к каким данным относятся пункты управления руководителей го
Глава 5. Порядок создания, содержания и использования пунктов управления
Глава 5. Порядок создания, содержания и использования
пунктов управления
34. Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления.
35. Пунктами управления гражданской обороны называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплекс, или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления гражданской обороны в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
36. Повседневные пункты управления обеспечивают управление мероприятиями гражданской обороны в повседневной деятельности.
37. Повседневный пункт управления представляет комплекс технически оснащенных служебных помещений либо специально отведенное помещение. Одним из главных требований, предъявляемых к пункту управления, является постоянная готовность к работе.
38. Органы управления гражданской обороны города, а также объектов экономики, продолжающих производственную деятельность, по указанию руководителя гражданской обороны города размещаются на пунктах управления, оборудованных в защитных сооружениях либо на повседневных пунктах управления.
39. Для материально-технического обеспечения работы пункта управления и обеспечения его жизнедеятельности создается блок обеспечения, который может включать в себя транспортную группу, группу охраны, медицинский пункт, блок питания. Для обеспечения непрерывного руководства крупными и важными операциями по проведению спасательных и других неотложных работ в пункт управления может включаться узел связи.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2.2. Пункты управления гражданской обороной
2.2. ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
1. Пункты управления ГО, предназначенные для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
б) виды поражающих факторов, от которых обеспечивает защиту ЗПУ, в т.ч. сведения о наличии в ЗПУ режимов вентиляции (I, II или III режим вентиляции);
в) состояние укомплектованности ЗПУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией;
г) возможность приведения ЗПУ, его системы жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;
е) состояние обеспеченности гарантированной связью с ЗПУ с взаимодействующими пунктами управления и пунктами управления подчиненных органов управления ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает);
ж) наличие возможности оперативного доведения до исполнителей управленческих решений и получения необходимой информации;
з) наличие возможности задействования региональной системы автоматизированного оповещения с ЗПУ.
а) состояние укомплектованности ППУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией;
б) возможность приведения ППУ в готовность в установленные сроки;
в) состояние обеспеченности гарантированной связью с ППУ с пунктами управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов управления, муниципальными образованиями (отдельно отнесенными и не отнесенными к группам по ГО), организациями, отнесенными к категориям по ГО, а также формированиями ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает);
г) наличие возможности оперативного доведения до исполнителей управленческих решений и получения необходимой информации;
1.3. Краткие выводы о состоянии готовности пунктов управления ГО, предназначенных для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2. Пункты управления ГО, предназначенные для должностных лиц ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации
2.1. Сведения о ЗПУ, в том числе (отдельно по каждому ЗПУ):
а) виды поражающих факторов, от которых обеспечивает защиту ЗПУ;
б) состояние укомплектованности ЗПУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией;
в) возможность приведения ЗПУ, его системы жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;
г) состояние обеспеченности гарантированной связью с ЗПУ с пунктами управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов управления, муниципальными образованиями (отдельно отнесенными и не отнесенными к группам по ГО), организациями, отнесенными к категориям по ГО, а также формированиями ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает);
д) наличие возможности оперативного доведения до исполнителей управленческих решений и получения необходимой информации;
е) наличие возможности задействования региональной системы автоматизированного оповещения с ЗПУ.
2.2. Сведения о ППУ, в том числе (отдельно по каждому ППУ):
а) состояние укомплектованности ППУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией;
б) возможность приведения ППУ в готовность в установленные сроки;
в) состояние обеспеченности гарантированной связью с ППУ с пунктами управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов управления, муниципальными образованиями (отдельно отнесенными и не отнесенными к группам по ГО), организациями, отнесенными к категориям по ГО, а также формированиями ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает);
г) наличие возможности оперативного доведения до исполнителей управленческих решений и получения необходимой информации;
2.3. Краткие выводы о состоянии готовности пунктов управления ГО, предназначенных для должностных лиц ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации
3. Пункты управления ГО, предназначенные для органов местного самоуправления муниципальных образований, отнесенных к группам по ГО, и руководителей организаций, отнесенных к категориям по ГО
3.1. Сведения о ЗПУ (общее количество, состояние, муниципальные образования и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
3.2. Сведения о ППУ (общее количество, состояние, муниципальные образования и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
3.3. Лучшие и худшие муниципальные образования, отнесенные к группам по ГО, по данному вопросу, с указанием причин соответствующего решения.
3.4. Основные недостатки, влияющие на состояние готовности пунктов управления, принятые и предлагаемые меры по их устранению.
4. Сведения о наличии шифровальной аппаратуры связи и средств информационной безопасности в субъекте Российской Федерации (федеральном округе).
5. Оценка готовности системы связи ГО субъекта Российской Федерации (федерального округа), основные недостатки, принятые и предлагаемые меры по их устранению.
2.2. Пункты управления гражданской обороной
2.2. ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
1. Пункты управления ФОИВ (организации).
Адрес месторасположения ЗПУ
Тип ЗС ГО в составе ЗПУ (отсутствует, убежище, ПРУ или укрытие)
Виды поражающих факторов, от которых обеспечивает защиту ЗПУ, в т.ч. сведения о наличии в ЗПУ режимов вентиляции (I, II или III режим вентиляции)
Укомплектованность ЗПУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией, %
Возможность приведения ЗПУ, его системы жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки (да, нет)
Состояние обеспеченности гарантированной связью с ЗПУ с взаимодействующими пунктами управления и пунктами управления подчиненных органов управления ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает)
Наличие возможности задействования региональной системы автоматизированного оповещения с ЗПУ
1.2. Сведения о создании и состоянии запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля на запасных пунктах управления ФОИВ (организации), их территориальных органов и организаций.
Адрес организации балансодержателя ППУ
Состояние укомплектованности ППУ современными средствами связи, оповещения, информирования и оперативно-технической документацией
Возможность приведения ППУ в готовность в установленные сроки
Состояние обеспеченности гарантированной связью с ППУ с взаимодействующими пунктами управления и пунктами управления подчиненных органов управления ГО (в том числе указать какие виды связи обеспечивает)
1.4. Краткие выводы о состоянии готовности пунктов управления, предназначенных для ФОИВ (организации).
2. Пункты управления, предназначенные для ФОИВ (организации), их территориальных органов и организаций:
2.1. Сведения о наличии ЗПУ (общее количество, состояние, территориальные органы и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
2.2. Сведения о ППУ (общее количество, состояние, территориальные органы и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
3. Сведения о наличии шифровальной аппаратуры связи и средств информационной безопасности в ФОИВ (организации) на пунктах управления (повседневных, запасных и ППУ).
4. Общие недостатки и проблемные вопросы, влияющие на состояние готовности и эффективность работы пунктов управления, принятые и предлагаемые меры по их устранению.
2.2. ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
2.2. ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
1. Пункты управления, предназначенные для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.2. Сведения о создании и состоянии запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля на запасных пунктах управления органов и организаций.
1.4. Краткие выводы о состоянии готовности пунктов управления, предназначенных для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Пункты управления, предназначенные для должностных лиц территориальных органов МЧС России:
2.1. Сведения о наличии и состоянии ЗПУ, предназначенных для должностных лиц территориальных органов МЧС России:
2.2. Сведения о ППУ, предназначенных для должностных лиц территориальных органов МЧС России:
2.3. Краткие выводы о состоянии готовности пунктов управления, предназначенных для должностных лиц территориальных органов МЧС России.
3. Пункты управления, предназначенные для органов местного самоуправления муниципальных образований, отнесенных к группам по гражданской обороны, и руководителей организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороны, по форме:
3.1. Сведения о ЗПУ (общее количество, состояние, муниципальные образования и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
3.2. Сведения о ППУ (общее количество, состояние, муниципальные образования и организации, не имеющие данные пункты управления, дополнительные сведения в произвольной форме).
3.3. Основные недостатки, влияющие на состояние готовности пунктов управления, принятые и предлагаемые меры по их устранению.
4. Сведения о наличии шифровальной аппаратуры связи и средств информационной безопасности в субъекте Российской Федерации (федеральном округе).
5. Оценка готовности системы связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации (федерального округа), основные недостатки, принятые и предлагаемые меры по их устранению.
Пункты управления
Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.
Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны — это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления как в мирное время, так и в особый период.
Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.
Стационарные пункты управления можно разделить на:
— повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
— запасные ПУ, предназначенные для обеспечения устойчивого управления в особый период и в мирное время в случае невозможности использования повседневных ПУ. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава, согласно «боевому» расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения. Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
Узел связи загородного ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» — районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на вышестоящие и взаимодействующие органы управления в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
— защищённые рабочие помещения;
— помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
— пункты приема и передачи информации;
— автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
— наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
— места стоянки машин;
— посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30-40 % от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи.
Подвижные пункты управления могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
— воздушные ПУ — на базе самолетов или вертолетов;
— мобильные ПУ — на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и KB радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км ), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства мобильного узла связи — бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций, должны быть отражены следующие вопросы:
— состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
— органы, ответственные за содержание и приведение в готовность ПУ;
— состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
— время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
— состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
— периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
— организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
— задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
— вопросы организации работы на ПУ;
— вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
— состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
— вопросы организации связи с ПУ;
— мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
— вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
— порядок представления донесений и обмена данными между ПУ.