историко культурная экспертиза земельного участка в каких случаях
Историко культурная экспертиза земельного участка в каких случаях
143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+
Памятка № 34 Проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка.
Дата публикации: 03.12.2018
Уважаемый заявитель!
В соответствии со ст. 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона
от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, работ по использованию лесов и иных видов работ подлежат проведению государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.
— обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона;
Списки аттестованных экспертов размещены на сайте Минкультуры России (Главная > Министерство > Департаменты > Департамент государственной охраны культурного наследия > Аттестация экспертов
по проведению государственной историко-культурной экспертизы > Аттестованные эксперты). Государственный эксперт должен иметь аттестацию – «земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению».
По вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы также можно обратиться в организации, уставными целями деятельности которых является проведение археологических полевых работ, и в трудовом отношении с которыми состоят эксперты.
Такими организациями являются, в том числе.
— ФГБУН Институт археологии Российской академии наук (117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, т. (499)126-47-98),
— ООО «ЦАИ «Куликово поле» (142106, Московская область,
г. Подольск, пр-кт Ленина, д. 47, т. (4967)63-19-51),
ООО «Столичное археологическое бюро» (Москва, ул. Ильинка,
д. 4, офис 226, т. (495) 234-31-75),
ООО «Археологические изыскания в строительстве» (109052, Москва, Лужнецкая наб., д. 2/4, офис 406),
МБУ «Коломенский археологический центр» (140400, Московская область, г. Коломна, ул. Кремлевская, 5).
— обращение на бланке организации о проведении историко-культурной экспертизы земельного участка путем
— ситуационный план земельного участка – 1 экз.;
— копия правоудостоверяющего документа на земельный
участок с указанием кадастрового номера (при наличии);
— копия Кадастрового паспорта земельного участка с
кадастровым номером (при наличии);
— копия письма органа охраны объектов культурного наследия
— обращение на бланке организации о направлении
результатов проведенной историко-культурной экспертизы
земельного участка путем археологической разведки;
— документация, подготовленная на основе археологических
полевых работ, содержащая результаты исследований, в
соответствии с которыми определяется наличие или
отсутствие объектов, обладающих признаками объекта
культурного наследия на земельном участке;
— заключение государственной историко-культурной
экспертизы указанной документации.
При наличии информации о ранее проведенных историко-культурных исследованиях в зоне проектирования, просим направить их результаты
в Главное управление.
Со своей стороны, Главное управление готово дать разъяснения
по вопросам, связанным с проведением государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.
Для получения разъяснений Вы можете обратиться в Главное управление по адресу: 123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корп. 1,
бизнес-центр «Орбита-2», 8-й этаж (станция метро «Строгино»);
справки по документам: +7 498 602-19-66 доб.46221,
46216; +7 498 602-19-69 (факс).
Историко культурная экспертиза земельного участка в каких случаях
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Необходимо ли проведение государственной историко-культурной экспертизы земельных участков до начала проведения земляных, строительных работ при отсутствии у органов охраны объектов культурного наследия сведений об отсутствии объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и утвержденных границ территории, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия?
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
— постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
— письмо Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР «О направлении для использования в работе механизма взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия»;
— решение Верховного Суда РФ от 6 марта 2018 г. N АКПИ17-1154 «Об отказе в признании недействующим письма Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Основания для запроса историко культурной экпертизы
При этом таких требований в градостоительном плане не прописано и все остальные документы были представлены.
Такое впечатление, что данную экпертизу требуют со всех без разумных оснований.
Я правильно понимаю, что если участок относится к историческом поселению и т.п., то это должно быть отражено в ГПЗУ?
Насколько обоснованны требования экспертизы «по умолчанию»?
Собираюсь подавать жалобу.
Пётр, добрый вечер. В соответствии со ст.15 ФЗ-73
1. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Т.е. установление наличия ОКН (объекта культурного наследия) осуществляется на основании записи в вышеуказанном реестре. В случае же осуществления строительства на земельном участке, не имеющим ОКН, внесённого в вышеуказанный реестр, проведение экспертизы не требуется.
Насколько обоснованны требования экспертизы «по умолчанию»?
Полагаю, что необоснованны. Ст.30 того же Федерального Закона прямо указывает, какие земли являются объектом экспертизы:
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
Т.е. для того, чтобы проведение такой экспертизы было необходимым, должны иметься сведения о наличии на Вашей земле ОКН. В ином случае полученный Вами отказ незаконен и может быть обжалован в судебном порядке.
С уважением, адвокат Сергей Нестеров.
Спасибо. Смущает формулировка в законе «не имеет данных об отсутствии». Это не равно «имеет данные о наличии»?
Полагаю, что равно. Тут главное, чтобы не было ОКН, включенных в реестр. Вот пример судебной практики по данному вопросу: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ASZ&n=139921#04788425897684996. Суд указал, что
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 76-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
На основании материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что в данном случае курганные группы «Яскелево-1» и «Яскелево-2» до настоящего времени числятся в качестве зарегистрированных в реестре объектов культурного наследия. Следовательно, для легитимации своего права на осуществление работ на всей территории месторождения «Березнево» заявитель обязан был представить в Комитет соответствующее заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Т.е. суд указал на прямую взаимосвязь между необходимостью представить заключение экспертизы лишь при наличии зарегистрированных в реестре ОКН.
Поскольку ниже Вы указали, что в Вашем ГПЗУ такая информация отсутствует, то при отсутствии в реестре каких-либо сведений об ОКН направленный Вам отказ не основан на законе.
Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ, на основании ч.2 ст.31 указанного Закона
2. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
2.1. Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется:
федеральным органом охраны объектов культурного наследия — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом;
региональным органом охраны объектов культурного наследия — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отсутствие заключения о необходимости историко культурной экспертизы.
Пётр
Вам необходимо обратиться в Управление архитектуры и градостроительства города Москвы о выдаче такого заключения.
Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
Информация об изменениях:
Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона
обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
абзац шестой утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;
установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;
определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ГАРАНТ:
До утверждения границ территорий, предусмотренных подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28 в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.
определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;
обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
Информация об изменениях:
Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ГАРАНТ:
До утверждения границ территорий, предусмотренных подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем 3 статьи 30 в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
проекты зон охраны объекта культурного наследия;
абзац девятый утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2007 г.;
Информация об изменениях:
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ;
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.