к каким функциям относится процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся

Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс

Методички Педсовета

Вариант I

1. Основоположником метода проектов в обучении был:

2. Какое из приведённых определений проекта верно:

а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

5. Задачи проекта — это:

а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

в. Результат проекта

г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:

Содержание деятельности:

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

Этапы работы над проектом:

а. Погружение в проект;

в. Осуществление деятельности;

г. Оформление результатов проекта и презентация;

д. Обсуждение полученных результатов.

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;

б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);

в. Подготовленный продукт работы над проектом;

г. Все вышеназванные варианты.

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.

1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?

а. исследовательская деятельность

б. научная деятельность

в. проектная работа

г. познавательная деятельность

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.

3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Деятельность:

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;

4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;

5.Анализ выполнения проекта;

6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

г. Выполнение проекта;

д. Заключительный (защита проекта);

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а. исправлять ошибки;

б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в. подбирать материалы и инструменты;

г. подсчитывать затраты;

д. оценивать свою работу;

е. организовывать своё рабочее место;

ж. изготовлять вещи своими руками.

7. Выберите правильное выражение:

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

8. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

9. Компонентами творческой деятельности являются:

г. строгое следование инструкции.

10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

Источник

«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся, как творческий уровень личностного развития»

«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся, как творческий уровень личностного развития»

Мы живем в мире, который постоянно развивается. Возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний детей, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Поэтому на современном этапе важное место в образовательном процессе занимает исследовательская деятельность.

Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня, как мощная инновационная образовательная технология. Существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует её к творчеству.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям отвечает исследовательская деятельность, которая позволяет усилить мотивацию процесса обучения, развивает интеллектуальные способности детей, создает творческую среду сотрудничества педагогов и обучающихся.

Как сказал один известный драматург и романист в области литературы Бернард Шоу

Именно исследовательская деятельность и способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала у обучающихся.

— развивать интерес мотивируя к исследовательской работе;

— развивать интерес к углублённому изучению наук;

— формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;

-определить уровень влияния УИД на творческий потенциал обучающихся и их личностное развитие.

Объект – учебно-исследовательская деятельность

Предмет – творческий уровень личностного развития обучающихся

Передо мной встает проблема: как сделать так, чтобы УИД заинтересовался каждый обучающихся?

Вот этой китайской мудрости я на данном этапе придерживаюсь и стараюсь развить её в детях.

Этапы исследовательской деятельности

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организация образовательного процесса, которая связана с поиском решения обучающимися творческой исследовательской задачи, проблемы, как правило, заранее с неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для поисковой, проектировочной учебно-исследовательской деятельности.

— постановка целей и задач;

— изучение и подбор литературы по данной проблематике;

— описание и овладение методикой исследования;

— сбор собственного материала на основе исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;

— анализ полученных результатов исследовательской деятельности;

— рекомендации, прогнозы, перспективы, использование в практической деятельности полученных результатов.

Важно отметить значимост ь исследовательской деятельности в творческом объединении. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.

Значимость проекта даёт возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Положительно влияет на мотивационную сферу ребёнка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.

Учебно-исследовательская деятельность развивает чувство ответственности, ведёт к самооценке личностных качеств, как способствующих успеху (целеустремлённость, трудолюбие, порядочность, общительность, терпимость, образованность). Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения.

Условия формирования исследовательских умений

Для того, чтобы исследовательская деятельность на начальном этапе была успешной, необходимо соблюдать следующие условия:

Важным фактором является то, что происходит сближение между мной и обучающихся. Дети становятся более открытыми. Работа над исследовательскими проектами делает мышление обучающихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса.

В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве со мной как педагогом, при защите проекта с коллективом СЮН, в дальнейшем с учеными, что само по себе очень важно и необычно.

В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции:

И как доказывает практика, исследовательскими проектами дети с удовольствием занимаются не только в старшем школьном возрасте, но и в среднем и младшем возрасте. С удовольствием принимают участие именно в тех видах работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

Содержание общеобразовательных программ дополнительного образования: «Юный натуралист», «Юный растениевод», «Цветоводство», которые я реализую в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» направлено на экологическое воспитание личности, её всестороннее развитие.

Приобщение школьников к проектно- исследовательской

деятельности. Исследовательская деятельность на сегодняшний день является одной из главных целей образовательно- воспитательного процесса.

В своей работе с детьми я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. С большим интересом, они участвуют в самой разной исследовательской работе. Исследования бывают как долгосрочными, (один проект может длится 4-5 лет), так и краткосрочными (от 1 месяца до года).

Темы проектов: «Выявление наиболее лучших сортов томатов»;

«Выявление эффективного способа размножения бегонии клубневой»;

«Выращивание лука репки рассадным способом»; «Сортоиспытание фасоли»;

«Зависимость сроков цветения хризантем на сроки цветения»;

«Мой школьный двор», «Аптека на подоконнике» и др.

Хочу отметить, что дети, которые посещают моё творческое объединение: «Цветочный калейдоскоп» проектами занимаются не только исследовательскими, но и творческими: такими, как Приложение № 1 Проект арт-объектов из вторичных материалов, скульптура «Афалина». Приложение № 2 Проект краснокнижные виды «Лебедь-шипун». Приложене № 3 «Летний мотив», цветочная композиция из живых цветов. Проект растительной косметики «Только на помощь природу призвав, силу почувствуешь масел и трав», «Овощи – источник витаминов»

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать какую-то истину распространяются на все сферы деятельности.

Я стараюсь организовать деятельность так, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предлагаю неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, интересным и полезным. К примеру: начинаю тему со слов «Рождение цветка – это настоящее чудо!», вы со мной согласны? И предлагаю: «А, как вы считаете, если мы с вами проведём наблюдение, например,

«Наблюдение за пеларгонией зональной», которая не только отличается красотой форм, окрасок листьев и цветов, но ещё и очень полезна, она борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, помогает при головных болях, снимает стресс.

Или «Наблюдение за аммалиллиусом», от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. «Наблюдение за аспарагусом», который тоже не просто красив, но и полезен, он поглощают тяжёлые металлы.

Ещё неповторимые, увлекательные, интересные, простые и не забываемые эксперименты Выращивание зерна в носке. «Полезные ёжики для кота» Приложение № 4

Когда дополнительно ещё проговариваешь о пользе каждого изучаемого растения, то у детей загораются глаза и им хочется каждому его изучить, пронаблюдать, вырастить, поделится своим опытом. На этом этапе работы уже можно говорить и о мотивации, и о проявлении интереса, а навык приобретается в процессе наблюдений.

Работа в малых группах, у обучающихся вырабатываются такие важные умения, как:

-изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать;

— осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

В процессе творческой работы над учебно-исследовательским проектом ребята включаются в активное творческое и деловое общение. Включение в процессе взаимодействия друг с другом развивает чувство ответственности за результат реализации проекта, ведёт к самооценке личностных качеств, как способствующих успеху (целеустремлённость, трудолюбие, порядочность, общительность, терпимость, образованность и др.).

Мои обучающиеся, мои юные исследователи ощущают востребованность результатов своей творческой деятельности, которая раскрывает возможности лично-значимой сопричастности, сотворчества в решении тех или иных проблем, задач, что определяет процесс саморазвития и самосовершенствования на творческом уровне.

Дети, работая над проектом выступают в роли: разработчик, аналитик, наблюдателя, экспериментатора, исследователя, собеседника, слушателя, критика, оформителя, художника, писателя, биолога, эколога, географа, натуралиста, докладчика.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность является школой творческого общения и личностного развития, это школа интеллектуального труда, которая способствует:

— актуализации интереса к процессу познания и получения научной практико-значимой информации;

— развитие творческой, коммуникативной, интеллектуальной инициативы;

— обучение новым информационным технологиям (самостоятельно работают как с литературой, так и с интернетом);

— создание предпосылок для развития научно-практического образа мышления;

— развитию творческого подхода к собственной деятельности;

— создание сферы общения (развитие языковой культуры и культуры общения).

Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на занятии в творческом объединении «Цветочный калейдоскоп» помогает обучающимся лучше усваивать тот или иной материал. А частая смена видов деятельности на занятии, позволяет обучающимся долго сохранять творческую активность.

Слагаемые творческого объединения

Главными слагаемыми моего занятия в творческом объединении является

комфорт, творчество, развитие и формирование ключевых компетенций:

Приложение № 5 «Мониторинг компетенций» На основании результатов мониторинга по компетенциям можно констатировать успешность усвоения образовательных программ. В первом полугодии по всем компетенциям преобладает средний результат, низкий результат остаётся довольно высокий процент.

Во втором полугодии приращение среднего показателя на 6%, высокого показателя в информационной и коммуникативной компетентности на 34,3% и высокое приращение на 46,3% по здоровьесберегающей компетентности и очень низкий процент минимального показателя по всем компетенциям, что говорит о положительной динамике.

Основными формами и методами диагностики, личностных качеств обучающихся в творческом объединении является наблюдение, анкетирование, тестирование, творческие интеллектуальные игры.

На первом этапе формирования групп, проводится входная диагностика сформированности экологической культуры (Моисеева Р.В., Колтунова И.Р. «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников».

Приложение № 6 На основании мониторинга результатов диагностики сформированности экологических отношений у обучающихся можно констатировать успешность усвоения образовательных программ. Результаты, представленные в таблице, говорят о положительной динамике и развитии личности обучающегося.

Своей работой я стараюсь привлечь детей особенно социально не защищённых, направить деятельность в нужное и полезное для них русло. Приложение № 7 «Социальный состав»

Работая над проектной и исследовательской работой на занятиях в творческом объединении не только подогревает мотивацию детей, делает занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию, самостоятельности, сплочённости группы, повышается уровень внутренней мотивации, уровень общего интеллектуального и творческого развития обучающихся. Развиваются качества творческой личности такие, как самостоятельность, креативность, инициативность, коммуникабельность, целеустремлённость, стремление к познанию, стремление к самореализации.

— развивает интерес к углублённому изучению наук;

— формирует навыки проектно-исследовательской деятельности;

— воспитыва ет высокие нравственные качества и духовную культуру обучающихся.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим необходимо, как можно больше проводить опыты, эксперименты, наблюдения за всем происходящим вокруг тебя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе, это как глоток свежего воздуха, который вдыхаешь глубоко и хочешь его задержать подольше.

Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых //Исследовательская работа школьников, 2006.

Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М., 2004

Биология в школе № 3 1994

Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.

ЗагрековаЛ.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М., 2004

Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

Народное образование № 10 1999

Якимов, Н.А.Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов//Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

Источник

Развитие творческих способностей обучающихся. Исследовательский подход в обучении

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности ; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально-педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися.

Доказано, что индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.

Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом, происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодежи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеучебное время («Неделя науки», научно-практическая конференция, устные журналы «В мире науки», викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы, творческие мастерские, конкурсы социальных проектов), материалом к которым служат работы учащихся, выполненные ими как самостоятельные исследования.

мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

— способной к саморазвитию и творчеству,

— обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

— имеющей позитивное мышление,

— умеющей предвидеть результаты своих действий,

— обладающей активной жизненной позицией.

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд, даже самый грубый,

возвышается до творчества.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через такие направления, как:

ü работа по индивидуальным программам,

ü творческие задания на уроках, интеллектуальные чтения,

ü элективные курсы,

ü ролевые и интеллектуальные игры.

Работа по индивидуальным учебным планам

Работа по индивидуальным планам дает мне возможность организовать творческую взаимосвязь, взаимодействие с учеником, проследить развитие ученика, вместе с ним сравнить его сегодняшний успех с прежними результатами.

Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиадах и занимают призовые места.

Развитию творческого потенциала способствуют творческие задания, как на уроках, так и в качестве домашнего задания. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Творческие работы учеников состоят в создании:

J уроков в игровой форме,

J компьютерных презентаций к урокам,

J кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Во вре­мя работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, при­менить имеющиеся у него

знания и опыт, продемонстрировать свою компе­тентность, ощутить успех.

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Мои ученики работали над следующими проектами и исследовательскими работами:

ü Изучение поведения волнистых попугайчиков в условиях домашнего зооуголка.

ü Твердые бытовые отходы в п. Агириш, проблемы их утилизации.

ü Исследование влияния образа жизни на состояние здоровья учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ п. Агириш.

ü Нарушение функций органов зрения в условиях севера.

Экологические аспекты здоровья человека. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. Генетика человека. Практикум по анатомии и физиологии человека.

Многие выпускники нашей школы обучаются в медицинских институтах, колледжах и других ВУЗах химико-биологического профиля.

Проведение ролевых и интеллектуальных игр

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Например, ролевые игры «Посещение врача», «Суд над сигаретой», «Своя игра», «Найди лишнее», в старших классах в рамках предметной декады организую и провожу межпредметные конференции, например, «Что такое старость, можно ли продлить молодость?», «Суд над природой и человеком», «Экологические проблемы современного человечества», «Урбанизация и здоровье человека».

В школе стало традицией проведение интегрированных интеллектуальных игр. Я ежегодно принимаю участие в разработке, проведении таких игр, а также в создании компьютерных презентаций к ним.

чем он хочет сделать

Перефразируя слова Владимира Даля, можно сказать так: « Учитель сам должен быть тем, кем он хочет сделать ученика ».

Достижение высоких результатов преподавания невозможно без постоянного самосовершенствования, самообразования учителя.

В заключение хочется вспомнить отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

— Да мне почти все равно, лишь бы попасть куда-нибудь.

— Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, конечно, если не остановишься на полпути.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *