избыток какой стихии в организме гиппократ считал причиной меланхолии
Избыток какой стихии в организме Гиппократ считал причиной меланхолии?
Итак, сегодня у нас суббота, 22 июля 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос — ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине — Избыток какой стихии в организме Гиппократ считал причиной меланхолии?
Правильный ответ A – ЗЕМЛЯ
Сам термин депрессия (от лат. depressio – подавление) появился сравнительно недавно – в XIX веке, а широкое распространение он получил только в 20-30 годах XX века. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией. Этот термин впервые был введен великим врачом древности Гиппократом (460-356 г до н.э). Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает melaina chole – черная желчь.
Гиппократ приводит два значения слова «меланхолия». Первое – один из четырех темпераментов человека, меланхолический. Гиппократ считал, что у людей меланхолического темперамента в организме преобладает черная желчь. Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок».
Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии… Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал симптомы, характерные для меланхолии – это “отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство”. О том, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня. Все это происходит, когда мозг становится излишне горяч, холоден, влажен или сух».
Меланхолия (от др.-греч. μελαγχολία «меланхолия», из μέλας «чёрный, тёмный» + χολή «желчь; гнев») — в русской терминологии «хандра, мрачное помешательство» — термин, обозначавший до начала XX века один из видов психических расстройств, приводящих к неприятным, болезненным психическим мучениям.
Термин был предложен ещё в древности «отцом медицины», греческим врачом Гиппократом. На протяжении столетий причиной меланхолии считался избыток желчи в организме.
История мрачного помешательства: меланхолия от Аристотеля до Дюрера
Kirill Rozhentsov
Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.
Черная желчь и безумие: откуда появилась идея меланхолии?
Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»
Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.
Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?
Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.
Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.
Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»
У самого Аристотеля теория четырех жидкостей не встречается, но у него есть любопытные рассуждения о меланхоликах в целом ряде сочинений, которые согласуются с данными обсуждаемого трактата. Например, в трактате «О памяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом не могут вспомнить. А в «Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится в состоянии возбуждения, поэтому они больше других нуждаются в медицинских средствах. В той же работе им приписывается необдуманная несдержанность: они следуют за воображением, не предаваясь размышлениям; меланхолики не могут ничего спланировать. В «Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор в состоянии своего рода божественного воодушевления.
Вино и катарсис: уникальность меланхолического темперамента
Непосредственно же в «Проблемах», отвечая на вопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт с вином, который напоминает о «Законах» Платона. Для того чтобы определить, кто пригоден к тому, чтобы быть хорошим гражданином, нужно давать ему вино — причем давать постепенно, ведь важны не дозы, а нарастание опьянения. У при принятии вина нарастает мера безответственности и бесстрашия. Кто-то способен преодолеть свою трезвую пугливость. Вино, таким образом, — это модулятор психических реакций, позволяющий на протяжении одного краткого эксперимента показать то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. Вино обладает свойством кратковременно и последовательно высвечивать черты характера в человеке, которые соответствуют тому или иному типу индивидуального характера.
Человек, принимающий вино, на момент оказывается то сангвиником, то флегматиком, то меланхоликом. В трактате имеется несколько наглядных примеров, на какой стадии опьянения высвечиваются те черты характера в человеке, которые другому носителю соответствующего темперамента даются как преимущественная диспозиция на всю жизнь. Вино и природа в обоих этих случаях достигают одинакового результата в силу одних и тех же причин: потому что природа вина сходна с природой черной желчи как смеси естественных жидкостей организма. Оказывается, что для Теофраста черная желчь — тоже смесь. Происходит не просто расслоение жидкостей — каждая более тяжелая жидкость представляет из себя смесь того, что есть в ней, с тем, что выше. Получается, что во флегме присутствует и светлая желчь, в крови присутствуют и флегма, и желчь, а в черной желчи присутствуют все четыре типа.
Таким образом, получается, что меланхолик способен имитировать при определенных условиях свойства всех других темпераментов, он обладает необыкновенной подвижностью. Черная желчь — это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает при физиологических процессах в организме. Черная желчь может моментально переходить из холодного состояния в очень горячее. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, к имитации других темпераментов, потому что они все в нем присутствуют. Во-вторых, он способен к огромному выплеску энергии, все может сгореть моментально, вслед за чем наступает колоссальный упадок сил. Отсюда берется общая меланхолическая болезненность.
Ганс Себальд Бехам. «Меланхолия»
Джордж Гловер. «Меланхолия»
Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь — эпилепсию — по имени Геракла.
Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис — это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис — это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.
Астрология и благополучие: систематизация теории меланхолии в Средние века и эпоху Возрождения
Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией — в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:
«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения — уста и чресла».
Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов — трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.
Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики — в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.
Вторая книга — «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа — доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, — как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.
Мода и высокое искусство: символизм в поэзии и гравюрах
В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:
«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей — страшный адский скрежет»
Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя — в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.
Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» — художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века — Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.
В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре — многогранник — интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.
Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»
Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна — хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.
Меланхолия и её лечение
Отсутствие настроения — это состояние, с которым сталкивался любой человек. Как правило, оно вызвано определённой причиной (неприятные или негативные события) и достаточно быстро вытесняется головным мозгом, возвращая организм на позитивный или нейтральный настрой. Однако некоторые категории лиц испытывают негатив на постоянной основе, даже без какой-либо предшествующей этиологией.
Некоторые могут подумать, что это особенность характера и не стоит уделять этой проблеме особого внимания. Но это в корне ошибочное мнение, потому что подобное поведение может быть признаком серьезной болезни, игнорирование которой может привести к ужасным последствиям.
Однако это вовсе не означает, что любой грустный прохожий — это потенциально больной человек. Между нормальной и патологической грустью существует колоссальная разница, которая далеко не всегда замечается окружением. Ко второй категории относится меланхолия, которая все чаще диагностируется у современного поколения (особенно в подростковом возрасте). Крайне важно своевременно выявить эти расстройства, так как подобный подход поможет спасти жизнь.
Что это?
Данный термин имеет несколько трактовок, каждая из которых используется в медицинской практике. Это:
Древнегреческий словарь определяет это понятие как «чёрная желчь». Великий Гиппократ говорил: «Люди, в которых много этой жидкости, склонны к хандре, мрачности. Они чувствительны к окружающему миру, воспринимают все близко к сердцу и часто плачут».
Симптоматика
Несмотря на отсутствие половой принадлежности, как показывают официальные статистические данные, чаще всего меланхолией страдают женщины. Максимальный пик приходится на юношеский возраст и 50 лет. Основными симптомами, на основании которых можно подтвердить этот диагноз, являются:
Этиология меланхолии
Существует большое количество причин, которые становятся пусковым механизмом для развития меланхолического состояния. У большинства пациентов выявляется одновременно несколько этиологических факторов, однако возможно диагностирование и одного. Наиболее частые это:
Диагностика меланхолии
Для диагностирования депрессивного расстройства необходимо наличие клинических критериев, измерение ОАК, электролитов ТТГ и некоторых других лабораторных анализов. Для подтверждения диагноза должна присутствовать клиническая картина, описанная выше (симптомокомплекс должен сохраняться на протяжении нескольких месяцев). Также выявляются предшествующие события, которые вызвали или могли вызвать это патологическое состояние.
Для скрининга разработаны и активно применяются краткие опросники. Они привлекаются для уточнения некоторых депрессивных признаков, но не могут использоваться для подтверждения диагноза (данных опроса недостаточно). Тем не менее, ряд вопросов, предполагающих однозначный ответ («да» или «нет»), помогут подтвердить наличие у пациента критериев, соответствующих большой депрессии.
Степень тяжести определяется выраженностью тревожности, продолжительностью яркой клиники, а также физической, социальной и трудовой дезадаптацией. В этом случае лечащий врач разговаривает на тему дальнейших планов, желания нанести себе вред, присутствия мыслей или попыток совершения самоубийства. На основании этих данных удаётся оценить тяжесть текущего заболевания, составить дальнейший прогноз и подобрать оптимальную терапию.
Как лечат меланхолию
Эту болезнь изучали на протяжении многих веков. Раньше её лечили такими нечеловечными методами как электрический шок и кровопускание. К счастью, современная медицина добилась небывалых высот, благодаря чему эти варварские лечебные методики остались в далеком прошлом. Результат этого развития можно наблюдать в нашей клинике. Это яркий пример высокого уровня профессионализма, обладания эффективными терапевтическими методиками в области психологии и психиатрии.
Многие ошибочно полагают, что с этим депрессивным расстройством можно справиться самостоятельно или при помощи таблеток. Но это роковая ошибка, которая может привести к усугублению текущего состояния. Для достижения желаемого результата необходим комплексный подход, включающий в себя не только прием лекарственных препаратов, но и квалифицированную моральную поддержку психолога. Поэтому крайне важно записаться к психотерапевту, который сможет найти индивидуальный подход к любому клиенту.
Существует ряд главных принципов, которые лежат в основе лечения меланхоликов. Это:
Особой популярностью среди мировых врачей пользуется когнитивная поведенческая терапия. Принцип её работы основывается на том, что наше сознание (как мы думаем) и поступки способны повлиять на самочувствие. Она состоит из регулярного посещения личного психотерапевта и четкого выполнения всех его рекомендаций. На этих сеансах специалист учит клиента мыслить рационально, помогает изменить негативные или бесполезные мыслительные модели и реакции на более реалистичный, радостный подход.
Лекарственные препараты от меланхолии
Основным лекарством, используемым для борьбы с меланхолией, является антидепрессант. Несмотря на множество мифов вокруг этих веществ, они активно применяются для терапии тревожных расстройств и тяжёлых депрессий. Однако они никогда не выступают в качестве остовой лечебной ветви. Это вспомогательное звено, которое нередко привлекается в случае неэффективности описанных выше методов. Сегодняшний ассортимент антидепрессантов отличается большим изобилием, но подбор и назначение определённого вида осуществляет исключительно лечащий доктор.
Решение принимается после предварительного осмотра и беседы, во время которой удаётся оценить состояние пациента. Также учитывается пол, возраст (для расчета дозировки), параллельный приём других медикаментов (могут быть противопоказания из-за несовместимости) и прочие нюансы (беременность, грудное вскармливание и т.д.). Одним из самых распространённых заблуждений об этих лекарственных средствах является моментальное наступление эффекта. На самом деле, первый результат появится спустя 14 дней непрерывного применения. Более того, каждый антидепрессант имеет свою эффективность, поэтому подходящий вариант проводится путём банального подбора.
Длительность терапии также устанавливается индивидуально. Она зависит от тяжести и реакции на проводимые лечения. Некоторым лицам, для достижения желаемого результата, потребуется от 6 до 12 месяцев, а кому-то прописывается на пожизненный срок. Подбор медикаментозной терапии осуществляется сугубо индивидуально. Применяются следующие группы:
Важно понимать, что антидепрессанты оказывают временный эффект. Они могут улучшить текущее самочувствие, но не способны заменить вашу индивидуальность или заставить чувствовать себя счастливой на протяжении всей жизни. Помимо этого, их бесконтрольный (без врачебного назначения) прием или самостоятельное увеличение дозировки может привести к появлению побочных эффектов. Это тошнота, рвота, головная боль, головокружение, повышенное потовыделение, чрезмерная возбудимость, увеличение массы тела, сухость во рту и даже половые нарушения (у мужчин возможна вялая эрекция).
В большинстве случаев, описанные выше побочки носят не продолжительный характер. При выявлении хотя бы одного из них, необходимо немедленно обратиться к своему психотерапевту, который заменит действующее лекарственнее вещество. Также необходимо знать, что пациенты, страдающие от депрессии, часто задумываются о суициде. Так как медикаменты начинают действовать в полной мере спустя две недели с момента первого приёма таблетки, во время этого ожидания пациент нуждается в более частом общении со специалистом нашей клиники.
Минусы меланхолии
Несмотря на то, что это медицинский диагноз, меланхолики имеют все права на нормальное существование. Считается, что люди с таким темпераментом обладают отличными творческими навыками. Они нередко становятся великими художниками или музыкантами, потому что их отличает тоновое восприятие мира, креативность и склонность к глубокому самоанализу. Такая категория лиц легко обучается и осваивает новые навыки, поэтому среди них чаще всего появляются настоящие вундеркинды.
Но даже такие положительные качества не могут перекрыть отрицательную сторону данного вопроса. Меланхоличные расстройства имеют большое количество весомых недостатков. Среди них:
Обращаясь в нашу клинику, вы сталкиваетесь с медицинским профессионализмом, ответственным подходом и гарантированным достижением желаемого результата. Мы предлагаем как амбулаторное, так и воспользоваться стационарным лечением. Для получения более детальной информации можно посетить наш официальный сайт или позвонить менеджерам, которые ответят на все актуальные вопросы.