к каким факторам развития личности относится воспитание

К каким факторам развития личности относится воспитание

Ожидайте

Перезвоните мне

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

Аннотация: Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка.

Статья:

Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.

Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.

От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша — правильно подойти к процессу его воспитания.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.

Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает.

Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.

Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.

Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни. В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.

Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.

Биологические

Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека — очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.

К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.

Наследственность

Это все, что мы получаем «в наследство» от родителей. Не только рост, цвет волос и глаз, но и черты характера, личностные особенности. Человек рождается уже с набором задатков. Что-то под действием воспитания может измениться, а что-то навсегда останется с ним. Наследственные факторы — что-то такое, что в нас есть по умолчанию, вне зависимости от нашего желания или нежелания.

Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.

Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.

Наличие патологий развития

Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.

Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.

Социальные

Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.

Социализация

Социализация, или процесс усвоения человеком социального опыта, начинается очень рано – буквально с первых дней появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:

Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.

Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.

Находиться в обществе — значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Семья и отношение к ребенку

Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.

Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить. Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:

В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:

Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период, ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика — черты личности, которые формируются под влиянием семьи.

Окружающая среда

Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.

Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения.

Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.

Воспитание

Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания — привить ребенку определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.

Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.

Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой. С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой — наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.

Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.

Образование

Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:

Волевое развитие

Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.

Возможность самореализации

Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение. А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.

Самокритика

Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и свою работу со стороны.

Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно. Тут их роль является ведущей.

Источник

Воспитание как фактор формирования личности

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено;

— наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов;

— на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований;

— психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей;

— одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5.1).

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

Рис. 5.1. Содержательные подструктуры личности

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть фото к каким факторам развития личности относится воспитание. Смотреть картинку к каким факторам развития личности относится воспитание. Картинка про к каким факторам развития личности относится воспитание. Фото к каким факторам развития личности относится воспитание

Рис. 5.2. Факторы формирования и развития личности

своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.

Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень её социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Источник

Статья «Воспитание как фактор развития личности»

Теория воспитания. Задачи и виды теории воспитания. Факторы воспитания. Классификация методов воспитания. Социализация.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитание как фактор развития личности»»

«Воспитание как фактор развития личности»

Воспитание-целенаправленное, планомерное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств и личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Выделяют следующие виды воспитания:

К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся:

Природные, наследственные факторы.

Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.)

Исторический этап развития общества.

Культурные национальные факторы.

Средства массовой информации.

Воспитательный процесс с помощью методов воспитания.

Российская педагогическая энциклопедия содержит следующую классификацию методов воспитания, основанную на методах изменения:

— отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сознание традиций и обычаев коллектива, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);

— деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

— компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

— компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача педагога- выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Группа методов, которые служат базой для различных классификаций.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

В профессиональной деятельности педагогические работники выбирают и используют методы воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются

— знания поставленных целей и задач воспитания;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

— интересов и потребностей обучающихся;

— их социального окружения;

— уровня сформированности группы, в которую они входят;

-собственных возможностей педагога.

С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация».

Впервые термин «социализация» стал использоваться в конце XIX века (1887 года) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации ( социализация –подготовка человеческого материала к общественной жизни).

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

В результате социализации происходит:

— усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев и традиций;

— формирование системы ценностных ориентаций и нравственных качеств личности;

— развитие навыков социального взаимодействия.

Стадии развития личности в процессе социализации:

Стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок выступает как объект общественных отношений, на который направлено огромное количество воздействий.

На этой стадии происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение основных видов деятельности. Человек обучается быть личностью.

Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст). Личность на этой стадии уже субъект общественных отношений.

Данная стадия способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого, проявлению именно того, чем один человек отличается от другого, проявлению своей уникальной индивидуальности, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем и проявляется его личность.

3. Стадия интеграции –период личностного и профессионального становления.

4. Трудовая стадия (период зрелости человека).

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст), основной задачей которой для личности выступает передача социального опыта новым поколениям.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вызов –СПб: Издательство «Питер», 2000-304 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебник пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- 2 –е издание стереотип.- М. Издательский центр «Академия» 2000-440 с.

Загвинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения. – М. Издательский центр «Академия», 2001-192 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. И доп. –М. Юрайт –М, 2001-607с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *