к каким средствам игровой деятельности относятся игры класса кубик рубик
Савина Наталья Яковлевна,
МАУ Бердюжского района ДО
детский сад «Малышок».
дидактическое пособие для детей дошкольного возраста.
Возрастная направленность: данное оборудование предназначено для детей 2-4 лет.
Задачи дидактического пособия:
1. Развитие у детей зрительного, тактильного, сенсорного восприятия предметов.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Побуждать, активно включаться в общение всеми доступными (игровыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, пополнение активного словарного запаса детей.
4. Формировать способность группировать однородные предметы по признакам образцу и словесному указанию.
5. Учить детей мимически изображать разные эмоции, глазами, бровями, носом, губами, ртом.
Возможности, области применения данного пособия:
Эмоциональное развитие: на каждом из сторон кубика изображены эмоции (грусть, радость, испуг, удивление, задумчивость), детям предлагаю превратиться в маленькие «зеркальца» и отразить мимикой ту эмоцию, которая «смотрит» на них.
Презентация «Кубик Рубика как средство познавательного развития ребёнка».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Умственное развитие дошкольников через развивающие игры
Кубик Рубика как средство познавательного развития дошкольников
Самообразование – это процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Для воспитателя данное качество является необходимым условием профессиональной деятельности. Ведь сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.
Этапы работы Теоретический. Работа с такими понятиями как: Правая грань Левая грань Верхняя грань Нижняя грань Фронтальная грань Слои кубика Практический Работа по схемам и алгоритмам
Грани кубика Рубика
Узоры на одной грани кубика
Правильное выбранные элементы – залог успеха
Алгоритм правильной сборки креста Выбираем цвет грани, которую мы будем собирать. Кладём кубик центральным кубиком нужного цвета вверх. Смотрим цвет центрального кубика справа. Определяем цвет нужного кубика по принципу нужного сочетания – цвет верхнего центрального и цвет правого центрального. Ставим нужный кубик между верхним центральным и правым центральным – получаем 2 варианта
Наши результаты У детей заметно улучшилось внимание, память. Дети стали усидчивы и внимательны. Улучшилась ориентация в пространстве. Стали отличать правильно расположенные элементы от неправильно расположенных. Некоторые из детей могут выставить на одной грани кубика крест и полукрест.
Наши планы Закрепить полученные навыки Продолжить работу над сборкой первого слоя кубика Выявить одарённых детей
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ВОСПИТАТЕЛЬ»
Наталья Леонидовна Романович, воспитатель
МАДОУ ДСКН №9 г. Сосновоборска
Тема: Умственное развитие дошкольника через развивающие игры.
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела вам рассказать о своём увлечении, которое переросло в тему для самообразования.
Самообразование – это процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Для воспитателя данное качество является необходимым условием профессиональной деятельности. Ведь сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.
А именно сборка кубика Рубика. Работая, над наполнением предметной пространственной развивающей среды математического центра, меня заинтересовал вопрос, а возможно ли детей дошкольного возраста обучить сборке кубика Рубика. В первую очередь мне было интересно, какие навыки развивает работа с этой головоломкой. Я приступила к теоретической части изучения данного вопроса.
Когда ребёнок пробует, собрать кубик Рубика, у него формируются очень важные навыки!
В первую очередь это конечно логика, зрительная память и моторика рук.Помимо этого формируются наглядно-образное, пространственное и системное мышление, понимание схем и алгоритмов, усидчивость, произвольность, целеустремлённость. Отрабатывается ориентация в пространстве.
Как строится наша работа с детьми. Сначала мы изучили само строение кубика. Работали над понятиями.
Такими как: Правая, левая, верхняя, нижняя, задняя и фронтальная грани.
На данном этапе как раз дети отрабатывают, тренируют понятия слева, справа…
Изучили слои и элементы. Верхний, нижний, средний или 1, 2, 3.На данном этапе самое главное, что бы ребёнок понял, что у каждого элемента есть одно своё место на кубике.
Мы ознакомились со схемами. Посмотрели, как они выглядят, учились их читать. Сначала без цели создать какой-то узор, для отработки навыка.
Слайд 8,9,10
Затем по схемам начали пробовать, из готового кубика собрать узор на одной из граней. Для этого мы распечатываем детям схемы, и они по ним работают.
И здесь я столкнулась с неразрешимой проблемой при одном неверном движении из целого кубика узор не получался, а для восстановления кубика в исходное состояние требуется много времени.
И мы начали работу от обратного, начали изучать как составить первый слой. Сначала
Что мы наблюдаем сейчас у детей:
Планируемая деятельность
Планируемые результаты
I класс
30.Высказывание«Игра–это дитя труда» принадлежит …
31.П.Ф.Лесгафт рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к …
Нет верного ответа
32.Кто из ученых изучал методологию игровой деятельности?
33.Как Л.С. Выготский назвал предметную игру?
34.Какой из возрастов является периодом зарождения процессуальной игры?
2 Год жизни
35.Кто был автором экспериментов по развитию игры?
36.Согласно чьей теории в игре ребенок упражняясь совершенствует свои способности?
Теории игры С.Спенсера
Теории игры Д.Н. Узнадзе
Теории игры Л.С. Выготского
37.Кто раскрыл содержание детской игры – взрослого человека, его деятельности и заимоотношений с другими людьми?
39.Высказывание «Игра–это дитя труда» принадлежит …
40.Какой термин употребляли до конца ХIХ подразумевая народную педагогику?
41.Назовите автора слов: « Игра- это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом, для упражнения развитием детей»
42.Кто из авторов определяет игру, как культурную деятельность человека?
Пз №2.Своеобразие сюжетно-ролевой игры. Организация общения взрослого с детьми в сюжетно-ролевой игре
4.Составьте конспектыпоказа-инсценировкииобучающей игры для детей второго года жизни. Наметьте игровые умения и игровые средства, с которыми дети познакомятся на ваших занятиях. Составьте план последующей работы с детьми для закрепления этих умений и использования игровых средств.
5. Докажите, почему содержание сюжетно-ролевой игры влияет на развитие личности ребенка.
Ответы.
2.Схематично представьте этапы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте;объясните особенности каждогоэтапа.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В течении второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т.д.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай» и т.д.) Детям предлагают для игры разнообразный материл: образные игрушки, предметы-заместители.
Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьет молоко, т.е. демонстрирует цепочки последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют различные игрушки: мишка, кукла, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам песню, читают стихотворение, пляшут, играют в мяч.
Детям показывают также инсценировки с использованием настольного, кукольного театров, сюжетно-дидактические игры. Они с удовольствием смотрят, как разыгрывается знакомая сказка, стихотворение, бытовые сценки, созвучные их опыту.
После показа педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает, как выполнить игровое действие, ставит перед ними игровые задачи («Спой с куклой песенку!»), помогает при затруднениях («Давай вместе с куклой прочитаем стихотворение про зайку»).
Естественно, что дети не смогут повторить все демонстрировавшиеся им действия. Однако показ необходим для уточнения представлений ребенка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения.
Педагог активизирует речь воспитанников, обращаясь с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действие). Чтобы обучающие занятия, разнообразные показы-инсценировки приносили положительные результаты, целесообразно повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные реакции, повышая их активность. Повторные показы-инсценировки можно проводить с двумя-тремя детьми: это позволяет упражнять в их выполнении игровых действий (практических, условных, воображаемых), в использовании предметов-заместителей. В небольшой группе детей легче вовлечь в совместное выполнение игровой задачи («Кукла заболела, плачет. Что делать?»)
Для обучающих игр, показов подбираются игрушки среднего размера (15-20 см), привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся ручки, ножки), что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.
Игрушки, действия с которыми малыши еще не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного пользования. Сначала детей надо обучить игровым действиям в совместной игре со взрослыми. Так, если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков, воспитатель проводит обучающие игры, индивидуальные занятия. В остальное время строительный материал убирается. Нецелесообразно, чтобы дети свободно играли с игрушками-забавами: воспитатель использует их в определенные моменты, чтобы порадовать малышей, отвлечь от грустных мыслей о доме, маме. Эти игрушки должны сохранять для ребенка новизну и неожиданность, чтобы оказывать воздействие на его чувства и переживания [24; С. 18].
Итак, на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. Меняется характер подражания: ребенок в игре передает те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей видны ростки сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.
Схематично представьте структуру сюжетно-ролевой игры
Сюжетно – ролевая игра
Сюжет игры Содержание игры Роль
6.Какие,по вашему мнению, трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания)
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
3. Подумайте, какие предметы-заместители вы предложили бы детям второго года жизни, играющим на участке детского сада в приготовление обеда?
Палочки – ложки; листья – тарелки; камешки – хлеб, пирожки; песок – сахар, соль, крупа.
В качестве предметов-заместителей детям предлагаются брусочки, деревянные и пластмассовые колечки, кружки, дощечки, палочки.
Тесты для самопроверки
1.К концу какого года жизни у детей развивается сюжетно-ролевая игра?
к концу второго года
к концу третьего года
к концу четвертого года
к концу пятого года
2.К каким средствам игровой деятельности относятся игры класса «Кубик Рубик»
3.Назовите основную единицу игры?
4.Назовите игры, заставляющие ребенка выйти из реальной ситуации?
5.Какой вид игры ребенок начинает осваивать первым?
6.из перечисленного является основой сюжетно-ролевой игры?
7.Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?
8.Кто из ученых разработал уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре?
9.Из каких структурных компонентов состоит сюжетно-ролевая игра?
10.Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является:
В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Основой сюжетно – ролевой игры является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
Самостоятельность детей в игре.
Игра носит творческий характер.
11.Укажите вид игры, не относящейся к творческим играм детей:
12.С какого возраста ролевая игра наблюдается в развернутой форме, становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, начинает служить усвоению социального опыта:
13.Игра, где ребенок управляет игрушкой приписывая ей роль, действует за игрушку и за себя, называется:
Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Кубик-рубик»
Людмила Лобанова
Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Кубик-рубик»
Авторы разработки: Лобанова Л. Н. Ичеткина О. В.Цель: использование многофункционального игрового пособия
«Кубик – Рубик» как средства развития детей дошкольного возраста.
1. Обогатить и разнообразить РППС группы через изготовление нового игрового пособия.
2. Разработать игры и упражнения по основным образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
3. Развивать социально-коммуникативные и речевые навыки через различные виды деятельности.
Таким образом, содержание игрового пособия «Кубик – Рубик» охватывает все виды детской деятельности, которые реализуются в процессе игры.
Описание пособия «Кубик – Рубик».
Основу «Кубика – Рубика» составляет мягкий модуль в форме куба со вставными жесткими гранями. Куб располагается на крутящейся устойчивой подставке, что даёт возможность ребёнку сменить игровую деятельность, не меняя своего положения или совмещать в своей игре несколько игровых полей куба. Куб является съемным элементом, крепящимся на подставке липкими текстильными лентами, что даёт возможность использовать куб вне подставки, а в удобном для ребёнка месте.Подставка также является самостоятельной функциональной единицей: её можно использовать как демонстрационный стол для рассматривания (натюрморта, образца будущей постройки) объектов с разных углов зрения.
«Кубик – Рубик»имеет шесть функциональных полей:
3. Рамка для рисования.
4. Поле со вставными кармашками.
Магнитная доска предназначена для художественного конструирования. В материалах предложены круглый и геометрический конструкторы. Дети имеют возможность создавать плоскостные постройки, как по замыслу, так и по образцу, следуя схемам.
Фланелеграф осуществляет функции плоскостного театра. Для воспроизведения сказок («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») имеются декорации и герои, выполненные из фетра.
Рамка для рисования представляет собой кармашек со сменными листами и предназначен для рисования фломастерами (т. к. для карандашей не хватает нажима, а краски имеют свойство стекать). Предлагается рисование не только по замыслу, но и сменные вытираемые планшеты (ламинированные листы) с заданиями «Продолжи узор», «Дорисуй вторую половину» и др.
Поле со вставными кармашками предназначено для выявления логических цепочек, для определения составляющих элементов обобщающих понятий и др. и представляет собой 16 кармашков, расположенных по четыре вертикально и горизонтально.
Шахматная доска предназначена для игры в шашки и шахматы, находится на верхней грани куба. В игры можно играть стоя за кубом или сидя, если куб снят с подставки.
предназначена для развития мелкой моторики и используется в обучении детей плетению косичек, завязывание узлов и набиранию бус.
«Кубик – Рубик» можно использовать не только в игровой деятельности, но и при непосредственной образовательной деятельности (НОД). Одномоментное количество играющих (работающих) за кубом может доходить до четырех детей. Можно играть сидя или стоя за кубом. Поворотный механизм куба дает возможность ребёнку менять игру, не меняя своего положения или работать сразу на нескольких игровых полях. Куб даёт возможность внедрения индивидуального и дифференцированного подхода к детям не только в процессе НОД, но и в свободной игровой деятельности.
«Кубик – Рубик» вбирает в себя огромное количество дидактических игр. Каждую игру можно разложить в нескольких игровых полях, тем самым предоставив ребёнку выбрать форму игры. Например, дидактическая игра «Продолжи узор» может быть предложена не только на простой бумаге (традиционная форма, но и представлена на магнитном поле, и в кармашках, и на фланелеграфе.
Таким образом, деятельность ребёнка не регламентирована жесткими рамками, он волен выбирать не только игру, но и её формат и место. А при НОД это условие выполняется в выборе ребенком формы и способов выполнения задания.
Работа с родителями.
При создании пособия «Кубик – Рубик» реализовывалась активная проектная деятельность, которая ставила родителей в ситуацию необходимости помощи детям. В рамках единого образовательного пространства, при взаимодействии всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников) были поставлены цели и задачи проекта «Кубик – Рубик» и намечены пути их реализации.
Формы работы с родителями при осуществлении проектной работы «Кубик – Рубик»:
• Родительское собрание «О здоровье всерьёз», где обсуждался вопрос психологического (душевного) здоровья детей.
• Беседа «Мой ребёнок – дошколёнок», о значимости ведущей игровой деятельности в процессе познания детьми окружающего мира.
• Консультация «Роль дидактических игр в развитии детей».
• Совместная деятельность при создании дидактических игр и оформление пособия «Кубик – Рубик».
• Развлечение «Юный эрудит» с использованием «Кубика – Рубика».
Результатом проекта явилось обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
Достоинства пособия «Кубик – Рубик».
• Куб является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием.
• Куб даёт педагогу возможность использовать в работе с детьми самые разные дидактические игры и задания практически по всем разделам образовательной программы, направленные на развитие умственных и творческих способностей воспитанников.
• Участвовать в игре (занятии) и выполнении заданий с использованием Куба может как один ребёнок, так и группа детей одновременно.
• Куб даёт возможность ребёнку выбрать (менять) своё положение во время игры (сидя или стоя, наиболее удобное место (с уединением или без).
• Помимо самого куба функциональной является и крутящаяся стойка, используемая педагогом как демонстрационный стол.
• Куб удобен в использовании (его можно переносить, переставлять, использовать как наглядный материал).
Таким образом, содержание игрового пособия «Кубик – Рубик» обеспечивает развитие детей дошкольного возраста, их личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Куб даёт возможность творческой реализации педагогов и детей, т. к. все представленные игры имеют различные вариации, а сам куб является не только игровым пособием, но и средством познания в непосредственной образовательной области.
Дидактические игры, вошедшие в набор «Кубика – Рубика».
«Что сначала, что потом»
Выявление логической последовательности:
• в сюжетных картинках,
• в процессах деятельности,
• в этапах развития живых существ,
• в создании предметов быта,
• в приготовлении пищи и др.
Прослеживание экологических связей:
• взаимодействия живых существ в природе,
• выявление зависимости субъектов экосистемы друг от друга.
Подбор признаков,характерных для определенного времени года:
• смена одежды и видов деятельности в жизни человека,
• изменения в жизни животного и растительного мира.
Подбор предметов к определенному обобщающему слову: мебель, одежда, животные, люди, посуда и др., и объединение элементов в обобщающее понятие (анализ и синтез).
«Звуковой состав слова»
Обозначение звукового состава слова символами, обозначающими гласные и (мягкие и твёрдые) согласные звуки.
Определение двух меньших чисел, составляющих сумму конкретного числа в пределах от1 до10.
Дополнение недостающих элементов.
Выявление закономерности в расположении заданных элементов.
Разыгрывание сюжета сказки на фланелеграфе предусматривает:
• Знание текста сказки,
• Умение распределять роли между собой,
• Подбор декораций и атрибутов к сказке.
Выполнение плоскостной постройки по заданной схеме на магнитной доске.
Обучению плетению косичек, завязыванию узлов разного вида.
Умение нанизывать бусы разных размеров в произвольном или схематически заданном порядке.
Дидактическое игровое пособие по сенсорике «Веселые гномы» для детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара Дидактическое.
Игровое пособие по ФЭМП у детей дошкольного возраста «Саша и Маша на прогулке». СП «Детский сад № 9» ГБОУ СОШ № 9 г. о. Октябрьск. Авторское игровое пособие по ФЭМП у детей дошкольного возраста «Саша и Маша на прогулке».
Многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста «Капелька» Дидактическое оснащение учебного процесса, создание развивающей среды в ДОУ давно стали первоочередными задачами для многих. Особенно.
Дидактическая игра по математике «Кубик-рубик» Материалы: для изготовления игры нам потребуется: белый картон, цветной картон любого цвета (я использовала 4 цвета, так как данная дидактическая.
Игровое пособие по формированию элементарных математических представлений «Курочка Ряба» для детей средней группы Игровое пособие «Курочка Ряба» Пособие предназначено для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» (формирование.
Наглядно-дидактическое пособие «Птицы» для детей дошкольного возраста Для этого дидактического пособия я постаралась собрать почти все виды «Птиц». Цель: Наглядно – дидактическое пособие помогает закрепить.
Сюжетно-игровое занятие по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста «Водители» Сюжетно-игровое занятие по физкультуре для детей младшего дошкольного возраста «Водители» Из опыта работы воспитателя по физической культуре.
Турнир для детей старшего дошкольного возраста «Кубик Рубик» Ведущий: Добрый день уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем празднике ума. День необычный сегодня у нас, Мы искренне рады приветствовать.
«В гости к Фиксикам». Игровое занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель НОД: Формирование ценностной ориентации на ЗОЖ, создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения.