используя карты 4 и 5 напишите какие мосты перекинуть через мойку
Используя карты 4 и 5 напишите какие мосты перекинуть через мойку
Мойка река, которая протекает в самом сердце Санкт-Петербурга. В начале XVIII века она представляла собой тинистую, застойную речку, вытекающую из болота(оно находилось в районе нынешнего Марсова Поля). В 1711 году эту речку,тогда она называлась Мья, соединили с Фонтанкой.
Во времена правления Петра I, вдоль Мьи проходила южная граница Петербурга. Во второй половине XVIII века Мья оделась в гранит. Название «Мойка» произошло от прежнего, старинного наименования реки-Мья. Возможно, здесь имело место влияние звукового сходства «мья» с русскими словами «мыть», «мою» и др. Само же название восходит к древнему ижорско- финскому наименованию «Муя».
1-й Инженерный мост перекинут через Мойку там, где она соединяется с Фонтанкой. Он построен в 1828-1829 годы по проекту инженера П.П.Базена. В эти годы осуществлялась большая реконструкция этой части городской территории по проекту К.И.Росси. Мост смонтирован из чугунных блоков-«ящиков». Подобный тип арочных чугунных мостов получил распространение в России в начале XIX века.
В рисунке перил моста, созданных по проекту Л.И.Шарлеманя, изображены копья, дротики, мечи и щиты с головой Медузы Горгоны. Медузу Горгону мы видим и в ограде напротив, которая подхватила Летний сад со стороны Мойки, ее рисунок также создавался по проекту Л.И.Шарлеманя. Появление воинской символики в рисунке перил моста связано с тем, что в архитектуре первой трети XIX века царил стиль Ампир и в декоративных элементах звучала тема триумфа побед русской армии в войне с Наполеоном.
Металлические конструкции 1-го Инженерного моста были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе и заводе Ч.Берда. Название мост получил в связи с близостью к Инженерному (Михайловскому) замку. Долгое время 1-й Инженерный мост эксплуатировался без капитального ремонта. В 1946 году в связи с его аварийным состоянием движение по нему закрыли, а в 1951 году приняли решение о его капитальном ремонте. Данный ремонт производился в 1952-1954 годах по проекту инженера Б.Б. Левина. Чугунные конструкции были заменены на стальные, а архитектурное оформление восстанавливалось в 1955 году по проекту архитектора А.Л. Ротача. Последняя реконструкция моста проводилась в 2002 году.
1-й Садовый мост пересекает Мойку по линии Садовой улицы, что обусловило его нынешнее название. Первый деревянный мост через Мойку в этом месте был построен в 1710-х годах, так как рядом находился Царицын луг (прежнее название Марсова поля), мост назвали 2-м Царицыным. Позднее в 1798-1801 году при создании гранитных набережных Мойки, а также в связи с созданием вокруг резиденции Павла I (Михайловского замка) системы каналов, здесь появился однопролётный деревянный мост с каменными опорами. По Михайловскому замку мост был назван Михайловским.
Мост был перестроен в камне по проекту П.П.Базена в 1835-1836 годах. В эти годы осуществлялась большая реконструкция этой части городской территории по проекту К.И.Росси.
Этот мост является памятником стиля Ампир и в его декоративном убранстве использованы изображения воинских атрибутов и символов славы-мечи, копья, щиты.
Мотивы воинской славы России очень характерны для русской архитектуры 1820-1830 х годов, что нашло отражение и в художественных работах в металле, в тои числе и в оформлении оград.
В 1906–1907 годах по проекту А.П. Пшеницкого мост вновь был перестроен. Пролёты стали металлическими, а каменные опоры переложили заново. Проект архитектурного оформления Садового моста был разработан Л.А. Ильиным. Из-за организационных проблем проект был реализован только к 1913 году.
Мало-Конюшенный мост через Мойку является частью удивительного «Трехколенного» моста. Второе «колено» этого сооружения-мост Театральный, переброшенный через канал Грибоедова, а третий мост является декоративным, под ним нет воды, он сооружен вдоль фасада Главных Императорских конюшен.
Трехколенный мост переброшен в том месте, где Мойка соединяется с Каналом Грибоедова. Еще в середине XVIII века здесь существовали два нешироких деревянных моста.
Строительство нового необычного моста велось в 1829-1830 годах по проекту инженеров Е.А.Адама и В.Третера. Все металлические части Трёхколенного моста были изготовлены в Санкт-Петербурге и на Александровском Олонецком заводе.
После 1917 года многие декоративные элементы мостов были утрачены, или частично повреждены.
В 1936 году во время капитального ремонта проезжую часть и тротуары моста заасфальтировали, отделили их друг от друга высоким поребриком. В 1952-1953 годах по проекту А.Л.Ротача были восстановлены торшеры, фонари и решётки ограждений. После реставрационных работ 2001 года автомобильное движение по Трёхколенному мосту было прекращено. Его полотно вновь было выложено камнем.
Этот необычный мост находится под охраной государства как памятник архитектуры первой половины XIX века.
Зеленый (Народный, Полицейский) мост – находится в створе Невского проспекта. В 1717-1718 годы здесь существовал деревянный мост. В 1830-годы деревянные мосты через Мойку были окрашены в разные цвета и получили цветные названия. Мост о котором идет речь стал Зеленым. После постройки на берегу Мойки дома генерал-полицмейстера Чичерина, мост стал называться Полицейским.
В 1806-1808 годах его первым из мостов через мойку перестроили с применением конструкций из чугуна. Автором проекта и руководителем строительства был В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной, экономичной и удобной для монтажа, и в 1807 году проект Гесте был утвержден как «образцовый», он стал первым в истории мостостроения типовым проектом металлического моста.
В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие, а двумя годами ранее мост несколько расширили по проекту А.Д.Готмана. В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари. В начале XX века по проекту Л.А.Ильина Полицейский мост был расширен с сохранением первого конструктивного решения.
После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название-«Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. В 1960-е годы мост был отреставрирован, а в 1997 году ему вернули историческое название-Зеленый.
Певческий мост воспринимается как неотъемлемая часть Дворцовой площади. Он переброшен через Мойку близ здания Певческой капеллы (прежде-Придворного певческого корпуса), это и явилось поводом назвать мост Певческим.
Еще в середине XVIII века через Мойку были построены деревянные мосты, которые окрасили в разные цвета (так легче было их различать) и дали им цветные названия. Мост о котором идет речь, назывался Желтым. В 1834 году на Дворцовой площади состоялось торжественное открытие Александровской колонны, автор монумента О.Монферран спроектировал более широкий мост вместо прежнего, для прохода войск, участвовавших в торжественной церемонии открытия.
В 1838-1840 годах вместо деревянного моста, был сооружен новый, чугунный, арочный мост, имеющий один пролет. До того времени, пока мост не был построен, сообщение между берегами Мойки производилось при помощи лодочной переправы.
Строительство нового моста было организовано с подачи министра финансов Канкрина и по проекту инженера Е.А.Адама. Пролетное строение нового моста состояло из чугунных пустотелых коробок, которые были скреплены между собой болтами. Впоследствии именно эти болтовые соединения оказались самыми уязвимыми местами сооружения, ведь уже через год его эксплуатации было расхищено около 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинчивали для использования в личных целях.
Возведенные на свайных ростверках устои моста выполнили из камня и облицевали гранитом. Роль перильных ограждений взяли на себя литые чугунные, ажурные решетки, а розово-серая брусчатка покрывала всю проезжую часть сооружения. Решетка моста-это уникальное художественное чугунное литье, своим узором напоминающее кружево тончайшей работы. Рисунок ее выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Торжественное открытие возведенного моста произошло 24 ноября 1840 года, и первым, кто его опробовал, был сам Император Николай I, проехавший по мосту в экипаже, открыв тем самым переправу для движения пешеходов и транспорта. Вместе со своей новой жизнью, мост получил и новое название, теперь он стал именоваться Певческим.
В 1937 году розово-серая брусчатка проезжей части моста была покрыта слоем асфальта, а в ноябре 2003 года специалистами фирмы «Интарсия» и «Ленмостостроя» была начата полная его реконструкция. Впервые, за 164 года своего существования, мост подвергся столь серьезному капитальному ремонту. Вызваны ремонтные работы были плохим состоянием сооружения.
Певческий мост является одним из самых широких мостов в городе, его ширина 70 метров.
Синий мост – самый широкий мост в Европе, ширина его почти 100 метров. Мост соединяет Мариинский дворец с пространством Исаакиевской площади.
На этом месте уже в начале XVIII века существовал деревянный мост, но в 1737 на его месте построили новый деревянный разводной мост по проекту Г. Ван Болеса. Переправы, построенные по этому проекту, имели щель между крыльями разводного пролёта для провода мачтовых судов, закрываемую для проезда по мосту щитами. Мост был окрашен в синий цвет, поэтому в 1738 году он получил «цветное название» существующее по настоящее время-Синий.
В середине XVIII века набережные Мойки «одевались» в гранит, перестроили и мост, он имел три пролета и каменные опоры. В 1807-1818 годах мост снова перестроили по типовому проекту инженера В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной, экономичной и удобной для монтажа.
В 30-40 годы XIX века на берегу Мойки началось строительство Мариинского дворца для Великой Княгини Марии Николаевны, по проекту придворного архитектора А.И.Штакеншнейдера. В связи с этим Синий мост в 1842-1844 годах был расширен по проекту инженера Е.А.Адама, ширина его увеличилась с 41м. до 100м. В ходе выполнения работ гранитные обелиски были заменены на чугунные фонари.
Реконструкция моста проводилась в 1929-30 годах по проекту инженеров О.Е. Бугаевой и В.В. Чеботарева. Несущие конструкции были усилены, но внешний облик моста дошел до наших дней без изменений.
В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора. Проект выполнен инженером Т. Ю. Кузнецовой и архитектором О. А. Кузевановым.
В 1971 году на берегу Мойки близ Синего моста появился водомерный пост (архитектор В.А.Петров, инженер П.Ф.Панфилов). На гранитном обелиске, увенчанном трезубцем Нептуна, вырублена масштабная линейка, показывающая, насколько уровень воды в Санкт-Петербургском бассейне в настоящее время превышает ординар. Укрепленные на граните бронзовые пояски отмечают уровень подъема воды во время самых сильных наводнений в городе.
Красный мост перекинут через Мойку там, где реку пересекает улица Гороховая. Первый деревянный мост на этом месте появился еще в начале XVIII века, но в 1730-е годы его перестроили по проекту Г. Ван Болеса. Переправы, построенные по этому проекту, имели щель между крыльями разводного пролёта для провода мачтовых судов, закрываемую для проезда по мосту щитами.
Первоначально мост был окрашен в белый цвет и назывался Белым, но позже мост перекрасили в красный цвет, изменилось и его «цветное» название.
В 1814 году Красный мост перестроили по типовому проекту инженера В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной и экономичной. Впервые она была применена при перестройке Зеленого (Полицейского моста) и стала «образцовой» для строительства чугунных мостов в Петербурге. Чугунные тюбинги (ящики) моста были изготовлены на уральских заводах Н.Н.Демидова.
К 1950-м годам конструкции Красного моста пришли в аварийное состояние и инженером В.В.Блажевичем был разработан проект его восстановления. Старый чугунный свод был заменён на новые сварные арки, при этом внешний облик Красного моста был сохранён. Кроме того, были восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми шарами и фонарями, сохранены старинные перила. Очередная реставрация Красного моста проходила в 1989 году. Сегодня он является единственным мостом, из построенных по типовому проекту В.И.Гесте, сохранившим к настоящему времени свой первоначальный облик.
По Красному мосту проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Санкт-Петербурга. В перспективе Гороховой улицы с моста видна башня Адмиралтейства.
Почтамтский мост пешеходный мостик, который пересекает Мойку на оси Прачечного переулка. Первая деревянная переправа появилась здесь еще в конце XVIII века. В 1823-1824 годах по проекту Треттера на этом месте был построен новый мост.
В 1829 году его стали называть Цепным пешеходным мостом, с 1849 года-Прачечным мостом. Существующее сейчас название Почтамтский мост стало использоваться с 1851 года, оно связано с располагавшимися неподалёку Главным почтамтом и Двором почтовых карет и бриг. По этому же проекту в Петербурге были построены знаменитые пешеходные цепные мосты Банковский и Львиный.
С 1981 по 1983 год проводились работы по возвращению мосту его первоначального облика, заново были отлиты перила, восстановлены пилоны, цепи, убраны деревянные опоры, и мост снова стал цепным. Работы проводились по проекту инженеров Б.Э.Дворкина и Р.Р.Шипова.
Последняя реконструкция моста проводилась в 2003 году. Переправу полностью разобрали и переложили, по старинной технологии отковали и отожгли новые цепи. Подходы к мосту выложили новыми гранитными плитами. Сегодня внешний облик Почтамтского моста почти такой же, как на литографии 1820-х годов по рисунку автора проекта моста инженера Г.М. Треттера.
Поцелуев мост — построен в 1816 году по типовому проекту В.И.Гесте на месте деревянной разводной переправы, существовавшей с 1737 года. Образцовый проект предусматривал конструкцию моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков».
Мост построили очень быстро с начала мая по 2 августа. Через девяносто лет мост был перестроен в связи с прокладкой трамвайных путей по проекту инженера А.И.Пшеницкого. Тротуары были вынесены на консоли, за счёт чего была расширена проезжая часть, но внешний облик Поцелуева моста остался прежним.
Проект реконструкции предусмотрел замену гранитных обелисков на чугунные фонари. В 1952 и 1969 годах проводились работы по восстановлению декоративного оформления Поцелуева моста. Во время этих работ на Поцелуев мост были возвращены гранитные обелиски, произведена позолота фонарей.
О названии моста высказывалось множество различных предположений. Говорили, что мост служил местом прощаний в те времена, когда граница города проходила только до реки Мойки, по другой версии мост служил в старину местом свиданий. Однако происхождение названия моста не столь поэтично, свое название он получил от находившегося на левом берегу Мойки кабака в доме купца Поцелуева. Этот трактир назывался «Поцелуй», потому и ведущий к нему мост стали называть «Поцелуев».
Использованная литература: Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга-Паритет,Спб.,2007;Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга.Три века истории.-Славия.,Спб.,2004; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.1830-1860-е годы.Ранняя эклектика.-Крига.,Спб.,2008.
Развод мостов Петербурга график разводки 2021
Протекает через центральную часть Санкт-Петербурга и берет свое начало от р. Фонтанки впадая в Большую Неву.
С момента постройки Петербурга до 1726 года по р. Мойке и перекинутый через нее деревянный подъемный (Зеленый мост) проходила граница города, при проезде через который собирались проездные подати.
До соединения с р. Фонтанкой (при обустройстве Летнего сада) в 1711 году эта водная артерия Петербурга вытекала из болота недалеко от Марсова поля и носила труднопроизносимое ижорское название Муя или Мья, что означает «грязная».
«Сия речка названа Мойка от прежней ея нечистоты; понеже она была глухая, протока себе сквозного не имела, была вся тинистая, и вода мутная, в ней инова никакова платна белого не мывали, кроме какова подлого платья». (Андрей Богданов. Историк XVIII века).
В том же столетии набережную Мойки обшили тесом, а затем одели в гранит по левому берегу от Фонтанки до современного Английского проспекта, и Крюкова канала (правый берег).
Дальнейшее гранитное благоустройство набережной происходило уже в ХХ веке — в 1960 году построены гранитные банкеты у Михайловского сада, в 1975 году — набережная от Английского проспекта до реки Пряжки.
Общая протяженность Мойки 4,67 км., ширина до 40 метров, глубина до 3,2 м.
Река Мойка Санкт-Петербург: набережная и полный список мостов Мойки с фото
Река Мойка протекает в центре города Санкт-Петербург. Является одной из протоков дельты, которую образует Нева при впадении в Финский залив.
Общая характеристика реки и карта
Мойка начинает свой неспешный путь из реки Фонтанки в юго-западном направлении, огибает следующие острова: 1-й Адмиралтейский, 2-й Адмиралтейский, Новую Голландию и Ново-Адмиралтейский.
Протяженность русла — 4 км 67 м. В самом широком месте берега Мойки раздались на 40 м. Средняя глубина — 3 м. Река впадает в Большую Неву.
Этимология названия
До 1711 года исток Мойки находился в заболоченной низине, на месте современного Марсова поля. Вода была в ней мутная, недаром реку называли Мья, ее имя восходит к ижоро-финскому Муя — «грязная».
Слово было труднопроизносимым, поэтому оно изменилось на более понятное «Мойка» и постепенно вытеснилось им.
История заселения берегов Мойки
Уже в VIII—IX веках дельту Невы начали осваивать восточные славяне. На берегах реки появились первые поселения.
На протяжении нескольких веков русские и шведы пытались установить свой контроль над землями, входящими в бассейн Невы. И только в результате Северной войны в 1721 г. Приневье официально отошло к России.
В 1703 году в дельте была заложена крепость Санкт Питербурх, и местность вокруг стала преображаться. Осушались болота, укреплялись берега протоков. Так, в 1711 году Мойку соединили с Безымянным ериком — будущей Фонтанкой.
Долгое время река Мойка служила естественной границей города. Берега со стороны Адмиралтейских островов были обжиты и застроены. На противоположном — темнел дикий лес.
Мосты
До 1763 г. все мосты в городе были деревянными, и только после сооружения гранитных набережных стали строить каменные.
Река Мойка имеет 15 мостов, они отображены на карте Санкт-Петербурга:
Если идти по набережной Мойки от Михайловского замка, то первым на пути встретится Инженерный мост. Он назван так по Главному Инженерному училищу, которое когда-то располагалось в Михайловском замке.
1-й Садовый (бывший 2-ой Царицынский) со всех сторон окружен зеленью: Летний и Михайловский сады, сквер у Инженерного замка, Марсово поле.
2-й Садовый поражает воображение богатой отделкой. Позолоченные детали: скрещенные копья, шестигранные фонари на темно-зеленом фоне— придают особую нарядность этому сооружению.
Следующий мост необычен. Оригинальная идея трехарочной конструкции принадлежит архитектору Карлу Ивановичу Росси. Здесь, на месте слияния Мойки и канала Грибоедова, в одной опоре соединились три моста: Малый Конюшенный, Театральный и дамба, которая выполняет декоративную функцию.
Рядом с Большим Конюшенным, на левом берегу реки, находились Главные императорские конюшни, неудивительно, что два моста получили такое имя.
Певческий мост украшают ажурные решетки, выполненные из чугуна. Он четвертый по ширине в городе, примыкает к Дворцовой площади, фактически являясь ее продолжением.
Мост упирается в ворота певческой Капеллы — центра музыкальной жизни Петербурга.
Через Зеленый мост проходит Невский проспект. В 1730 г. он был выкрашен в зеленый цвет, поэтому и получил такое имя. Позднее его называли Полицейским, потому что рядом находилось управление городской полицией, в советские годы именовали Народным.
Именно с него начинается череда мостов с цветными названиями. Все они получили имена по цвету перил, выкрашенных яркими красками.
Красный, расположенный по Гороховой улице, — единственный чугунный мост, который сохранил свой исторический внешний вид. Является историко-архитектурным памятником федерального значения.
Синий, примыкающий к Исаакиевской площади, — самый широкий мост Санкт-Петербурга (93,7 м). При крепостном праве на площади поблизости собирались люди в поисках работы.
В народе это место называли «рабий рынок», потому что здесь до 1861 г. можно было не только нанять работника, но и купить его.
Фонарный получил название по одноименному переулку.
Почтамтский — уникальный висячий мост для пешеходов. Таких в северной столице всего три.
Поцелуев построен в 1738 г., сначала это деревянное сооружение с подъемной частью для пропуска мачтовых судов. С момента постройки назывался Цветным из-за разноцветной краски, которой он был выкрашен.
Постепенно мост перестроили в каменный. В 1788 г. на левом берегу Мойки располагался питейный дом «Поцелуй», владельцем его был купец Никифор Васильевич Поцелуев. Отсюда и произошло его современное название.
Краснофлотский мост — пешеходный, построен в 1870 г., долгое время существовал без имени. В XX веке назывался Понтонным и Старо-Коночным.
Лишь в 1960 г. получил свое настоящее имя по расположенным вблизи казармам, в которых жили матросы Военно-Морского флота СССР.
Храповицкий называли по-разному: Желтый, Галерный или Корабельный (до 1740 г. здесь находилась Галерная верфь), Синявин. Свое последнее имя получил в XVIII веке в честь секретаря Екатерины II А.В.Храповицкого, чей особняк находился неподалеку.
Корабельный — последний мост перед впадением Мойки в Неву. Построен в 1912 г., а назвали его в 1977 г. по набережной, которая когда-то здесь находилась.
Достопримечательности
Река Мойка протекает в Санкт-Петербурге, в центре города, поэтому каждый ее уголок дышит историей.
Берега, закованные в гранит, мосты, перекинутые через реку, красивые особняки, расположенные вдоль набережной, — все поражает воображение туристов.
Особняк графа Строганова
На углу Мойки и Невского проспекта стоит дворец графа Строганова — огромное розовое здание в стиле барокко. Для строительства дома был приглашен знаменитый архитектор Франческо Растрелли. На Невском проспекте это единственное здание, которое имеет первоначальный облик.
Юсуповский дворец
На Мойке, 94 находится особняк Юсуповых, часто его называют энциклопедией петербургского аристократического интерьера. Здание является памятником истории и архитектуры.
Музей-квартира А.С.Пушкина
В доме No12 находится музей А.С.Пушкина. Здесь жил поэт последние годы, отсюда он уехал на Черную речку стреляться с Дантесом, сюда же привезли смертельно раненного поэта после поединка.
Безусловно, в одном обзоре невозможно полностью передать всю атмосферу Мойки: будь то архитектурный памятник, завиток на перилах или речной трамвайчик, неспешно везущий туристов.
Но именно с этой рекой стоит познакомиться путешественникам, приехавшим в Санкт-Петербург, и прогуляться пешком по ее набережной в компании или в одиночку.
Палитра «цветных» мостов реки Мойки
Палитра «цветных» мостов реки Мойки
Выше уже упоминалось, что Мойка является единственной рекой Санкт-Петербурга, через которую перекинуты мосты, имеющие «цветные» названия. Их возвели разные специалисты, в разное время. Это Желтый (ныне Певческий) у Дворцовой площади, Зеленый (позднее Полицейский) на углу реки Мойки и Невского проспекта, Красный – на пересечении Гороховой улицы с набережной Мойки и наконец, самый широкий мост нашего города Синий – на Исаакиевской площади.
Свои «цветные» названия они получили в соответствии с постановлением Комиссии о Санкт-Петербургском строении в 1738 году. Это распоряжение неукоснительно выполнили, и выкрашенные в яркие веселые цвета мостовые сооружения через реку Мойку служили тогда для ориентации столичных обывателей и иностранных гостей столицы. Три цветных моста на Мойке по-прежнему сохраняют названия, данные им по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1738 году, и считаются «цветными». Сегодня Зеленый, Красный и Синий мосты регулярно окрашиваются в свои «фамильные» цвета.
Пройдя через Второй Зимний мост и следуя дальше по набережной Мойки, вы увидите, что у Дворцовой площади, а точнее у бывшей площади Гвардейского штаба, реку пересекает довольно широкий Певческий мост (его ширина составляет более 70 м) с удивительными перилами и их заградительными металлическими решетками в виде изящного, замысловатого кружевного рисунка.
Певческий (Желтый) мост связывает набережную Мойки с Дворцовой площадью. Отсюда открывается величественная перспектива главной площади Северной столицы – Дворцовой, с ее уникальными зданиями и памятниками: Адмиралтейство с его золотым шпилем, Зимний дворец, здание Главного штаба и триумфальный монумент победы России в Отечественной войне 1812 года – громадная каменная Александровская колонна (общей высотой 47,5 м, установленная на пьедестале без всякого крепления).
Певческий мост. Дворцовая площадь. Акварель художника В. Парамонова
В этом месте реки Мойки на ее берег выходят боковой фасад здания Главного штаба и часть служебного корпуса Министерства иностранных дел.
Название моста обусловлено его местоположением в непосредственной близости от находящейся здесь Певческой капеллы.
Широкий Певческий мост фактически является продолжением Дворцовой площади. Это мостовое сооружение и здания, окружающие центральную площадь Санкт-Петербурга, хотя и были построены в разное время разными зодчими, ныне составляют единый уникальный архитектурный ансамбль.
История существующего Певческого моста восходит к 30-м годам XIX столетия – времени окончательного архитектурного формирования Дворцовой площади столичного города. В период 1818–1829 годов все старые дома, возведенные здесь ранее в полном соответствии с генеральным проектом зодчего К. Росси, снесли, перестроили в единый ансамбль зданий Главного штаба и министерств на набережной Мойки. Возведенная по проекту Росси величественная Триумфальная арка объединила все строения Дворцовой площади в одно целое. Для церемониального прохода гвардейских полков, участвовавших в торжественном открытии монумента Александровской колонны в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана, на Дворцовую площадь через Мойку перебросили деревянный мост. Его устои и перила тогда выкрасили в яркий желтый цвет. Некоторое время в официальных документах столицы он назывался Желтым мостом. Мост возводился как временный, но проходили годы, а его не сносили и не делали попыток соорудить вместо примитивной переправы долговечное мостовое сооружение по новым технологиям с обликом, соответствующим ансамблю Дворцовой площади.
В числе первых государственных российских деятелей, обратившихся с рапортом на имя императора Николая I о замене старого деревянного Желтого моста капитальным металлическим сооружением, был министр финансов граф Е.В. Канкрин. В письменном обращении к царю он предложил соорудить на месте старого Желтого моста новый металлический, во всю ширину Дворцовой площади, сократив при этом ширину реки Мойки до 17 м. Техническая комиссия, в составе известных архитекторов В.П. Стасова, Д. Адамини и инженер-полковника Е.А. Адама, подтвердила, что «ширину отверстия нового моста целесообразно довести до десяти саженей, при условии принятия надлежащих мер, исключающих просадку фундаментов зданий, стоящих на набережной Мойки». Николай I утвердил предложенный ими проект Певческого моста и определил сроки и порядок его сооружения. Одновременно с этим царь своим указом уточнил перечень основных заводов-изготовителей и поставщиков необходимых деталей и различных приспособлений для сооружения нового металлического моста на Мойке.
27 июля 1839 года столичная газета «Северная пчела» с восторгом писала: «В прошедшую субботу 22 июля происходила торжественная закладка Певческого моста на Мойке, у Дворцовой площади между зданиями Гвардейского штаба и Министерства иностранных дел. Мост сей безусловно послужит довершением великолепной Дворцовой площади. Он воздвигается из чугуна, на гранитных устоях и будет один из самых красивых в столице. Сооружение его возложено на генерал-майора Адама. Отливка чугунных частей и украшений производится на казенном Александровском заводе».
Рисунок решетки Певческого моста
К строительству нового моста приступили в 1839 году и завершили работы в 1840 году. Мост в соответствии с его соседством со зданием Придворного Певческого корпуса, а позже Певческой капеллы официально назвали Певческим. Николай I выразил желание лично опробовать крепость нового мостового сооружения. 24 ноября 1840 года, в три часа дня, царский экипаж торжественно пересек Мойку по Певческому мосту. Император остался весьма доволен новым городским объектом и дал милостивое разрешение на его постоянную эксплуатацию.
Петербургские газеты тогда писали, что «новый однопролетный арочный мост, возведенный по проекту инженера-мостостроителя Е.А. Адама вместо деревянного „Желтого“ моста, состоит из чугунных коробок (кессонов), скрепленных между собой металлическими болтами и гайками. Устои моста – каменные, облицованные гранитом, возведены на свайных ростверках. В качестве перильных ограждений на новом Певческом мосту установлены литые чугунные решетки, поистине „сказочной красоты“». К сожалению, автор этого «чуда» остался до сих пор неизвестен. Современники полагали, что создателем проекта замысловатого кружевного чугунного рисунка перильных мостовых ограждений мог быть либо В.П. Стасов, либо К.И. Росси.
Сложный и весьма изящный завораживающий рисунок перил Певческого моста изготовлен не по рисункам автора проекта инженера-мостостроителя Адама, а по совершенно иным художественным наброскам. Это был, по мнению экспертов тех лет, «мастерски выполненный рисунок, сочетавший растительный и геометрический орнаменты с набором колец единого диаметра». Решетка Певческого моста вызывала у всех искреннее восхищение филигранной работой неизвестного художника, кружевной рисунок которого отличался великолепными пропорциями, тончайшей проработкой всех деталей и их строгим сочетанием.
«Художественная газета» осенью 1840 года писала о новом мостовом сооружении вблизи Дворцовой площади: «Этот мост по своей легкости и изяществу соответствует общей красоте столицы… Его упрощенный до возможности рисунок, составляя приятную противоположность с тяжелыми, гранитными набережными, отличается своим оригинальным и вместе с тем превосходным стилем». Одновременно с введением в строй Певческого моста рабочие завершили строительство здания Штаба гвардии, возведенного по проекту зодчего А.П. Брюллова на участке снесенного здания, в коем происходило строевое обучение солдат, – старого экзерциргауза. Эти два объекта окончательно завершили формирование восточной границы Дворцовой площади и центрального участка набережной реки Мойки. Легкий, ажурный силуэт Певческого моста гармонично вписался в общую панораму главной столичной площади – Дворцовой.
Вместе с тем для многих осталась непонятной причина отсутствия на Певческом мосту осветительных фонарей, предусмотренных автором его проекта и даже утвержденных Николаем I, их нет до сего времени.
Небезынтересно также заметить, что сразу же после ввода в строй этого мостового сооружения на Мойке Певческий мост стал «головной болью» его создателей и членов городской управы в связи с регулярным исчезновением с этого ответственного и сложного технического объекта крепежных деталей (болтов и гаек), соединяющих между собой чугунные блоки и наиболее важные узлы моста.
Оперативное расследование установило, что болты и гайки Певческого моста почему-то особенно приглянулись местным обывателям округи, открывшим настоящий сезон охоты на них для своих хозяйственных надобностей. Только за один год после открытия моста местные умельцы отвернули 50 металлических болтов и 27 огромных гаек, скрепляющих узлы этого сооружения на Мойке. Причем при их допросе было установлено, что подобные «террористические» операции проводились ими «без какого-либо дурного умысла» и они совершенно не представляли себе всех возможных трагических последствий своих деяний. В общем, как в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Полиция Петербурга оперативно разыскала и строго наказала всех виновных, предотвратив тем самым дальнейшие хищения крепежа мостового сооружения.
Почти через сорок лет Певческий мост вошел в историю одного из очередных неудачных покушений на российского императора Александра II. 2 апреля 1879 года в непосредственной близости от него была совершена повторная попытка убийства «царя-освободителя» по приговору русской террористической организации «Земля и воля».
Александра II доставили во дворец, где он побеседовал в Белом зале с собравшимися там поданными. Десятиминутное непрекращающееся «ура» в зале, восторг и слезы радости на глазах подданных царя.
Зеленый (Полицейский) мост. 1806 г.
В нескольких сотнях метров вниз по течению Мойки, в створе Невской перспективы, в 1717–1718 годах соорудили деревянный подъемный мост, названный 1735 году по цвету своей окраски Зеленым.
В 1786 году пустующий участок между Большой Морской улицей и набережной реки Мойки пожаловали столичному генерал-полицмейстеру Н.И. Чичерину, построившему на нем громадный дом. Примерно с этого времени перестроенный деревянный мост на Мойке стали официально именовать Полицейским. Однако следует отметить, что еще очень долго петербуржцы в приватных беседах и даже в разного рода газетных объявлениях о продаже домов, мебели, музыкальных инструментов, животных и своих крепостных людей продолжали называть старый мост Зеленым.
Ранее уже упоминалось, что в начале XIX столетия после облицовки набережных Мойки гранитом известный городской архитектор и инженер-мостостроитель В.И. Гесте разработал оригинальный проект однотипных по конструкции металлических мостов из отдельных чугунных секций, скрепленных болтами, в совокупности образующих прочный свод.
Полицейский (Зеленый) мост на Мойке в створе Невского проспекта стал одним из первых чугунных мостов инженера И.И. Гесте, возведенных им в разные годы на реках и каналах Северной столицы.
Современники этого замечательного специалиста с удовлетворением отмечали не только надежность и высокие технические качества чугунных мостов, но и необычную легкость их конструкций, изящество, простоту изготовления и сборки. В столичных газетах появились восторженные сообщения об установке первого чугунного моста на Мойке. Корреспондент одной из них тогда писал, что «чугун есть природный материал России, всего более способный противостоять действию нашего северного климата». И действительно, испытание временем подтвердило практичность и целесообразность подобных конструкций и их пригодность для эксплуатации в условиях большого города. Кроме того, все единодушно отмечали полное соответствие нового строительного материала архитектурным формам мостов, не повторяющим конфигурации, приемлемые для образцов деревянного и каменного мостостроения.
Чугунный однопролетный, на каменных опорах Зеленый мост украшали четыре гранитных обелиска с фонарями на кронштейнах. Каждый гранитный обелиск завершался золоченым шаром. Тротуары нового моста тогда выложили гранитными плитами и отделили от проезжей части несложной оградой из металлических прутьев между парапетными гранитными тумбами.
Движение по центральной магистрали города – Невскому проспекту, с каждый годом возрастало и настоятельно требовало расширения мостового пролета. Эту задачу реализовали в 1842 году в полном соответствии с проектом инженера А.Д. Готмана, сумевшего устроить тротуары на консолях и установить глухие гранитные парапеты. Тогда же заменили гранитные фонарные обелиски более легкими чугунными столбами с четырехгранными стеклянными фонарями.
В 1844 году на Зеленом мосту заменили настил. Впервые в России его проезжую часть выложили из асфальтовых кубиков. Вот как описывала это событие одна из столичных газет: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жесткую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту». Прокладка на Невском проспекте сначала путей для конки, а позже трамвайных составов заставила городскую управу выделить финансовые средства не только на расширение пролета моста, но и на укрепление его прочности.
Невский проспект у Полицейского моста
В 1904–1907 годах мост не только расширили до современных размеров, но и добавили по пять рядов чугунных коробчатых арок вместе с необходимым расширением мостовых опор. Перестроечный проект Полицейского моста подготовила группа столичных инженеров-мостостроителей в составе В.А. Берса, А.Л. Станового. Одновременно с этим архитектор Л.А. Ильин разработал оригинальный проект нового художественного оформления мостового сооружения через Мойку. Его металлические фасадные арки зодчий украсил орнаментальными деталями и удачно включил в архитектурную композицию моста железные торшеры с позолотой и шестигранными стеклянными фонарями. В итоге перестроечных работ Полицейский (Зеленый) мост явил собой городской объект весьма высокого архитектурного качества и поражал всех легкостью пролетного строения, умеренной пологостью свода и изяществом художественного декора.
Зеленый мост значительно пострадал в период страшного бедствия, обрушившегося на столицу в 1736–1737 годах, когда Петербург охватил опустошительный пожар. Немецкий исследователь, путешественник, этнограф и историк Иоганн Готлиб Георги – академик Санкт-Петербургской академии наук, рассказывал: «Величайший пожар учинился 11 августа 1736 года. В полдень загорелся дом на Мойке возле Зеленого моста. Пламя распространялось чрезвычайно быстро и вскоре охватило многие деревянные строения вкупе с деревянным мостом. Яростью своею пожар испепелил множество обывательских домов вплоть до Синего моста».
Этот мост на Мойке за годы своего существования в столичном городе оказался невольным свидетелем невероятных исторических событий и политических изменений. Он периодически страдал вместе с жителями города, пережил годы кровопролитных войн и революционных потрясений. На нем устраивались засады из отборных гвардейских частей, расстреливающих народные демонстрации, двигающиеся на поклон к царю-батюшке 9 января 1905 года. После Октябрьского переворота 1917 года его переименовали, и до 1997 года он назывался Народным мостом.
В 1997 году ему вернули первоначальное название, он снова называется Зеленым мостом. Справедливости ради следует отметить, что в годы существования советского государства мост находился под бдительным надзором компетентных специалистов и не был обделен периодическими профилактическими ремонтными работами.
Б.И. Антонов в 2002 году писал, «что в 1938 году Народный (Зеленый) мост испытывал значительную транспортную нагрузку. Кроме автомобилей по нему проходили многочисленные трамвайные маршруты (вплоть до 1950-х годов). Для предохранения мостового сооружения от так называемой электрохимической коррозии блуждающими токами свод Зеленого моста под трамвайными путями надежно изолировали двумя слоями рубероида между рядами прослойки смазки по 30 мм, а всю его проезжую часть и тротуары покрыли тогда асфальтом».
В 1951 году при производстве плановых ремонтных работ на Зеленом мосту восстановили утраченные к этому времени шестигранные стеклянные фонари, а позже (в 1961 и 1965 гг.) произвели основательную реставрацию его канделябров и фонарей.
Сегодня Зеленый мост, длиной 39,8 м и шириной 38,67 м, первое чугунное сооружение талантливого архитектора и мостостроителя В.И. Гесте, по-прежнему в строю и продолжает служить Петербургу на самой напряженной его магистрали – Невском проспекте.
После успешного завершения в 1823 году перестройки старого здания Адмиралтейства по проекту зодчего А.Д. Захарова решено было в ближайшее время проложить в соответствии с восьмым пунктом строительного реестра Комиссии о Санкт-Петербургском строении«вторую от Адмиралтейства проспективную улицу, что идет через Мойку-реку, и впредь именовать ее Среднею проспективою». По мнению руководителя Комиссии архитектора П.М. Еропкина, «трехлучевая композиция столицы» закрепит за Адмиралтейством его градостроительное значение. Прибавленная к двум проложенным ранее «проспективам» (в начале XVIII столетия) – Большому (Невскому проспекту) и Вознесенскому, «Средняя проспектива» завершила окончательное формирование знаменитого петербургского трезубца, составленного этими тремя прямолинейными лучами-магистралями.
Прилагательное «проспективная», или, позже, «перспективная», в названиях каждой из трех этих улиц означало, что они являлись сквозными городскими магистралями, проложенными от Адмиралтейства сугубо по прямой линии.
В 1738 году улицу «Среднюю проспективу» включили в специальный реестр по «…улицам, каналам, мостам Адмиралтейского острова, с означением как оные впредь именовать».
За время своего существования эта одна из старейших центральных магистралей города неоднократно переименовывалась. В середине XVIII века она называлась Адмиралтейской улицей. В 1756 году, когда иноземный негоциант Гаррах-Горохов возвел здесь свой каменный дом с лавкой, ее неофициально стали называть Гороховой. Длительное время на старых картах и планах Санкт-Петербурга улица обозначалась то Адмиралтейской, то Гороховой.
Кстати, в книге «Родовые прозвания и титулы России и слияние иноземцев с русскими» (СПб., 1886) историк Е.П. Карнович отмечал: «При Петре Великом в числе служащих иноземцев находился Гаррах, которого переделали на Горох, а затем в Горохова, и от него получила свое название улица в Петербурге».
Революционные события 1917 года и конец ХХ столетия внесли свои коррективы в название этой улицы. Первые годы советской власти она называлась Комиссаровской, затем, до середины 1990-х годов, значилась улицей Ф.Э. Дзержинского – главы Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, в конце 1990-х годов улице возвращено ее историческое название – Гороховая.
В период начала прокладки Среднеперспективной улицы «для удобства передвижения по ней» вынуждены были соорудить первые деревянные мосты через Фонтанку (Новый мост), реку Кривушу (Средний мост) и один из цветных мостов через Мойку, названный Красным. Кстати, тогда через Мойку не только навели переправу, но и одновременно провели на ней целый ряд важных работ: расширили и углубили ее русло, очистили от ила и загрязнений, а берега укрепили сваями и деревянными щитами. По окончании очистных мероприятий и комплекса технических работ в столичных газетах появилось следующее сообщение: «После очистки русла Мойки вода в ней стала видом ясная и чистая, ко вкушению преизрядная».
Теперь на Среднюю перспективу потоком шли городские обыватели, чтобы в свое удовольствие попариться в прекрасной казенной бане, обустроенной по всем российским канонам в доме купца Кусовникова у Красного моста на набережной реки Мойки. Парились истово, по-старинному, причем семьями, не опасаясь сенатского запрета «ходить в торговые бани мужскому и женскому полу вместе».
Красный мост. 1814 г. Неизвестный художник
Заметим, что первый деревянный мост на пересечении реки Мойки и Средней перспективы построили уже в 1717 году, и по цвету своей первоначальной окраски он назывался Белым. В 1737 году после грандиозного пожара на Мойке, в котором пострадало и это мостовое сооружение, его основательно переделали. Тогда по проекту голландца Германа ван Болеса возвели по сути новый деревянный мост. Его средний разводной пролет допускал зазор шириной 70–80 см, позволяющий пропускать небольшие мачтовые суда. Подобное устройство прикрывалось массивными деревянными щитами. Должен отметить, что подобные проекты и идея мостостроителя Германа ван Болеса не смогли в дальнейшем получить особого признания и распространения на водоемах столичного города. Начиная с 1803 года мост стал именоваться Красным, ибо с этого времени его постоянно красили в яркий красный цвет, так он называется по сию пору.
В 1806 году городская дума приняла предложение архитектора и инженера-мостостроителя В.И. Гесте построить на Мойке ряд однотипных мостов, у которых вместо каменных сводов предполагалось использовать чугунные пустотелые коробчатые секции. Подобное новшество в мостостроении позволило автору проектов уменьшить высоту арок и, естественно, крутизну въезда на мост. Гесте тогда удалось реализовать свои оригинальные разработки при строительстве шести прекрасных мостов, в том числе четырех «цветных» – Желтого (Певческого), Зеленого, Красного и Синего.
Красный мост возвели в 1808–1814 годах. Большинство его металлических конструкций изготавливали в те годы знаменитые уральские заводы Н.Н. Демидова. При возведении чугунного Красного моста талантливый инженер и архитектор сумел одновременно привести его фонари в соответствие с новыми архитектурными ансамблями набережной старинного водоема. Одноарочный, на каменных опорах, облицованный гранитом, Красный мост (длина 42 м, ширина 16,8 м) был прекрасно оформлен. Его архитектурное решение, разработанное автором проекта, с четырьмя гранитными обелисками и укрепленными на них фонарями с чугунной решеткой, соответствующей рисунку набережной Мойки, и сегодня отличается своей изящной композицией и пропорциями.
Техническая контрольная проверка состояния мостового сооружения, проведенная специалистами в 1953 году, установила, что за период с 1924 по 1950-е годы происходила постепенная прогрессирующая деформация мостовых опор и пролетного строения Красного моста. Результатом подобных негативных процессов стали раскрытие швов в стенках чугунных коробок, появление глубоких трещин в вертикальных ребрах коробок и в их днищах.
Экспертная комиссия, ознакомившись с актами периодических контрольных осмотров основных компонентов мостового сооружения признала состояние Красного моста аварийным, подлежащим немедленной реконструкции. Проект его ремонта и реконструкции разработал инженер В.В. Блажевич. Процесс реконструкции Красного моста проходил в период с 1953 по 1954 год.
Рисунок решетки Красного моста
В ходе работ старые чугунные своды заменили новыми сварными металлическими арками. Гранитные обелиски с полированными бронзовыми позолоченными шарами и реставрированными четырехгранными стеклянными фонарями на обелисках были полностью восстановлены и сохранены в авторском архитектурном оформлении. По окончании ремонтных работ фасады моста вновь окрасили в традиционный красный цвет.
Красочная череда мостов с «цветными» названиями, возведенными на Мойке, завершается Синим мостом, расположенным на Исаакиевской площади, в створе Вознесенского проспекта – одной из трех прямых «проспектив», прорезающих город от Адмиралтейства. Синий, названный по цвету своей традиционной исторической окраски, является самым широким мостом не только в нашем городе, но и в мире. При длине 35 м этот мировой рекордсмен имеет ширину 99,95 м. Небезынтересно заметить, что его немалая ширина обусловлена не только техническими или эксплуатационными соображениями, но и прежде всего архитектурной целесообразностью компоновки Исаакиевской площади. В соответствии с планом Санкт-Петербурга 1717 года первый деревянный мост на этом месте перебросили через русло реки Мойки (Мьи) уже в 1716 году. Позже деревянные Синие мосты в створе Вознесенской улицы неоднократно перестраивались и реконструировались. На них обновляли деревянные пролеты, перильные ограждения и опоры.
В 1737 году деревянный Синий мост на Исаакиевской площади перестроили довольно основательно. Автором нового деревянного подъемного моста стал голландец Герман ван Болес. В 1797–1810 годах на реке Мойке проводились работы по облицовке стенок набережной гранитом. В этот период на месте разобранного старого Синего моста возвели новое деревянное трехпролетное мостовое сооружение на прочных каменных опорах, традиционно окрашенных в яркий синий цвет.
В 1805 году инженер-архитектор В.И. Гесте разработал уникальный проект однопролетного широкого арочного моста из чугунных пустотелых отливок, образующих в сборе прочный арочный свод мостового сооружения над водоемом. Постановлением городской управы в те годы было решено постепенно заменить все деревянные мосты над Мойкой чугунными. В этот список включили и мосты с «цветными» названиями. Очередь Синего моста на капитальную реконструкцию по проекту инженера В. Гесте подошла в 1818 году. Тогда деревянное мостовое сооружение заменили постоянным Синим мостом с чугунным коробчатым арочным пролетным строением и массивными каменными опорами, облицованными гранитными плитами. Проект реконструкции Синего моста в те годы подготовили отечественные инженеры-мостостроители П.П. Базен и В.Е. Гесте. Правда, первоначально новый мост оказался более узким, чем нынешний, его ширина тогда составляла 41 м.
Капитальную перестройку Синего моста вторично были вынуждены провести в 1843 году в связи с постройкой Мариинского дворца на Исаакиевской площади – свадебного подарка императора Николая I своей любимой дочери Марии. Место для презента предложил придворный зодчий А.И. Штакеншнейдер, поскольку из окон будущего Мариинского дворца открывался волшебный обзор практически всей Исаакиевской площади с ее величественными зданиями и собором.
Строительные работы по возведению дворца начались в 1842 году, при этом боковые части старого дворца графа Чернышева снесли, а фасад, выходящий на историческую часть площади, удлинили. Часть реки Мойки, протекавшей в непосредственной близости от нового дворца, оригинально скрыли под удлиненным мостовым сооружением, сделав его и часть водоема незаметными. Многие даже стали называть Синий мост невидимкой. Проект нового, почти стометрового, широкого моста, ставшего практически продолжением Исаакиевской площади, тогда разработали инженеры Е.А. Адам, А.Д. Готман и С.С. Завалишин. Им удачно удалось расширить Синий мост в сторону Красного моста на Мойке, пристроить новые дополнительные чугунные арки и заменить старые массивные гранитные обелиски более изящными, легкими конструкциями из чугуна. Именно тогда Синий мост, ставший продолжением одной из красивейших столичных площадей, достиг своих современных размеров.
Судьба чугунных мостов инженера-мостостроителя В.Е. Гесте сложилась одинаково, они благополучно и надежно продержались в течение последних 80–90 лет. Только сейчас в их несущих элементах обнаружили значительные дефекты и повреждения.
При плановом техническом осмотре Синего моста, проведенного экспертами в 1925 году, обнаружили довольно широкие сквозные трещины в чугунных полых коробках свода, в их нижней части, многочисленные разрывы металлических болтов и просадку свода моста на 20–25 см. Правда, осмотр мостовых устоев не выявил в них каких-либо существенных дефектов. Ремонт Синего моста провели в 1929–1930-х годах. Работами предусматривалась полная замена пролетного строения, всей низовой части мостового сооружения на Исаакиевской площади. Проект ленинградских инженеров О.Е. Бугаевой и В.В. Чеботарева позволил, сохранив старые мостовые опоры, заменить чугунный дефектный свод железобетонным. По окончании капитального ремонта Синего моста на нем установили отреставрированные перильные ограждения.
Бывая на правом берегу набережной Мойки у Синего моста, обратите внимание на оригинальный четырехгранный гранитный обелиск, увенчанный трезубцем Нептуна и врезанный в гранитную облицовку набережной реки. Это – Водомерный столб, установленный здесь в 1971 году. Проект Водомерного столба подготовили инженер П.С. Панфилов и архитектор В.А. Петров. Своим основанием столб уходит глубоко в воду, и по его отметкам в любое время можно определить уровень воды в реке в тот или иной день. На поверхности гранитного обелиска, между прочим, нанесены уровни подъема воды в период наиболее опасных петербургских наводнений, имевших место в 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах.
Обелиск-футшток у Синего моста
Широкий Синий мост на Исаакиевской площади не относится к архитектурным жемчужинам города. Он довольно прост и оборудован чугунными перилами, повторяющими неброский рисунок ограждений набережных реки Мойки. Он не только естественно органически входит в ансамбль Исаакиевской площади, но и всего созвездия гранитных набережных старой Мойки.
Синий – самый широкий мост в мире, но кроме этого оставил для потомков печальную историческую память, ибо на рубеже XVIII–XIX столетий являлся местом самой бойкой «столичной биржи труда». В воспоминаниях обывателей тех далеких лет упоминается, что «рано утром весь мост и набережные Мойки, прилегающие к нему, заполнялись людьми. Это были пильщики, строители, каменотесы, плотники, собиравшиеся здесь в надежде получить какой-либо заработок».
Кроме того, Синий мост некогда являлся и главным рынком купли и продажи крепостных людей. Обычаи на этом мосту были рыночными и весьма дикими. К человеческому товару здесь относились особенно придирчиво. Как правило, крепостного внимательно оглядывали, щупали его мускулы, осматривали зубы, как у лошадей, истово торговались, поминая Господа. Здесь, на фоне царского дворца и величественного Исаакиевского собора, брата разлучали с сестрой, а родителей с детьми. Существовала определенная такса на рабов Божьих – здоровый мальчик 12–16 лет продавался за 50–100 рублей, а молодого сильного человека можно было купить здесь за 200–300 рублей. Известный государственный деятель и будущий декабрист Н.И. Тургенев, бежавший за границу и приговоренный Николаем I к вечной каторге, писал: «Известно, что прежде, лет за сорок перед сим, торг сей простирался до того, что в Санкт-Петербург привозили людей барками для продажи. И многих из них от пристани водили к Синему мосту – немому свидетелю одной из самых позорнейших страниц нашей истории, периода дворянско-крепостнического Петербурга».
Пройдя под широким Синим мостом на Исаакиевской площади, русло Мойки делает небольшой плавный изгиб и на оси Фонарного переулка пролегает под небольшим Фонарным мостом, соединяющим Почтамтский переулок с Фонарным. Этот сегодняшний транспортный мост раньше был пешеходным деревянным, возведенным в створе Фонарного переулка в 1906 году. Большинство петербургских историков считали, что раньше, в середине XVIII столетия, на этом месте существовало деревянное трехпролетное подъемное мостовое сооружение, называемое Материальным мостом. Вблизи его, впрочем, так же как и у других мостов, расположенных в створе улиц и переулков Мойки тех лет, выгружали строительные материалы, доставляемые по воде на «пятно застройки», отведенное императорским указом для погорельцев с берегов Мойки после трагических пожаров 1736–1737 годов.
В начале второй половины XIX века переулок официально стал называться Фонарным. В разные годы существовали и иные суждения о столь необычном названии столичного переулка, в створе которого некогда перебросили пешеходный Фонарный мост через Мойку. Историк Санкт-Петербурга П.Н. Столпянский в статье «Старый Петербург и его исторический план», опубликованной в журнале «Зодчий» в 1913 году, писал по этому поводу, что название «Фонарный на самом деле произошло от так называемого злачного питейного заведения, обслуживающего главным образом местных фонарщиков и рабочих фонарных заведений Коломенской части». Иные же знатоки истории этой части столичного города, полемизируя с ним, полагали, что название переулка и моста имело довольно «двусмысленное, пикантное значение», и они были отчасти правы, говоря, что к концу XIX столетия в Фонарном переулке сконцентрировалось огромное число публичных домов, гостеприимные подъезды коих освещались яркими призывными красными фонарями.
Пешеходный мост, переброшенный через Мойку в 1905 году, снесли в 1973 году, а на его месте возвели одноименное мостовое железобетонное сооружение длиной 30 м и шириной 20 м. Автора ми проекта железобетонного Фонарного моста были инженер-мостостроитель Л.Н. Соболев и архитектор Л.А. Носков.
Далее вниз по течению Мойки, на оси Прачечного переулка, через водоем перекинут пешеходный висячий мостик, названный Почтамтским. Свое название он получил из-за находящегося в его непосредственной близости столичного Главного почтамта. До него в конце XVIII столетия на этом месте существовал деревянный четырехпролетный мост балочной системы на деревянных свайных опорах, обшитых сосновыми досками, раскрашенными под камень. Через 25 лет по инициативе главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий герцога Александра Вюртенбергского деревянный мост разобрали и на его месте через Мойку построили цепной висячий пешеходный мостик. Следует заметить, что это было одно из первых столичных цепных висячих мостовых строений, отличавшихся оригинальностью конструкции, удивительной простотой проектного решения и необычной легкостью и изяществом своих пропорций. Вначале он назывался Малым цепным (вероятно, по сравнению с большим цепным Пантелеймоновским), затем Прачечным (по соседству с ним находился Прачечный переулок) и, наконец, Почтамтским.
Висячий пешеходный цепной мост, возведенный через Мойку в месте слияния ее набережной с Большой Морской улицей, построили в период 1823–1824 годов по проекту инженера Г.М. Треттера, немецкого специалиста, находящегося по контракту на русской службе, и столичного мостостроителя В.А. Христиановича.
В соответствии с техническим решением автора проекта Почтамтского цепного висячего однопролетного моста его опоры, выложенные из бута и гранита, представляли собой единое целое с гранитными стенками набережных реки. Основанием же для них служили свайные ростверки. Обелиски и сдерживающие их с противоположной стороны чугунные красивые дуги закреплялись на опорах моста анкерными болтами, упрятанными в кладке опор. Гладкие чугунные обелиски, завершенные золочеными шарами, и веерообразные чугунные решетки надежно поддерживали на цепях легкое пролетное деревянное строение Почтамтского моста. Авторы этого проекта предусмотрели разработку оригинальной конструкции специальных шарнирных замков, надежно скрепляющих кованые металлические цепи и подвешенное к ним деревянное пролетное строение с обелисками-пилонами.
Почтамтский пешеходный цепной мостик
Для ограждения висячего, цепного Почтамтского моста на заводе Берда заказали изящную кованую решетку, которая в сочетании с бронзированными розетками в стыке цепей и в элементах решетки украсила мостовое сооружение через Мойку и вызывала восхищение не только жителей Петербурга, но и его многочисленных гостей. К сожалению, после очередного ремонта Почтамтского моста, в 1902 году, кованый шедевр бесследно исчез с мостового сооружения и его заменили простенькой, весьма примитивной облегченной решеткой.
Значительная величина пролета Почтамтского моста и небольшая стрела провисания постепенно вызывали негативные, необратимые сдвиги в конструкциях мостового сооружения. При переходе через него появилось довольно ощутимое раскачивание моста над поверхностью воды.
В соответствии с единодушным заключением технической комиссии об аварийном состоянии Почтамтского моста городская управа вынуждена была закрыть по нему движение пешеходов. В 1905 году, согласно проекту инженера Б.Б. Бальди, под его пролетное строение тогда подвели две прочные свайные опоры, превратившие уже бывший цепной висячий мост в обычный пешеходный трехпролетный переход через Мойку.
Сохраненные массивные цепи и чугунные обелиски стали теперь лишь декоративным украшением былого Почтамтского моста.
В 1956 году, по инициативе ленинградского инженера П.П. Степанова, по модели Научно-реставрационных мастерских в литейном цехе трамвайного парка им. М.И. Калинина изготовили форму и отлили точную копию решетки Почтамтского моста образца 1824 года. В 1983 году провели очередную реставрацию этого моста.
В 1738 году в створе Никольской (ныне Глинки) улицы через Мойку построили первый деревянный пешеходный мост, раскрашенный в разные цвета. Разноцветная яркая окраска стала поводом для его первоначального названия Цветной.
При отделке гранитом берегов и набережных водоема в 1758 го ду мост переделали в трехпролетный, хотя и деревянный, но с каменными прочными опорами. С этого момента Цветной мост стал транспортным по своему функциональному назначению и был переименован в Поцелуев.
Авторы книги о названиях улиц, площадей, рек и мостов нашего города К.С. Горбачевич и Е.П. Хабло считают, что«пожалуй, ни об одном из названий в Петербурге не было высказано столько всевозможных предположений, сколько накопилось в отношении этого любопытного моста». Говорили, что он служил местом прощаний в те времена, когда граница города доходила до реки Мойки. До сих пор живут романтические придания о Поцелуевом мосте, как о священном месте первых любовных свиданиях и незабываемых поцелуях наших далеких предков. Существовали также версии столь необычного названия этого старого питерского моста на Мойке, связанные с рядом амурных веселых и печальных ситуаций, таких как сердечное прощание моряков флотского экипажа со своими возлюбленными перед уходом в длительные дальние плавания или на войну. Говорят, что в старые годы этот мост покровительствовал всем влюбленным и защищал их в трудные периоды жизни.
Поэт Н.Я. Агнивцев в эмиграции вспоминал:
Ужели вы не любовались
На сфинксов дивную чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Однако большинство исследователей считают, что происхождение названия моста на самом деле не столь уж поэтично. Оказалось, что свое наименование мост получил от находившегося на левом берегу реки Мойки, на углу ее набережной и Никольской улицы, обыкновенного питерского кабака в доме купца Поцелуева, назвавшего свое доходное питейное заведение «Поцелуй».
В 1816 году деревянный Поцелуев мост снесли и на его месте довольно быстро, за три летних месяца, построили чугунный, однопролетный транспортный арочный мост по проекту все того же инженера В.И. Гесте. Поставленный на новые гранитные устои чугунный Поцелуев мост огражден решеткой, схожей по своему рисунку с решеткой набережной Мойки. На четырех гранитных обелисках с золоченными бронзовыми шарами наверху, закрепленных по сторонам моста, приладили фигурные кронштейны со светильниками, закрытыми матовыми стеклами. Форма фонарей Поцелуева моста отличается от большинства светильников, установленных в этот период на мостах рек и каналов Санкт-Петербурга. Фонари Поцелуева моста напоминают по форме четырехгранную опрокинутую усеченную пирамиду.
Газеты Петербурга в летний сезон 1816 года внимательно следили за строительством на Мойке нового чугунного моста. «Северная почта», например, 12 августа 1816 года с удовлетворением сообщала: «Ящики, из коих он состоит, отлиты за 2637 верст отсюда, на Пермских заводах г. тайного советника Демидова. Величиной, отделкою и красотою, равно и как и скоростью построения, превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые мосты… Таковые мосты, коим подобных в таковом числе нет ни в одной столице Европы…»
Через восемь лет, 7 ноября 1824 года, во время сильнейшего наводнения пострадали не только люди, но были и повреждены многие мосты, в числе которых оказался и Поцелуев.
Очевидцем этого страшного наводнения стал писатель А.С. Грибоедов. В своих очерках «Частные случаи петербургского наводнения» писатель вспоминал: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места. Я поворотил вдоль Пряжки. Храповицкий мост отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к переезду. Я все же перешел через него, и возле дома графини Бобринской, среди улицы очутился мост с Галерного канала… Я воротился опять к Храповицкому мосту и вдоль Пряжки, с ее изрытой набережной, дошел до другого моста, который накануне отправило вдоль по Офицерской. Бертов мост тоже исчез…»
В 1907–1908 годах в связи со значительным увеличением транспортного движения и на период прокладки трамвайных путей по Поцелуевому мосту его капитально перестроили по проекту инженера А.И. Пшеницкого. Чугунные несущие конструкции заменили железными, а сам мост расширили за счет тротуаров, вынесенных на консоли. Внешнее архитектурное оформление сохранили в прежнем виде, за исключением новых осветительных фонарей с красивыми металлическими кронштейнами, установленными по каменным обелискам, схожим во многом с рисунком и элементами Красного моста на Мойке.
После окончания ремонтных работ на Поцелуевом мосту его длина составила 41,5 м, а ширина – 23,5 м.
Поцелуев и Краснофлотский мосты. Акварель художника В. Парамонова
В непосредственной близости от этого моста, ниже по течению Мойки, расположен Краснофлотский пешеходный мост, сооруженный на месте существовавшего здесь с конца XIX столетия СтароКоночного моста, разобранного в 30-х годах прошлого века.
В 1959–1960 годах по проекту ленинградского инженера-мостостроителя А.А. Куликова и архитектора Л.А. Носкова на Мойке соорудили металлический однопролетный пешеходный мост-теплопровод длиной 29,8 м, шириной 2,8 м. Его название связано с расположенными на набережной реки Морскими казармами.
Пролетное строение Краснофлотского моста сформировано из двух массивных сварных металлических рам, скрепленных поперечными связями. Железобетонные опоры мостового сооружения облицованы гранитом, по краям моста на гранитных тумбах установлены металлические фигурные торшеры с подвешенными к ним фонарями. Опорами Краснофлотского моста служат гранитные стенки набережной Мойки. Являясь по существу пешеходным сооружением, мост сконструирован для переброски через реку теплофикационных труб. Покрытием же Краснофлотского моста служат железобетонная плита, специальная рулонная теплоизоляция и асфальтобетонная смесь.
На заключительном этапе своего пятикилометрового течения Мойка проходит мимо величественного здания дворца великого князя Алексея Александровича, брата императора Александра III. Здесь, в створе Алексеевской улицы, переименованной в 1923 году в улицу Писарева, неподалеку от знаменитой Новой Голландии, через реку переброшен Храповицкий мост. Здесь еще в петровские времена по императорскому указу соорудили деревянный многопролетный балочный мост с разводным пролетом. Тогда вблизи моста на Мье-реке находился двор Наума Акимовича Синявина, сподвижника Петра I и участника Северной войны. Он командовал днепровской флотилией и российским галерным флотом.
Построенный в середине XVIII века вблизи двора вице-адмирала Наума Синявина деревянный мост через реку Мью первоначально назывался Галерным, Корабельным и даже Желтым – по цвету своей окраски. Однако все упорно его называли Синявин мост. Власти смирились с «самовольством» народа и стали в документах называть его именем Синявина. Историк Петербурга Л.И. Бройтман, знакомясь с архивными документами, обнаружила название «Синявин мост» официально указанное на плане города 1806 года.
Фрагмент Краснофлотского пешеходного моста
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
У истоков Мойки
У истоков Мойки Массовые пожары, бушевавшие в центре Северной столицы в 1736–1737 годах, уничтожили большое количество деревянных строений по обоим берегам реки Мьи. В этот трагический период по распоряжению императрицы Анны Иоанновны активизировалась деятельность
Сквозные участки правобережья Мойки от Круглого рынка до Певческого моста
Сквозные участки правобережья Мойки от Круглого рынка до Певческого моста В конце 1716 года, в полном соответствии с императорским указом, завершается сооружение набережной Мойки. В это же время дома, построенные на правом берегу реки в начале XVIII века, сносятся или
Сквозные участки левобережья Мойки от Певческой капеллы до Невского проспекта
Сквозные участки левобережья Мойки от Певческой капеллы до Невского проспекта Большая часть застроенных домами земельных участков между левой стороной набережной реки Мойки и Большой Конюшенной улицей всегда являлись «сквозными» и до наших дней сохранили
МОСТЫ МОЙКИ
МОСТЫ МОЙКИ 1-й Инженерный мост 1-й Инженерный мостМост расположен в истоке реки Мойки на реке Фонтанке, по ее набережной. Длина моста 27,8 м, ширина — 9,5 м. Название связано с новым наименованием Михайловского замка, где в 1823 г. разместилось Главное инженерное училище.Во
Халхингольская палитра
Халхингольская палитра Как выглядели боевые самолеты СССР и Японии, участвовавшие в летних боях 1939 года? Я имею в виду их окраски, камуфляжи, расположение ОЗ, бортовых номеров и других обозначений. Вопрос этот, особенно в отношении советской авиации, оказался совсем не
Глава 9 ПАЛИТРА ИЛЬИНСКОГО
Глава 9 ПАЛИТРА ИЛЬИНСКОГО От Ильинского моста Отворяйте ворота! У ворот не дремлет страж: Едет царский экипаж. Автор Много хороших книг написал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Почему я о нем вспомнил? Потому что его «Записки об уженье рыбы»
Новелла вторая ЛЕГЕНДА О ЦВЕТНЫХ АЛМАЗАХ И ЗВЕЗДЧАТОМ САПФИРЕ
Новелла вторая ЛЕГЕНДА О ЦВЕТНЫХ АЛМАЗАХ И ЗВЕЗДЧАТОМ САПФИРЕ Если составить шкалу градаций драгоценных камней, то по силе преломления и отражения света, красоте игры камня и ценности на первом месте окажется бесцветный бриллиант, т. е. отшлифованный алмаз чистой воды.
Что лучше для мостов — бетон или сталь?
Что лучше для мостов — бетон или сталь? Новый метод возведения мостов: полудуги моста через р. Арген в местности Альгей на юге Германии сначала нарастили бетонированием в вертикальном положении, затем их на прочных тросах опустили и состыковалиКак бы велико ни было
Богатая палитра ведения дел
Богатая палитра ведения дел Не могу обойти вниманием и Махмуда Фавзи, сподвижника Насера, внушительную фигуру египетской дипломатической службы. Этот человек выделялся на фоне дипломатов своей страны, а в некоторых отношениях, пожалуй, и в среде дипломатических
Список цветных иллюстраций
Список цветных иллюстраций 1 «Кремленаград». Аксонометрический план Кремля начала 1600-х гг. (Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. Вкладка).2 Вид на собор Спаса на Бору и Теремной дворец. Неизв. худ. Конец XVIII в. (Бусева-Давыдова
Глава V. Палитра отношений в арабском мире к Израилю в период переговорного процесса 1990-х годов
Глава V. Палитра отношений в арабском мире к Израилю в период переговорного процесса 1990-х годов Уже к моменту созыва конференции в Мадриде в конце 1991 года арабские интеллектуалы признавали, что после окончания «холодной войны» и войны в Персидском заливе в мире
Научился у русских? Идеолог «цветных революций» ушёл в несознанку
Научился у русских? Идеолог «цветных революций» ушёл в несознанку Разработчик технологии «цветных революций» уверяет, что позаимствовал её у нас.22-го февраля в интервью русской службе Би-би-си разработчик методик ненасильственного сопротивления власти, американский