иванов каким бывает снег читать
Детские рассказы
Иванов С. Художник: П. Григорьев
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает. Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото. Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно. Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи, лупи! Недолго тебе осталось. Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо. Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
С. Иванов. Каким бывает снег
Снежок порхает, кружится
Ответы к стр. 58
Сергей Иванов
Каким бывает снег
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
1. Каким бывает снег? Укажи ⇒
в октябре ⇒ робкий
в январе ⇒ тяжёлый
в феврале ⇒ злой
в апреле ⇒ дырявый
2. Прочитай текст молча. Подготовь выразительное чтение. Подчеркни слова, которыми автор передаёт восхищение зимним днём.
Самый злой и колючий – это февральский снег. Злится февральский снег, лютует… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
4. Отгадай загадку и запиши отгадку.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Занятие в группе к. н. 6–7 лет «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Аймесей Закуева
Занятие в группе к. н. 6–7 лет «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Чтение художественной литературы»
В группе комбинированной направленности 6-7 лет
Тема: «Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»
Дети заходят и становятся в круг с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, и теперь будем смотреть только на меня и слушать только то, что я вам скажу.
1. Организационный момент.
— Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее)
— Давайте, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся, покажем друг другу свое хорошее настроение и передадим его своим друзьям.
— А то чем мы с вами сегодня займемся, вам поможет понять игра. Хотите поиграть?
Игра «Собери картинку»
Работа в подгруппах
(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части, 1картинка на 6 частей, итого 12 частей).
Я попрошу вас подойти к столу и взять по одной части картинки.
А теперь посмотрите на обратную сторону картинки. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синей снежинкой, а те, у кого обратная сторона картинки белая, подойдите к столу с белой снежинкой.
(Звучит тихая музыка)
Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О зиме)
— Правильно, о том времени года, которое стоит на дворе сейчас.
— А как вы догадались, что на картинках изображена зима?
— Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Встают в круг- Сейчас, я предлагаю вам закрыть глаза, взяться за руки и отправится в гости к Зимушке-зиме в ее зимнее Царство.
Дети закрывают глаза. Воспитатель включает музыку «Зима» Чайковский
Вот мы и в зимнем Царстве. Скажите, что вы представили, когда слушали музыку? (Снегопад, снег на деревьях)
— А, может кто то из вас представил вьюгу? (Нет)
— А почему? (Потому что музыка звучала спокойная, нежная, красивая, не похожа на вьюгу)
— Вот видите, ребята, зиму можно не только увидеть, но и услышать, благодаря музыке.
— Молодцы,а сейчас послушайте загадку и отгадайте ее:
Странная звездочка с небо упала.
Мне на ладошку легла и пропала!
(Это снежинки, снег)
— Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный).
— Говорят снег пушистый, значит мягкий. Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату). Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий).
Воспитатель: А давайте, и мы превратимся в легкие пушистые снежинки.
Психогимнастика «Снежинки» (на эмоции)
— Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей одежде; сдуйте их.
— Давайте скажем слово «снежинка»по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
Воспитатель: А сейчас, присаживайтесь на стульчики.
-Ребята, какие периоды зимы вы знаете? (начало зимы, середина зимы, конец зимы)
— Назовите, какой месяц относится к началу зимы? (Декабрь)
— к середине зимы? (Январь)
— к концу зимы? (Февраль)
— А вы знаете, что писатели, поэты и художники подмечают в природе самое интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. Например, вы знаете, что снег бывает в начале, середине и конце зимы совсем разным. Послушайте, как рассказывает об этом писатель Сергей Анатольевич Иванов (обращает внимание на портрет) в своем рассказе «Каким бывает снег…». Внимательно послушайте.
Воспитатель читает рассказ
— Что вы только что послушали? (Рассказ)
— А как вы поняли, что это рассказ, а не сказка? (Здесь описываются явления природы, те, что бывают на самом деле, которые можно увидеть, и нет волшебных героев как в сказке)
— Вам понравился рассказ?
— Кто написал этот рассказ?
— Скажите коротко, о чем говорится в рассказе? (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег)
— Какими словами писатель называет первый снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю) «Самый первый снег робок и тих.Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает»
— Робкий – это какой? (Несмелый) Повторите ребята «робкий» (индивидуально 2-3 ребенка)
— Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы? Как описывает такой день писатель? (Ответы детей) «Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем» Повторите, как в рассказе описывается погода. Озимое поле, ребята, поле, засеянное осенью зерновыми культурами (пшеницей, рожью) оно покрыто первым снегом. Повторите «Озимое поле» 2-3 повтора индивидуально.
— Какими словами Сергей Анатольевич Иванов называет снег в Январе? (Сильный, спокойный, холодный, тяжелый) «Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья»
— С чем сравнивает автор январский снег? (С тяжелым, холодным одеялом).
— Что происходит с февральским снегом? (Злиться, лютует) Лютует тоже означает злиться (повтор 2-3 раза индивидуально).
— Как называет его писатель? (Ответы детей)
— Автор сравнивает февральский снегчеловеческими чертами характера: лупит, злиться. Вы заметили, ребята, я читала эту часть напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега.
— Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
— Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Воспитатель: Послушайте последнее предложение из рассказа, подумайте и ответьте, что хотел сказать автор нам этими словами.Читает: «Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Недавно по этой лыжне ушел от нас Дедушка Мороз. (Автор хотел нам сказать, что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).
Воспитатель: Вот как много мы узнали о зимнем снеге из рассказа Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» Что-то мы с вами засиделись, может поиграем? Проходите и становитесь в круг.
После физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, каким непохожим и неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы. Вглядитесь в эти картины (слайд с двумя картинами октябрьский и апрельский снег) и найдите, на какой картине изображен месяц октябрь (Дети говорят)
— Почему вы так решили? (Снега мало, виднеются еще ростки на озимом поле, он робкий, несмелый)
— Если на картине октябрь, значит, какой снег изображен здесь? (Октябрьский, он выпал в октябре) Повтор 2 раза
— А какой месяц изображен на второй картине? (Апрель)
— Почему вы так решили? (Проталины, снег тает, он грязный, плотный, липкий, дырявый)
— Если на картине апрель, значит, какой снег изображен здесь? (Апрельский снег)
Воспитатель: А теперь взгляните еще на картины (Слайд 2 с изображением января и февраля) Идет сравнение аналогичное предыдущему с опорой на слова из рассказа.
Воспитатель: Ребята, а сейчас,давайте встанем в круг и вспомним:
— Как назывался рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
— Кто написал этот рассказ?
— О чем рассказывает автор в нем? (Ответы четкие, краткие, не затянутые)
— Мне очень понравилось сегодня как вы слушали рассказ, как отвечали на вопросы, молодцы!
Сюрпризный момент «Снегопад»
— Мы так много сегодня говорили о снеге. А сейчас скажите мне, пожалуйста, когда с неба сыпет много снега, как это явление называется? (Снегопад)
— А вы знаете, что мы с Вами тоже можем сделать так, что сейчас в группе начнется снегопад! (Включается тихая нежная музыка)
— Для этого каждый из вас должен вспомнить пословицу о снеге и каждая пословица, сказанная вами, превратится в снежинку. Чем больше будет пословиц о снеге, тем сильнее и красивее будет наш снегопад.
Дети называют пословицы, этот процесс сопровождается анимационным снегопадом на слайдах.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Какой замечательный снегопад у вас получился! Я предлагаю Вам под эту красивую музыку покружиться как снежинки, потанцевать, спасибо Вам, ребята!
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса по области «Чтение художественной литературы» Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса по области «Чтение художественной литературы» Направление Задачи и интеграция.
Конспект НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе «В гости к дедушке Корнею» Программное содержание: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Конспект НОД в образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе «Пересказ сказки «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15г. Туймазы муниципального района Туймазинский.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Сказка Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» Тема: «Паровоз «Овечка» Д. Пентегов. Основное направление: чтение художественной литературы. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное.
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям с рождения до школы» Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически.
Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.
Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.
Открытый показ по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Репка» Тема: «Помоги зайчику советом». Цель: формировать представления о добре и добрых делах на основе русской традиции. Идея произведения: согласие.
Перспективный план работы по чтению художественной литературы во второй младшей группе в 2015–2016 учебный год (Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения / Авторы – составители О. С. Ушакова,.
Иванов каким бывает снег читать
Автор: Дупак Валентина Дмитриевна
Организация: МБДОУ №14 Детский сад «Светлячок»
Населенный пункт: Московская область, г.о. Химки
Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег».
Реализация областей: коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура, музыка.
Задачи:
Образовательные: формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; формировать первоначальный опыт общения с природой: учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте ( снеге), выделять его характерные свойства ( белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи, понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями, передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах, ( учить передавать образы зимней природы в рисунке и в словесном описании).
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе;
Виды детской деятельности: коммуникационная, продуктивная, познавательноисследовательская, двигательная, музыкально- художественная.
Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;
Форма обучения на занятии: путешествие, мастерская;
Предшествующая работа: заучивание стихотворений С.Маршака из цикла «Времена года»;
Активизация словаря: студень, сечень, лютый;
Материал: рассказ С.Иванова «Каким бывает снег»;чашка со снегом, чашка для воды из под крана, вата ( для имитации полёта снежинок); лист ватмана для творческого задания в технике «гроттаж», заострённые деревянные палочки,мяч.
Ход занятия
Литературное чтение С.Иванов «Каким бывает снег»
Предмет: литературное чтение Класс 2Г учебник Л.А.Ефросинина. Литературное чтение, в 2 ч, УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока С.Иванов «Каким бывает снег» Тип урока Открытие новых знаний
Оборудование: Проектор, компьютер, карточки
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе обучается 23 обучающихся. Отдельная группа обучающихся активно работают на уроке, доказывают свою точку зрения, умеют работать в паре. Другая группа детей недостаточно активны на уроке, но выполняют задания учителя, не всегда могут высказать свою точку зрения. Пять обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, двое из них обучаются по индивидуальной программе.
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов ;
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
У большинства учащихся недостаточно сформированы:
-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством С.Иванова и научно-познавательным произведением «Каким бывает снег»
Педагогические задачи: познакомить с новым понятием жанра – научно- познавательн ый рассказ ; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексе событиям; способствовать расширению читательского кругозора; формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закреплять литературные термины жанр и тема произведения; пополнять словарный запас; содействовать воспитанию интереса к родной природе; прививать интерес к предмету.
будут учиться находить ответы на вопросы к тексту; определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть особенности научно-познавательного рассказа
определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно ); высказывают мнение о своей работе;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе, парах (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения
осознавание и определение своих эмоций; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к явлениям природы; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение
Учитель проверяет готовность к уроку.
Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты любознателен
Встреча с новым писателем
Радость новых открытий
Наша задача на уроке научиться стать читателем, исследователем, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными
Настраиваются на урок
Р. привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,
К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Создание ситуации успеха.
Актуализация опорных знаний.
Обобщение читательского опыта
-Как называется раздел, который начали изучать на прошлом уроке?
-Какой отрывок из текста соответствует жанру и форме изученного нами на прошлом уроке произведения? Докажите.
-Назовите стихотворение, изученное на прошлом уроке?
-Какое же настроение мы должны создать при чтении наизусть?
-Давайте послушаем наших одноклассников и оценим их чтение, а затем вы поработаете в группах: послушаете остальных ребят и дадите оценку их чтению.
Заслушаем работу в группах.
-«Снежок порхает, кружится»
-Приводятся отрывки из художественного текста в прозе и художественного текста в стихотворной форме, вспоминают названия.
-Прочитали стихотворение З.Александровой «Зима» и учили его наизусть.
-Радость, удивление, восхищение
Чтение стихотворения наизусть 1-3 учащимися, фронтальное оценивание по критериям (табл.Приложение 1), затем в группах по 3бальной системе:
3б – удалось, 2б – удалось частично, 1б – не удалось
Выступление групп по чтению стихотворения наизусть.
Л. проявляет познавательную инициативу.
Р. учится ставить проблему
К. учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении.
П. строит высказывания, формули-рует вывод на основе анализа.
— Прочитайте слова (слайд 2 ) и скажите, какой образ у вас возник при их чтении?
РОБКИЙ, ТИХИЙ, СИЛЬНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, ЗЛОЙ
-Чтобы понять о ком или о чем эти слова отгадайте загадку (слайд 3):
Правильно, это снег. Найдите и назовите слова сравнения, которые вам помогли отгадать загадку.
— А как вы понимаете сочетания слов: робкий снег, злой снег? Когда он таким бывает?