исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Тимбукту

Город Тимбукту (Timbuktu)

Тимбукту — город в Мали, свидетель великолепного прошлого, расположенный вблизи реки Нигер на краю Сахары. В 1988 году город был занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, уничтожаемых пустыней. Была разработана специальная программа сохранения города, и уже в 2005 году Тимбукту удалили из этого списка.

Сэкономь на путешествии в Тимбукту!

История

Тимбукту основали кочевники-туареги в XII в., и благодаря близкому расположению к реке Нигер он быстро превратился в один из богатейших городов мира. Караваны привозили сюда рабов, слоновую кость, золото и соль, затем их отправляли дальше, на север или юг. Потрясающие богатства Тимбукту прославились на весь мир. К XV в. город исполнял роль интеллектуально-духовного центра. Мечеть Джингеребер, здание из саманных кирпичей, построено в 1327 г., старейшее в Западной Африке. Говорят, именно эта постройка вдохновляла испанского архитектора Гауди. В 1581 г. был возведен университет Санкоре и несколько других медресе-колледжей. Ученые писали книги, и в 120 библиотеках накопилось феноменальное собрание манускриптов.

В 1591 году в страну вторглись наемники из Марокко, на город совершали нападения местные племена. В 1898 г. Мали оккупировали французы и увезли многие собрания библиотек в Европу. При этом оставшиеся манускрипты были надежно спрятаны в пустыне. Сегодня строится новая библиотека, и старинные рукописи постепенно возвращаются, так что библиотека обещает стать настоящей сокровищницей письменной истории Африки.

Сегодняшний Тимбукту неряшлив, пылен и беден, однако его узкие, выжженные солнцем улицы во многом остаются такими же, как и сотни лет назад.

Лучшее время для посещения

С октября по февраль.

Не пропустите

Следует знать

Мали подарил миру множество прославленных музыкантов, таких как Али Фарка Туре и Тумани Джабати. Каждый год в январе, начиная с 2001 г., в Эс-Сувейре (в 65 км) проходит Фестиваль в пустыне, где выступают туарегские музыканты и знаменитые на весь мир исполнители.

Источник

Тимбукту.

Затерянный в песках Сахары город Тимбукту (Томбукту) известен во всем мире как один из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы — «городом золота».

Первоначально Тимбукту (на языке туарегов это название означает «колодец стражницы Букту»), вероятно, был просто местом отдыха пастухов, перегонявших стада в долине Нигера. Возвышение города, возникшего на пересечении пяти караванных путей, что вели через Сахару от побережья Северной Африки, началось около тысячи лет назад, на рубеже XI—XII вв.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

В XII в. Тимбукту вошел в состав могущественной империи Мали, основанной народом малинке, входящим в группу племен мандинго. Ее воинственный правитель Сун- диата (1230—1255) создал прекрасно организованное государство. Позднее, при султане Мусе I (Манса Мусе 1307—1332). Мали достигло наивысшего расцвета. Манса Муса взбудоражил весь исламский мир, когда в 1324 г. отправился в паломничество в Мекку в сопровождении более полтысячи рабов и ста верблюдов, на каждого из которых было нагружено по 135 кг золота. Планируя остановиться в Каире после изнурительного перехода через Сахару, Муса послал египетскому султану 50 000 золотых динаров. Даже двенадцать лет спустя, как пишет египетский хронист аль-Омари, визит царя в Египет вспоминали с изумлением: «Этот человек затопил Каир морем щедрости: не было ни одного придворного чиновника или обладателя любой другой официальной должности, который бы не получил от него награду в виде золотых монет». В Мекке Муса разбросал толпе нищих 20 тысяч мискалей золота. В результате его щедрость так пошатнула курс золота, что он восстановился лишь спустя несколько лет.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

В средние века Тимбукту являлся узлом всей транссахарской торговли. Наивысшего расцвета эта торговля достигла к 1300 г. Из внутренних областей Африки сюда привозили золотой песок, слоновую кость, соль, кожи и рабов. Караваны купцов непрестанно тянулись в Тимбукту, ибо он, как писал португальский географ начала XVI в. Валентин Фернандиш, «есть складочный пункт всего золота, что обменивается на соль как в восточном, так и в западном направлениях». «Там величайшее изобилие зерна и скота», — вторит ему Лев Африканский (XVI в.). Выходец из Гранады Абу Хамид аль-Андалузи, совершивший несколько путешествий в Тимбукту, писал: «В песках этой страны есть золото — сокровище невыразимое. Торговцы продают за него соль, привозя эту соль на верблюдах из соляных копей». В 1426 г. итальянский географ Беккари сообщал о сахарском городе «Тумбетту», блиставшем своими мечетями с высокими башнями и украшенными золотом дворцами.

По различным оценкам, в средневековом Тимбукту, изобиловавшем лавками купцов, ремесленников и ткачей, проживало от тридцати до ста тысяч человек. Улицы Тимбукту заполняли караваны, перевозившие самые экзотические товары. Шум оживленных портняжных мастерских и мастерских резчиков по сандаловому дереву смешивался с криками лодочников на Нигере и монотонным бормотанием учеников ста пятидесяти мусульманских школ-медресе; здесь сверкали на солнце минареты, украшенные листовым золотом, а над стенами дворца возвышались гигантские глиняные башни, похожие на голубятни.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

В XV столетии империя Мали распалась, и Тимбукту вошел в состав нового западноафриканского государства — Сонгаи. Просуществовав около ста лет, империя Сонгаи пала в результате внутренних распрей, расколовших страну на отдельные части и сделавших ее легкой добычей для врагов. К 1591 г. империи больше не существовало. Блистательный период истории Тимбукту завершился.

В середине XIX в. Тимбукту оставался оживленным торговым городом, но от некогда знаменитых ремесленных мастерских, школ и дворцов не осталось и следа. Посетивший в 1853 г. Тимбукту немецкий путешественник Генрих Барт отыскал здесь «Тарик- эс-Судан» — ценнейшую рукописную хронику по истории Западной Африки, созданную в XVII в., а также другие ценные рукописи.

С 1893 г. Тимбукту вошел в число французских колониальных владений в Западной Африке, а с 1960 г. город находится в составе Республики Мали. О былом великолепии Тимбукту сегодня напоминают многочисленные жилые дома XV и XVI вв., сооруженные из глины на деревянном каркасе. Фасады домов выкрашены в белый или небесно-голубой цвет и скромно украшены узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы. Причудливые резные узоры, местами сохранившие свою яркую полихромную окраску, украшают косяки дверей.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Тимбукту сохранил уникальные памятники глиняной архитектуры — знаменитые мечети Джингеребер, Санкор и Сиди Яхья. В 1988 г. все три памятника включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мечеть Джингеребер построена султаном Мали Канкан Мусой после его возвращения из паломничества в Мекку в 1325 г. Немецкий исследователь X. Барт в 1853 г. еще видел над главным входом в мечеть дату «1327» и имя «Канкан Муса». Строителем мечети был андалузский архитектор Абу Ишап Эс-Сахели, которого малийский султан встретил в Мекке и убедил поехать с ним в Тимбукту, посулив за это 40 тысяч м искал ей золота. Между 1570 и 1583 гг. разрушенное в результате междоусобных войн здание мечети было реконструировано и расширено имамом Аль- Акибом, городским кади (кади — мусульманский судья).

Мечеть Джингеребер, как и три других мечети Тимбукту, почти целиком сооружена из банко — глины, смешанной с резаной соломой. Для большей прочности стены глиняных мечетей Тимбукту пронизывает каркас из жердей, также обмазанных глиной.В ансамбль мечети входят три внутренних двора и два минарета. Молитвенный зал напоминает зал знаменитой Кордовской мечети: двадцать пять рядов глинобитных колонн пересекают его в направлении с востока на запад.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Другое архитектурное чудо, мечеть Санкор, была построена на средства богатого горожанина-солеторговца в эпоху мандинго (1325—1433). Она также сильно пострадала в XV столетии и была восстановлена в 1578— 1582 гг. имамом Аль-Акибом. Измеривший мечеть Каабы веревкой во время своего паломничества в Мекку, он хотел, чтобы мечеть в Тимбукту имела точно такие же размеры. Также построенная из банко и в стиле, очень напоминающем мечеть Джингеребер, мечеть Санкор имеет молитвенный зал с тремя рядами колонн и открытый внутренний двор, в центре которого высится единственный минарет высотой около пятнадцати метров. Входные двери украшены древним мавританским орнаментом.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Северную часть мечети занимает знаменитый во всем исламском мире университет, основанный еще в эпоху средневековья. В XV столетии здесь одновременно обучалось до 25 тысяч студентов, а в числе преподавателей были многие выдающиеся арабские ученые того времени. Наряду с другими предметами в университете Санкор преподавались богословие, исламское право, грамматика, риторика, медицина, астрология и история. При университете имелась обширная библиотека. Университет Санкор до сих пор остается одним из важнейших центров мусульманского образования.

Мечеть Сиди Яхья — лучшая из трех мечетей Тимбукту. Она была построена около 1400 г. шейхом Эль-Мухгаром Хамаллахом, которому было предсказано свыше о скором явлении святого имама. Этот имам появился сорок лет спустя, и звали его Сиди-Яхья, чье имя сегодня носит мечеть. После разрушений, причиненных зданию в ходе междоусобных войн, она в 1577—1578 гг. была восстановлена кади Аль-Акибом.

Главными врагами построенных из глины мечетей Тимбукту на протяжении столетий являются ветер и песок пустыни. Раз в два года хрупкие глиняные колоссы нуждаются в ремонте. Эта работа рассматривается жителями Тимбукту как исполнение религиозного долга. Для небольших восстановительных мероприятий привлекается городская гильдия каменщиков, но во многих случаях на работу выходит все мужское население города. В последние годы к спасению древних памятников Тимбукту активно подключились ЮНЕСКО и другие международные организации.

Источник

Исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Тимбукту: золотой город, исчезнувший после хаджа. (Источник фото: yandex.ru)

Тимбукту ‒ это затерянный золотой город, край земли, terra incognita (неизведанная земля), который не найти на картах.

Американский журналист Томас Фридман утверждает, что мир плоский, и все уголки нашей маленькой планеты взаимосвязаны друг с другом и открыты, соединены волшебной сетью Интернета и глобальных финансов. Возможно, в чем-то он прав. Заводы, расположенные в Китае или Индии, влияют на жизнь на Западе как никогда прежде. Банкротство банка в России может повлиять на жизни биржевых маклеров с Уолл-стрит.

Но в этом плоском мире всё ещё есть горы и пустыни, тайные уголки, ещё незатронутые мировой экономикой, открытые для исследования и все еще восхитительно полные романтики приключений. Одно из таких мест – Тимбукту.

Трехцветная страна

Тимбукту ‒ синоним отдалённости, находится в Мали, бедной стране в Западной Африке, которая не имеет выхода к морю. По форме напоминающая американский штат Техас, но вдвое крупнее, Мали ‒ одна из беднейших стран в мире. Она почти ничего не экспортирует, в основном только хлопок, золото и домашний скот, и не имеет достаточно денег, чтобы что-то импортировать. Мали существует в основном для себя: мало кто туда приезжает, немногие малийцы покидают родину. Большинство из 13 миллионов жителей Мали живут и, кажется, вполне счастливо, за счет выращивания риса, кукурузы и проса, а также разведения крупного рогатого скота и коз.

Наше путешествие в Тимбукту начинается в Бамако, столице Мали. Бамако ‒ грязный, заболоченный город из трущоб и унылых рынков, заполненных дешевой одеждой и еще более дешевой электроникой. Бамако ничем не примечателен даже по невысоким стандартам столиц стран Африки. Но сразу за Бамако земля покрыта темно-красным слоем глины. Небо широкое, яркое и внушающее трепет, как нарисованный талантливым художником холст. Горизонт длинный и плоский и кажется очень далёким. Легко утонуть в глубине бескрайнего неба, наблюдая за хищными птицами, которые лениво нарезают круги.

При взгляде из космоса Мали выглядит как флаг, раскрашенный в три гигантские цветные полосы: зеленую, коричневую и золотую.

