история российской таможни начинается с какого века
Из истории таможенной службы России
Черновик статьи (реферата)
Российская таможня на рубеже эпох
Российская Федерация
.
.
.
.
Заключение
Российская таможня на рубеже эпох
История российской таможни ведет свое начало с упоминаний в древнерусских летописных источниках о торговых пошлинах и лицах, их собиравших. Первые уставные таможенные грамоты, свидетельствующие о развитии таможенного дела, появились на Руси в XV веке.
Важные периоды в истории таможенного законодательства отражают такие исторические источники, как «Таможенный устав» 1571 года царя Иоанна IV и «Соборное уложение» 1649 года царя Алексея Михайловича. Документами, положившими основу реформам российской таможенной системы, стали Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров» от 25 октября 1653 года и Новоторговый устав 1667 года.
На рубеже 20-30-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенным кодексом 1964 года таможня подчинилась Министерству внешней торговли СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.
Российская Федерация (девяностые годы ХХ века)
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России.
Существенные изменения в механизме внешнеэкономической деятельности государства оказали непосредственное влияние на развитие криминогенной обстановки в России, значительно предопределили рост преступных посягательств в экономической сфере нашего государства. Масштабы и общественная опасность контрабанды, других преступлений, направленных на подрыв экономической безопасности страны, неизмеримо возросли.
В системе правоохранительных и специальных органов России, осуществляющих функцию защиты экономического суверенитета России, таможенные органы занимают одно из ведущих мест. Это ставит перед ними задачу создания эффективного механизма противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия.
Одной из причин недостаточно эффективной борьбы правоохранительных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является преимущественное использование их сотрудниками традиционных форм и методов оперативно-служебной деятельности, в том числе при организации взаимодействия как между собой, так и с правоохранительными органами зарубежных государств. Правоохранительным сообществом России в борьбе с преступностью еще не в полной мере используются ресурсы таможенной службы России, являющейся субъектом оперативно-розыскной деятельности, органом дознания.
В ежегодном (от 25 апреля 2005 года) Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации работа таможенных органов отнесена к системообразующим элементам развития России, и приоритетом в их деятельности «должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства».
Содержащаяся в Целевой программе развития таможенной службы России до 2010 года задача активного вхождения России в мировое экономическое пространство, принимаемые меры по интенсификации взаимоотношений со странами Европейского Союза, унификации методов таможенного контроля, созданию современных информационных систем и широкому внедрению документально-электронных форм таможенного оформления, в том числе в упрощенной форме, в свою очередь, требуют совершенствования форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов России.
Применение в практике деятельности таможенных органов законодательных положений Таможенного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направлено на реализацию базовых принципов ВТО: содействие внешней торговле, гармонизацию таможенного администрирования, активную борьбу с международной преступностью и создаст необходимые условия для вступления России во Всемирную торговую организацию.
В то же время содержащиеся в Таможенном кодексе нормы, в частности, связанные с сокращением сроков таможенного оформления с 10 до 3 дней (на практике более 95% товаров в настоящее время оформляются в течение одних суток), упрощением таможенных процедур, и другие либеральные положения законов используются недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях совершения таможенных правонарушений.
В связи с этим перед правоохранительными, и особенно таможенными, органами России встает задача организации более эффективной борьбы с экономическими правонарушениями, активного использования всего спектра сил, средств, форм и методов оперативно-розыскной деятельности, поиска новых направлений сотрудничества с зарубежными таможенными службами, и в том числе с ТС Германии, накопившей уникальный опыт правоохранительной деятельности. Рациональное использование этого опыта таможенными органами России, на наш взгляд, является актуальной задачей, вызванной потребностями динамично развивающейся экономики страны
История российской таможни начинается с какого века
Таможенная служба России: история и современность
Российская таможенная служба имеет многовековую историю, что вполне закономерно, поскольку основная функция таможни – защита экономических интересов государства. Еще в Киевской Руси взимались сборы за провоз товаров через внешние и внутренние заставы. Слово «таможня» происходит от тюркского слова «тамга» – пошлина. Вначале так называли место на рынке или ярмарке, где взыскивали пошлины – «тамжили» товар.
По мере становления и укрепления Российского государства развивалось и таможенное дело. С XIII века платежи взимались уже в зависимости не только от количества, но и ценности товаров. Начиная с XVII века государственный контроль сферы внешнеэкономических отношений усиливается: запрещаются к вывозу отдельные товары, ограничиваются привилегии иностранных купцов. Торговым уставом 1653 года была установлена единая рублевая пошлина, а первым таможенным тарифом России считается принятый в 1667 году Новоторговый устав, определивший виды и размеры таможенных сборов (при этом было завершено разграничение внешних и внутренних пошлин, а внешние пошлины разделены на ввозные и отпускные).
Таможенная политика в разные периоды российской истории балансировала между жестко-протекционистским курсом (вплоть до утверждения охранно-запретительного таможенного тарифа 1822 года) и мерами, способствующими либерализации внешней торговли. Наиболее эффективными, в том числе с точки зрения фискальных интересов государства, следует признать периоды действия таможенных тарифов, сочетавших принципы свободной торговли с умеренно-протекционистской направленностью (например, тариф 1868 года). Образцом государственного покровительства отечественному производству стал тариф 1891 года, в создании которого принимали участие крупные ученые, в том числе Д. И. Менделеев. Приоритетами таможенной политики были провозглашены преимущество промышленных интересов перед фискальными, равная поддержка всех нуждающихся в этом отраслей промышленности, а также поддержка российских товаропроизводителей на внутреннем рынке. В советский период таможенное дело практически не развивалось в связи с существовавшей государственной монополией на внешнюю торговлю. Новый этап в истории таможенной службы России начался в 90-х годах, когда был взят курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. 25 октября 1991 года был образован Государственный таможенный комитет РФ, а с 1995 года в соответствии с указом Президента РФ 25 октября отмечается День таможенника Российской Федерации. В 1993 году приняты Таможенный кодекс России и Закон РФ «О таможенном тарифе». Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу. С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного Союза.
Таможенная служба России сегодня – один из важнейших государственных институтов, обеспечивающих защиту экономической безопасности страны, а также наполнение доходной части федерального бюджета. Две эти задачи являются постоянными и приоритетными направлениями деятельности таможенников.
Таможенный портал «Таможня.com». Все о тмаожне в России, Украине, Молдове, Приднестровье Армении, Азербайджане
Виртуальная таможня: Информационно-консультационная система, разработанная корпорацией «Единая Международная Сеть Таможенных Складов».
Андриашин Х.А. Таможенное право: Учебник /Х.А.Андриашин, В.Г.Свинухов, В.В.Балакин.-М.:Магистр,2008 (полный текст)
История таможенной службы в России.
В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.
В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из богатых купцов и служили бесплатно.
Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию- битью кнутом, а то и «смертной казни без всякой пощады».
В 1753-1757 годы вновь была проведена таможенная реформа, завершившаяся перестройку таможенной системы в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте провозглашалась отмена 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. В 1758 году все таможни были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет.
В 1763 году Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин был отдан под суд, а 24 августа 1762 года Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение.
Для надзора над ними учредили Главную над таможенными сборами канцелярию, а с 1789 года надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии, и таможни переподчинили ей. Министр коммерции стал главным начальником всех таможенных учреждений России.
В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.
Контрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она велась почти явно, например, в Бродах, на границе с Австрией или в Мемеле, на границе с Пруссией, где открыто существовали компании, которые за умеренную плату страховали контрабандные грузы. Характерным является пример, когда в 1831 году на северо-западной границе в районе Паланген была задержана контрабанда на сумму 48281 рубль. По тем временам это была очень крупная сумма. Товар прибыл из Парижа и предназначался для продажи местным купцам. Слух о задержании такой дорогой партии контрабанды дошел до Николая I, и он пожелал лично осмотреть груз. Монарх был весьма удивлен неистощимой фантазией контрабандистов: дорогие товары размещались под козлами в рессорах и даже в кожаных мешках, в которых хранилось сало для смазки колес. Увиденное так потрясло царя, что с этого времени он стал постоянно интересоваться охраной границ, требуя усиленной борьбы с контрабандой.
С начала 1865 года функции по правлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов.
В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия.
В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение Министра финансов.
В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.
Мировая война, первые годы революции и гражданской войны окончательно свели к нулю как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопроса о таможенной политике не возникало.
К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.
22 апреля 1918 года был принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. В июне принят декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.
В декабре 1921 года был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.
На рубеже 20-30-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенным кодексом 1964 года таможня подчинилась Министерству внешней торговли СССР.
Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР.
«Международный день таможенника» отмечается 26 января, начиная с 1983 года. «День российского таможенника» отмечается 25 октября.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России.
10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Евразийское экономическое соообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан)[3], выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана.
27 ноября 2009 года в г. Минске (Республика Беларусь) состоялось заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств.
В ходе заседания был подписан ряд документов, необходимых для функционирования таможенного союза, а именно:
1. Принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза.
Откуда пошла российская таможня?
История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них, «мыто», упоминается еще в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означала знак собственности, клеймо или печать. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на места их сбора, таможню.
С середины XVI века происходит централизация таможенного дела, создается законодательная база, совершенствуется таможенная политика.
В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства.
Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.
Эпоха Петровских преобразований характеризуется лишь односторонней фискальной направленностью российской таможенной политики.
Отличительной особенностью таможенного тарифа в период царствования Екатерины II было то, что:
— все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
— товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии, подлежали очень небольшому обложению;
— импортные пошлины на сырье, служившее основой для отечественного производства, также были очень небольшими;
— высокой пошлиной облагались товары, производство которых в государстве уже было освоено.
С 1811 года начал работать таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности, и была прочно увязана с внутренней и внешней политикой.
Постепенно таможенное законодательство достигло наибольшего развития, стало отвечать мировым стандартам. Но мировая война, первые годы революции и гражданская война окончательно свели к нулю как внешнеторговый оборот, так и функции российской таможни.
К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. А после Октябрьской революции, в 1924 году, появился Таможенный Устав СССР — первый кодифицированный акт по таможенному делу. Главной задачей таможенных органов стал контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.
В дальнейшем принцип государственной монополии еще более усилился, и таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля над провозом груза и пассажиров, а не как составная часть механизма регулирования внешней торговли.
Период с 1986 года по настоящее время характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов бывшего СССР. В странах СНГ были созданы собственные таможенные органы, которые с самого начала стали органами экономического регулирования.
В различные периоды истории государственными деятелями перед таможней ставились самые различные задачи. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась.
В некоторые периоды внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства.
Отдельное государство практически не в состоянии производить всю необходимую ему продукцию, тем более на высоком техническом уровне и требуемого качества. Именно поэтому многие предприниматели стараются выходить на внешние рынки, что позволяет им расширять производство и получать большую прибыль. Благодаря внешнеэкономической деятельности государство имеет возможность получать доходы в бюджет, закупать необходимые оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии для обновления своей экономики, обеспечения населения; экспортировать свои товары; реализовывать свою внешнюю политику, согласовывая ее с другими направлениями своей деятельности. И в упорядочении этой деятельности таможне принадлежит не последняя роль.
История таможни
Осокина И.
Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 году (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России, начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси.
На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И.Менделеев, Е.Осокин, Н.Н.Шапошников, А.И.Потяев, Л.Н.Марков, Ю.Г.Кисловский, А.Н.Козырин.
Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XIX века
Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию.
В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.
Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего благосостояние, в новом торговом уставе проводились о необходимости поднятия благосостояния народных масс в интересах государства.
В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 году был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 году была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях.
Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757 года отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».
Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывания систематического покровительства всему национальному.
В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение – десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В. Ломоносов, А.А. Вяземский, А.Р. Воронцов, А.А. Безбородко, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793 года) Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанным 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен. Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М.Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. После его введения (первоначально сроком на 1 год) промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки о сохранении тарифа на возможно длительный срок. В начале того же года Александром I был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи» на границах Западных губерний.
Подытоживая сказанное, отметим, что уже в ХVIII веке появились первые контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.
Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.
Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.
Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.
А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков
Таможенные органы советского государства
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: