к каким социально экономическим и общественно политическим последствиям привели либеральные реформы
Либеральные реформы 1860 – 70-х годов в России
Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.
Тернистый путь реформ
Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.
Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.
Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.
Что такое либерализм
Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.
Причины либеральных реформ
Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.
Предпосылки реформ
Российское общество во все периоды Нового времени было очень пёстрым. Законченные консерваторы здесь соседствовали с либералами, ревнители старины – с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались ужиться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. К середине девятнадцатого века противоречия между «старыми» и «новыми» россиянами обострились, поскольку выросла целая плеяда просвещённых дворян, жаждавшая масштабных перемен в стране. Императорскому дому пришлось пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.
Задачи реформ
Основная задача либеральных реформ – преодоление социальной, политической, военной и интеллектуальной отсталости Российской империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально сильно устарело, да и тормозило экономическое развитие страны. Ещё одна задача – проявить активность именно «сверху», со стороны царской власти, пока за радикальные преобразования не взялись революционеры.
Реформа управления земствами и городами
Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.
Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.
Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):
Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.
Основными принципами земской и городской реформ были:
Демократичная судебная реформа
Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:
Организационные принципы суда
Несменяемость и независимость судей.
Разграничение полномочий судов.
Введение института присяжных заседателей.
Создание института судебных следователей.
Введение института нотариусов.
Выборность отдельных судебных органов.
Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.
Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.
Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).
Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.
Назревшая реформа армии
Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:
В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.
Реформа образовательной сферы
Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:
Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.
Попутные реформы
Кроме знаковых реформ были попутно проведены:
Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.
Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.
Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.
Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы
Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.
Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.
Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.
Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.
Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.
Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.
Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.
Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.
В некоторых случаях телесные наказания сохранялись – для «оштрафованных» солдат.
Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.
Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.
Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.
Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.
У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.
Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.
Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.
Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.
Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.
Итоги реформ
«Великие реформы», как их принято называть в исторической науке, значительно осовременили и модернизировали Российскую империю. Сословное и имущественное неравенство различных слоёв населения было значительно сглажено, хотя и сохранялось вплоть до Октябрьской революции. Заметно повысился уровень образования населения, в том числе низших сословий.
В то же время обострились столкновения между «просвещёнными бюрократами», разработавшими и проведшими реформы, и аристократическим дворянством, желавшим сохранить старые порядки и своё влияние в стране. Из-за этого Александр II вынужден был лавировать, отстраняя «просвещённых бюрократов» от дел и вновь назначая их на свои посты при необходимости.
Значение реформ
«Великие реформы» имели двоякое значение, что и планировалось царским правительством изначально. С одной стороны, расширение прав и свобод граждан улучшило социальную обстановку в стране; широкое распространение образования положительно сказалось на модернизации российской экономики, способствовало развитию науки; военная реформа позволила заменить старую, дорогую и неэффективную армию более современной, вполне отвечающей своим основным задачам и наносящей минимум вреда личности военнослужащего в мирное время. «Великие реформы» способствовали разложению остатков феодального строя и развитию капитализма в России.
С другой стороны, либеральные реформы укрепили силу и авторитет самодержавной власти и позволили бороться с распространением радикальных революционных идей. Так уж получилось, что наиболее верными сторонниками неограниченной царской власти были именно либеральные «просвещённые бюрократы», а не заносчивая аристократическая верхушка. На образование возлагалась особая роль: молодёжь следовало научить основательно мыслить, чтобы помешать формированию в её умах поверхностных радикальных взглядов.
Реформы Александра 2
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.
Основные причины реформирования России
Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:
Какие были проведены реформы
Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.
Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.
Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.
Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.
Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.
Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.
Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.
Последствия реформ
Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:
Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ
Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:
Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.
Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.
Таблица по истории 9 класс Буржуазные (либеральные) реформы 1860-1870-х годов в России Социальная и правовая модернизация
Название реформы, год принятия | Содержание | Значение, крепостнические пережитки |
---|---|---|
Земская реформа 1864 г. | Преобладали представители дворянства. Улучшения положения широких народных масс. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. | |
Городская реформа 1870 г. | Городская реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства. | |
Судебная реформа 1864 г. | Судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. | |
Военные реформы 1874 г. | Образование стало доступно женщинам. | |
Устав для университетов 1863 г. | Взращивание самостоятельности – автономии. |
Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века
Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ
Реформы 1860–1870‑х гг
Причины реформ
Неудача в Крымской войне и падение международного авторитета России, растущее недовольство крестьянства и убыточность большинства помещичьих хозяйств, замедленная индустриализация страны вынудили императора Александра ІІ, взошедшего на престол в 1855 г., инициировать проведение ряда реформ:
Аграрная реформа
К середине ХІХ в. стало очевидным, что поступательное развитие России напрямую зависит от решения крестьянского вопроса. В 1850‑х гг. Россия оставалась единственной страной Европы, в которой продолжало действовать крепостное право. Представители передовых кругов общественности — М. Погодин, К. Кавелин, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов требовали незамедлительного проведения преобразований в аграрном секторе и освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Новый император уже в начале своего правления отметил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». С 1857 г. началась работа Секретного комитета, обсуждавшего возможные варианты решения крестьянского вопроса. В 1858 г. его преобразовали в Главный комитет по крестьянскому вопросу. Обсуждение проектов реформы приобрело открытый характер. В Главный комитет передавались разработанные на местах проекты освобождения крестьян, которые далее передавались им двум Редакционным комиссиям. В них происходило обсуждение и согласование проектов. Вскоре их объединили, но название не изменилось. Координировал работу комиссий Я. Ростовцев. В результате двухлетней работы в октябре 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, а в начале 1861 г. был представлен на обсуждение членов Государственного совета. В процессе обсуждения в проект были внесены поправки, усложнявшие крестьянам получение хозяйственной самодостаточности. Правительство стремилось максимально привлечь помещиков к подготовке реформы. Её практическая реализация началась с издания Александром ІІ 19 февраля 1861 г. Манифеста об отмене крепостного права. В результате свобода была предоставлена 23,8 млн душ крепостных крестьян.
Крестьяне Российской империи получали личную свободу и общегражданские права — владение имуществом, заключение сделок, смена места жительства и работы, добровольное вступление в брак и др. Однако сохранялась патриархальная община, что тормозило развитие русской деревни по капиталистическому пути. Особенности проведения аграрной реформы содержались в «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Предоставляя личную свободу, ни Манифест, ни «Положения» не гарантировали наделения крестьян землёй. С целью обеспечения продолжения аграрных преобразований в России, взимания налогов с крестьян, избегания массового крестьянского недовольства, устанавливалась обоюдная обязанность помещика — предоставить земельный надел, а крестьянина — взять его, на основе «добровольных» соглашений, погасив выкупные платежи.
Размер надела зависел от плодородности почв. Для определения степени плодородности было выделено три зоны — чернозёмная, нечернозёмная и степная. Крестьяне чернозёмной зоны получали минимальные земельные наделы, нередко даже меньшие, чем до реформы. Участки, превышавшие определённую норму, назывались «отрезками» и передавались помещикам. В целом в результате реформы площадь крестьянских угодий уменьшилась на 20 %.
Предложенный государством механизм наделения землёй за выкуп оказался неприемлем для большей части русского крестьянства. Цена земли была искусственно завышена в 1,5 раза. Таким образом, получалось, что крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. С целью облегчения перехода надельной земли в крестьянскую собственность властью была разработана выкупная операция. Не имея наличных денег, крестьяне получали ссуду от государства, на 80 % покрывавшую стоимость наделов. Оставшаяся часть ложилась на плечи крестьянской общины. Погасить ссуду крестьяне были обязаны в течение 49 лет под 6 % годовых. До полного выкупа крестьяне, получив личную свободу, продолжали расплачиваться за пользование помещичьими наделами посредством отработки барщины и уплаты оброка. Эти крестьяне получили статус временнообязанных. Он был ликвидирован только в 1881 г.
Несмотря на свою половинчатость и непоследовательность сохранения общины и крупного помещичьего землепользования, на тот момент аграрная реформа 1861 г. имела прогрессивное значение, открыв путь капиталистическим отношениям в деревне и создав предпосылки для последующей экономической модернизации страны.
Влияние аграрной реформы ощущалось не только в сфере экономики. Произошли структурные изменения в обществе. Ранее бесправная часть населения получила гражданские, а частично и политические права (выборы в органы крестьянского самоуправления). Начались преобразования в местных административных аппаратах, они так же коснулись армии, налоговой системы.
Либеральные реформы 60–70‑х гг. ХІХ в
Финансовая реформа предусматривала составление государственного годового бюджета. Возросло значение контроля над финансами со стороны Государственного банка.
Земская реформа
Создавала новую эффективную систему органов местного самоуправления (земские собрания и управы), формировавшуюся из представителей всех сословий на выборных началах и занимавшуюся решением разнообразных хозяйственных вопросов местного значения (транспорт, образование, здравоохранение, торговля). Высокий имущественный ценз при выборах в земства обеспечивал преимущество помещикам. Господствующее место в земских собраниях принадлежало дворянам. На должность председателей уездных собраний, как правило, назначали уездных предводителей дворянства, а губернские собрания возглавляли губернские предводители. Земства действовали в 34 губерниях, находившихся в европейской части России. Из-за отсутствия помещиков земское самоуправление отсутствовало в Сибири и Архангельской губернии. В Области Войска Донского, Астраханской и Оренбургской губерниях земства не создавались по другой причине — из-за существования казачьего самоуправления.
Никакими политическими полномочиями они наделены не были. Губернские земства даже не имели прав на координацию своей деятельности даже в вопросах, касавшихся борьбы с голодом, эпидемиями, падежом скота. Тем не менее, само появление сети земств стало своеобразным вызовом старой бюрократической системе управления, господствовавшей в России многие десятилетия. То, что земства были выборными и располагали относительной независимостью от иных государственных структур, сохраняло надежду на то, что они, даже с учётом всех недостатков, в своей деятельности будут руководствоваться интересами местного населения, облегчая его повседневную жизнь. К примеру, этой цели должны были служить земские школы и больницы. Вокруг земств стали со временем объединяться либерально мыслящие представители буржуазии и дворянства.
Судебная реформа привела к коренным изменениям в системе судоустройства. Среди главных новшеств — всесословность судов (хотя дела крестьян рассматривались отдельными судами), их независимость от царской администрации, несменяемость судей. Были созданы две судебные ветви — мировые суды и общие суды. Рассмотрением дел государственной важности занималась судебная палата. За Сенатом была закреплена роль высшей судебной инстанции. В случае подтвердившихся нарушений, допущенных при рассмотрении того или иного дела в судах нижних инстанций, он мог передать дело без дополнительного рассмотрения другому суду, либо возвращал в тот же, но после изменения состава судей.
Ряд важных изменений коснулся порядка судопроизводства. Для суда становились обязательными принципы гласности, открытости и устности. В судопроизводстве было выделено две стадии: стадия следствия и стадия судебного разбирательства. Следствие, как и ранее, было письменным, тогда как судебное разбирательство проводилось в устной форме. В судебном процессе устанавливалась состязательность с одновременным участием как стороны обвинения (прокурора), так и стороны защиты (адвоката). Они должны были заниматься установлением всех обстоятельств дела, производить допрос свидетелей, анализировать представленные суду вещественные доказательства. Ещё одним нововведением стало создание судебного института присяжных заседателей, которые могли решать вопрос о виновности подозреваемых лиц.
Городская реформа позволила создать в городах выборные органы местного самоуправления — думы и управы. Они занимались решением разнообразных вопросов хозяйственного характера и благоустройства городов. Высокий имущественный ценз позволял избираться в думы преимущественно представителям крупной буржуазии. Городским думам предоставлялась относительная независимость и самостоятельность в рамках работы по развитию инфраструктуры городов, но, в отличие от земств, они были менее заметны в общественном движении. Это можно объяснить отсутствием у купечества и зарождавшегося класса предпринимателей сформировавшейся политической позиции.
Военная реформа, катализатором которой стало поражение в Крымской войне, проводилась поэтапно и предусматривала целый комплекс преобразований, главными из которых были отмена рекрутских наборов, введение всеобщей воинской повинности (1874) со сроком службы — шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте. Если страна не вела войн, действительную службу проходили только 25–30 % от общего числа призывников. Многие призывники освобождались от несения службы по семейным обстоятельствам, из-за физических недостатков, по роду занятий (не призывали врачей, ветеринаров, фармацевтов, воспитателей и преподавателей); остальным полагалось тянуть жребий.
Образовательные реформы предоставили автономию университетам (Университетский устав 1863 г.), сделали более доступным для малообеспеченных слоёв начальное образование, ускорили процесс развития женского образования. В 1864 г. был издан «Устав гимназий», разделявший их на классические и реальные. Он был дополнен «Положением о народных училищах». Эти документы способствовали переходу к всесословному образованию. Альтернативой государственным образовательным учреждениям были церковно-приходские, воскресные, частные и земские школы.
Реформы 60–70‑х гг. ХІХ в
Способствовали формированию основ гражданского общества и правового государства в Российской империи, приведению государственного строя и административного управления в соответствие с новой социальной структурой, хотя и не затрагивали основ самодержавия.
Политика контрреформ
Контрреформы — обобщающее название ряда мер, предпринятых правительством убеждённого консерватора и русофила императора Александра III (1881–1894) с целью пересмотра результатов реформ 1860–1870‑х гг.
После вступления на престол новый император, сменивший убитого народовольцами Александра II, издал 29 апреля 1881 г. Манифест о незыблемости самодержавия, свидетельствовавший об отказе от либерального курса его предшественника. В связи с этим имело значение «Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия», предоставлявшее в ряде губерний чрезвычайные полномочия политической полиции, которая выводилась из-под юрисдикции местной администрации и судов.
Изменения коснулись судебной системы. Со второй половины 1880‑х гг. ограничены полномочия суда присяжных, пересмотрен принцип несменяемости судей, ограничена судебная гласность.
«Временные правила о печати», вступившие в силу в 1882 г., способствовали восстановлению жёсткой цензуры печатных изданий, отменённой в эпоху либеральных реформ, многие из них были закрыты. В то же время, «правые» проправительственные издания имели полную поддержку государственной власти, как, к примеру, «Московские ведомости», которые редактировал М. Катков.
Были ликвидированы многие элементы крестьянского и городского самоуправления, предусмотренные земской и городской реформами. Для усиления контроля над крестьянством вводились должности земских начальников, как правило, из потомственных дворян. В новом положении о земствах (1890) продолжались ограничения их полномочий и усиливались позиции дворянства. После издания «Городового положения» (1892) круг городских избирателей был сужен в пользу более состоятельных граждан, усилилась зависимость городских органов самоуправления от администрации.
В сфере образования правительство избрало курс на полное подчинение средней и высшей школы контролю государства и церкви. Новый Университетский устав (1884) лишал университеты автономии, а начальные школы передавались на попечительство Святейшему синоду. Усиливался негласный надзор полицейских органов за студентами и преподавателями. Практически было сведено на нет женское образование. Печальную известность приобрёл циркуляр «О сокращении гимназического образования», более известный как циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), ограничивавший возможность получения среднего образования детьми малообеспеченных родителей.
Одним из инициаторов и идеологов политики контрреформ был Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — видный государственный деятель, правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник; занимал пост обер-прокурора Святейшего синода (1880–1905) и члена Государственного совета (с 1872). Также среди ведущих представителей консервативного курса следует отметить тогдашнего министра внутренних дел графа Д. Толстого и публициста М. Каткова.
Но у политики Александра III была и более привлекательная сторона: существенно снижены выкупные платежи, получила законные основания обязательность выкупа наделов крестьян, был основан крестьянский поземельный банк, который выдавал крестьянам ссуды на приобретение земельных наделов. С 1886 г. отменили подушную подать, ввели налог на получение наследства и ценные бумаги. В 1882 г. были введены ограничения на использование на фабриках труда малолетних, а также работы женщин и детей в ночное время.
Александр III известен как «самый русский царь». Он прилагал максимум усилий для обеспечения защиты русского населения, особенно жившего на окраинах империи. По мнению императора, такая политика способствовала укреплению единства государства. В годы его правления наблюдался рост авторитета и значения русской православной церкви. Заметных успехов Россия добилась в экономической сфере: в результате стремительного промышленного подъёма укрепился российский рубль, выросло благосостояние населения.
Политика Александра III с одной стороны обеспечила России длительный период стабилизации без крупных войн и социальных потрясений внутри страны, но, с другой стороны, законсервировала многие проблемы во внешней и внутренней политике, которые уже пришлось решать его сыну Николаю II.