вычищать «до блеска», а потом ещё и стирать робу годка…
В абсолютной темноте я, скрипя зубами от холода и страха, от обиды и злости, проверял качество своей работы, проводя ладонью по металлу: если ладонь не скользила, а «скрипела», тёрлась о металл, значит здесь сухо и можно переходить в другое место.
Меня «спас» кто-то из мичманов БЧ-5, который случайно или намеренно (не знаю) заглянул туда, где отрабатывали свой ДМБовский аврал ДМБовские годки из БЧ-5. Мичман резко и гулко прокричал в темноту междудонного пространства: «Есть тут кто?», на что я с дикой радостью, но тоже грубо и громко ответил: «Есть!».
— Кто! – заорал мичман (по-моему, это был старшина трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов).
— Матрос Суворов! – ответил я.
— Что вы там делаете?! – уже другим тоном заорал мичман. – Немедленно вылезайте!
Вспыхнул яркий свет взрывобезопасной переноски, заработала вентиляция и жизнь, уверенность и надежда снова ко мне вернулись…
Я вылезал из под пайол, как будто снова нарождался на божий свет. Глаза щурились от яркого света, ноздри жадно захватывали пахучий, но такой приятный после пайол воздух, а мозг снова привычно ориентировался в пространстве и радовался знакомым картинам.
Старшины и матросы-годки БЧ-5 сделали вид, что ничего не знают и не ведают о том, что Суворов остался под пайолами и другие матросы, понурив головы, послушно поддакивали им о том, что все они были уверены, что под пайолами никого уже нет…
Потом я вяло выслушал гневную отповедь замполита, а ещё через некоторое время также вяло и задумчиво рассказывал ему, что я делал в междудонном пространстве и что при этом ощущал. Через полтора часа, после того, как по приказу замполита, меня допустили в душевую и я смог смыть с себя липкий солярный пот и избавиться от жуткого страшного запаха, в «ленкаюте» я рассказал о своих ощущениях своим друзьям-годкам и тем самым ДМБовским годкам из БЧ-5, которые устроили мне такое испытание.
О другом моём «приключении» в коридорах гребных валов и о героизме моряков БЧ-5 я уже рассказал в одной из своих ранних новелл…
Третье моё «погружение в мир БЧ-5» состоялось с посещением поста энергоживучести корабля (ПЭЖ), где я делал фотографии для корабельной стенной газеты и фото на память командиру БЧ-5, ДМБовским годкам и всем, кто в этот раз нёс вахту в ПЭЖе.
Я по достоинству оценил и принял доверие ДМБовских «маслопупов» и сыграл-спел им несколько песен, покушал с ними горячей тушёнки и выпил с ними спирт из общей кружки «мировую». После этого я отдал «маслопупам» один из портативных фотоувеличителей из «леннкаюты», несколько пачек проявителя, закрепителя и фотобумаги. Это было главное, чего хотели и «гребовали» от меня ДМБовские «маслопупы» БЧ-5.
Я несколько раз видел, как самоотверженно и героически действуют аварийные партии-команды БЧ-5 БПК «Свирепый» и утверждаю: пусть они не такие воспитанные и интеллигентные, как рулевые, радисты, специалисты СПС и РТС, но это надёжные, бескорыстные и умелые спасатели, готовые пожертвовать собой, но спасти всех и корабль.
Придёт время, и я расскажу в очередной новелле о таком случае спасения БПК «Свирепый» нашей аварийной партией «маслопупов» БЧ-5.
Во время службы на БПК «Свирепый» я всё время ощущал незримую дружескую и отеческую поддержку Валерия Николаевича Силкина, который редко открыто выступал за меня (не любил много говорить), но всегда неизменно отдавал за меня и за мои комсомольские предложения и инициативы свой авторитетный голос. Особенно Валерию Николаевичу нравилась наша игра в военно-морской КВН…
Первым командиром трюмно-котельной группы БЧ-5 был лейтенант Юрий Евгеньевич Самарин (1972- апрель 1974). С апреля 1974 года по декабрь 1975 года – лейтенант Юрий Владимирович Бердников.
Первым командиром электротехнической группы БЧ-5 был лейтенант Николай Степанович Федосов (1972-1975), очень самобытный и авторитетный офицер и специалист.
Первым командиром турбомоторной группы БЧ-5 был лейтенант Сергей Николаевич Гусев (август 1972 – ноябрь 1977).
Старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Леонид Васильевич Удалов (август 1972 – апрель 1976).
Техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Николай Нилович Таркачёв (март 1972 – январь 1977). Старшина электротехнической команды, мичман Василий Фёдорович Шишлин (сентябрь 1972 – декабрь 1974).
Старшины трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов (август 1972 – январь 1974). Его сменил мичман Степан Григорьевич Корольков (1974-1977). Кстати Леонид Васильевич Салов продолжил некоторое время службу на БПК «Свирепый» в должности инструктора-водолаза.