На юге страны климат влажный. Большинство людей в Мали живут на плодородных южных болотах, и чаще всего они занимаются фермерством. Это зеленая полоса Мали.

Если двигаться на север, то Мали становится суше. Рисовые и кукурузные поля сменяются саваннами и открытыми равнинами, усыпанными колючими растениями и акациями. Саванна и равнины – хорошее место для крупного рогатого скота, овец и коз, поэтому здесь много пастухов. Это коричневая полоса Мали.

Потом равнины, которые, кажется, простираются бесконечно, не прерываемые линиями электропередач и другими следами присутствия человека, внезапно заканчиваются. Они резко прекращаются у четкой линии – преграды, которую можно увидеть и преодолеть, там, где начинаются золотые дюны Сахары. Сахара – это золотая полоса Мали.

Сахара вдвое больше Средиземного моря и менее изучена, чем поверхность Луны, она тянется вплоть до Северной Африки. К северу от Мали, к северу от Сахары находятся Марокко, Алжир, Ливия и Египет, земли арабов. Сахара – величайшая граница Африки. Это географическое разделение также является этнической и культурной границей.

Фермеры и пастухи на юге и в центре Мали ‒ темнокожие. Они считают себя африканцами. Банки Африки к югу от Сахары носят такие названия, как «Африканский банк развития» и «Африканский банк». В выпусках новостей в странах Африки к югу от Сахары обычно сообщается об африканских политиках.

К северу от Сахары преобладают арабы, которые, как правило, ориентированы на Ближний Восток. Египте, который, несомненно, расположен на африканском континенте, причисляет себя к Ближнему Востоку, а не к Африке. Лига арабских государств (арабская версия Организации Объединенных Наций) находится в Египте. В выпусках новостей из Марокко и Алжира больше говорится об Израиле и палестинцах, чем об африканских политиках.

Сахара отделяет Африку от Ближнего Востока, но люди, населяющие саму Сахару, люди пустыни, не вписываются ни в одну из групп. Это кочевые туареги, основатели Тимбукту. И именно туареги сделали Тимбукту одним из самых богатых городов мира до того, как город был потерян, кажется, навсегда.

Владыки Сахары

Этнически туареги считают себя белыми, и внешне они не похожи на арабов или темнокожих африканцев. У многих туарегов светлая кожа, светлые глаза и острые угловатые носы и скулы. Они ‒ двоюродные братья берберов Северной Африки. В некоторых легендах говорится, что туареги являются потомками древнеримского легиона, исчезнувшего в пустыне 2000 лет назад. При этом сами туареги не знают, где место их происхождения. Для себя самих они всего лишь туареги, владыки Сахары.

Надменные и гордые, тщеславные, а порой и высокомерные, туареги, особенно мужчины, мало что рассказывают о себе. Это подчеркивает даже их одежда: туареги ‒ единственная в мире цивилизация, где мужчины покрывают себя, а женщины ‒ нет.

Туарегские мужчины закрывают свои лица длинными синими шарфами, из-под которых видны только глаза. Покрывало, в развернутом виде достигающее больше 4,5 метров в длину, действительно защищает от песка пустыни, но это не основная его цель. Во многих арабских культурах присутствуют головные платки, которыми можно прикрывать рот и нос во время песчаной бури. При этом мужчины-туареги закрывают лицо постоянно, даже общаясь между собой. Туареги старшего возраста так привержены этому, что многие не снимают шарф даже во время еды. Они просто приподнимают нижний угол покрывала, чтобы принять пищу, но лица не раскрывают. Туарегские мужчины просто не хотят, чтобы на них смотрели.

Главная забота туарегов ‒ прикрыть рот. Рот считается самой открытой и самой чувственной частью мужского тела. Уста говорят правду или ложь. Они выражают страх и любовь. Рот может горько ругаться и выкрикивать свирепые оскорбления. Рот может начать войну. Рот обнажает душу человека. Лучше держать такую мощную силу прикрытой, считают туареги.

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Источник фото: nbcnews.com

Туарегские женщины

С другой стороны, женщины-туареги свободны и открыты. Когда вы приезжаете в деревню туарегов, в первую очередь вас познакомят с женщинами-лидерами.

Туареги живут в матрилинейном обществе (отсчет происхождения и наследования ведется по материнской линии). Женщины-туареги ‒ главы семьи. Но туареги также являются мусульманами и ценят жизнь под знаменем Пророка (мир ему). Они молятся, постятся, признают Мухаммада (мир ему) и раздают милостыню. Они набожны. Но отношение туарегов к женщинам ‒ это своего рода культурная аномалия в исламском мире, которую некоторые считали невероятной даже во времена великого арабского путешественника Ибн Баттуты. Баттута, родившийся в Танжере (Марокко) в 1325 году, был Марко Поло исламского мира. На протяжении 30 лет он исследовал исламские земли от Марокко до Средней Азии.

Женщины-туареги как главы семьи решают, когда кочевому лагерю следует сняться с места. Они владеют собственностью и обучают детей. При этом туареги наделяют своих женщин широкими полномочиями по довольно практическим причинам. Поскольку кочевники занимаются торговлей по ту сторону Сахары, мужчины-туареги покидают стан на долгое время. Мужчины ведут караваны верблюдов, и они могут путешествовать с караваном 6 месяцев или дольше. Это медленный, трудный и опасный переход через открытую пустыню. Мужчины-туареги считают естественным, что женщины, которые остаются дома с детьми и животными, в условиях их длительного отсутствия занимаются семейными делами.

Туареги также адаптировали исламские традиции к своим уникальным отношениям с женщинами. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен. Но женщины-туареги позволяют своим мужьям брать только одну супругу.

Рабовладение

Столетия назад у туарегов была совсем другая репутация. Если бы вы столкнулись с туарегами в XVIII-XIX веках, жизнь, которую вы знали, закончилась бы. Когда-то туареги были самыми известными в Африке работорговцами. Темнокожие рабы, захваченные в южных частях Западной Африки, взятые с сельхозугодий и равнин, отправлялись в столицу туарегов Тимбукту, а оттуда через Сахару в Северную Африку, Аравию или Малую Азию.

Туареги вели оживленную и прибыльную торговлю людьми. В течение тысячи лет туареги продавали и переправляли чернокожих африканцев через пустыню, отправляя их пешком вслед за верблюдами, несмотря на палящую жару Сахары. Работорговля в исламском мире мало изучена, но, согласно книге Марка де Вильерс и Шейлы Хиртл 2008 года «Тимбукту: легендарный золотой город Сахары», от 9 до 13 миллионов чернокожих африканцев были вовлечены в рабство, многие из них были перевезены туарегами.

Страны исламского мира поработили миллионы африканцев за тысячу лет, и этот процесс закончился только в прошлом веке. Для сравнения, Америка поработила примерно столько же людей намного быстрее, всего за 400 лет, и рабство там было отменено в середине XIX века.

Еще менее известна практиковавшаяся в исламском мире торговля белыми рабами. Туареги их тоже возили и продавали. Большинство белых рабов при этом были европейцами, захваченными пиратами у берберского побережья Северной Африки. Некоторые белые рабы оставили для потомков рассказы о своем пребывании в неволе.

Существует небольшая книга 1738 года, написанная британским моряком, который стал писателем по имени Джозеф Питтс. В 15 лет он работал матросом на грузовом судне возле побережья Испании. Мусульманские пираты с побережья Барбари захватили его корабль. Питтс был продан на невольничьем рынке в Алжире. Сам великий испанский писатель Сервантес был продан в рабство в Алжире. Создатель «Дон Кихота» находился в неволе 5 лет, пока не был освобожден в обмен на выкуп.

Но у Питтса, к сожалению, не было богатых благотворителей. Матрос был необразованным подростком и описывает то, как потенциальные покупатели осматривали его зубы и глаза, чтобы удостовериться в его здоровье и силе.

В Средневековье пираты часто использовали компактные весельные лодки, чтобы обгонять большие парусные суда, которые были ключевым грузовым транспортом того времени. Лодки с веслами не могли идти слишком быстро или далеко уходить от берега. Но они могли быстро набирать скорость и совершать маневренные повороты. Маленькие скоростные пиратские лодки могли обогнать неуклюжие парусные корабли, которые были способны только на медленные предсказуемые повороты, полностью зависевшие от направления и силы ветра. На рынках в Тимбукту и Алжире продавали лишних рабов, которые не были пригодны для гребли на пиратских кораблях.

Сначала Питтс работал на пиратской галере, а потом дважды был продан мусульманским владельцам. Питтс принял ислам и работал личным слугой. Последний владелец молодого британца привез его в Мекку во время сезона хаджа, который должен совершить каждый здоровый мусульманин, способный это себе позволить. Питтс пишет о том, что его последний владелец относился к нему почти как к сыну и в конце концов даровал ему свободу.

Вернувшись в Англию, Питтс написал небольшую книгу о времени, проведенном в неволе. Примечательно, что это был самый подробный для того времени отчет о мусульманских ритуалах в Мекке и Медине, городах, которые до недавнего времени в основном были закрыты для немусульман.

Легендарный затерянный город

Тимбукту был своего рода базой туарегов. Это было место, где они вели торговлю. Его оживленные рынки были заполнены золотом, солью и мазями. На аукционах Тимбукту было шумно и суетливо. Караваны из 10 000 верблюдов проходили через Тимбукту, уходя с цепями рабов ‒ как черных, так и белых ‒ и мешками с золотом. Туареги отвечали за доставку своих «товаров» через Сахару, и за их работу им хорошо платили.

Само слово туарег происходит от арабского слова «дороги» или «тропы», турук. Туареги буквально были теми, кто знал «тропы» через пустыню, были проводниками через пески.

Город был основан 1000 лет назад туарегской женщиной по имени Букту. Тим-букту означает «место Букту». Но именно величайший царь Тимбукту сделал этот город настоящей легендой.

В 1324 году король империи Мали Манса Муса решил, что пора совершить паломничество в Мекку. Но малийский правитель не просто хотел совершить обряды хаджа, он хотел произвести впечатление на весь мир. Он отправился в путь с личной армией из 60 000 солдат и 500 рабов. У каждого раба был посох из чистого золота. За армией шел караван из сотен верблюдов, груженных мешками чистого золота.

Легенды гласят, что когда Манса Муса по пути в Мекку остановился в Каире, он потратил там столько золота, что на 10 лет изменил систему обмена валюты в городе. Приезд Мансы Мусы в столицу Египта стал событием года. Местные купцы и сказители воспевали его и оплакивали его отъезд.

Европейские тайные агенты и шпионы в Египте задавались вопросом, кем же был этот щедрый король и откуда он прибыл? Тимбукту казался им богатейшей точкой планеты. Но где именно находится это место? Донесения циркулировали по Европе. Был отдан приказ найти таинственный Тимбукту и узнать источник его богатства.

Но как только Европа узнала о Тимбукту, город пал. Вернувшись из хаджа, Манса Муса умер. Его империю охватила гражданская война, когда дети монарха поссорились и стали бороться за власть. Тимбукту так и не оправился. Город захватили иностранные оккупанты.

Однако никто в Европе не подозревал о стремительном упадке Тимбукту. Они вспоминали золотой караван Мансы Мусы, его армию и золотые посохи его рабов. Они вспоминали короля, который появился из ниоткуда и исчез в никуда. Европейским исследователям потребуется еще 500 лет, чтобы найти Тимбукту.

Остановка в раю

В наши дни совершить путешествие в Тимбукту гораздо проще. Примерно на полпути к Тимбукту находится город Дженне. Это один из древнейших городов Африки южнее Сахары.

Дженне переводится как «рай», но жизнь горожан совсем не легка и прекрасна. Город полностью сделан из глины, и, подобно замку из песка, части города тают каждый раз, когда идет дождь. Дожди в Дженне, расположенном в сухой и жаркой местности, идут три месяца в году, при этом самый дождливый месяц ‒ август.

Жители Дженне являются мусульманами. Историческую часть города в 1988 году причислили к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самое значительное сооружение города ‒ соборная мечеть, сделанная из прессованного кирпича в традиционном для этих территорий стиле еще в XIII веке. Она многократно разрушалась, и свой нынешний облик приобрела в 1907 году. Соборная мечеть Дженне ‒ самое крупное в мире глинисто-наносное здание.

Это внушительное сооружение, приземистое и прочное, как форт, с глиняными стенами толщиной практически в метр. Со всех сторон мечети торчат деревянные балки, которые оставлены, чтобы обеспечить постоянные леса. Каждый год вся деревня поднимается на стены мечети, взбираясь по этим балкам, чтобы покрыть здание новым слоем грязи. Масса представляет собой смесь земли, масла, порошка дерева баобаб и измельченного ферментированного риса.

Дженне ‒ безопасное место, где практически не происходят преступления. Местные жители оставляют свои двери открытыми. Соседи без предупреждения и приглашения ходят в гости друг к другу, и это является центральным элементом культуры Мали.

Добраться до Тимбукту

До Тимбукту до сих пор нет асфальтированной дороги, но сегодня туда изредка летают самолеты.

Первым европейцем, вошедшим в затерянный город, был майор британской армии по имени Александр Гордон Лэйнг. Прежде чем добраться до Тимбукту, он провел в пустыне 399 дней. 13 августа 1826 года Лэнг стал первым жителем Запада, достигшим Тимбукту с тех пор, как Манса Муса обратил внимание всего мира к столице туарегов.

Но Лэнг так никогда и не воспользовался своим преимуществом. Когда он собрался домой после месяца скитаний по Тимбукту и уже стал писать книгу, которая должна была принести ему славу и богатство в Европе, 32-летний авантюрист был убит туарегами. Они думали, что Лэнг планировал британское вторжение. Туареги не хотели, чтобы чужаки меняли их образ жизни.

Прямо в Сахаре

Халис, пожалуй, самый известный туарег в Тимбукту. Он прекрасно говорит по-английски и был в США. Он женат на американке из Денвера, с которой познакомился, когда работала в Мали.

Но Халис предпочитает туарегский образ жизни. Как и другие туареги, его лицо скрыто под покрывалом и в пустыне он чувствует себя более комфортно, чем в современном мегаполисе.

Хотя Туареги основали Тимбукту, в нем они никогда не жили. Они живут вместе со своими верблюдами в открытой пустыне недалеко от города. Для Халиса Тимбукту был слишком шумным и многолюдным, слишком грязным и городским. Всякий раз, когда он говорит о пустыне, его глаза загораются, словно пустыня является тайной, которую имели честь познать только он и еще несколько других счастливчиков.

Халис управляет небольшой гостиницей для немногочисленных туристов, которые приезжают в Тимбукту. Он не понимает, как можно жить в мегаполисе, например, в Нью-Йорке. «Работа ‒ это все, чем занимаются люди. Работа, деньги, работа. Здесь я каждый день вижу своих соседей и семью, ‒ говорит он. ‒ Я вижу их утром, когда просыпаюсь. Я спрашиваю, нужно ли им что-нибудь. Я узнаю, здоровы ли их животные. Они спрашивают, как я поживаю. Когда я был в США, я видел, что двери всех соседей закрыты и заперты».

Халис говорит о достоинствах жизни в пустыне, но добавляет, что она находится под угрозой. Подрядчики ищут в пустыне нефть. Халис боится, что если они найдут «черное золото», то жизнь туарегов изменится навсегда. «Нефть приносит войну, ‒ уверен мужчина. ‒ Посмотрите, что случилось с другими странами, где ее обнаружили».

исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Смотреть картинку исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Картинка про исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране. Фото исторический город тимбукту находится в какой западноафриканской стране

Источник фото: nbcnews.com

Центр города Тимбукту

Манса Муса был бы разочарован. Караваны ушли. Улицы грязные и неухоженные. Времена расцвета города миновали.

В XIV веке в Тимбукту проживало около 100 000 человек, в том числе 25 000 студентов местных университетов. Сегодня своим домом Тимбукту называют всего около 15 000 человек. Единственной заметной в городе школой является медресе, где дети заучивают Коран.

Прежняя слава Тимбукту угасла, но романтика и удивительное чувство удаленности и уединенности от всего мира сохранились.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *