история какая предметная область

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

В рамках предметной области «Общественно-научные предметы» предметные результаты изучения «Истории» должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Образовательные учреждения, при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.

В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения основного общего образования предлагается четыре варианта учебного плана, количество часов по общественно-научным предметам во всех вариантах неизменно, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, составляет 70 часов (по 2 часа в неделю), на «Обществознание» отводится 35 часов (1 час в неделю). Примерный учебный план (таблица 1):

— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;

— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается. Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Таблица 1

Примерный учебный план основного общего образования

Предметные областиУчебные предметы КлассыКоличество часов в неделю
VVIVIIVIIIIXВсего
Обязательная часть
Общественно-научные предметыИстория
Обществознание
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса3,521,5
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные (таким курсом может быть «Краеведение»);

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Согласно п. 22 приказа Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. N 224 в учебном плане для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, для курсов истории России и всеобщей истории дано единое название предмета «История», при заполнении классных журналов рекомендуется указывать единое название предмета «История» с ведением записи без разделения на курсы и выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год).

Содержание построено на основе проблемно-хронологического принципа, в связи с этим преподавание истории на ступени основного общего образования следует выстраивать единым курсом и рекомендуется вести синхронно-параллельно. При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место по объему учебного времени.

— прямое сравнение России и других стран;

— хронологическая синхронизацияизучения событий в России и в мире;

— анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Важное значение имеет прослеживание внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей

Цели изучения предмета «Обществознание». Общая цель преподавания обществознания как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования. Она состоит в «оптимальной социализации подростка, его приобщении к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формировании гражданской идентичности личности».

В соответствии с ФГОС второго поколения предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс (175часов, недельная нагрузка составляет 1 час.)

Главные цели изучения предмета «Обществознание» представлены в примерной программе по обществознанию для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс обществознания. К ним относятся, например, умение характеризовать основные этапы социализации, определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами, оценивать с позиции норм морали собственные поступки, использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности», сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода и др.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Обществознание», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Распределение учебных часов по предмету «Обществознание». Примерная программа по обществознанию для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 175 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 41 час, что составляет примерно 25% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане.

При составлении рабочих программ по истории и обществознанию необходимо руководствоваться Примерными программами по истории 5-9 кл., Примерными программами по обществознанию 5-9 кл. ФГОС. В отличие от примерных программ ГОС 2004 г. примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению количества часов на изучение той или иной темы в рамках часов, отведенных на изучение курса. Основное содержание курса – фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того по каким УМК работает учитель и отражено в примерных программах ООО.

Тематическое планирование делается в соответствии с тем учебником, по которому будет осуществляться обучение.

4. Учебно-методическое обеспечение организации преподавания курсов «История» и «Обществознание»

На основании Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» учителя имеют право на свободу выбора учебников и учебных пособий. Таким образом, главный критерий выбора учебников образовательным учреждением – это их наличие в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников и в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Перечень рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии. Перечень допущенных учебников содержит учебники незавершенных предметных линий.

Следует обратить внимание на то, что Федеральные перечни на 2013-2014 уч. год разделены на списки учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО 2010 г.) и содержание которых соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС 2004 г.). Это связано с переходным этапом на новые образовательные стандарты (перечень общеобразовательных учреждений для работы в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).

При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование метапредметных и личностных результатов. А также это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

В настоящее время определяющее место в организации преподавания курсов «История» и «Обществознание» занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету. При введении ФГОС основного общего образования второго поколения необходимо обеспечить преемственность со стандартом начального общего образования, В случае если учащиеся в начальной школе занимались по образовательной системе «Школа 2100», ГАОУ РК Институт повышения квалификации рекомендует не разрывать логику целостного и преемственного образовательного процесса, опирающегося на единую методическую и психологическую базу и продолжить обучение в 5 классе по рабочим предметным программам (УМК), разработанным в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100». Данные программы, а также необходимые рекомендации размещены на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/general

Подробная информация о современных УМК по истории и обществознанию (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp)

2. Издательство «Просвещение (http://www.prosv.ru)

3. Издательство Дрофа (http://server2.webisgroup.ru/drofa.ru)

4. Издательство Русское слово (http:// www.russkoe-slovo.ru)

5.Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ ( http://www.vgf.ru)

6. Издательство БАЛАСС (http://www.school2100.ru)

Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Источник

Школьный гид

История в основной школе

история какая предметная область. Смотреть фото история какая предметная область. Смотреть картинку история какая предметная область. Картинка про история какая предметная область. Фото история какая предметная область

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Разработано несколько учебно-методических комплексов (УМК) как по истории России, так и по Всебщей истории. УМК по истории включают в себя, как правило, учебники, рабочие тетради, тестовые задания, методическую литературу. В учебной деятельности также используются атласы и контурные карты по истории.

В федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254), включены учебники следующих завершенных предметных линий по истории для основной школы:

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение истории в 5-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
— формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
— понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
— владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
— осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
— приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Предметные результаты изучения предмета «История России. Всеобщая история» должны отражать:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *