искусство корень в слове какой
Искусство, искус
Искусство, искус. Хотя в предисловии к пятому тому семнадцатитомного Словаря было выражено стремление редакции к более четкому раскрытию исторической перспективы при определении значений слова, это стремление чаще всего не находит своего полного и убедительного воплощения. Например, в слове искусство отыскиваются три значения, и показываются они в такой последовательности: 1) «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах» (цитаты из Гоголя, Чернышевского и Ферсмана); 2) «отрасль творческой художественной деятельности» и 3) «умение, мастерство, необходимое для ведения какого-либо дела» (5, с. 470). Здесь возбуждает сомнение и последовательность расположения значений и формулировка исходного, первого значения, основанного на поэтической системе реализма. Историко-лексикографические справки, указывающие на «Лексикон» Поликарпова 1704 г., на «Вейсманнов Лексикон» 1731 г. и на «Российский Целлариус» 1771 г., противоречат семантическому раскрытию предполагаемой или предлагаемой истории значений слова искусство. Характерно, что в «Словаре языка Пушкина» (2, с. 241–242) употребление слова искусство в значении «система приемов, методов в какой-либо практической деятельности» отмечено 52 раза, а в значении «художественное творчество» – 21 раз; вообще же оно встречается 107 раз. Возникает вопрос, можно ли первое значение слова искусство, выдвигаемое семнадцатитомным Словарем в качестве исходного, применить к такому общеизвестному месту из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери»:
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Вот некоторые материалы для семантической истории слова искусство.
Морфологические критерии распознавания и выделения древнеславянизмов нередко вступают в конфликт с семантическими, внутренними, формами слова. Несмотря на то, что слово может быть этимологически разложено на древнеславянские морфологические элементы, несмотря на то, что оно носит печать книжности и история его употребления в прошлом тесно связана со стилями книжно-славянской речи, все же квалификация его как старославянизма, славянизма или церковнославянизма может быть грубым историческим анахронизмом. Ко многим словам этого типа скорее приложимо название западноевропеизма на древнеславянской основе.
Слово искусство не отмечено в памятниках древнерусского языка (см.: Срезневский, 1). Но гнездо родственных ему образований восходит, по-видимому, к старославянскому языку. Например, выражение искусы творити встречается в Договоре Олега 912 г., искусы дѣяти – πειράξες указано В. М. Истриным в «Хронике Георгия Амартола» (3, с. 14).
Искус в значении «опыт» было широко употребительно в языке древнерусской письменности.
В договоре с греками 945 г. слово искусъ употреблено в значении «истязания, пытки» («аще кто от крестьянъ или от Руси мученьа образомъ искусъ творить». 74); ср. греч. πεĩρα. Не очень точно и достоверно история значений слов и скус и иску́с воспроизведены в нашем Словаре (5, с. 466–467).
Ф. И. Буслаев писал: «. вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити (санскр. куш – experiri). С понятием искусства соединяется мысль об обмане, прельщении, что видно из родственных с ним слов: искусить, искуситель, искушение» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка, Л., 1941, с. 176).
Однако это этимологическое толкование слова искусство не соответствует его семантической истории.
Дело в том, что слово искусство создавалось хотя и посредством сцепления книжнославянских морфем, но на совершенно другой семантической и культурно-исторической почве.
В русском литературном языке оно появилось не раньше второй половины XVII в. В русском лексиконе Петровского времени (библ. Акад. наук) слово экспериенциа (лат. experientia, польск. eksperjencja) («опыт, испытание») поясняется при помощи слова искусство (Смирнов, Зап. влияние, с. 346).
Таким образом, слово искусство возникает не без влияния латинского языка как языка западноевропейской науки и философии (до создания научных языков в странах Западной Европы на национальной основе). У Антиоха Кантемира в примечаниях к переводу сочинения Фонтенелла «Разговоры о множестве миров» (1730): «Экспериэнциа. «Искус, искусство, знание, полученное через частое повторение какого действа»». Ср. в легенде о папе Григории по списку XVIII в.: «Был я в том монастыре, и не захотел в том монастыре жить и пожаловал себе (в) воинском искусстве опробовать» (Гудзий Н. К. К истории легенды о папе Григории // Изв. ОРЯС, 19 (1914), 4, 1915, с. 251).
Последующая семантическая история слова искусство в русском литературном языке XVIII и XIX вв. определяется не только углублением и дифференциацией его значений – применительно к разным сферам труда и творчества, но и меняющимися формами его соотношений с многочисленными кругами связанных с ним слов и лексических рядов: искусный, искуситься и т. п., художество, мастерство и др. под.
(Виноградов В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания // Вопросы языкознания. 1966, № 6, с. 12–13).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ИСКУССТВО или ИССКУСТВО, как правильно пишется?
Слово «искусство» правильно пишется с двумя буквами «с» в середине слова.
Все знают, что в интересующем нас слове пишутся двойные согласные, но, где именно, в начале или середине, иногда возникает сомнение. Какое написание является правильным:
Чтобы выяснить правильное написание этого существительного и четко усвоить двойное написание согласных, установим его значение и морфемный состав.
Значение слова «искусство»
Интересующее нас слово является многозначным. Им называется:
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
Вспомним похожее слово «искусный», которое в некоторых значениях пересекается с анализируемой лексемой и обозначает «умелый, обладающий мастерством, хорошо знающий».
Морфемный состав слова «искусство»
Исходя из некоторого общего значения, можно установить этимологическую родственную смысловую связь слов:
Иску с ный мастер демонстрирует свое иску сс тво резки по камню.
Думаем, что можно с некоторой достоверностью утверждать, что когда-то от прилагательного «искусный» образовалось с помощью суффикса -ств- производное существительное, как и ряд аналогичных слов с отвлеченным значением:
Но в современном русском языке уже не выделяется этимологический суффикс -ств-, и рассматриваемое слово имеет следующий морфемный состав:
искусств о — корень/окончание.
Это слово стало родоначальником целого гнезда однокоренных слов:
Правописание слова «искусство»
Исходя из этимологического словообразовательного анализа этого отвлеченного существительного, наглядно видно, что в его составе встретились две одинаковые согласные на стыке бывшего корня и словообразовательного суффикса:
Зная о происхождении этого слова, запомним, что двойные согласные пишутся именно в середине корня, а не в начале его.
Вывод
Правильно пишется слово «искуССтво».
В орфографии современного русского языка это слово считается словарным. О его написании в случае затруднения справляемся в орфографическом словаре.
Отличаем его написание с двумя согласными в корне от написания похожих слов: