изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции

Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает обязательное изучение педагогами школы индивидуальных психологических особенностей и учебных возможностей учащихся. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, воспитатель может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации поступков, а, следовательно, достигать качественного результата, определяя общий уровень развития и воспитанности, прогнозирования развития личности.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

Изучение учащихся следует начать с ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, особенностями здоровья, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

— Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.

— Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.

— Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

— Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Наконец, значительное место занимает знание воспитателями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Основные методы и приемы изучения личности учащегося:

— анализ документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, эксперимент, создание и моделирование педагогических ситуаций, педагогический консилиум, само и взаимохарактеристика, обобщение независимых характеристик и др.

Беседа является одним из главным методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.

дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности, оно является основным в системе организации воспитания.Оно предусматривает констатацию следующих свойств и качеств личности:

— критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе).

В процессенаблюдения учителю необходимо обращать внимание на следующие личностные качества:

-самооценка результатов работы,

-профессиональная направленность, т. е. активность в овладении профессиональными знаниями и умениями.

Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках

дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов, конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениями.

позволяют изучить отношение учащихся к миру, к самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты.

Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Возможные способы диагностики изучения обучающихся.

«Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы, учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

2. Главное в моей жизни —это.

3. Мне хорошо, когда.

5. Мне нравится, когда взрослые.

6. Мне не нравится, когда взрослые.

7. В свободное время я.

8. Самая большая радость моей жизни.

9. Самая моя большая ошибка.

10. Иногда мне хочется.

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

«Что у меня на сердце»

Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки.Учитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживания ребенка, найти пути их преодоления.

Таким образом, основной целью обучения становится раскрытие индивидуальных особенностей ученика, признание его своеобразности, формирование его как творческой личности. Наиболее важным результатом обучения становится не просто получение определенных знаний, а умение их извлекать из потока информации. Для развития этого умения воспитатель должен знать, какие стратегии предпочитает использовать ученик при восприятии и переработке информации, как эти стратегии сопоставляются с его собственными предпочтениями. В связи с этим педагог должен знать индивидуальные особенности ученика, оказывающие воздействие на процесс образования.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииФотоотчет о создании условий для полноценного физического развития «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииСоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Смотреть картинку изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Картинка про изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функции. Фото изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к какой функцииСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Источник

Изучение индивидуальных особенностей учащихся

Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

Учет нарушений поведения.

Немедленное реагирование на нарушения поведения.

Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

Групповые воспитательные занятия.

Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

Моделирование проблемных ситуаций.

Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

Изучение проблем школьника:
основные методы психолого-педагогической диагностики
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда мы говорим о

взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и педагогами, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого

совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различии опыта.

Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется педагог в общении с ним. Помимо диалога необходимо

наличие еще одной стороны общения между взрослым и ребенком. На психологическом языке эта сторона называется принятием

качествами, категорически отказаться от негативных оценок его личности, а обсуждать только неверно осуществленное действие

или ошибочный поступок. И если все вышесказанное станет для педагога очевидным, то, вероятно, его не будут шокировать

действий, поступков. Иначе как мы сможем своевременно узнать, что вами «посеяно», что и как корректировать? Самый лучший

сознательной, ответственной жизнью.
1. Психодиагностическая функция педагога

Основные требования и общепсихологические принципы диагностики

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей психического развития ученика.

2. Оценка результатов диагностики производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами,

а главным образом путем сопоставления их с данными предыдущих диагностических проверок того же ученика для выявления

характера и величины его продвижения, собственных его усилий.

3. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности,

а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития» (перспектив развития школьника, которых он может достичь при

сотрудничестве со взрослыми).

4. Изучение личности школьника важно не само по себе. Оно направлено на решение определенной педагогической задачи, «под»

которую и выбирается методика исследования.

5. Изучение индивидуальных качеств должно вестись с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания

необходимо предъявлять в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме.
Наблюдение

человека с целью изучения особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений личности, изучения

специфических изменений в определенных условиях.
Особенности психолого-педагогического наблюдения характеризуются тем, что они ограничены личностными возможностями

педагога. Наблюдать все невозможно. Область личного восприятия ограничена 7-9 наблюдаемыми признаками одновременно.

Поэтому надо стремиться увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой.

^ Наблюдение как источник данных о проблемах поведения

Методы наблюдения за «трудным» поведением (9). Важным поводом для наблюдения за поведением детей является

озабоченность взрослых отклонениями в нем. В этом случае целью наблюдения является сбор информации о трудностях. Когда взрослые

имеют дело с «трудным» ребенком, им может показаться, что он плохо ведет себя целый день. Спланированное наблюдение может помочь

реалистично оценить серьезность проблемы. Наблюдение может также показать, существуют ли специфические ситуации или события,

которые ухудшают положение, или же просто бывают дни, когда проблема стоит не так остро. Поскольку не все дети отличаются

неважным поведением, не следует проводить тщательных наблюдений за каждым. Но если ученик считается «трудным», наблюдение

может подсказать какие-то идеи и послужить, спустя некоторое время, базой для сравнения.
Методы опроса
Обычно в педагогике применяют следующие методы опроса: интервью (беседа), анкеты, личностные опросники.
Распространенность этого метода объясняется его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует

акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса можно получить информацию о мотивах поведения индивида, его намерениях,

планах на будущее.
Специфика метода опроса в том, что источником информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей,

хотя это не гарантирует полную достоверность информации. Поэтому так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне

отвечать на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Техника проведения опросов как раз и сводится к

тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность информации.

Интервью. Интервью проводят в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно,

в произвольной последовательности.

Достоинство интервью состоит в том, что его можно вести в неформальной обстановке. Поэтому учащийся, отказывающийся

заполнять анкету, охотно сообщит о себе сведения устно. Интервью позволяет наблюдать реакцию ученика, которая подчас более

информативна, чем сам ответ. Недостаток этого метода состоит в невозможности зафиксировать, а значит, и количественно обработать

его результаты, так как делать записи при учащемся не рекомендуется.

Анкетирование. Разрабатывая вопросы для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге хочет узнать.

Хорошо сформулированная цель поможет избежать лишних вопросов, избавит анкету от мнимой многозначительности.
Сначала излагают тему, цель опроса, затем сами вопросы, начиная с наиболее приятных и нейтральных. Они призваны сформировать

психологическую установку на сотрудничество, заинтересованность учащегося. Главные вопросы, требующие искренности, анализа и

размьшления, размещают в середине. Постепенно трудность вопросов снижают. Число их должно быть ограниченным, с тем чтобы

работа над ответами не превышала 15-20 минут.
В зависимости от характера возможных ответов вопросы могут быть открытыми или закрытыми. Ответ на открытый вопрос

типа: «Чем привлекает выбранная профессия?» дается в свободной форме, что позволяет обнаружить неожиданные, непредполагаемые

суждения. Однако чаще всего прибегают к закрытым вопросам, с выборочными ответами из числа готовых, так как выборочные ответы

легко стандартизируются и обрабатываются. Недостатком выборочного ответа является ограниченность выбора, возможное несовпадение

предполагаемых ответов с личной позицией учащегося. Чтобы снять этот недостаток, обычно ответы-альтернативы дополняют пустой

строкой собственного ответа.
По содержанию анкета может касаться фактов («Твои занятия в свободное время»), характеристики окружающих людей,

событий, суждений, («В чем, по-твоему, причина того, что тебе на уроке порою бывает неинтересно?»), намерений

(«Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Хочешь ли поехать в летний лагерь?»).

Метод незаконченных предложений (8). Разновидностью письменного опроса являются незаконченные предложения, которые

или: «Наша школа. ». В таком задании вопрос исследователя (Что такое сотрудничество? Что ты ценишь в людях? Что можешь сказать

о своей школе?) дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее

думать, искать более полные и искренние ответы.
Содержание незаконченных предложений определяется исследовательскими задачами. Если, например, требуется выяснить

не нравится в людях. »; «В себе я ценю. ». Эти предложения выявляют отношение учащегося к взрослым, своему коллективу, самому

себе. Информацию о направленности и содержании учебных интересов могут дать такие предложения, как: «В наши уроки я бы включил. »
Независимо от того, каковы исследовательские задачи, содержание предложений должно быть понятно опрашиваемым, в

противном случае не будут реализованы ни информационные, ни воспитательные возможности данного метода.
Такое представление информации позволяет увидеть, какие ценности находятся в центре внимания коллектива, какие «западают».

Изучение продуктов труда школьников. Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок,

рисунков, сочинений, творческих работ и др. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности,

ответственности, точности учащегося. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить

продолжительность вырабатывания, период наивысшей продолжительности труда, начало утомления, и сделать выводы о наилучшем

информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и

одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений.
Темы сочинений могут быть разными: «Я и моя школа», «Я и мои учителя», «Если бы я был классным руководителем» и др.

После выбора темы определяется основной круг вопросов, по которым сочинения будут дорабатываться. Например, по теме «Если бы я

был классным руководителем» выделяются следующие вопросы.

• Какие стороны деятельности классного руководителя выделяют учащиеся? (Работу с классом, индивидуальную работу, работу с родителями,

• Какие формы и способы работы с учащимися оцениваются положительно (отрицательно) и почему?

• Какой стиль отношений, общения, деятельности предписывают школьники классному руководителю?

• Какой видят позиции классного руководителя в жизни коллектива? (Главный руководитель, организатор, помощник, консультант,

не вмешивающийся в жизнь коллектива).

Сочинение предлагается написать учащимся дома (тогда точно определяется срок его сдачи) или в школе. По усмотрению исследователя

учащимся может быть предложен ориентировочный круг вопросов.

На основе всей этой информации опять же оценивается отношение школьников к деятельности педагога, к общению с ним,

Выявляются проблемы, относящиеся к педагогам, общей атмосфере в школе.

^ 3. Методики диагностики и самодиагностики личности (Способы осознания и осмысления собственных проблем)

Кажется, что, прожив на свете немало лет, мы изучили себя вдоль и поперек. Но, как ни странно, это далеко не так.
Как вы себе представляете самого себя? Воспринимают ли вас другие так, как вы хотите? Считаете ли вы себя ответственным за свои

лишь некоторые из вопросов, которые следует задать, если вы решили в себе разобраться.

Методика «рисование автопортрета» (5). Это занятие поможет участникам лучше понять, как человек воспринимает самого

себя. Необходимо взять большой лист бумаги, набор цветных карандашей и нарисовать себя в любой манере. Изображение может

претендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо или же себя в полный рост, в одежде и без.

Необходимо дать рисунку название.

При анализе автопортрета можно руководствоваться следующими вопросами:

• Занимает ли он весь лист?

• Выполнен ли резкими, отрывочными линиями?

• Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть, какие-то из них замаскированы или изображены непропорционально?

• Одет человек на рисунке или обнажен? Можно, не стесняясь, показать портрет другим?

• Какие настроения, цвета преобладают?

• Не чувствует ли автор, что что-то скрыл?

• Находится герой в покое или в действии?

• Получилась ли одинокая фигура, или она изображена на каком-то фоне?

Метод «фантастический выбор» (4). Метод «фантастического выбора» требует искусной игровой инструментовки. Дети должны

быть увлечены предлагаемой им ситуацией.

Ребятам можно предложить такие ситуации.

• Дайте три ответа на вопрос: «Приплыла к тебе рыбка, спросила: «Чего тебе надобно. »

• Оставшуюся жизнь ты проводишь на необитаемом острове. С собой можешь взять, что хочешь. Но назвать имеешь право лишь пять слов.

• Перед Новым годом Дед Мороз принимает все пожелания. Не очень отягощая его многочисленностью просьб, напиши, о чем бы ты

• У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывая мысленно по лепесточку, запиши самые сильные желания.

«Фильм о своей жизни» (5). Это упражнение поможет участнику пристальнее вглядеться в то, чем является его жизнь.

Необходимо расслабиться, закрыть глаза и представить, что смотришь фильм о собственной жизни.
Итак:

• Где происходит действие фильма?

• Кто главные герои, а кто второстепенные?

• Кто постановщик фильма?

• Что делают зрители, когда его смотрят?

• В чем кульминация сюжета; его развязка?

• Какие выводы из фильма можно сделать?

• Что чувствуют зрители, когда кончается фильм?

Эту методику можно использовать для стимулирования самопознания школьников или в качестве индивидуального средства изучения

«Характеризуем себя» (5). Необходимо выписать по порядку 10 слов, фраз или определений, которые наиболее полно характеризуют

участника. Затем проранжировать эти характеристики от наиважнейшей (1) до наименее важной (10).

Итак, сколько характеристик можно отнести к положительным? Сколько к отрицательным? Сколько являются нейтральными?
Предлагается выписать эти числа по следующим трем категориям: положительные (умный, удачливый, жизнерадостный),

отрицательные (зануда, толстяк), нейтральные (мальчик, школьник, восьмиклассник).

друга заполнить и 10 пунктов по вышеназванному образцу.

«Фантазии» (5). Ребятам (индивидуально или в группе) предлагается письменно поразмышлять над следующими вопросами.

• Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то какое бы выбрали и почему?

• Если бы вы могли на недельку поменяться местами с любым человеком, то кого бы выбрали для этого? Почему?

• Если бы в течение одного дня были невидимы, то как бы этим воспользовались?

• Если бы вы обладали экстрасенсорной способностью читать сокровенные мысли другого человека, то с кем бы вы захотели встретиться?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *