изображение каких исторических деятелей представлены ниже

Школьный этап 2021 ВОШ олимпиады по истории задания и ответы 5-11 класс

ПОДЕЛИТЬСЯ

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап 2021 по истории задания и ответы (критерии) для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Республике Татарстан: 28.09.2021 (28 сентября 2021 года)

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по истории 5 класс задания:

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по истории 6 класс задания:

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по истории 7 класс задания:

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по истории 8 класс задания:

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по истории 9 класс задания:

Школьный этап 2021 олимпиады по истории 10-11 класс задания:

Интересные задания с олимпиады:

2)Журналист газеты «Всякая всячина» предположил, что это остатки поселения «Человека умелого». Прав ли он? Свой ответ обоснуйте.

3)Появление и развитие какого явления духовной жизни человека того времени отражают эти находки?

4)Почему в погребениях археологи находят именно предметы?

5)О каких занятиях людей можно узнать по этим находкам?

6)Решите задачу. ОБЯЗАТЕЛЬНО пропишите арифметические действия. В 2021 году до н.э. торговец из Вавилона отправился со своим караваном в путешествие. Было ему 32 года. В своем путешествии он пробыл 5 лет. За 3 года до путешествия у купца родилась дочь. В каком году родился торговец? В каком году родилась дочь торговца?

7)Расставьте даты в верной хронологической последовательности. 1) 6725 год от Сотворения мира 2) XXI век до н.э. 3) 476 год до н.э. 4) III век до н.э. 5) 1555 год

8)Верны ли следующие утверждения о представленном изображении («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу. 4.1. Игра, придуманная в Индии для обучения ратному делу военачальников, в переводе с арабского называлась «шах умер». 4.2. Лунный календарь начал использоваться раньше, чем солнечный. 4.3. Термин «неандерталец» происходит от названия ущелья на территории Западной Германии. 4.4. Мотыжное земледелие пришло на смену плужному земледелию. 4.5. Ячмень и пшеница были первыми сельскохозяйственными культурами. 4.6. Керамика появилась в эпоху палеолита.

9)Иранцы называли его Ашаевна (Суровое море), греки — Понт Эвксинский (Гостеприимное море). Как его называем мы? 1) Каспийское море 2) Чёрное море 3) Средиземное море 4) Мёртвое море

10)Какую страну НЕ покорил Александр Македонский? 1) Египет 2) Италия 3) Сирия 4) Персия

11)Священным животным Древнего Египта являлся: 1) муравей 2) воробей 3) ехидна 4) сокол

12)Как звали греческого бога моря? 1) Посейдон 2) Фетида 3) Варуна 4) Тесей

13)Прочтите описание исторического события и укажите императора, имя которого пропущено в тексте. «Пожар бушевал пять дней. После его окончания оказалось, что из четырнадцати районов города уцелели лишь четыре. Три были разрушены до основания, в прочих семи сохранились лишь ничтожные остатки обвалившихся и полусожженных строений. … открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших».

14)Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в таблицу. 1. К концу I века н. э. Римская империя полностью контролировала территорию современной Германии. 2. Великая Китайская стена начала строиться в то время, когда существовала Римская республика. 3. Династия, основанная Хлодвигом, известна как Каролинги. 4. Латынь в Средние века была языком повседневности, на ней говорили даже жители деревень. 5. Наставником и воспитателем Александра Македонского был философ Диоген. 6. Вандалы были единственным германским племенем, имевшим собственный флот.

15)Какое из перечисленных сооружений построено в эпоху «Каролингского возрождения»? 1) Собор святого Петра в Риме 2) Палатинская капелла в Ахене 3) Собор святого Стефана в Вене 4) Собор Парижской Богоматери

16)Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец. «И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами». 1) Юрий Данилович 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III

17)Как называется документ, отрывок из которого представлен ниже? «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата или сын сестры; если не будет кто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него…»

18)Прочитайте отрывок из описания историком одного из городов Древней Руси и укажите данный город: «Сей северорусский город имел развитую торговлю с Ганзой, в нём имелись специально построенные гостиные дворы для немецких и скандинавских купцов… Не раз город подвергался угрозе захвата, однако, даже полчища Батыя не решились осадить его…» 1) Вятка 2) Торжок 3) Новгород 4) Ярославль

19)В каком городе правил князь, о котором идёт речь в отрывке? «Блаженный, приснопамятный и боголюбивый великий князь Михаил был сыном великого князя Ярослава, внуком же великого князя блаженного Ярослава Всеволодича, скончавшегося тяжкою смертью в Орде за христиан. Родился же он от блаженной, воистину преподобной матери, великой княгини Ксении; и воспитала его святая та и премудрая мать в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости».

20)Прочитайте отрывок из труда арабского географа Ибн Русте. Определите, к какому хронологическому периоду относится данное описание. «Булгар граничит с страной Буртас. Живут Булгаре на берегах реки, которая впадает в Хазарское море и прозывается Итиль, протекая между странами Хазар и Славян. Царь Булгар, Альмуш по имени, исповедует ислам». 1) III‒IV вв. 2) V‒VII вв. 3) IX‒X вв. 4) XII‒XIII вв.

21)Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты? 1) Михаил Тверской 2) Юрий Долгорукий 3) Евпатий Коловрат 4) Андрей Боголюбский 5) Узбек 6) Юрий Данилович

22)Какие из представленных ниже категорий населения, перечисленных в «Русской правде», относятся к зависимым? 1) закуп 2) рядович 3) огнищанин 4) холоп 5) волхв 6) дружинник

23)Какие из представленных ниже городов были столицами русских княжеств в период политической раздробленности? 1) Можайск 2) Новгород-Северский 3) Изборск 4) Любеч 5) Муром 6) Искоростень

24)Какому событию посвящено произведение «Хожение за три моря»? 1) посещение автором Китая; 2) пересечение автором Средиземного моря; 3) паломничество автора в Иерусалим; 4) путешествие автора в Индию 5) паломничество в Мекку.

25)В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится ниже? «Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим… 57. О христанском отказе. А христаном отказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…»

26)В каком году был принят документ, отрывок из которого представлен ниже? «Будет кто каким умышленьем учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

27)Какие три из перечисленных восстаний происходили в XVII в.? (6 баллов) 1) Соловецкое восстание 2) Астраханское восстание 3) «Медный бунт» 4) Восстание Степана Разина 5) Восстание под предводительством К. Булавина 6) Восстание под предводительством Е. Пугачева

28)Какие из представленных ниже культур активно выращивались крестьянством на Руси в X–XV вв.? 1) Рожь 2) Просо 3) Репа 4) Помидоры 5) Картофель 6) Тыква

30)Какие три из перечисленных памятников относятся к владимиросуздальской школе зодчества? 1) Успенский собор; 2) Дмитриевский собор; 3) Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву; 3 4) Церковь Спаса на Нередице; 5) Церковь Спаса на Ильине улице; 6) Церковь Покрова на Нерли.

31)Введение «Устава о резах», организация походов против половцев, созыв Любечского съезда князей, создание «Поучения»

32)Высказывание «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» связано с деятельностью 1) Екатерины II; 2) Петра I; 3) Александра I; 4) Александра II.

33)Во время правления Алексея Михайловича НЕ: 1) начинается формирование сословно-представительной монархии; 2) происходит успешная русско-польская война; 3) завершается процесс закрепощения крестьян; 4) появляется первый военный корабль; 5) начинается формирование полков нового строя.

34)Какие здания в Санкт-Петербурге были построены в стиле ампир: 1) Таврический дворец; 2) Казанский собор; 3) Исаакиевский собор; 4) Собор Смольного монастыря; 5) Михайловский замок.

35)Назовите правителей, которые воевали со Швецией: 1) Петр I; 2) Екатерина I; 3) Анна Иоанновна; 4) Елизавета Петровна; 5) Николай I.

36)По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 3.1. 1237 г., 1252 г., 1293 г., 1327 г., 1408 г.

37)В каком году произошло описанное С.М. Соловьёвым событие? «Между тем великого князя привезли в Москву на ночь 14 февраля и посадили на дворе Шемякине; 16 числа на ночь ослепили и сослали в Углич вместе с женою, а мать, великую княгиню Софью Витовтовну, отослали на Чухлому». 1) 1425 г. 2) 1448 г. 3) 1446 г. 4) 1453 г.

38)В каком году произошло описанное ниже событие? «Однако ж все почти города, как только услышали, что в Москве присягали Королевичу, с рвением присягали таким же образом, как и в столице, именно: Новгород Великий, Чаранда, Устюг, Переяславль Рязанский, Ярославль, Вологда, Белоозеро, Силийские города, и весь тот тракт к Архангельскому порту и к Ледовитому морю, также вся Рязанская земля до Нижнего Новгорода…» 1) 1607 год 2) 1609 год 3) 1610 год 4) 1611 год

39)Право России использовать проливы Босфор и Дарданеллы в военных целях было установлено: 1) Ункяр-Искелесийским договором 2) Бухарестским договором 3) Белградским договором 4) Берлинским трактатом.

Источник

Задания Всероссийской олимпиады школьников по истории для девятого класса. Школьный этап.

Выбранный для просмотра документ Ключи 9 класс история.doc

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

Максимальное количество баллов 100.

Задание № 1. (максимальный балл 3)

Задание № 2. (максимальный балл за все задание – 3)

Задание № 3. (максимальный балл за все задание – 6)

Задание №4 (по 1 баллу за каждый термин, всего – 2 балла).

4.2. Временнообязанные крестьяне

Задание № 6. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).

Задание № 7. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы зачастую были значительно сокращены. Это явление получило наименование __1_. В результате крестьяне были вынуждены арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами. Такая практика получила наименование __2__. Раздел земли между крестьянской общиной и помещиком фиксировался в _3_(наименование тип документа)_. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекался __4 (наименование должности)_.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее рыночную цену в полтора раза. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере _5 (примерная величина ссуды в процентах)_ стоимости наделов. Остальные _6 (остаток в процентах)_ крестьянская община платила помещику сама. В течение _7 (количество лет)_ лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме _8_ с начислением процентов. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое _9 (юридический термин)_ состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в _10_ году был издан закон о ликвидации этого положения крестьян.

Отчуждение излишек (отрезки).

Задание № 8. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите:

2) сферу их деятельности

3) примерное время их деятельности. (до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

1) Егор Францевич Канкрин (1774-1845гг.). Министр финансов. В 1839-1843 гг. провел денежную реформу.

2) Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) военный министр в 1861—1881 гг., основной разработчик и проводник военной реформы 1860-х гг.

Задание № 9. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

«Посещение бедных» — картина русского художника Владимира Егоровича Маковского (1846—1920), написанная в 1874 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Задание № 10. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите

2) место расположения (город),

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Задание № 11. Выполните задания по карте (задание 1 – 2 балла, задания 2-5 по 1 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл – 6).

Крымская война 1853-1856гг.

Задание №12 Работа с историческим источником (8 баллов).

На­зо­ви­те со­бы­тие, в связи с ко­то­рым был на­пи­сан «Ма­ни­фест», ука­зав дату (число, месяц, год) и место этого со­бы­тия. (1 балл)

Может быть ука­за­но, что

— «Ма­ни­фест» С.П. Тру­бец­ко­го был на­пи­сан в связи с вы­ступ­ле­ни­ем де­каб­ри­стов.

— Вы­ступ­ле­ние про­изо­шло 14 де­каб­ря 1825 г.

2. Ис­поль­зуя текст ис­точ­ни­ка, ука­жи­те, какие про­бле­мы и каким об­ра­зом пы­та­лись ре­шить со­рат­ни­ки С. П. Тру­бец­ко­го. (2 балла)

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие про­бле­мы:

— упразд­не­ние са­мо­дер­жав­ной вла­сти царя (или упразд­не­ние су­ще­ство­вав­шей в то время формы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния).

— со­зда­ние вре­мен­ных ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти

— до­сти­же­ние рав­но­пра­вия со­сло­вий

— из­ме­не­ние прин­ци­па ком­плек­то­ва­ния армии

— от­ме­на по­душ­ной по­да­ти и за­дол­жен­но­сти кре­стьян (не­до­и­мок)

Со­рат­ни­ки С.П. Тру­бец­ко­го пы­та­лись ре­шить на­зван­ные про­бле­мы

— по­сред­ством вос­ста­ния (ва­ри­ан­ты: мя­те­жа, во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та)

3. Кто вме­сте с С. П. Тру­бец­ким при­ни­мал уча­стие в этом со­бы­тии? (Ука­зать не менее 2-х фа­ми­лий со­рат­ни­ков С. П. Тру­бец­ко­го). (2 балла)

— Со­рат­ни­ки С. П. Тру­бец­ко­го: К. Ф. Ры­ле­ев, Е. П. Обо­лен­ский, А.И. Одо­ев­ский (могут быть на­зва­ны и дру­гие)

4. Какие категории российского населения могли быть заинтересованы в осуществлении планировавшихся мер? (1 балл)

Практически все слои населения были бы удовлетворены предложенными мерами, кроме привилегированных сословий.

5. Чем за­кон­чи­лось со­бы­тие, в связи с ко­то­рым С. П. Тру­бец­кой на­пи­сал «Ма­ни­фест»? (2 балла)

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

— вы­ступ­ле­ние де­каб­ри­стов было раз­гром­ле­но

— пять де­каб­ри­стов под­верг­лись смерт­ной казни

— дру­гие вы­сла­ны в Си­бирь или лишённые офи­цер­ских зва­ний от­прав­ле­ны в дей­ству­ю­щую армию слу­жить в ка­че­стве ря­до­вых.

(развернутый ответ, 25 баллов).

Напишите развернутый ответ по одной из предложенных тем:

1. Значение принятия христианства на Руси…

Может быть ука­за­но, что…

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

Может быть ука­за­но, что…

Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской государственности. Не только оборвалось государственное развитие, но вся русская государственная машина в княжествах, попавших под власть Золотой Орды, была круто переориентирована Восток, в Азию. Изменилось существо русской внешней политики: из самостоятельной она стала вассальной, из ориентированной на европейскую государственность и культуру превращалась в приспособленческо-азиатскую, из базирующейся на христианской психологии и понятиях начинала базироваться на восточно-рабской психологии.

Ордынское владычество привело к длительному упадку в экономическом, политическом и культурном развитии русских земель, положило начало отставанию их от передовых западноевропейских стран. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Границы земледелия отодвинулись на север. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города, их роль в политической и экономической жизни страны упала, исчезли навсегда или возродились лишь через 150-300 лет такие ремесла как скань, чернь, перегородчатая эмаль, полихромная поливная керамика, резьба по камню и др. Приостановилось каменное строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Ослабла связь городского ремесла с рынком, затормозилось развитие товарного производства. Дань “серебром” привела к утечке его в Орду и почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель, что обескровливало страну. Наконец, десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство в результате непрекращавшихся набегов монголо-татар на русские земли. Только за последнюю четверть ХIII в. было совершено 14 крупных вторжений на Русь, не считая множества более мелких набегов. Многие города, например, Переславль-Залесский, Муром, Суздаль, Рязань разрушались вновь и вновь.

Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории (особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран.

3. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

Может быть ука­за­но, что…

Безусловно, не все было просто в истории России к моменту прихода Петра I к власти. Его реформы имели реальные корни в прошлом, в традициях власти и подчинения России. Петр заставил Россию совершить гигантский скачок сразу через несколько этапов развития, которые она рано или поздно прошла бы.

Иногда Петра I называют революционером на троне, а его реформы – революцией сверху, но революционность царя имела в целом, как это ни парадоксально, консервативный характер. Модернизация государства ради консервации основополагающих принципов самодержавно-крепостнической системы – вот что оказалось конечной целью. Иными словами, реформы Петра I не столько способствовали быстрейшему развитию России по направлению к капитализму, сколько укрепляли феодальные устои.

Традиционная историография петровской эпохи не выходит, как правило, за рамки двух точек зрения на деятельность Петра, сложившихся в XVIII в. и существующих до настоящего времени: за и против его преобразований. Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации. Такой взгляд отстаивали русские ученые-историки В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.Г. Устрялов, С.М. Соловьев. Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы «блестящая ошибка». Так характеризовали его деятельность не менее известные историки М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, а также славянофилы XIX в. (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков). Не так резко, но весьма критически оценивали Петра историки конца XIX – начала XX в. (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов). Они считали неоправданными жесткие приемы проведения петровских реформ. Многие усилия Петра I, по их мнению, оказались не только бесплодными, но и вредными, в частности социальные меры затруднили и без того нелегкий путь России к свободному гражданскому обществу.

В послереволюционной отечественной историографии, посвященной Петру I и его эпохе, преимущественно подчеркивался в целом прогрессивный характер петровских преобразований в соответствии с классовыми оценками исторического прошлого нашей страны и делался акцент на обоснованность революционно-репрессивных мер проведения реформ, однако всегда указывалось, что все это осуществлялось в рамках феодально-крепостнического строя и было направлено на его модернизацию. Такие оценки прослеживаются в работах Л.Г. Бескровного, В.И. Буганова, Н.Н. Молчанова, Н.И. Павленко, Е.В. Тарле и др.

Несколько особняком стоят работы современного историка Е.В. Анисимова. Великие реформы, по его мнению, породили социальную стагнацию, заложили в общественное развитие противоречия, чреватые мощным социальным взрывом. И, может быть, утверждения этого историка о том, что Петр создал «тоталитарное государство» и был «типичным технократом», вызовут неприятие и споры, но тем не менее заставят задуматься и что-то переоценить в своих взглядах.

Оценки петровских преобразований.

Западники (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.Г. Устрялов, С.М. Соловьев).

Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Славянофилы, (К.С. Аксаков,

А.С. Хомяков). Некоторые историки (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин)

Противники петровских реформ, из-за которых были разрушены национальные русские устои

Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И. Буганов, Н.И. Павленко и др.

Петровские преобразования оценивались как прогрессивные в рамках классовых определений исторического прошлого

Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

Реформы Петра I были противоречивы, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил

4. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

Может быть ука­за­но, что…

На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение. изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Смотреть фото изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Смотреть картинку изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Картинка про изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Фото изображение каких исторических деятелей представлены ниже

На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в неразорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами. изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Смотреть фото изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Смотреть картинку изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Картинка про изображение каких исторических деятелей представлены ниже. Фото изображение каких исторических деятелей представлены ниже

Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году. Среди причин поражения армии Наполеона российский историк Н. Троицкий называет всенародное участие в войне и героизм русской армии, неготовность французской армии к боевым действиям на больших пространствах и в природно-климатических условиях России, полководческие дарования русского главнокомандующего М. И. Кутузова и других генералов.

Разгром Наполеона в России позволил международной коалиции, в которой главную роль играла Россия, сокрушить Французскую империю. Победа над Наполеоном как никогда высоко подняла международный престиж России, которая играла определяющую роль на Венском конгрессе и в последующие десятилетия оказывала решающее влияние на дела Европы. Вместе с тем внешнеполитическое усиление России не подкреплялось развитием её внутреннего уклада. Хотя победа воодушевила и сплотила всё русское общество, но военные успехи не привели к изменению социально-экономического устройства русской жизни. Многие крестьяне, бывшие солдатами и ополченцами в русской армии, победно прошли через всю Европу и видели, что крепостничество повсеместно отменено. Крестьянство ожидало существенных перемен, которых не последовало. Русское крепостничество продолжало существовать и после 1812 года.

Победа в Отечественной войне вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к свободомыслию, приведшее в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *