к каким ууд относится развитие мотивации

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

к каким ууд относится развитие мотивации. Смотреть фото к каким ууд относится развитие мотивации. Смотреть картинку к каким ууд относится развитие мотивации. Картинка про к каким ууд относится развитие мотивации. Фото к каким ууд относится развитие мотивации

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Логические универсальные действия:

Постановка и решение проблемы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

Источник

Доклад по теме»Учебная мотивация как условие формирования УУД в рамках ФГОС-2″

Выступление на педсовете

учителя математики Агишевой Л.Б.

«Учебная мотивация как условие формирования УУД в рамках реализации ФГОС-2»

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? И главное, что делать?

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.

Некоторые факторы, влияющие на формирование учебной мотивации, отражены в данной схеме (слайд 2)

Учебная мотивация является условием формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики.

УУД делятся на четыре основные группы:

• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий

2. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция

4. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий (слайд 3)

Виды универсальных действий / Виды заданий

Личностные :
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания, имеющие практическое применение;

Регулятивные:
• «Преднамеренные ошибки»
• Поиск информации в предложенных источниках
• Взаимоконтроль

• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями

Коммуникативные:
• Составь задание партнеру
• Отзыв на работу товарища
• Групповая работа по составлению кроссвордов
• «Подготовь рассказ на тему…»
• «Объясни …»

Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока. Например, в 5-6 классах я применяю следующие приемы:

Использование исторического материала в целях мотивации учебного процесса , как формирование познавательного интереса. Связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики (слайд 4)

При правильном выполнении задания, получится фамилия автора первого русского учебника по арифметике.

Проблемное обучение на уроках математики имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию при изучении математики.

Создать проблемную ситуацию можно в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме. Обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно, фронтально (возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний, и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы.

Пример : создание проблемной ситуации в 6 классе при изучении темы «Сложение рациональных чисел».

Я ученикам на доске предложила решить ряд примеров на сложение, среди которых есть примеры суммы отрицательных чисел и суммы двух чисел с разными знаками. Ученики, испытывая затруднения (проблемная ситуация), пытаются решать самостоятельно незнакомые примеры. В разговоре я их побуждаю к осознанию, создается учебная проблема как тема урока.

1. – Вы смогли выполнить все задания?

2. – Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.)

– Слагаемые в некоторых примерах отрицательные. (Осознание затруднения.)

3. Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.)

– Складывать отрицательные числа. (Учебная проблема как тема урока.)

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Дифференциацию я использую в 6 классах (пример). При актуализации знаний даю три вида примеров, вызываю к доске (слабый, средний и сильный), после решения примеров ученики распределяют задания на уровни сложности по цветам – красный, желтый и зеленый. Для самостоятельной работы применяю «светофор», в котором задания уже распределены по уровням сложности, ученики могут сами выбирать задание, с которым они заранее знают, что справятся. Тем самым еще и создается ситуация успеха, как учебная мотивация.

Применение различных форм и методов для изучения математики.

В 5 – 6 классах внимания учащихся неустойчивое. Возникает необходимость различных разминок, которые выполняют роль устной работы или теоретического опроса и рассчитаны обычно на 3 – 5 – 7 мин., в зависимости от целей и возможностей урока.

Например, восстановить цепочку вычислений (слайд 5)

На уроках математики в курсе геометрии часто применяю практические и творческие задания на вырезание из листа бумаги: равных треугольников, виды многоугольников, сгибанием выявляли свойство биссектрисы угла, на практике определяли количество осей симметрии для различного вида многоугольников.

При изучении темы «Свойство суммы углов треугольника» на практике было показано, что сумма углов треугольника равна 180 0 (пример).

Еще можно привести примеры игровой технологии: в целях разминки или формулировки темы урока, предлагала учащимся отгадать математические ребусы; (слайд 6,7,8)

Также в 5 классе при изучении темы «Прямоугольник» я прочитала сказку с использованием геометрических фигур, когда квадрат искал своих родственников, и встретился с прямоугольником. Тем самым ребята вспоминали данные понятия, находили сходства и различия между этими фигурами.

На формирование УУД влияют решение логических задач (слайд 9)

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Для формирования регулятивных и коммуникативных УУД использую взаимопроверку выполненных работ, работу в парах, прошу найти преднамеренные ошибки. Такие задания ребятам нравятся, и они с удовольствием включаются в работу.

Использование компьютерных технологий. Применение ИКТ.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.

Стараюсь на уроках использовать компьютерные презентации (уже готовые или создаю самостоятельно, большая помощь от готовых презентаций, т. к. на создание собственных уходит много времени).

Их использование позволяет распределить время на уроке более продуктивно.

Например, в младших классах можно использовать ИКТ при изучении темы движения (слайды 10). В частности, задачи на движение по течению реки и против течения реки; встречное движение и движение из одного пункта.

Рефлексия учебной деятельности.

Источник

Универсальные Учебные Действия (УУД –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель . Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Универсальные учебные действия.
Классификация.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационные и коммуникативные технологии) и источников информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Источник

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Этап 1. МОТИВАЦИИ

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Личностные:
— сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
— сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
— умение передавать информацию интонацией,
— слушать,
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
— умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
— умение строить речевое высказывание,
— анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
— актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»);
— вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»);
— усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»);
— усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
— Я в школе на уроке,
— Сейчас я начну учиться.
— Я радуюсь этому.
— Внимание моё растёт.
— Я как разведчик, всё замечу.
— Память моя крепка.
— Голова мыслит ясно.
— Я хочу учиться.
— Я очень хочу учиться.
— Я готов к работе.
— Я работаю!

Учитель дополняет реальные события фантастикой Например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород

Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.
Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.

Погружение в урок.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
— Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
— Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

Вопросы:
— Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
— Из чего состоит почва?
— Какие виды почв вы знаете?
— Основное свойство почвы?
— Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
— Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
— Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
— А где он живет? (В лесу)
— Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
***
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
— Что такое живопись?
— Какие жанры живописи знаете?
— С творчеством каких русских художников мы познакомились?

«Рифмованное начало уроков»

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Делу время, потехе час.
— Больше знай, меньше болтай.
— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
— Умную речь хорошо и слушать.
— Ученье – свет, а неученье – тьма.
— Ученье лучше богатства …………………………

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
— Что вы уже знаете об этой теме?
— Подберите слова об этом или на эту тему….
— Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

На доске записана тема урока.
— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
— Вот видите, как важно…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *