использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена какая сфера
Часть 2. Задания уровня В.
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«. среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».
В3. Цивилизация — это:
А. Определенный этап общественного развития
Б. Высокий уровень культуры и воспитанности
В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой
Г. Особое состояние общества с правами и свободами
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов | А. Политическая сфера |
2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права | Б. Экономическая сфера |
3. Различные формы и уровни общественного сознания | В. Социальная сфера |
4, Производство материальных благ, их обмен и распределение | Г. Духовная сфера |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной
деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга свои
ми _____________ (1). Главными институтами общества являются
__________________ (2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в
которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает
и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит
в ходе_________________ (3) общества».
Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.
В) функциональные качества
Г) экономика, семья, образование, религия
Д) общественные потребности
Ж) совместная деятельность
В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Экономическая | А. Деятельность парламента |
2. Политическая | Б. Взаимодействие классов (страт) |
3. Социальная | В. Обмен продуктами |
4. Духовная | Г. Религиозные организации |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».
В 8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?
1) Приоритет индивидуального над коллективным
2) Развитие литературы и искусства
3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом
4) Разнообразие философских учений
5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества
Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры: ___________________
В 9. Вставьте пропущенное слово:
« Материальное производство – это создание вещей, … производство – создание идей».
В10. Свобода – это (отметьте правильное):
1) независимость в мыслях и суждениях
2) возможность делать всё, что хочется
3) возможность высказывать своё мнение
4) ответственное отношение к своим действиям и поступкам
5) право делать всё, что дозволено законами
6) опора на собственные силы
7) отсутствие каких-либо запретов
В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?
1) Истощение плодородного слоя почвы
2) Истощение запасов пресной воды
3) Спад производства
4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым
5) Кризис финансовой системы
6) Проблемы войны и мира
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:______________________
В12. Вставьте пропущенное слово:
В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
1) Возникновение государства
2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) Изменение климата на планете
4) Формирование наций
5) Способность человека к чувственному познанию
6) Традиции и обычаи
7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:_________________
В14. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной
системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1)обособление от природы
2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3)способность к самоорганизации и саморазвитию
4)выделение из материального мира
6)возможность деградации отдельных элементов
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В15. Установите соответствие между сферами общественной жизни и
социальными фактами: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена | А) духовная |
2) рост цен на пользующиеся спросом товары | Б) социальная |
3) создание приключенческого романа | В) экономическая |
4) существование в современном обществе семей традиционного типа | Г)политическая |
5) активное участие новгородцев в городском вече |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В16.Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:
«Многообразные связи, формирующиеся между людьми в
различных сферах их жизнедеятельности называются …
В17. Установите соответствие между понятиями и определениями.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
1)Национализм | А) Идеология так называемого мирового гражданства, проявляющаяся как в виде межнационального взаимодействия, так и отрицающая иные национальные культуры. |
2)Интернационализм | Б) Идеология, основанная на идее национальной исключительности и национального превосходства. |
3)Космополитизм | В) Идеология солидарности сотрудничества рас, народов, основанная на равноправии и общности интересов. |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В18. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на
пять общественно-экономических формаций. Найдите в
приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под
которыми они были последовательно указаны К.Марксом:
5) коммунистическая (социализм является её первой фазой).
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В19. Вставьте слова вместо пропусков.
Экономическая, социальная, политическая, духовная _______
являются _________________ общественно жизни.
В20. Назовите понятие, соответствующее определению.
по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к
сложному, от менее совершенного к более совершенному.
В21. Установите соответствие основных сфер жизни общества и
характерных для них явлений.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ |
1) политическая | А) Повышение налогов на бензин. |
2) экономическая | Б) Выражение недоверия правительству. |
3) социальная | В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов». |
4) духовная | Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей. |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В22. Распределите следующие понятия – а) закон, б) правопорядок,
в) добро, г) грех, д) юрисдикция, е) справедливость,
ж) молитва, з)договор, и) зло, к) собственность, л) свобода
совести, м) доверие, н) благодарность, о) суверенитет,
п) референдум, р) раскаяние, с) совесть, т) преступление,
у) стыд, ф) любовь, х) причастие, ц) дееспособность,
ю) устав, я) свобода слова – на три группы:
В23. Установите соответствие групп и критериев их классификации.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП | ГРУППЫ |
1) специфическая роль и место в обществе | А) референтные (эталонные) группы |
2) организация власти, тип руководства | Б) организованные и неорганизованные |
3) способ образования | В) формальные и неформальные |
4) естественные и искусственные | Г) малые трудовые группы, малые социально-политические (партийные, профсоюзные и т.д.), любительские малые группы, малые возрастные группы, группы, основанные по гендерному принципу (женские, мужские), территориально-бытовые |
5) отношение личности к групповым нормам | Д) семья, трудовой коллектив |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В24. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по
трём видам (социально-культурные, политические,
1) создание политической партии
2) участие в церковном хоре
3) предложение проекта новой телепередачи
4) проведение собрания акционерного общества
5) лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость
6) отмена собрания профсоюза коммунальных работников
7) усыновление ребёнка из детского дома
8) передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение
9) учреждение творческого союза художников-аниматоров
10) отмена регистрации партии «Народное единство»
11) продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»
12) пополнение фонда муниципальной библиотеки
1) Социально-культурные: ____________________________________
2) Производственные: ________________________________________
3) Политические: ____________________________________________
В25. В приведённом ниже перечне отметьте признаки
1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2) развитие крупной машинной промышленности
3) преобладание ручного труда
4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5) основа производства – знания, информация
6) широкое применение машинной техники
7) неграмотность большинства населения
8) основной вид экспорта – средства производства
9) основной вид экспорта – сырьё
10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)
11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет
12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет
14) непрерывное образование граждан
15) решается задача преодоления неграмотности населения
В26. В приведённом ниже перечне отметьте признаки
1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2) развитие крупной машинной промышленности
3) преобладание ручного труда
4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5) основа производства – знания, информация
6) широкое применение машинной техники
7) неграмотность большинства населения
8) основной вид экспорта – средства производства
9) основной вид экспорта – сырьё
10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)
11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет
12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет
14) непрерывное образование граждан
15) решается задача преодоления неграмотности населения
В27. К духовной сфере жизни общества относятся:
Тест в формате ЕГЭ по обществознанию на тему «Общество»
Итоговый тест по теме «Общество» Вариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Заводы, фирмы, банки, рынки и др.
Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
1) социальная революция 2) экономическая реформа 3) общественный прогресс
4) социальная динамика 5) коренные преобразования
1) прогресс 2) структура 3) эволюция 4) реформа 5) спад 6) стратификация
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».
1)социальная реформа 2)стагнация 3) социальная революция
4) общественное развитие 5) кризис 6)модернизация.
1) обособление от природы 2) наличие подверженных изменениям подсистем
3) обособленность элементов 4) самоорганизация и саморазвитие
5) появление новых элементов и связей 6) многоаспектность и целостность
1) население крупнейшей страны мира 2) объединение любителей шахмат
3) форма совместной жизнедеятельности людей 4) обособившаяся от природы часть материального мира
5) определенная стадия в истории человечества 6)все человечество в его прошлом, настоящем, будущем
7. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре делениями и приведенными во втором столбце понятиями.
1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов
А. Политическая сфера
2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права
Б. Экономическая сфера
3. Различные формы и уровни общественного сознания
В. Социальная сфера
4, Производство материальных благ, их обмен и распределение
8. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.145
1) развитие сферы услуг 2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации 4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) развитие высоких технологий 1) традиционное (аграрное)
Б) механизация промышленного производства 2) индустриальное
В) выдвижение на первый план сферы услуг 3) информационное
Г) натуральный характер хозяйства
Д) общинный уклад, коллективизм
1)возникновение государства 2)генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
3) формирование наций 4)создание новых лекарственных препаратов
5)способность человека к чувственному восприятию мира
11. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в индустриальном обществе.
1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями.
2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах.
3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллигенцию.
4) Большинство трудящихся было занято на крупных промышленных предприятиях, фабриках и заводах.
5) В социальной структуре общества ведущее место заняли «белые воротнички» и работники сферы услуг
12. Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями 2, 1, 2, 1, 3
ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.
Б) Глобальное изменение климата.
В) Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах
Г) Сокращение биоразнообразия Земли.
Д) Быстрый рост населения планеты
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экстенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
14. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. 3, 2, 2, 1, 2
(А) Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 6, 1, 8, 5, 4, 3.
«XX—XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и _________ (А) в жизни общества. Появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на ___________ (Б) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Поскольку люди позволили этой ____________(В) затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья __________ (Г), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают теории ___________(Д) круговорота, глобальных экологических и ядерных ____________(Е ) ».
1) развитие 2) критерии 3) катастрофа 4) циклическое 5) история
6) регресс 7) экономика 8) идея 9) человечество
Итоговый тест по теме «Общество» Вариант 2.
1)сословное деление 2)воспроизводство социального идеала 3) коллективистские ценности
4) традиционное общество 5) сельская община 6) натуральное хозяйство
7)низкая социальная мобильность
1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена
2) рост цен на пользующиеся спросом товары
3) создание приключенческого романа
4) существование в современном обществе семей традиционного типа
5) активное участие новгородцев в городском вече
5. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. 23
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в постиндустриальном обществе.
1)Крестьянские дети могли сделать карьеру, только уйдя в монастырь и продвинувшись по церковной иерархии или же отличиться на полях сражений.
2) Большинство трудоспособного населения занято в крупной промышленности и на транспорте.
3) К высшему классу общества можно отнести владельцев предприятий, топ–менеджеров крупнейших
4) «Белые воротнички» и работники сферы услуг относятся к растущим категориям населения в обществе.
5)Сокращается в структуре населения численность занятых в промышленности и в сельском хозяйстве.
7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества..125
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
8. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество?.23
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.
4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.
5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
6) Постепенно складывается демократия.
9. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.12
1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.
4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.
5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.
10. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 2, 1, 3, 3, 2.
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов
Б) активизация деятельности экстремистских групп
В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств
1) угроза мирового терроризма
2) угроза экологического кризиса
3) проблема «Север — Юг»
11. Установите соответствие между характеристикой и типом общества. 1, 2, 1, 3.
A) сословная структура общества
Б) серийное производство товаров массового потребления
B) низкая социальная мобильность
Г) ведущая роль информации в жизни общества
12. Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствует традиции. Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.124
1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают старинные семейные праздники и обряды.
5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным автомагистралям.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей . (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 2, 1, 4, 6, 8, 3.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие _______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что ________ (Б) должно принять такую форму
организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях ________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области ________ (Г), другие — о развитии науки и _________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к ______ (Е) государству».
1) общество 2) разум 3) правовое 4) прогресс 5) цивилизация
6) мораль 7) искусство 8) техника 9) регресс