к каким классификациям афазий относятся моторная и сенсорная афазии
Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение
Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.
Особенности афазии
Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.
Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.
Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.
Причины афазии
Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.
Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:
Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:
Основная симптоматика
В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.
К основным симптомам афазии относятся:
Классификация афазии
В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.
Динамическая афазия
Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.
Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.
Акустико-гностическая афазия
Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.
При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.
Акустико-мнестическая афазия
Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.
Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.
Амнестико-семантическая афазия
Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:
Эфферентная моторная афазия
Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.
Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.
Афферентная моторная афазия
Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).
При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.
Основные методы диагностики
Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.
Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).
Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:
Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).
Нейропсихолог также проводит диагностику:
В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.
Афазия
Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.
МКБ-10
Общие сведения
Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).
У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.
Причины афазии
Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:
Факторы риска
К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:
Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.
Классификация
В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.
Симптомы афазии
Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.
Моторные афазии
Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).
Сенсорная афазия
В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.
Акустико-мнестическая афазия
При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.
Семантическая афазия
Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.
Динамическая афазия
При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.
Диагностика
Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:
Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.
Коррекция афазии
Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).
Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.
Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.
Прогноз и профилактика
Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.
Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.
Классификация афазий (Таблица)
Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.
Таблица классификация афазий и области поражения
Центральный механизм (фактор)
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)
Сенсорная афазия
Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).
Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.
Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).
— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!
— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем
— Множество литеральных парафазий в самой речи-Речь по типу «словесного салата» с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов
— Нарушение экспрессивной речи
— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)
— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий
— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)
— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур
— Трудности операций устного счёта
— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу
— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.
— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).
Акустико-мнестическая афазия
Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.
Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.
Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.
— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия
— Негрубые нарушения устной речи
— Повышенная тормозимость следов памяти
— Парадигматические нарушения речи
Все нарушения носят модально специфический характер
— Нарушение слухоречевой памяти
— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов
— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем
— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;
— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;
Оптико-мнестическая афазия
Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).
Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.
Трудности называния предметов
— Опора на функциональное описание предмета
— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)
— В речи встречаются вербальные парафазии
— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)
— Расстройства парадигматических аспектов речи
— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу
— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;
— Фонематический слух и артикуляция;
— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;
Афферентно-моторная афазия
Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).
Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.
Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.
— Трудности дифференциации артикулем
— Дефекты артикулирования звуков
— Нарушение устной экспрессивной речи
— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)
— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).
— Дефекты кинестетического праксиса
— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации
— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)
— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы
— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;
— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.
Центральный механизм (фактор)
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)
Эфферентно-моторная афазия
Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.
Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.
Персеверации в речевой и двигательной системах.
— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи
— Речевые стереотипы (персеверации речи)
— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков
— Присутствие эмбол в речи
— Трудности включения в активную речь
— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)
— Наличие аграмматизмов в речи
— Вторичные расстройства чтения и письма
— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)
— Нарушение координации движений
— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);
— Конструктивная деятельность, оральный праксис;
— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.
Семантическая афазия
Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.
— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации
— Нарушения пространственного восприятия.
Нарушение понимания логико-грамматических конструкций
Нарушение понимания конструкций, отражающих:
I. Флективные отношения.
— Три вида грамматических конструкций флексий:
1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)
2. флективные конструкции (творительный падеж («покажите ручкой ключ»))
3. инвертированные конструкции («покажите ключ ручкой»)
— конструкции сравнения (больше\меньше)
— конструкции по типу двойного отрицания
— конструкции родительного падежа
— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов
II. Инвертированные конструкции.
— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи
— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)
— парадигматические нарушения речи
-Сохранна: отражённая речь (может повторить).
— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве
— Нарушения операций устного счёта
— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы
— Возможны дефекты схемы тела
— Нарушения наглядно-образного мышления
— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;
— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.
Центральный механизм (фактор)
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)
Динамическая афазия
Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).
Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.
Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)
— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания
— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи
— Вречи превалируют шаблоны
— Трудности составления сукцессивного высказывания
— Нарушения просодики (интонации) речи
— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования
— Нарушения функций памяти\внимания
— Все «задние» анализаторы;
— Сенсорные и моторные компоненты речи;
Передний аграмматизм
Как при динамической афазии
Дефекты грамматического структурирования
Трудности грамматического оформления речевого высказывания
— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)
— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.
— Нарушения активной речи, просодики речи
— Патологическая инертность в грамматических операциях
— Стереотипность и шаблонность речи
— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)
Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.
Смешанная афазия
Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.