к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений

Методические рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий в рамках ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС

учитель начальных классов,

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Кто такой компетентный человек? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные УУД, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

ФГОС определяет портрет выпускника начальной школы.

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение 2) смыслообразование; 3) нравственно-этического оценивания.

При поступлении в школу, диагностировалась сформированность этих действий, определялась индивидуальная готовность к школьному обучению. По итогам диагностики, проведенной в нашей школе, полностью сформированная внутренняя позиция ученика лишь у 48 % первоклассников, у 42% частично сформировалось эмоционально-положительное отношение к школе, у 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявлялось в отсутствии желания ходить в школу, предпочтение игровой деятельности. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД.

Составляющие личностной компетентности.

познавательная активность, организованность, самостоятельность, ответственность, компетентность, потребность в саморазвитии, общая культура

На что направлено развитие личностных УУД

направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;

позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Нам близки основные положения научной школы Хуторского А.В.

Человек – неисчерпаем. Его возможности неисчерпаемы.

Человек потенциально равновелик миру.

Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.

Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Образовательная деятельность с позиции человекосообразности предполагает, что ученик имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность. Своей деятельности он придаёт смысл, подразумевает цель – предвосхищаемый результат своей деятельности. Отсюда следует, что учителю недостаточно предложить ученикам деятельность, нужно позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика.

Таким образом, наша модель системной образовательной деятельности включает в себя следующие этапы:

ученик изучает и осваивает образовательный объект;

создаёт в результате свой личный образовательный продукт;

с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;

переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;

процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

У ребенка сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания

У ребенка сформирована адекватная самооценка

Ученик видит свои сильные и слабые стороны понимает, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься

Ученик знает основные моральные нормы

Ученик умеет делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям

У ребенка развиты рефлексия, эмпатия и эмоциональная отзывчивость; доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

У ребенка сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру

Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе – это рассказы родителей о своей профессии, чтение стихотворений, конкурсы загадок, викторины о профессиях, экскурсии на предприятия. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников «Папа, мама, я – читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери способствуют этому.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики, уже в 1 классе произведения в «Азбуке»: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество». Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

Например, на уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; формулирование концептуальной информации текста. «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа».

Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в 3 классе произведения «Красные яблоки» И. Дика, «Тайное становится явным» В. Драгунского. На этих же произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни ситуаций, когда тайное становилось явным?».

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт. ИКТ в начальной школе на современном уроке: подготовка учителя к профессиональной деятельности: сб./под ред. В.В. Балакиревой;М.:изд-во ГОУ Окружной методический центр,2012.

Бунеева, Е. В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методическое пособие для учителя.- Изд. 2-е., перераб.- М.:Баласс, 2012.- 320с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. Учебник в 2 частях, 2 класс. Р.Н.Бунеев., Бунеева Е.В, 2012

Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. и др. Математика: Учебникдля 2– го класса в 3- х частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 2 класс. Методическое пособие для учителя по курсу математики с элементами информатики.- М.:Баласс, 2012.- 400с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Максимова Т. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» : 2-й класс : к УМК А. А. Плешакова.-М.: Просвещение,2011

А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Москва: Издательство «Просвещение», 2012

Источник

Статья «Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С 1 января 2010 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 1 сентября 2011 года начальная школа работает по этому Стандарту.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.(ФГОС, часть 1, пункт 8)

Выращивать таких людей позволяют ориентиры, заложенные и установленные требованиями Стандарта, в том числе к личностным результатам.

Личностные результаты – это результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, это результаты, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты достигаются посредством формирования личностных универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувство гордости за свою родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающихся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;

Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к децентрации (координация различных точек зрения на решение моральной дилеммы) – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Связь личностных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование личностных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе освоения содержания учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, в процессе организации разнообразных форм учебного сотрудничества, в различных формах внеурочной деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования личностных учебных действий.

Содержание предметной области « Филология » направлено на формирование всех видов личностных УУД.

В контексте курса « Литературное чтение » вырабатывается смыслообразование через прослеживание судьбы героя. Литературные произведения, тексты в учебниках, разрешение возникающих этических и нравственных коллизий мотивируют детей на серьезное размышление о духовно-нравственных ценностях человека.

Основы гражданской идентичности закладываются путем знакомства с героическим историческим прошлым России, ее культурой, воспитание чувства гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.

Выработка эстетических ценностей и критериев происходит на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Система знаний об основах моральных норм, формирование моральной самооценки расширяется при чтении и анализе литературных произведений. Обучающиеся учатся различать такие общечеловеческие ценности, как доброта, милосердие, забота, бескорыстие, мужество, стойкость, верность, способность любить, искренность, самоотверженность и многие другие.

В работе с содержанием курса « Русский язык » ребенок получает возможность для осознания себя гражданином России, сформировать представления о русском языке как средстве межнационального общения, представление о своей этнической принадлежности, приобретает опыт положительного отклика на чувства, поступки других людей. Текстовый материал учебников и разнообразные, предельно приближенные к жизненным ситуациям виды деятельности по развитию устной и письменной речи формируют широкую мотивационную основу учебной деятельности, интерес к познанию нового. Например, задание: «Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Выбери и запиши правильно составленные вопросы. Дополни их ответами. (Далее следуют 4 вопроса, из которых два верных.)

В русле предметной области « Математика и информатика » формируются основы для освоения обучающимися ценности знания, истины, научного познания как части культуры человечества.

Часто встречающиеся задания типа: докажи(те), исследуй(те), сравни(те), составь(те), сделай(те) вывод, объясни(те), составьте задание и мн.др., вовлекают обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, что является главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности.

Одна из целей предмета « Окружающий мир » – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

— На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.

-Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.

В учебнике окружающего мира изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность. Например, задание: «Опиши свой любимый уголок России. За что вы любите свою Родину, свой город?»

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.

Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

Используя ИК-технологии, ведется формирование критического отношения к информации и избирательность её восприятия, уважение к информационным результатам других людей.

В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.

Педагогические приемы, направленные на формирование

личностных универсальных учебных действий

«ЛОВИ ОШИБКУ!»: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать «опасные места» интонацией или жестом. Школьники должны мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Находка преподавателя ТРИЗ В.И. Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание «переходящую почётную шляпу Фомы неверующего».

В развитие этого приёма можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.

Другой вариант : ученик получает текст со специально допущенными учителем ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе и старшими.

«ЗАДАНИЕ МАССИВОМ»: Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Вариант 2: задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность найти знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится интереснее.

И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен «замахнуться». И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

«ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ»: продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной сложности.

«ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ»: у читель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства…. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

«МОРДАШКИ»: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!

«СВЕТОФОР»: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса – назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»: разыгрывается сценка на учебную тему.

Самое главное в деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий – это помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А. А. Гин. – М. : ВИТА – ПРЕСС, 2013.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Система развивающего обучения Л.В. Занкова : Начальная школа / Под ред. С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – «Просвещение», 2011.

Источник

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Саяногорск Лицей «Эврика»

УУД через использование современных образовательных технологий

Лоскутова Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийТехнология проблемного диалога;

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийТехнология продуктивного чтения;

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийТехнология оценивания учебных успехов;

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийИКТ-технология……………………………………………..

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийдействие смыслообразования , т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Смотреть картинку к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Картинка про к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достижений. Фото к формированию какого вида ууд следует отнести дневники достиженийдействие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

— участие в проектах;

— зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

— мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

— самооценка события, происшествия;

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

Я первый год работаю по Образовательной системе «Школа 2100» Программа построена на диалоге с ребенком.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

В учебниках 3-4 класса по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Тема: Где на земле теплее?

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

А ты как думаешь: где теплее?

Тема: Природные разрушители.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

-Откройте учебник на стр. 120, прочитайте диалог Лены и Миши.

-Какой вопрос у вас возникает?

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное в и дение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология )

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов- предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

При изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются следующие Личностные УУД :

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

«Личный ежедневник первоклассника» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа – эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *