изложите четыре закона риторики какие качества оратора определяют его успех охарактеризуйте основные
Четыре закона общей риторики
Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики.
Первый закон – закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована. Диалог (здесь не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией.
Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Перечислим их:
1. Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, «больные места», психологический склад, – все, что может повлиять на результат вашей речи.
2. Близость темы слушателю. Близкими адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Важнее всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть не принятым аудиторией. Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.
3. Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.
Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи обобщений ораторов слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный.
Второй закон общей риторики – закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.
Третий закон – закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к вниманию слушателей.
Четвертый закон – закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолют-
но всем, особенно в аудитории, поляризованной с точки зрения ценностей (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.). Угодить одним – значит настроить против себя других. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей – является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации.
Риторика. Четыре закона риторики. Целевые виды речи.
Четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?
Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого
общения с аутодиторией. Риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий.
Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, журналиста, психолога, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.
Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней. Слово — оболочка, форма идеи, а идея — смысловое содержание слова.
Законы общей риторики.
1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.
2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только
дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.
3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.
4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.
Качества оратора, предопределяющие успех:
заинтересованность предметом речи;
знание четырех законов общей риторики.
Основные функционально-целевые виды речи:
информирующая речь — сообщает знания;
аргументирующая речь — прививает убеждения;
эмоциональная речь — создает настроение.
При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным.
На мой взгляд, наиболее эффективными в педагогической деятельности являются следующие средства выразительности:
Техника речи. Дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. К.С.Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб»
Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.
Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.
ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
Педагогический артистизм предполагает «пластическую мелодичность», когда жесты и движения гармонируют с обликом педагога, его речью, стилем, темой общения.
Пластика, жесты, артикуляция, должны привлекать и очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать учеников, и не вызывать у них насмешку. Пластическая мелодичность создаёт впечатление лёгкости изучаемой темы. Слушающие преодолевают свою внутреннюю и внешнюю неуверенность, общаясь с раскрепощённым педагогом.
Изложите четыре закона риторики какие качества оратора определяют его успех охарактеризуйте основные
Задание 1
Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя математики и почему?
Задание 2
Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике обучения математике и почему?
Задание 3
Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса обучения математике и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.
Задание 4
Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное, культурное право, право человека, право гражданина и субъективное отраслевое право. Что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя система образования?
Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст.43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.
В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.
Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека — правам солидарности людей. Право на образование — не только индивидуальное право, но и коллективное. Основные права и свободы не исчерпываются противостоянием и взаимодействием конкретного человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом «социализации основных прав и свобод». Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Задача права на образование как социального права состоит в создании системы государственных гарантий получения образования каждым человеком и в конечном счете в создании социальных гарантий реализации на деле той свободы, которая присуща человеку. Но словам председателя Европейской ассоциации образовательного права и политики профессора Яна Де Грофа (Бельгия), «фактически, свобода образования является не более чем теоретическим принципом, если эта свобода не трансформирована в эффективное социальное или культурное право и не закреплена в национальном и международном законодательстве об образовании». Таким образом, социальное право на образование и свобода образования рассматриваются в современном правовом демократическом социально ориентированном государстве как два взаимодополняющих принципа.
1. Система образования, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные гос
Задание 5
Изложите предмет, задачи и ключевые проблемы методики преподавания математики. Раскройте принципы дидактики, соблюдаемые в обучении математике. Какие методы обучения математике Вы считаете наиболее эффективными и почему? Какую роль в развитии школьника играет обучение ментальной арифметике? В чем состоит польза ментальной арифметики?
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕТЫРЕХ ЗАКОНОВ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ
Итак, рассмотрев риторические традиции и назвав риторические средства, связанные с фигурой адресата речи, мы вместе с тем сформулировали четыре основных закона общей риторики. Если вы снова обратитесь к их названиям и формулировкам, то увидите, что первый закон «гармонизирующего диалога» является самым общим. Три остальных закона раскрывают первый.
ГОВОРЯЩИЙ И АДРЕСАТ В ЖИВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.
Теперь мы уже имеем представление о том, что требует общая риторика от говорящего, и в общих чертах знаем, как нужно себя вести, чтобы выполнять главный закон создания эффективного дискурса — закон гармонизирующего диалога. Для того чтобы обсудить и понять основные законы риторики, нам пришлось в предыдущих параграфах искусственно «разделить» говорящего и адресата (участников речевого общения), как бы «растащить» их по разные стороны речевой ситуации и заставить эти фигуры на некоторое время «замереть в неподвижности», сделав как бы «стоп-кадр» нашей воображаемой видеозаписи процесса речевого общения. Этот «стоп-кадр» мы и рассматривали в предыдущих разделах.
Сейчас перед нами еще более сложная задача — оживив нашу «видеозапись», пронаблюдать фигуры говорящего и адресата в реальном живом взаимодействии. Какие отношения между ними могут сложиться? Как и чем регулируются эти отношения? Давайте посмотрим.
Законы и правила риторики
Законы риторики, по определению энциклопедического словаря, «совокупность приемов, которыми пользуются ораторы в речи с целью достижения общериторического идеала». Иначе говоря, опираясь на эти законы, человек стремится выстроить свою речь в соответствии со строгими канонами гармонии, этики, красоты, логики, создавая безупречный, по форме и содержанию, монолог.
Какие именно они бывают, в каких случаях применяются, поможет понять данная статья.
Основные законы риторики
Для чего в современном мире нужна такая, казалось бы, устаревшая дисциплина, как риторика? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять саму суть науки, предмет которой – человеческая речь, во всех ее проявлениях.
Из этого ясно, что владеть риторикой – значит, уметь говорить красиво, ясно, убедительно. В ряде профессий такое качество является необходимым, одним из основополагающих, но и вне рабочей деятельности человек, владеющий искусством отстаивать свою позицию в разговоре, оставаясь в рамках безупречной вежливости и последовательности, вызывает уважение, заставляет прислушаться к себе внимательней.
С самого начала необходимо разобраться с тем, какие основные законы риторики выделяют на сегодняшний день. В практике современной науки диалога, так называемой «неориторики», насчитывается ровно семь основных постулатов, широко употребляемых ораторами в процессе продумывания и написания публичного выступления.
Все вместе эти принципы служат базой для построения речи по четырем законам риторики:
Внимание! К основным законам риторики не относится закон краткости.
Закон гармонизирующего диалога
Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.
Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату. Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей.
Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:
Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.
Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление – собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества. Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.
Важно! Подача материала не должна быть «сухой». Оратору не следует бояться юмора, напротив, рекомендуется активно использовать его в речи. Расположенная к выступающему публика, с которой налажен эмоциональный контакт, проще воспримет и более серьезный материал.
Закон продвижения и ориентации адресата
Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.
Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.
Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.
Внимание! Отдельные фразы также должны быть четкими, завершенными, конкретными. Следует, по возможности, избегать размытых, пространных, неконкретных высказываний, которые можно истолковать двояко. У слушателя не должно оставаться впечатления недосказанности.
Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.
Закон эмоциональности
Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.
Внимание! Речь ни в коем случае не должна быть сухой, формальной, если ожидается вызвать ответную реакцию. Слушатели должны ощутить, насколько предмет волнует говорящего, задевает его лично.
Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:
Закон удовольствия
Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.
Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:
При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.
В заключение
Навык красноречия высоко ценился с древних времен, овладеть красноречием не так сложно. Среди множества тем достаточно выбрать одну, применив законы риторики, превратить свою речь в торжество словесного искусства.