к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ

Что относится к частнонаучной (специальной) методологии (книговедения, библиотековедения, библиографоведения)?

И, наконец, рассмотрим частнонаучные методы. К ним относятся методы книговедения, библиотековедения и библиографоведения.

Вопросам общенаучных и специальных методов книговедения, библиотековедения, библиографоведения и информатики посвящена специальная статья И.Е. Баренбаума, В.С. Крейденко, В.П. Леонова (5). Кроме того, есть отдельные методологические работы по каждой из этих смежных дисциплин, а в последнее время в учебных пособиях по теории библиографии М.Г. Вохрышевой и И.Г. Моргенштерна имеются специальные главы. В учебнике Н.С. Карташова и В.В. Скворцова по библиотековедению и в учебнике по книговедению А.А. Беловецкой также присутствуют соответствующие главы. Остановимся на характеристике методов каждой из рассматриваемых научных и учебных дисциплин.

В названной выше статье авторы выделяют четыре специальных книговедческих метода: книговедческо-функциональный, предполагающий изучение роли книги в связи с читателем, т.е. как системы «книга – читатель» или «книга и общество». С помощью функционального метода выделяются учебные, коммуникативные, познавательные, эстетические, этические, идеологические и другие функции книги. Следует сказать, что этот метод является общенаучным, так как используется во многих социальных науках.

Книговедческо-тематический метод широко применяется в книговедении при изучении первичного и вторичного документальных потоков в тематическом, отраслевом разрезе в деятельности издательств, книготорговых организаций, в книжной статистике и т.д.

Метод структурно-типологического анализа лежит в основе видовой типологии изданий (он положен в основу создания госта на виды изданий, а также применяется во многих аналитико-тематических и историко-книжных исследованиях).

Особым специальным методом книговедения является типографический метод, предполагающий исследования книги как памятника материальной культуры и произведения полиграфической промышленности. Типографический метод служит инструментом сравнительного изучения книжной продукции, типографского и издательского дела. Несколько по-другому трактуют методы книговедения А.А. Беловицкая и А.А. Гречихин. Они считают типологический метод (или типологию) основным системным методом книговедения, который включает в себя все перечисленные методы книговедения, т.е. типология книги как система, которая включает общую типологию книги, функциональную типологию, специальную (тематическую) типологию и типологию отдельной книги и т.д..

В книговедении, библиотековедении и библиографоведении широко используется библиометрический метод, который связан с количественным анализом информационно-документных потоков. Количественный анализ проводится по комплексу параметров: тематическому, географическому, хронологическому, языковому, ведомственному, персоналогическому и др. На основе такого анализа дается оценка и сравнительный анализ библиографических пособий в различных аспектах, в том числе и с точки зрения определения степени отражения в них первичных документов. В библиотековедении такой анализ может послужить основанием для выводов, связанных с комплектованием фондов библиотек, в библиографоведении – для планирования систем библиографического обеспечения. М.Г. Вохрышева выделяет три группы библиометрических исследований:

1) анализ документально-информационных потоков на основе изучения текущих и ретроспективных библиографических пособий, в результате чего выявляется рассеяние и концентрация отраслевой информации, ранговое распределение различных источников информации, расхождение между реальным первичным источником и его библиографическим отражением;

2) исследование работ, анализирующих структуру и динамику первичных документальных потоков;

3) исследование баз данных, содержащих библиографическую информацию (4, С. 226).

В качестве специальных методов библиотековедения используются также методы практической деятельности. Они применяются или без каких-либо изменений, или в практические методы вводятся специальные элементы, увеличивающие возможность получения исследовательской информации. Для изучения читателей и работы с ними успешно используются методы анализа материалов библиотечной статистики, читательские формуляры, книжные формуляры, материалы справочно-библиографической работы, листки читательских требований, карточки обратной связи. Кроме того, в исследовательских целях можно использовать метод бесед с читателем, анализ литературно-художественных, литературно-музыкальных и других вечеров. Применяется анализ читательских автобиографий (биографий), портретов, характеристик, которые проводятся в соответствии с целями и задачами конкретного исследования по предварительно разработанной схеме.

При изучении фондов библиотек специальными методами являются статистический, библиографический, социологический.

В библиографоведении методы практической библиографической деятельности такие выступают (применяются) и в исследовательской деятельности. Библиографический метод, по определению М.Г. Вохрышевой, это совокупность приемов, направленных на поисково-ориентировочную деятельность в системе фиксированного знания. Значит, общий метод библиографии – это библиографическое ориентирование в документальном знании. В соответствии с этим специфическими методами являются: метод библиографического поиска или идентификации, метод библиографического свертывания (сжатия документального знания), метод библиографической группировки (упорядочение знания), метод оповещения или коммуникации (доведения знания о документе до потребителя), метод оценки или рекомендации (ценностно-ориентационная деятельность).

Метод библиографического поиска или идентификации используется (применяется) в самом начале любого исследования для выявления степени изученности той или иной темы (проблемы), в том числе при изучении библиографической деятельности, получившей отражение в печатных или электронных источниках информации. Кроме того, метод идентификации применяется для изучения системы библиографического обеспечения проблем науки, производства, культуры. Метод библиографического свертывания, а именно: библиографическое описание источников (документов), их анкетирование, реформирование, выделение предметных рубрик, ключевых слов, составление аналитического обзора по теме. Метод группировки библиографических записей (особенно по содержательному признаку в картотеке исследователя) позволяет выявить так называемые «белые пятна», т.е. не исследованные вопросы, темы, а также дает возможность управлять документированным знанием (без систематизации нельзя ориентироваться в знаниях). Методы коммуникации или оповещения, как известно, имеют обратную связь, т.е. оценку их пользователями, изучение которой позволяет делать выводы об эффективности библиографического информирования. Методы оценки (рекомендации) позволяют исследователю дифференцировать источники информации по критерию ее полезности в настоящее время для ученого (научная ценность, новизна, достоверность и др.). Таким образом, библиографические методы, по мнению М.Г. Вохрышевой, представляют собой «систему правил и приемов, квалифицированное использование которых обеспечивает полноту и точность отбора документов по исследуемой проблеме, рациональность путей поиска информации, научность группировки и оценки документального знания» (5, С. 250). Все это позволили М.Г. Вохрышевой сделать вывод, что библиографический метод можно и нужно трактовать как общенаучный, ибо он выполняет в процессе исследования эвристические функции, позволяющие стимулировать познавательную деятельность и способствующие повышению ее эффективности.

Ключевые слова: метод, методология, диалектический метод познания, логика науки, общенаучная методология познания, системный метод, деятельностный метод, классификация, типологизация, синергетический метод, герменевтика, моделирование, терминологический анализ, операционализация понятий, методы изучения документов, методы книговедения, методы библиотековедения, методы библиографоведения.

Вопросы для повторения.

1. Что означают понятия «метод» и «методология»?

2. Какие философские законы и категории применяются в книговедении, библиотековедении и библиографии?

3. Какие принципы относятся к диалектическому методу познания?

4. Какие существуют логические законы и закономерности научного познания?

5. Какие основные общенаучные методы используются в книговедении, библиотековедении и библиографоведении?

6. Какие существующие специальные методы в книговедении, библиотековедении и библиографоведении?

Литература:

1. Лукашевич, В.К. Основы методологии научных исследований: учеб. пособие / В.К. Лукашевич. – Мн.: Элайда, 2002. – С. 31-38.

2. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: вопросы и ответы / Я.С. Яскевич. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007. – С. 397-400.

3. Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. Школьная библиотеч. ассоциация, 2007. – С. 22-98.

4. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учеб. пособие / М.Г. Вохрышева. – Самара, 2004. – С. 201-250.

5. Баренбаум, И.Е. Общенаучные и специальные методы книговедения, библиотековедения и информатики / И.Е. Баренбаум, В.С. Крейденко, В.П. Леонов // Связь библиотечно-библиографических дисциплин с информатикой: сб. науч. тр. – Л.: Ленигр. гос. ин-т культуры, 1982. – С. 47-68.

Тема 3. Научное исследование в методологическом осмыслении

1. Что обозначает понятие «научное исследование»?

2. Какие выделяются предметные элементы научного исследования?

3. Что относится к процессуальным элементам научного исследования?

4. Какие существуют средства и методы научного исследования?

Цель — усвоить, что представляет собой понятие «научное исследование», какие предметные и процессуальные элементы научного исследования, средства и методы научного исследования; приобрести умения по составлению плана (программы) исследования.

1. Понятие «научное исследование»

Источник

3. Методология библиотековедения

Тема: Методология библиотековедения.

1. Соотношение понятий «методология», «методология библиотековедения», «научная методика библиотековедения», «метод».

Методология – это система наиболее общих исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а так же учение об этой системе. Свод правил и норм, которыми следует руководствоваться в своих изысканиях.

Методология изучает законы, закономерности, принципы, функции познания, видовую классификацию, методы исследования, научные подходы и концепции.

Рекомендуемые файлы

Методология библиотековедения: это область библиотечной науки, которая изучает принципы, функции, способы познания библиотечного дела, разрабатывает теории, изучает общие и частные методы научных библиотековедческих исследований, подходы к изучению различных объектов библиотечного дела.

Методология библиотековедения базируется на 3 основаниях:

o На философских основах познания, в частности на гносеологии, которая разрабатывает всеобщие законы познания мира и окружающей действительности:

§ Например, закона перехода количественных изменений в качественные.

§ Закон «отрицания отрицания» (или «развитие по спирали») – это значит, что «всё уже было», просто мы изучаем/берём это на более высоком уровне.

§ Закон единства и борьбы противоположностей (когда развитие идёт в результате противоречия).

o На науке «логика», на основных законах которой должны базироваться все научные теории и исследования (например, построение классификаций).

o На специфических для библиотековедения законах и принципах.

В совокупности эти три основания составляют общую и частную методологии библиотековедения.

Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а так же закономерности и принципы библиотековедения и некоторых смежных наук.

Научная методика библиотековедения это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.

2. Методы научных исследований.

По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения.

Общенаучные методы исследования – это методы научного познания, применяемые практически во всех научных дисциплинах, в т.ч. и в библиотековедении. Однако, в библиотековедческих исследованиях каждый такой метод претерпевает определённую модификацию.

К общенаучным относятся:

o Синтез – это мысленное соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание предмета, как единого целого.

o Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных, интересующих библиотековеда, признаков конкретного предмета, и мысленное отвлечение от всех других его признаков. Например абстрагирование от всех свойств человека, с концентрацией внимания только на тех его качествах, которые характеризует его как читателя.

o Метод операционализации понятий – в его основе лежит процесс сравнения анализируемых абстрактных понятий с фактами, явлениями или событиями, отражением которых он является. Метод может осуществляться в 2 этапа: даётся интерпретация (определение понятии), потом выявляются точные операции (процессы), на которые раскладывается понятие.

Например, абстрактное понятие «читательская активность»:

§ Интерпретируем понятие: читательская активность это динамическая система отношения индивида или группы индивидов к чтению, которая проявляется через потребность к чтению, читательский интерес и установки.

§ Выделяем операции, на которые раскладывается данное понятие:

· Уровень поведения читателей относительно библиотеки и библиотечной книги.

· Приобретение книг в частную библиотеку.

· Пользование книгами друзей и знакомых.

· Стремление обсудить прочитанное с другими людьми.

o Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное конкретной задачей исследования. Предметы и явления изучаются в естественных условиях. Научное наблюдение отличается от повседневного тем, что подчиняется цели и задачам исследования, имеет свои термины и понятия.

Виды научного наблюдения:

§ Непосредственное или косвенное.

§ Сплошное или выборочное.

o Метод эксперимента – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются какие-либо явления действительности. В его основе лежит гипотеза, требующая проверки.

o Метод моделирования – изучается не сам объект, а его модель, но результаты исследования переносятся с модели на объект.

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в некоторых науках:

o Опрос – это сбор первичной информации об объективных фактах со слов опрашиваемых. Различают интервью (формализованное и спонтанное) и анкетирование (заочный опрос с помощью бланков, бывает групповое, индивидуальное, почтовое).

o Метод экспертных оценок – при котором исследователь получает от экспертов, обладающих теоретическими знаниями и практическим опытом, информацию и анализирует её. Бывает индивидуальный и коллективный.

Специфические методы библиотековедческих исследований (применяются только в библиотековедении):

o Метод изучения библиотечного фонда:

§ Статистический метод, при котором изучаются основные и производные данные статистических отчётов библиотеки (книговыдача, читаемость и т.д.).

Ещё посмотрите лекцию «1.9. Предложение GROUP BY» по этой теме.

§ Библиографический метод, при котором содержание нового библиографического указателя сравнивается с разделом каталога, что бы выявить все ли новые документы присутствуют в фонде.

§ Аналитический метод – по книжному формуляру подсчитывается количество записей о выдаче документов на протяжении года. Выявляется таким образом читаемость и обращаемость каждой книги.

o Метод индивидуальной работы с читателями.

o Метод анализа карточек обратной связи – используется при индивидуальном распространении информации, когда на карточках обратной связи читатель отмечает, насколько полезны ему документы, рекомендованные библиотекой.

Источник

Библиотековедение. Теория (стр. 2 )

к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Смотреть фото к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Смотреть картинку к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Картинка про к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Фото к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Смотреть фото к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Смотреть картинку к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Картинка про к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ. Фото к каким научным методам относится метод опроса посетителей библиотеки ответ

Тема: Концепции библиотековедения.

Сущность концепции библиотековедения.

Концепция это: система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания и трактовки предметов, явлений процессов, основная точка зрения на предмет.

В библиотековедении выделяют 6 концепций научного познания:

    Основные:

      Формально-техническая (Шреттингер, Хавкина).

Была характерна до 50 годов 20 века. Основная концепция: библиотечное дело – это область практической деятельности по формированию фондов. Библиотековедение занимается вопросами усовершенствованием технологически процессов, организацией библиотечного фонда и обустройством библиотеки.

      Документалистская (Столяров и Терёшин).

Господствовала в первой половине 20 века и часть 2ой половины. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателей и документа, опосредованного библиотеками. Главная идея: библиотека имеет дело с документами. Объект библиотековедения – библиотека. Предмет – взаимодействие читателя и документа.

      Информационная (Скворцов, Карташов).

Существует с 60ых годов 20 века. Во главу ставится не документ, а информация. Сущность библиотековедения: теоретическое отражения взаимодействия читателя с информацией в виде коммуникации, опосредованного библиотекой. Библиотековедение – это часть информационной деятельности, частный раздел информатики. Основная функция библиотеки – информационная. Объект и предмет библиотековедения – триада Карташова и Скворцова.

Библиотека является подсистемой когнитивной деятельности (деятельности знаний). Основная функция библиотеки – когнитивная (познавательная). Сущность библиотековедения – в том, что это наука о знаниях. И знания же являются объектом библиотековедения. Именно со знаниями, а не с информацией и документом, имеет дело библиотека. Задача библиотековедения: обеспечить управление знаниями в библиотеке и эффективное распространение знаний в обществе.

    Второстепенные:

      Процессная (Леонов). Понимающая (Слободянин)

Тема: Методология библиотековедения.

Соотношение понятий «методология», «методология библиотековедения», «научная методика библиотековедения», «метод».

Методология – это система наиболее общих исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а так же учение об этой системе. Свод правил и норм, которыми следует руководствоваться в своих изысканиях.

Методология изучает законы, закономерности, принципы, функции познания, видовую классификацию, методы исследования, научные подходы и концепции.

Методология библиотековедения: это область библиотечной науки, которая изучает принципы, функции, способы познания библиотечного дела, разрабатывает теории, изучает общие и частные методы научных библиотековедческих исследований, подходы к изучению различных объектов библиотечного дела.

Методология библиотековедения базируется на 3 основаниях:

      На философских основах познания, в частности на гносеологии, которая разрабатывает всеобщие законы познания мира и окружающей действительности:

        Например, закона перехода количественных изменений в качественные. Закон «отрицания отрицания» (или «развитие по спирали») – это значит, что «всё уже было», просто мы изучаем/берём это на более высоком уровне. Закон единства и борьбы противоположностей (когда развитие идёт в результате противоречия).

      На науке «логика», на основных законах которой должны базироваться все научные теории и исследования (например, построение классификаций). На специфических для библиотековедения законах и принципах.

В совокупности эти три основания составляют общую и частную методологии библиотековедения.

Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а так же закономерности и принципы библиотековедения и некоторых смежных наук.

Научная методика библиотековедения это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.

Методы научных исследований.

По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения.

Общенаучные методы исследования – это методы научного познания, применяемые практически во всех научных дисциплинах, в т. ч. и в библиотековедении. Однако, в библиотековедческих исследованиях каждый такой метод претерпевает определённую модификацию.

К общенаучным относятся:

Например, абстрактное понятие «читательская активность»:

        Интерпретируем понятие: читательская активность это динамическая система отношения индивида или группы индивидов к чтению, которая проявляется через потребность к чтению, читательский интерес и установки. Выделяем операции, на которые раскладывается данное понятие:

          Уровень поведения читателей относительно библиотеки и библиотечной книги. Приобретение книг в частную библиотеку. Пользование книгами друзей и знакомых. Стремление обсудить прочитанное с другими людьми.

      Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное конкретной задачей исследования. Предметы и явления изучаются в естественных условиях. Научное наблюдение отличается от повседневного тем, что подчиняется цели и задачам исследования, имеет свои термины и понятия.

Виды научного наблюдения:

        Непосредственное или косвенное. Сплошное или выборочное. Явное или скрытое.

      Метод эксперимента – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются какие-либо явления действительности. В его основе лежит гипотеза, требующая проверки. Метод моделирования – изучается не сам объект, а его модель, но результаты исследования переносятся с модели на объект.

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в некоторых науках:

      Опрос – это сбор первичной информации об объективных фактах со слов опрашиваемых. Различают интервью (формализованное и спонтанное) и анкетирование (заочный опрос с помощью бланков, бывает групповое, индивидуальное, почтовое). Метод экспертных оценок – при котором исследователь получает от экспертов, обладающих теоретическими знаниями и практическим опытом, информацию и анализирует её. Бывает индивидуальный и коллективный.

Специфические методы библиотековедческих исследований (применяются только в библиотековедении):

      Метод изучения библиотечного фонда:

        Статистический метод, при котором изучаются основные и производные данные статистических отчётов библиотеки (книговыдача, читаемость и т. д.). Библиографический метод, при котором содержание нового библиографического указателя сравнивается с разделом каталога, что бы выявить все ли новые документы присутствуют в фонде. Аналитический метод – по книжному формуляру подсчитывается количество записей о выдаче документов на протяжении года. Выявляется таким образом читаемость и обращаемость каждой книги.

      Метод индивидуальной работы с читателями. Метод анализа карточек обратной связи – используется при индивидуальном распространении информации, когда на карточках обратной связи читатель отмечает, насколько полезны ему документы, рекомендованные библиотекой.

Статус библиотековедения как научная проблема. Науки, имеющие для библиотековедения общетеоретическое и методологическое значение.

Под статусом библиотековедения понимается его положение в системе научного знания, в совокупности общественных ценностей, а так же среди других научных дисциплин.

Важное значение имеют вопросы взаимоотношения библиотековедения с другими науками, т. к. это даёт возможность получить представление о направлениях развития библиотековедения, о росте библиотековедческих исследований. В существующем делении наук на гуманитарные и естественные библиотековедение относят к классу гуманитарных наук, потому что сущность ориентации библиотековедения это человек, удовлетворение его духовных и информационных потребностей, сохранение и развитие его личности.

Источник

Метод сбора информации

При проведении социологических исследований в библиотеке в зависимости от поставленных целей и задач сбор информации осуществляется различными социологическими методами. Принято выделять три основных метода, каждый из которых имеет разновидности:

1. Опрос (анкетный, почтовый, прессовый, социологическое интервью).
Метод опроса признан сегодня многими учеными в качестве универсального метода получения социальной информации, а результаты исследований с использованием метода опроса – убедительными и информативными (в содержательном плане), выразительными и доказательными. Следует отметить, что опрос как метод (очный или заочный анкетный опрос, интервью) наряду со своим прямым назначением – получением информации по проблеме – служит популяризации библиотеки, сообщает населению о предоставляемых ею услугах, проводимых мероприятиях и т.п., ведь вопросы всегда несут определенную смысловую и информационную нагрузку.
Однако несмотря на все достоинства опроса, информации, полученной в результате его проведения, не всегда достаточно для решения проблемы.

2. Контент-анализ документов.
Контент-анализ документов – метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, об изучаемом явлении или процессе.
Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Полное представление об их содержании во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. При проведении социологических исследований в библиотеках контент-анализу могут подвергать читательские формуляры или требования. При помощи этого метода можно выявить, какого рода информация пользуется наибольшим спросом, на каких носителях и т.д.

3. Наблюдение (включенное и невключенное, стандартизированное и нестандартизированное).
Наблюдение – общенаучный метод, широко используемый в естествознании. Его применение в социологии ограничено, потому что далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда исследователь имеет дело с объектами, за которыми можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он может использовать этот метод. В библиотеке, например, наблюдение может применяться при изучении эффективности использования справочно-библиографического аппарата.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них – непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряда недостатков: наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, а оперативность оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к наблюдателям предъявляются особые требования.

Каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и недостатки, которые позволяют или не позволяют получить необходимую информацию в полной мере. Поэтому очень часто социологические исследования, проводимые в библиотеке, носят комплексный характер. В них, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдений. Например, в исследовании “Читатель Национальной библиотеки Беларуси: поиск путей оптимизации обслуживания” для сбора первичной социологической информации были применены методы анкетного опроса, интервью, наблюдения и анализа документов. В исследовании “Изучение эффективности использования карточных каталогов и картотек” – методы наблюдения и анкетного опроса, в исследовании “Фонд иностранной периодики Национальной библиотеки Беларуси: рационализация и актуализация комплектования“ – контент-анализ документов (читательских требований), анкетный опрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *