изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Достоинство пребывания в омовении

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Омовение бывает двух видов: малое и большое. Хочу рассказать о малом омовении и о достоинстве пребывания в омовении, поскольку в наше время мало кто обращает на это внимание. Омовение – это мытьё определённых частей тела (лица, рук и ног) и протирание головы влажными руками (масху) с соответствующим намерением. Всевышний сделал омовение основным условием для совершения намаза. Аллах I в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие! Если собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову влажными руками и вымойте ноги до щиколоток. » (сура «Аль-Маидат», аят 6).

Помимо совершения намаза, омовение ещё обязательно и при следующих действиях:

1) обхождении вокруг Каабы (таваф);

2) прикасании к Корану;

3) поднимании Корана (пусть даже не прикасаясь к нему, например, в сумке).

Мусульманин должен всячески стремиться быть постоянно в омовении, поскольку это является богослужением и такой человек приравнивается к человеку, непрерывно поклоняющемуся Аллаху. Омовение также способствует увеличению удела (ризк) и защищает от всякого рода порчи и всего дурного. Омовение – настолько важная Сунна Пророка (мир ему и благословение), что без омовения нежелательно даже пить, есть и спать!

О достоинстве омовения есть очень много хадисов, перечислю некоторые из них.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит полноценное (т. е. в совершенстве, с соблюдением всех желательных действий) омовение, затем исполнит двухракаатную молитву, не думая о мирском, – очистится от грехов [и будет безгрешным подобно тому], как в день своего рождения» (Абу Давуд, 605).

В другом хадисе говорится: «Когда раб (Аллаха) совершает омовение и ополаскивает рот, то грехи выходят изо рта. Когда очищает нос, то грехи выходят из носа. Когда моет лицо, грехи покидают его лицо, даже если они находятся под ресницами. Когда он моет руки, грехи выходят даже из-под ногтей. И когда протирает голову, грехи выходят из головы, пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног, даже если они находятся под ногтями [ног]. Затем он отправляется в мечеть, и его молитва становится для него дополнительным [вознаграждением]» («аль-Муватта», № 30).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если в человеке есть добронравие, то Аллах улучшает из-за этого нрава все его деяния. [Что же касается] очищения человека для молитвы, то Аллах прощает из-за очищения его грехи, и его молитва остаётся дополнительной наградой для него».

Ещё один хадис гласит о том, что Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Не сообщить ли мне вам о том, за что Аллах прощает грехи и поднимает человека в степенях?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)». Он сказал: «Это – совершение омовения, невзирая на неприятное, множество шагов [по направлению] к мечетям и ожидание [следующей] молитвы после предыдущей – и это для вас рибат (в данном случае имеется в виду борьба со своим «эго»), если повторить это три раза» (Ибн Маджа, № 427).

Передаётся, что «кто тщательным образом совершит омовение, затем обратит свой взор на небо и произнесёт: «Ашхаду алля иляха илляллаху ваашхаду анна Мухаммадан абдуху варасулюху», – тому откроются все восемь врат Рая, и он войдёт в любую из них, какую пожелает» (Ахмад, Абу Давуд).

Сподвижник Пророка Умар говорил: «Воистину полноценное омовение отгоняет от тебя шайтана». Муджахид говорил: «Кто в состоянии не ночевать (спать), кроме как с омовением, поминая Аллаха и прося у Него прощения за грехи, то пусть так и делает. Поистине души воскрешаются так, как они были забраны», т. е. человек воскреснет в таком состоянии, в котором он умер.

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 6. Разъяснение ахкамов и суннатов малого омовения

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

فَصْلُ فِى تَمَامِ أَحْكَمُ الوُضُوء

Раздел, посвященный перечислению ахкамов малого омовения

بَيَانُ سُنَنِ الوُضُوء

Разъяснение суннатов малого омовения

Сунна (السُنَّة) в языковом значении – путь (طَرِيقَة), даже если этот путь подразумевает греховное поведение, в шариатском значении – религиозный образ жизни.

Сунна муаккада (السُنَّة المُؤَكَدَة) – то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал постоянно, но несколько раз оставлял, чтобы показать, что это не обязательно. За постоянное оставление сунны муаккада без уважительной причины, например, полоскания рта или носа в малом омовении, человек заслуживает порицания в этой жизни, но наказания в будущей жизни ему за это не полагается. За постоянное оставления сунны муаккада человек теряет право на шафаат (الشَفَاعَة) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (согласно хадису), это означает, что такой человек с большой вероятностью войдет в Огонь, так как лишен права на шафаат, но право на шафаат быть выведенным из Огня у него остается.

Сунна гейр муаккада (السُنَّة غير المؤكدة) или мустахабб – за ее оставление человек не заслуживает порицания в этой жизни и наказания в следующей, но за ее исполнение с искренним ниятом по воле Всевышнего Аллаха ему полагается награда.

Суннаты малого омовения:

Есть мнение, что последние 4 пункта – это не сунна муаккада, а мустахабб.

[1] Это самое верное мнение в мазхабе. Было мнение, что 1) достаточно омыть треть бороды, 2) достаточно омыть четверть бороды, 3) нужно протереть бороду (масх) – но от всех этих мнений шейхи отказались.

[2] Часть бороды, которая выходит за пределы лица, в фард омовения не входит, но омывать ее – сунна.

[4] Так как они очень малы.

[5] Женщина обязана шевелить серьги в ушах (во время гусля) и кольца, при этом не ставится условием, чтобы была уверенность 100%, что вода попала во внутрь отверстий для серег, но должна быть уверенность больше 50%. Проталкивать мокрую иглу в дырки в ушах – не фард.

[6] Tо же касается стрижки ногтей или усов), хотя это желательно.

[7] В данном случае имеется в виду второе значение.

[8] То есть полоскание горла и доведение воды глубоко в нос до твердой его части.

[9] Согласно хадису, который приводит Ибн Маджа: «Если вы совершаете вуду, то начинайте его совершать с правой стороны».

Источник

Урок 5: Мандубы омовения

Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид

Мир вам и милость Аллаха и Его благословение! Уважаемые братья, джамаат! На прошлом уроке мы с вами проходили мустахабы и макрухаты омовения по книге «Ханафитский фикх и его доказательства». Ин шаа Аллах, на сегодняшнем уроке мы поговорим о сыфатах и видах омовения.

Омовение делится на три вида. Фард, ваджиб и мандуб.

Случаи, когда омовение является фардом:

Для человека, собирающегося совершать намаз, взять омовение является фардом. Пусть даже это будет нафль намазом (дополнительный). Как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране, в суре Аль-Маида:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6).

Омовение является фардом для джаназа намаза, для совершения сажда тиляват, также для того, чтобы держать Коран, пусть даже это будет один аят, необходимо иметь состояние ритуальной чистоты которое достигается омовением.

Омовение является ваджибом когда совершается таваф вокруг Каабы. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:

«Совершать таваф Каабы – это тоже своего рода молитва. Воистину, Аллах позволил разговаривать во время тавафа. А если же говорить, то только благое». Ибн Хаджар, 3/482.

Несмотря на то, что таваф не является намазом, совершающему его следует иметь омовение, в противном случае, если таваф совершен без оного, то такой человек должен принести в жертву барана. Если человек, совершивший таваф, является в полном осквернении (джунуб), то он должен принести в жертву верблюда. А если человек, совершающий нафль таваф, находится без омовения, то должен дать садака.

1. Засыпать с омовением. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:

«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой».

2. Взять омовение, после пробуждания. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит:

«Человеку, который проснулся ото сна, является обязательным взять омовение».

Говоря «обязательным», Пророк Мухаммад (с.а.с.) здесь подразумевает желательность этого действия.

3. Постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал Билялу:

«Биляль! Что ты сделал такого, что вошел в Рай раньше меня? Когда бы (во сне) я ни заходил в Рай, впереди себя слышу твои шаги. Вот и вчера вечером я зашел в Рай, и опять услышал твои шаги впереди себя». Билял, да будет доволен им Аллах, ответил: «О Посланник Аллаха, каждый раз, произнося азан, я обязательно совершаю намаз из двух ракаатов. Когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново и считаю два ракаата намаза моим долгом перед Аллахом». На это Посланник Аллаха сказал: «Вот по благословению этих двух поступков!» (Тирмизи, Манакиб, 17/3689; Ахмад, V, 354).

4. Брать омовение, находясь в состоянии вуду, для нового вида поклонения.

5. После гайбата (хула, поклеп), или лжи, сплетен, после совершения любых плохих деяний.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если кто-то, будучи совершившим омовение, решит обновить его и совершит вновь, то Аллах в десять раз приумножит награду за это».

Так же, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

«Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114).

Брать омовение, после каждой совершенной ошибки, и будет для нас причиной прощения этих грехов.

6. Брать омовение, после того, как пел песни с плохим содержанием. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если какой-то человек совершит грех, затем возьмет омовение и прочитает намаз, то Всевышний простит ему его грех», а затем прочитал аят из суры Аль-Имран:

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (3:135).

7. Омыть тело покойного и поднять его. Как сказал Пророк Мухаммад (с.а.с.): «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль). А тот, кто поднимал тело совершит малое омовение (вуду, тахарат)».

8. Брать омовение, при наступлении времени каждого намаза.

Анас ибн Малик (р.а.) говорит: «Обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение для каждого намаза».

9. Омовение, перед очищением от полного оскрвернения, так же является мандубом.

Аиша (р.а.) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) перед очищением от полного осквернения, хорошо мыл обе руки. Затем смывал наджасу (нечистоту) и брал омовение как на намаз. Потом поливая воду на волосы, три раза обливался водой».

10. Так же, человеку в состоянии джунуб (половом осквернении), перед принятием еды и перед сном взять омовение, считается мандубом.

Аиша (р.а.) говорит: «Пророк Мухаммад (с.а.с.) брал омовение перед едой и перед сном, в состоянии джунуб».

11. Взять омовение перед половым сношением и после.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Если кто-нибудь из вас после половой близости со своей женой захочет повторить это, то пусть совершит омовение».

12. Омовение в состоянии гнева.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».

13. После принятия верблюжего мяса, взять омовение считается мандубом. И на счет этого вопроса, приводится в пример история, произошедшая с Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Однажды, когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) ел со своими сахабами верблюжье мясо, после этого приказал взять омовение тем, кто ел мясо верблюда. И некоторые ученые сказали что это было связано с принятием мяса верблюда, а некоторые ученые говорят, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) заметил, как у одного человека, принимавшего мясо верблюда испортилось омовение. И поэтому, дабы не стеснять того человека, Пророк Мухаммад (с.а.с.) приказал всем людям, которые ели мясо верблюда, взять омовение. И в целях принятия правильного решения, что бы не было разногласия, у нас, в ханафитском мазхабе, мандубом считается взять омовение, после принятия в пищу мяса верблюда. По словам, сподвижника по имени Баро ибн Азиб: «Когда у Пророка Мухаммада (с.а.с.) спросили про принятие в пищу мяса верблюда, он сказал, чтобы после этого вы взяли омовение».

14. В Священном Коране в суре Аль-Маида Всевышний Аллах, относительно омовения сказал: «Если вы дотронетесь до ваших жен». И некоторые люди, взяв прямое значение этого слова, решили, что если какая-либо открытая часть тела, коснется тела жены, то будет обязательным взять омовение.

У нас же, в ханафитском мазхабе, утверждено мнение, что Всевышний Аллах сказал эти слова из адаба. В целях того, чтобы выйти из этого разногласия, так же мандубом будет взять омовение после прикосновения к жене.

15. Как сказала дочь Сафуана Бусра, Пророк Мухамммад (с.а.с.) сказал: «Кто прикоснётся к своему половому органу, тот пусть совершит омовение».

Если мы открытой рукой коснемся своего полового органа, то для правильного совершения поклонения, мандубом будет взять омовение.

16. Следующее деяние мандуб – если человек, который берет омовение, сомневается омыл ли он ту или иную часть тела, то пусть снова омоет её. Это касается ситуации, когда сомнение возникают непосредственно при омовении. Если же прошло время, то для него это не обязательно.

Сегодняшняя тема на этом закончена. Пусть Всевышний Аллах дарует нам всем полезные знания! Аминь!

Источник

Малое омовение по ханафитскому мазхабу

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Арканы вуду (обязательные действия в малом омовении)

Малое омовение состоит из четырёх обязательных действий:

Что подразумевается под омовением? В Шариате существуют два разных понятия, между которыми мусульманин должен знать разницу: гасль (омовение) и масх (протирание). Омовение означает, что после попадания воды на какой-либо орган тела, с этого органа должны стекать капли воды (как минимум, 2 капли). Таким образом подчёркивается, сколько воды должно попасть на ту или иную часть тела, чтобы она считалась «омытой».

Что подразумевается в данном случае под словом воджх (лицо)? Под лицом в шариатском смысле подразумевается то, что мы видим, когда смотрим в лицо человеку спереди (т.е. сюда не относятся, например, уши и задняя часть головы). Между шейхами ханафитского мазхаба есть разногласие по поводу того, необходимо ли мужчине омывать пустое место (полоску, на которой нет волос) между ухом и бородой. По мнению имама Абу Юсуфа, да будет доволен им Всевышний Аллах, омывать эту полоску необязательно, потому что при взгляде в лицо человеку её не видно. Тем не менее, самое сильное мнение в мазхабе состоит в том, что омывать эту полоску нужно.

Если у мужчины очень густая борода, ему необязательно доводить воду до кожи под бородой, а достаточно омыть только внешнюю часть бороды. Часть бороды, которая выходит за границы лица омывать необязательно, но это является Сунной. Если у мужчины редкая борода (из-под неё видна кожа), для него обязательно довести воду до кожи под бородой. Обязательно омыть усы так, чтобы вода дошла до кожи, то же касается бровей.

2. Омовение рук. Необходимо омыть обе руки от кончиков пальцев до локтевого сустава (включая сам локтевой сустав). Чтобы омовение было действительным, необходимо избавиться от всего, что мешает попаданию воды на кожу (например, лак для ногтей или жир). Грязь под ногтями не влияет на действительность вуду. Если у человека длинные ногти, которые частично прикрывают подушечку пальца, необходимо, чтобы вода обязательно попала под ногти. Если вода не попала на подушечки пальцев, омовение недействительно (поэтому ногти на пальцах рук и ног нужно обязательно подстригать).

3. Омовение ног. Под ногами в данном случае подразумевается часть ноги, начиная от пальцев ног и до щиколоток (т.е. вся стопа до выступающей в районе щиколотки косточки включительно; саму косточку омывать обязательно).

4. Протирание головы. Для действительности омовения обязательно протереть (совершить масх) 1/4 часть головы.

Протирание всей головы является сунной. Для выполнения обязательного минимума достаточно намочить одну руку и провести ей по 1/4 части головы. Если человек помыл голову, налив на неё воды, это заменяет масх.

Источник

Сунны омовения (сунан аль-вудуъ)

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Сунны омовения (сунан аль-вудуъ)

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Лечение преждевременного семяизвержения

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Смотреть картинку изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Картинка про изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху. Фото изучение вопросов малого омовения с доводами относится к какому фикху

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Это то, что дошло до нас от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из его речи и действий, которыми он не обязывал совершать (других) и не осуждал никого, кто их не совершал.

Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются обязательными, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго их не придерживался или не осуждал кого-либо не соблюдавшего их. Этими действиями являются нижеследующие:

1. Произношение «Бисмиллях» начиная омовение

Есть некоторые слабые хадисы, в которых упоминается это действие, и все цепи этих хадисов указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия. В любом случае это хорошее деяние и в общих чертах является частью шари’ата.

2. Использование зубочистки /сивак/

В это действие входит использование зубочистки или подобного предмета для очищения зубов. Лучшее, что можно использовать для этой цели – это веточка от дерева арак, которое произрастает в Хиджазе. Применение (этой веточки) укрепляет десна, предохраняет зубы от кариеса, помогает пищеварению и облегчает мочеиспускание. Эта часть Сунны совершается используя любой предмет типа зубной щетки и т.п., который удаляет желтый налет на зубах и очищает рот.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если бы я (не боялся) обременить членов своей уммы, то велел бы использовать зубочистку при каждом омовении». Этот хадис передали Малик 146, аш-Шафи’и, аль-Байхакъи 1/35, аль-Хаким 1/245[1].

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Сивак – это чистота полости рта и довольство Господа (вами)”». Этот хадис передали Ахмад 6/47, ан-Насаи 5, Ибн Маджах 289, ад-Дарими 681, Ибн Хузайма 135 и ат-Тирмизи.[2]

Использовать сивак можно в любое время, но в пяти случаях это особенно одобряется:

1. Омовение

2. Молитва

3. Чтение Корана

4. Пробуждение от сна

5. Когда во рту появляется неприятный запах.

Постящиеся или не постящиеся люди могут использовать сивак в начале, конце или в течение любого времени дня. Об этом сообщается в хадисе ’Амира ибн Рабиа’, да будет доволен им Аллах, который сказал:«Я много раз видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком в то время, когда он постился». Этот хадис передали Ахмад 3/445, ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.[3]

Также является Сунной промывание сивака после использования.

Сообщается, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовав свой сивак, давал его мне. Я промывала его, затем пользовалась и снова промыв возвращала его пророку». Этот хадис передали Абу Дауд 52 и аль-Байхакъи 1/39.[4]

Сунной является чистить рот пальцем для того, у кого нет зубов.

Передают, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала: «O посланник Аллаха, должен ли чистить рот беззубый?» Он ответил: «Да». Она спросила: «А как?» Он сказал: «Пальцем». Этот хадис передал ат-Табарани.[5]

3. Обмывание рук три раза в начале омовения

Об этом сообщается в хадисе Аус ибн Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который рассказывал:«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение и он помыл руки три раза». Этот хадис передали Ахмад 4/9, ад-Дарими 689 и ан-Насаи 1/64[6].

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо он не знает, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари 162, Муслим 278, ат-Тирмизи 24, ан-Насаи 1/99, Ибн Маджах 395, но аль-Бухари не упомянул о том, сколько раз моют руки.

4. Прополаскивание рта три раза

Лакъит ибн Сабра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если совершаешь омовение, то прополосни рот». Этот хадис передали Абу Дауд 144 и аль-Байхакъи 1/52.[7]

5. Промывание носа водой три раза

Aбу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть втянет воду в ноздри, а затем выдует ее». Этот хадис передали аль-Бухари 161-162, Муслим 237, Абу Дауд 140 и ан-Насаи 1/65, 66.

Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа.

Сообщается, что однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. Он прополоснул рот, втянул воду в ноздри и выдул ее с помощью левой руки и повторил это три раза а затем сказал: «Именно так совершал омовение пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1078 и ан-Насаи 91.[8]

Прополаскивание рта и носа считается выполненным, если вода попадет в рот и нос любым способом, но правильное и достоверное (действие, которое передается) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не разделял эти действия.

Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд рассказывал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал свой рот и нос одной рукой и делал это три раза».

В другой версии этого хадиса говорится:«Он очищал рот и нос зачерпывая воду три раза». Текст хадиса согласован.[9]

(Также) Сунной является обильное применение воды во время совершения этих действий, кроме того случая, когда человек постится.

Сообщается, что Лакъит, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я сказал: о посланник Аллаха, объясни мне, как совершить омовение?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

“Соверши омовение должным образом, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при промывании носа, если ты не постишься”». Этот хадис передали Абу Дауд 142, аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, ат-Тирмизи 38 и 788, ан-Насаи 87 (1/66 и 69), Ибн Маджах 407. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Навави и Ибн Хаджар[10].

6. Прочесывание бороды пальцами

Передают, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочесывал пальцами бороду». Этот хадис передали Ибн Маджах 430, а Ибн Хузейма 1/78 и 79 и ат-Тирмизи 31 подтвердили его достоверность[11].

Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он взял горстку воды под челюсти и прочесал бороду, а затем сказал:«Так велел мне (поступать) Всевышний Господь». Этот хадис передали Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54 и аль-Хаким 1/250.[12]

7. Проникновение воды промеж пальцев рук и ног

Это пришло из хадиса Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда совершаешь омовение сделай так, чтобы вода проникала промеж пальцев рук и ног». Этот хадис передали Ахмад 1/287, ат-Тирмизи 39 и Ибн Маджах 447.[13]

Сообщается, что Аль-Мустаурад ибн Шаддад, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мыл промеж пальцев ног мизинцем». Этот хадис передали Ахмад 4/229, Абу Дауд 148, ат-Тирмизи 40 и Ибн Маджах 446.[14]

Также сказано, что при совершении омовения желательно двигать кольца, браслеты и тому подобные вещи[15]. Даже притом, что эти сообщения не достигли степени достоверности, можно совершать их, поскольку они попадают под общую категорию завершения и совершенствования омовения.

8. Повторение каждого действия по три раза

Это Сунна, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почти всегда следовал. А то, что он действовал по-другому, то это указывает на то, что другие действия являются допустимыми.

‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах:

«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть по три раза и сказал:«Таким является омовение. А кто сделал сверх этого, поступил неправильно, переступил границы и злоупотребил». Этот хадис передали Ахмад 2/180, ан-Насаи 140 и Ибн Маджах 422.[16]

Передают со слов ‘Усмана, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повторял каждое действие три раза». Этот хадис передали Ахмад 1/57, Муслим 9/230 и ат-Тирмизи 44.

Также достоверно то, что были случаи, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал каждое действие только один или два раза. Согласно большинству сообщений, он, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал свою голову только один раз.

9. Начинание каждого действия с правой стороны. [17]

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевая обувь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие дела, любил начинать с правой стороны». Этот хадис передали аль-Бухари 168, Муслим 268, Абу Дауд 33, ат-Тирмизи 608, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 401.

Передают со слов Aбу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда вы одеваетесь или совершаете омовение, то начинайте с правой стороны». Этот хадис передали Ахмад 2/354, Абу Дауд 4141, ат-Тирмизи 1766, ан-Насаи в «аль-Кубра» 5/482, Ибн Маджах 402, Ибн Хузайма 178, аль-Байхакъи 1/86.[18]

10. Растирание частей тела водой

Это означает растирать части тела водой во время их обмывания.

Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли две трети мудда воды с которой он совершил омовение и принялся тщательно растирать руки до локтей». Этот хадис передали Ахмад 4/39 и Ибн Хузайма 118 который назвал его достоверным[19].

Он же передал другое сообщение:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, растирая части тела». Этот хадис передали Абу Дауд ат-Тайалиси, Ахмад 4/39, Ибн Хиббан 1083 и Абу Йа’ля.

11. Соблюдение последовательности в действиях

Каждую часть тела следует вымыть одну за другой в предписанной последовательности. Совершающий омовение не должен отделять обмывание различных частей тела делами, не связанных с омовением, поскольку это считается отходом от принципов омовения. Такой является Сунна, и так поступали мусульмане ранних и поздних поколений.

12. Протирание ушей

Сунной является протирание внутренней части ушей указательными пальцами, а внешней части большими пальцами с водой, которая используется для обтирания головы, поскольку уши являются частью головы.

Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения омовения протер свою голову и уши изнутри и снаружи. Он также вставил свой палец во внутрь уха (прочищая его)». Этот хадис передали Абу Дауд 121, Ибн Маджах 442 и ат-Тахави.[20]

При описании омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Амир, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:«Он протер свою голову и уши одним протиранием». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд 133.[21]

В другой версии этого хадиса говорится:«Он обтер свою голову и внутреннюю часть ушей указательными, а внешнюю большими пальцами».

13. Удлинение «полос света»

Что касается удлинения «полос света» на голове, то это означает обмывать переднюю часть головы, которая является дополнением к обязательному обмыванию лица. Что касается удлинения «полос света» рук и ног, то это значит мыть локти и щиколотки. Также это относится к обмыванию выше локтей и лодыжек.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«В день воскресения люди из моей общины придут с сияющими белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах от следов омовении».

Абу Хурайра сказал: «И если кто-либо из вас сможет увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали Ахмад 2/400, аль-Бухари 136 и Муслим 246.

Абу Зур’a сообщил:«Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. И совершая омовение он вымыл свои руки выше локтей, а ноги выше щиколоток. Я спросил: «Что это?» Он сказал: «Это – степень приукрашивания». Этот хадис передал Ахмад 2/232 и текст принадлежит ему, хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима.

14. Экономия воды, находясь даже у моря

Aнас, да будет доволен им Аллах, сказал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая ѓусль (купание) использовал воды от сa’a[22] до 5 муддов[23]. А (малое) омовение совершал с одним муддом воды». Этот хадис передали аль-Бухари 201 и Муслим 325.

‘Убайдуллах ибн Абу Йазид рассказывал, что однажды один человек спросил Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:

«Сколько мне воды достаточно для омовения?» Он ответил:

«Один мудд». Тот снова спросил:

«А сколько достаточно для купания?» Он сказал:

«Один сa’a». Этот человек сказал:

«Этого для меня не достаточно». Ибн ‘Аббас сказал:

«Чтобы твоя мать тебя лишилась! Но этого было достаточно тому, кто был лучше тебя – посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1/289, аль-Баззар и ат-Табарани в «аль-Кабир» 11646, и рассказчики этого хадиса заслуживают доверия[24].

‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Сa’да когда тот совершал омовение и сказал:«Что это за расточительность о Сa’д?» Он сказал: «Неужели в использовании воды есть расточительность?» Он сказал:«Да, даже если ты находишься у протекающей реки». Этот хадис передали Ахмад 2/221 и Ибн Маджах 425 со слабой цепочкой рассказчиков.[25]

Расточительность – это использование воды, без какой либо правовой пользы, наподобие обмывания частей тела во время совершения омовения более чем три раза.

Хадис Ибн Шу’айба, приведенный ранее указывает на рассматриваемый вопрос.

‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах:«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился один бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть по три раза и сказал: “Таким является омовение. А кто сделал сверх этого поступил неправильно, переступил границы и злоупотребил”». Этот хадис передали Ахмад 2/180, ан-Насаи 140 и Ибн Маджах 422 и Ибн Хузайма с достоверной цепью.[26]

Передают, что ‘Абдуллах ибн Мугъаффаль, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, в этой общине появятся люди, которые будут преступать границы при совершении омовения и мольбе (ду’а)”». Этот хадис передали Ахмад 4/86, Абу Дауд 96 и Ибн Маджах 3864. [27]

Аль-Бухари сказал: «Ученые осуждают использование воды при совершении омовения более того количества, которое использовал пророк, да благословит его Аллах и приветствует».

15. Ду’а во время совершения омовения

Нет никакого подтверждения от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно мольбы во время совершения омовения, кроме хадиса от Абу Мусы аль-Аш’aри, да будет доволен им Аллах, который сказал:«(Однажды) я принес воды для омовения посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда он совершал омовение, я услышал, как он молился: “O Аллах, прости мне мои грехи, сделай место моего пребывания просторным для меня и дай мне благословения в моем уделе”. /Аллахумма-гъфир ли занби, ва васси’ ли фи дари, ва барик ли фи ризкъи/. Я сказал: “O пророк Аллаха, я слышал, как ты молился так-то и так-то”. Он сказал: “Разве мы оставили что-нибудь?”» Этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амаль аль-Йаум ва-л-Лейла» 80 и Ибн ас-Сунни 28[28] с достоверной цепью, однако ан-Насаи включил этот случай в главу с названием: «Что нужно сказать после завершения омовения», а Ибн ас-Сунни включил его в часть: «Что нужно сказать, когда человек находится в состоянии омовения».

Ан-Навави сказал, что у этого хадиса могут быть оба значения.

16. Ду’а после завершения омовения

Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-то из вас совершит омовение должным образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Mухаммад Его раб и Посланник” /Ашхаду анла иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика лаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ’абдуху ва расулюх/ то для него откроются восемь ворот рая, и он сможет войти в любые из них, которые пожелает». Этот хадис передали Муслим 234, Абу Дауд 169, ан-Насаи 1/93 и Ибн Маджах 470.

Передают со слов Aбу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Тот, кто совершит омовение и скажет: “Слава Тебе, O Аллах, и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет божества кроме Тебя, прошу Твоего прощения, и приношу Тебе покаяние” /Субханака аллахумма, ва бихамдика, ашхаду анла иляха илла Ант, астаѓфирука ва атубу илейк/, то это запишется для него на дощечке, затем на него поставят печать и она не сломается до Дня воскресения». Этот хадис передали ан-Насаи 1/93 и в «‘Амаль аль-Йаум ва-л-Лайла» 81, аль-Хаким 1/564, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби, ат-Табарани в «аль-Аусат» и цепь его рассказчиков является достоверной.[29]

Aн-Насаи также приводит этот хадис, но в конце со словами:«На ней поставят печать и поместят под трон и она не сломается до Дня Воскресения».

Что же касается мольбы:«О Аллах, сделай меня из числа кающихся, и сделай меня из числа очищающихся” /Аллахума-дж’альни минат-таввабин, вадж’альни миналь мутатаххирин/ риваят которого приводит aт-Tирмизи (55) и который сказал о ней: «Его иснад – «мудтариб»[30], то нет достоверного сообщения относительно этой (мольбы)».[31]

17. Молитва в два рак’ата после завершения омовения

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу:«O Билял, скажи мне, какое хорошее дело ты сделал в Исламе, что я слышал звук твоих сандалий перед собой в Раю?» Билял сказал: «Я не совершил деяния лучшего для себя, кроме того, что я не совершаю омовения в любое время ночи и дня кроме как молюсь с этим омовением что предписано мне молиться». Этот хадис передали аль-Бухари 1149, Муслим 2458.

Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Aмира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-то совершит омовение должным образом и помолится в два рак’ата с сердцем и лицом (полностью обращенных к молитве), Рай станет для него обязательным». Этот хадис передали Муслим 17/234, Абу Дауд 169, ан-Насаи 1/93 и Ибн Маджах 470 и Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 222.

Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана рассказывал, что он видел как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, попросил (принести) воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл руки, прополоснул рот и нос, высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл руки до локтей и трижды помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: Тому, кто совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух ракатов, в которой не станет беседовать с самим собой, Аллах простит предыдущие грехи”». Этот хадис передали аль-Бухари 159, Муслим 226, Абу Дауд 106, ан-Насаи 1/64, Ибн Маджах 285.

Другие действия (протирание глаз и морщин, движение кольцом, обтирание шеи, и так далее) не были упомянуты здесь, поскольку хадисы по этим вопросам не достигают степени достоверности, хотя (мусульмане) действуют в соответствии с этими хадисами дополнением к очищению.

Нежелательно, чтобы тот, кто совершает омовение, оставил какое-либо из действий, которые являются Сунной и которые были упомянуты выше, чтобы не потерять большую награду за совершение этих (простых) действий, поскольку тот, кто отказывается от Сунны, совершает неодобряемое дело.

[1] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5317.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3695, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 209, «Мишкат аль-Масабих» 381.

[3] Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/». См. «Да’иф Абу Дауд» 511. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пользовался сиваком, будучи постящимся”. Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089. Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует. ‘Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му’аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да”. Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.

[4] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих Сунан Аби Дауд 41».

[5] Аль-Хайсами в «Маджма’ аз-Заваид» 2/100 сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Аусат” и в его (цепочке передатчиков) есть ‘Иса ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, который является слабым (передатчиком)».

[6] Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса достоверный».

[7] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 131.

[8] Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса достоверный». См. «Сунан ан-Насаи».

[9] Т.е. этот хадис приводится в обоих сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. Прим. пер.

[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ирваъ» 935, «Мишкат аль-Масабих» 405, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 927.

[11] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4699, «Мишкат аль-Масабих» 409.

[12] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» 132, «Мишкат аль-Масабих» 408, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4696.

[13] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 452.

[14] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» 134, См. «Мишкат аль-Масабих» 407.

[15] Это следут делать для того, чтобы под них проникла вода. Прим. пер.

[16] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Мишкат аль-Масабих» 417.

[17] Т.е. обмывание правой руки или ноги прежде левых. Прим. пер.

[18] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См.“Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир” 787, «Сахих Абу Дауд» 3488.

[19] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным.

[20] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 112.

[21] Шейх аль-Албани сказал: «Очень слабый хадис /да’иф джиддан/». См. «Да’иф Абу Дауд» 20.

[22] Са’ – мера объема. Канонический са’ равен четырем муддам или же 4, 212 литра. Прим. пер.

[23] Мудд – мера объема. Канонический мудд равен от 1,053 до 1,055 литра. Прим. пер.

[24] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным.

[25] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «аль-Ирваъ» 140, «Мишкат аль-Масабих» 427.

[26] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 140.

[27] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «аль-Ирваъ» 1/172, «Сахих Сунан Абу Дауд» 87, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2396.

[28] Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир».

[29] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 2333, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб аль-Мунзири» 225.

[30] «Мудтариб» (запутанный) – сообщение, рассказчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как цепочку рассказчиков, так и текст хадиса, при том, что знатоки хадисов не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений. Прим. пер.

[31] Однако, шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. «Тамамуль-минна» 1/96-97, «Сунан ат-Тирмизи» 55.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *