к каким океанам выходит россия
Доступ России к Мировому океану
Доступ России к Мировому океану — одно из ключевых условий, определяющих статус России как великой державы. Мировой океан — непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Составляет основную часть гидросферы Земли и покрывает почти 70 процентов земной поверхности.
Борьба за выход к морям является одним из значимых факторов истории России. Так, например, в XVII—XVIII веках за выход к незамерзающим Балтийскому и Черному морям России пришлось вести долгую борьбу со Швецией и Турцией — в те времена весьма могущестными державами.
Содержание
Общий обзор
Территорию России омывают 13 морей — 12 из них относятся к трем океанам (Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый), а Каспийское море-озеро это замкнутый водоём, не связанный напрямую с Мировым Океаном. Поэтому морские границы России одни из самых протяжённых в мире — длина одной лишь береговой линии составляет более 20 тыс. километров.
С одной стороны, большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан (карта) с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий). Большая часть морской торговли России осуществляется через моря Атлантического и Тихого океанов — доступ в сами океаны контролируется странами, далеко не всегда дружественными к России. Данный расклад создает картину очень ограниченного доступа России к Мировому океану и часто служит поводом относить Россию к континентальным державам.
С другой стороны, расклад для России не безнадежен, ибо:
Какие моря омывают Россию?
Название | Принадлежность к океану | Район акватории России | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцево | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
Арктическое побережье является наиболее протяжённым — общее расстояние, начиная от полуострова Рыбачий (Мурманская область) и заканчивая мысом Дежнёва (Чукотский автономный округ), составляет около 22,6 тысяч километров. На арктический район акватории выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Степень заселения [2] арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.
Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов:
Арктические порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Плюсы и минусы Арктики
Преимущества Арктического региона
Проблемы Арктического региона
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтийское побережье наименее протяженное из всех — его длина составляет
500 километров. На балтийский район акватории выходит наименьшее число субъектов и федеральных округов — 3 и 1 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Балтийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург [5] | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга [5] | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск [5] | Ленинградская область | 59,6 |
Плюсы и минусы Балтики
Преимущества Балтийского региона
Проблемы Балтийского региона
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей
Общая протяженность азово-черноморского побережья составляет 671 километр — из них побережье Азовского моря составляет 250 км, а черноморского 421 км. В 2014 году в связи с воссоединением Крыма с Россией российское побережье Причерноморья увеличилось на 2500 км, то есть на настоящий момент длина береговой линии России составляет 3171 километр.
На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Степень заселения азово-черноморского побережья относительно хорошая — 62,7 чел/км2 (хорошая степень заселённости), что почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий. Причина этого — благоприятные климатические условия степей и субтропиков средиземноморского типа, которые делают регион очень благоприятным для проживания и привлекательным для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большого населения на малой территории.
Причерноморские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск [5] | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь [9] | Республика Крым | 2,8 [10] |
Евпатория [9] | Республика Крым | 0,9 [10] |
Феодосия [9] | Республика Крым | 2,6 [10] |
Ялта [9] | Республика Крым | 0,2 [10] |
Севастополь [9] | Севастополь | 4,8 [10] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Плюсы и минусы Причерноморья
Преимущества Азово-Черноморского региона:
40 % площади Чёрного и
Проблемы Азово-Черноморского региона:
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспийское побережье России, начиная от устья р. Эмба до госграницы с Азербайджаном, имеет протяженность почти 695 километров. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Степень заселения каспийского побережья относительно хорошая — 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом — особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Каспийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Плюсы и минусы Каспия
Преимущества Каспийского моря
Проблемы Каспийского региона
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Степень заселения дальневосточного побережья крайне низкая — 5,01 чел/км2, что в
4 раза больше аналогичного показателя у Арктики. По сравнению с Арктикой, Дальний Восток обладает более мягкими климатическими условиями — особенно Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Как и Арктика, Дальний Восток заселен неравномерно — при движении с юга на север заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все дальневосточные субъекты на два региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Южно-дальневосточный | 6,33 | Приморский край Сахалинская область Хабаровский край |
Северо-дальневосточный | 0,36 | Камчатский край Магаданская область Чукотский автономный округ |
Как и у Арктики, данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов, среди которых определяющую роль играет климат.
Дальневосточные порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный [16] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92 [17] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22 [18] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215 [19] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
Плюсы и минусы Дальнего Востока
Преимущества Дальневосточного региона
Проблемы Дальневосточного региона
Выход в мировой океан
КАРТА РОССИИ
ВЫХОД В МИРОВОЙ ОКЕАН.
Перед нами карта России. По горизонтали с запада на восток, простирается ее территория от границ Украины до Тихого океана, составляющая длину порядка 10000 км. По вертикали, от Северного Ледовитого Океана до границ с Китаем или Казахстаном расстояние в среднем порядка 4000 км. Это площадь 17 100 000 квадратных километров.
Посмотрим на морские границы страны и моря их омывающие, с точки зрения использования их для международной торговли.
Вдоль северной границы расположены замерзающие моря, являющиеся элементами Северного Ледовитого Океана. Судоходство по этой линии длиной порядка 6000 км за одну навигацию возможно только при наличии мощного ледокольного сопровождения. Такой флот у России имеется, и ведутся интенсивные работы по наращиванию его мощности и превращению в перспективе этого маршрута в круглогодично действующую морскую трассу. Но в настоящее время регулярная его эксплуатация существенно затруднена.
С востока у России имеется обширная морская граница, выходящая на Тихий океан. Но, к сожалению, эта часть территории сегодня экономически слабо освоена и удалена от центральных районов, где расположены основные промышленость и сельское хозяйство страны. Доставка грузов из этой развитой части страны к дальневосточным портам по железной дороге повышает стоимость перевозок. Правительство уделяет большое внимание и выделяет средства для развития Дальнего Востока, но его отдаленность создают сегодня определенные трудности. Тем не менее, порты Владивостока и другие дальневосточные порты работают с полной нагрузкой.
Предназначение морских портов – осуществлять международную торговлю между странами, как наиболее дешевый способ транспортировки. Какова же роль этой торговли для всех стран мира и для России в частности.
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массивных грузов (Нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно, лес и др.) Но с каждым годом нарастает доля контейнерных перевозок. Наряду с межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Напомним.
Большой каботаж – плавание судов между портами разных морских бассейнов одной страны. (например: Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск)
Малый каботаж – перевозки между портами одного моря. (Например: Новороссийск – Одесса)
Отсюда мы понимаем острейшую важность проблемы развития морских портов для поддержания и развития экономики России.
Посмотрим на географическое положение некоторых стран. Англию и Японию не рассматриваем там, как говорится, «кругом вода». США и Канада, соизмеримые по площади с Россией, выходят в незамерзающие воды Атлантического и Тихого океанов, с множеством оборудованных портов. Франция имеет длинную береговую линию с Атлантикой и неплохой участок берега в Средиземном море. Германия и Польша, имеют меньше береговую линию, чем перечисленные страны, но вполне соответствующие их размерам, кроме того эти страны находятся в центре Европы и граничат с многими государствами, торговля с которыми осуществляется железнодорожным или автомобильным транспортом.
В данной же статье мы говорим о недостаточности морских торговых портов России для обеспечения необходимого объема перевозок. Ни какого противоречия здесь нет. Для военных целей, для освоения собственной территории, очевидно, важна общая протяженность, для международной торговли нужны высокотехнологичные порты с полной доступностью и высочайшей производительностью.
А теперь давайте вновь посмотрим на карту России, и сопоставим ее безграничную территорию с имеющимися портами, осуществляющими международные торговые перевозки грузов. Перечислим их с указанием величины объема годовых перевозок в миллионах тонн (млн. т.). Величины собраны из разных статей в интернете и могут быть использованы только как оценочные величины для наглядности.
Для сравнения выборочно посмотрим, какие объемы перевозок выполняют некоторые страны и порты мира.
Отметим, что все перечисленные порты иностранных государств незамерзающие.
Отсюда видно, что России, учитывая ее территорию, народонаселение, промышленность, как и имеющуюся, так и перспективную, необходимо наращивать грузооборот с другими странами мира. А для этого расширять грузооборот существующих портов и строить новые.
А далее попробуем рассмотреть эту проблему с исторической и политической точек зрения.
Московия изначально существовала, как континентальное государство, не имея выходов к морям. Но по мере развития страны росла потребность расширения возможностей торговли с другими странами.
И чтобы процесс становления Санкт Петербурга как столицы России был необратим, он торопился построить основные контуры города, как столицы и основать Кронштадт, как военно-морскую базу, при своей жизни.
Петр-1 конечно не мог предвидеть, что финские, эстонские, латышские и литовские земли будут присоединяться к России, и вновь отсоединяться. Но представим себе, что после развала СССР в 1991 году горловина Финского залива оказалась в руках другого государства. Каким это было бы ударом по международной торговле России. А если при этом учесть роль Санкт Петербурга, как культурного, промышленного и экономического центра России, то мы увидим величайшую заслугу императора перед Россией в том, что он сделал все, чтобы Россия могла
«Ногою твердой стать при море
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам….».
Мы здесь рассматриваем проблемы международных морских связей России с миром. Прокладкой пути к морским выходам России в мировой океан через Черное море также причастен Петр-1. Но он успел дойти только до Азова. Далее выход к Черному морю происходили при Екатерине-2 и других правителях России. Был основан Черноморский Флот с военно-морской базой в Севастополе. Построен порт для международной торговли Новороссийск, который сегодня перерабатывает почти треть всех Российских международных морских перевозок.
И здесь возникла для России новая серьезная опасность. Никто, включая Хрущева Н.С., даже в самых страшных снах не мог в середине 20-го века представить, что Украина и Россия превратятся в два различных государства, причем не самых дружественных. И Крым, к которому Россия стремилась веками, и, наконец ставший 200 лет назад российским, вдруг оказался по формальным причинам в составе Украины. В 50-х годах это было встречено с юмором, поскольку для населения это решение никакого значения не имело.
Но в 90-х годах это событие сыграло свою серьёзную роль. Украина вместе с Крымом стала другим государством. Однако России удалось договориться с Украиной об аренде севастопольской бухты для базирования Российского Черноморского Военного Флота. Отношения между обоими народами с самого начала их самостоятельности не отличались большой дружбой. Напряженность создавали как отдельные граждане самих России и Украины, так и любители погреть руки на чужом пожаре, и соблюсти при этом свою выгоду, некоторые иностранные державы.
И наконец, в 2014 году произошел полный поворот Украины в сторону запада. В дни, когда только начинался «майдан», по телевидению была показана сцена, в которой присутствовали три бывших украинских президента – Кравчук, Кучма и Ющенко. Все трое дружно утверждали – «нужно первым делом денонсировать договор с Россией о базировании Российского Военного Черноморского Флота в Севастополе»
А теперь попробуем проинтеполировать события, которые могли далее последовать. Российский Черноморский Флот вынужденно покидает Севастополь. Других мест для его базирования в Черном море нет. Часть флота уходит на базы других флотов, малая часть распределена между гражданскими портами Туапсе, Новороссийска и пр. Вспомним, что Россия ранее потеряла грузинское побережье Черного моря с портами Поти, Батуми. Севастополь становится военно-морской базой США, что, представляется, и было главной целью спровоцированного «майдана». Далее специалисты соответствующих служб США провоцируют конфликт России с Турцией, (что очень несложно) и последняя закрывает Босфор и Дарданеллы для прохода российских судов.
Российский флот ослаблен и противодействовать этой акции не может. Россия теряет выход из Черного моря в мировой океан. Остается для международной морской торговли, оставшаяся у громадной России, горловина Финского залива. Как не вспомнить добрым словом Петра-1
Однако этого сценария удалось избежать – и Крым и Севастополь вернулись в родную российскую гавань.
Представляется, что и Украина не так уж много потеряла, с точки зрения развития международных морских перевозок. У нее осталось черноморское побережье от румынской границы (Измаил) до Скадовска. Имеются действующие хорошие порты, например, в Одессе и Ильичевске. Возможно строительства новых портов. По сухопутным границам Украина ближе связана с множеством европейских стран с развитым существующим железнодорожным сообщением.
Конечно, Россия могла бы продолжать пользоваться портами Прибалтики с соответствующей взаимовыгодной оплатой транзита. Но они еще менее надежны, чем Украина. Они раскручивают мысль о возможном нападении на них России, насыщены американскими советниками и военными соединениями. Пропаганда ненависти к России ежегодно нарастает. Они приветствуют все антироссийские санкции. И при соответствующем нажиме Вашингтона, могли бы ввести санкции на транзит российских грузов.
Россия, очевидно предвидя обострения отношений, приняла своевременные меры по строительству новых портов и расширению существующих на Балтике с отказом от использования портов ненадежных прибалтийских стран.
Оценивая предстоящий рост экономики России, и сравнивая уровни ежегодных морских перевозок Российского торгового флота с морскими перевозками других стран мира, можно сделать вывод, что Россия должна одновременно и строить новые порты, и расширять существующие.