исходным для развития аэробики в россии явился какой год
Краткая история возникновения и развития аэробики
Краткая история возникновения и развития аэробики
Аэробика берёт своё начало в Древней Греции. Тогда она считалась исключительно мужским видом спорта, разновидностью гимнастики. Физические упражнения под стук барабанов и звуки оркестра были популярны среди спартанцев. Использовались они для хорошей осанки, развития чувства ритма, развития походки и пластичности движений. Античная аэробика была похожа на современные элементы художественной гимнастики и называлась орхестрика.
В конце XIX – начале XX века формируется аэробика как отдельное направление и связанно оно с именем французского физиолога Жорж Демени (1950-1917). Им была придумана система упражнений, которая заключалась в гармонии движений, а так же в чередовании расслабления и напряжения мышц. Значительное внимание уделялось развитию ловкости и гибкости.
Демени считал, что движения должны выполняться непрерывно, этим самым дал начало методу поточного выполнения упражнений. По его мнению, перемена сложности упражнений от легких к сложным и наоборот обеспечивает необходимый отдых для мышц. Данного метода выполнения упражнений является особенностью ритмической гимнастики и аэробики.
Система Франсуа Дельсарта (1811-1871) дала значительное влияние на развитие гимнастики [2], он пробовал установить взаимосвязь между жестами, мимикой человека и его эмоциональными переживаниями.
В России история возникновения аэробики начинается с 20-х годов ХХ века, когда в стране появилась мода на танцы. В то время все занятия физкультурой было принято проводить в сопровождении музыки, соблюдая ритмику движений. В это же время З. Д. Вербова создала первую студию, в которой готовили учителей физкультуры и кружков гимнастики для училищ и старшей школы.
В программу, помимо ритмики и гимнастики, входили сольфеджио, акробатика, импровизация и пластика движений. Существовало в те годы в России и другое учебное заведение, в котором обучали женщин любого происхождения и возраста. Это была школа и творческая студия в одном флаконе. Там преподавали ритмику, танцы и пытались развить в женщинах художественно-эмоциональное восприятие мира. В середине ХХ века Западную Европу охватила джазовая музыка.
В конце 60-х годов в Европе появился новый вид гимнастики — джаз-гимнастика, в её занятиях использовалась ритмичная музыка. Основателем данного направления стала Моника Бекман [1].
В Америке в 70-х годах взяла своё начало такая форма, как аэробные танцы. Основоположником является американская танцовщица Джеки Соренсен [1]. П рограмма данного направления включает в себя ритмичный бег, различные прыжки, наклоны, махи, танцевальные шаги и движения. Содержание и структура занятий аэробными танцами приближены к современной ритмической гимнастике и аэробике.
Американский специалист в области физической культуры, доктор Кеннет Купер назвал «аэробикой» оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов. Данная система первоначально создавалась для военных, позже была перенесена на широкие круг. В конце 60-х годов Купер написал и выпустил по данной тематике книгу. К.Купер назвал «аэробику» в широком смысле физической деятельностью средней интенсивности, в процессе которой определяется баланс в работе жизненно важных органов, снабжается потребление и транспортировка кислорода в организме [3].
Первоначально Купер в своей системе оздоровительных занятий рекомендовал исключительно циклические виды спорта, но в скором времени он включил в неё и гимнастическую аэробику. Последователем Купера в России стал Николай Амосов.
В конце 80-х и начале 90-х годов XX века появились новые виды аэробики, такие как слайд, степ, аква-аэробика и др.
Нынешняя аэробика не является новым видом физической культуры, она является разновидностью гимнастики, которая появилась на базе основной гимнастики и взявшая в себя элементы восточной культуры европейских гимнастических школ, а также танцевальной и хореографической подготовки.
На протяжении многих лет, аэробика является популярной среди прочих разновидностей оздоровительной физической культуры благодаря музыкальному сопровождению. Благодаря непрерывному обновлению программ данные занятия являются хорошим способом для получения результата силы, координации движений, выносливости, гибкости.
Медики, физиологи, организации, педагоги активно занимаются проблемами фитнеса и разрабатывают разнообразные направления в аэробике. Проводятся конвекции, семинары, фестивали, конкурсы по аэробике во многих странах мира.
При систематических занятиях аэробикой способность организма пропускать воздух через легкие увеличивается, так же увеличивается общий кровоток, а кровь оперативно выполняет транспорт кислорода.
Лисицкая Т.С.Аэробика. В 2-х томах. Том 1. Теория и методика. Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева / М., 2015. – 303 с.
Бушма, Т. В. Аэробика и шейпинг как современные средства адаптации студентов к физическим нагрузкам / Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – Т. 10 (1). – С. 263–267.
Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей / Ростов-на-Дону, 2012. – 186 с.
История возникновения аэробики
Как известно, аэробика – это ритмичные движения под музыку, которые стимулируют работу различных систем организма. А также отличный способ похудеть и поднять себе настроение. Как же возникла аэробика и откуда берет свое начало?
Последователем Демени была Б.Менсендик, разработавшая женскую функциональную гимнастику. В основу гимнастики Б.Менсендик положены ритмичные движения, которые непосредственно связаны с ритмом дыхания, что является важной функцией организма. Развитие силы, укрепление здоровья и воспитание искусства движения являются основными задачами Б.Менсендик. Родоначальником так называемой “выразительной гимнастики”, появившейся в XIX веке является Ф.Дельсарт. Система его занятий подразумевала под собой умение красиво и выразительно петь, владение мимикой, жестами, движениями и позами. Сама Айсидора Дункан была последовательницей этого направления.
В начале XX века популярность приобретает “ритмическая гимнастика”, первооткрывателем которого считается Э.Жак-Далькроза. Этому человеку принадлежит открытие чувства ритма в физической деятельности человека. На основе сформированного опыта, в Москве начинают открываться различные студии танца, которые в дальнейшем занимаются подготовкой преподавателей гимнастики для школ и техникумов. В 60-х годах формируется новое направление – джаз-гимнастика. Основоположником этого джазового направления считается М.Бекман. В качестве музыкального сопровождения используется джаз. В 70-х годах появляются аэробные танцы, которые ближе всего стоят к современной аэробике по структуре и содержанию занятий. Основоположником данного вида аэробики является Дж.Соренсон.
Сам термин “аэробика” появился в 1960 году благодаря К.Куперу, который проводил исследования по аэробной тренировке военно-воздушных сил США. Свое начало он берет от слова “аэробный”, что означает идущий с участием кислорода. Джазовая аэробика все больше охватывает Европу, а в Америке в этот период формируется новый вид аэробики – «аэробические танцы».
Аэробика сегодня является одним из видов гимнастики, сформированной на основе греческой гимнастики и вобравшей в себя различные элементы европейской школы, востока, а также хореографической и танцевальной подготовки.
Благодаря разнообразию и постоянному обновлению ассортимента программ по развитию выносливости, гибкости, координации движений, своему современному музыкальному сопровождению, аэробика в течение двух десятилетий удерживает лидирующие позиции в рейтингах среди других видов оздоровительной гимнастики.
Также советуем прочитать:
Доклад на тему: «История спортивной аэробики»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр
детского творчества «Радуга» муниципального района Бирский район Республики
«История спортивной аэробики»
Выполнил: Насыров Ильназ
Объединение Спортивная аэробика
Руководитель: педагог дополнительного
образования высшей категории
2. История аэробики 3
3. Воздействие аэробики на организм человека 3
4. Структура занятий 4
5. Музыкальное сопровождение 5
Аэробика (в СССР была известна как ритмическая гимнастика) — гимнастика при ритмичном музыкальном сопровождении, c активным потреблением организмом кислорода (аэробный можно перевести — «живущий на воздухе»).
Занятия аэробикой помогают держать мышцы и связки в тонусе, способствуют оздоровлению организма, рекомендуются медиками в лечебно-оздоровительных целях.
Прародительницей аэробики считается орхестрика — гимнастика танцевального направления, выполнявшаяся под музыку, которая была распространена в античном мире (Древняя Греция). Занятия орхестрикой были призваны способствовать правильной осанке, пластичности движений.
В конце 19 века французский физиолог Ж. Демени предложил систему гимнастических упражнений, для которых была характерна непрерывность движений, поточность выполнения. Большое внимание уделялось ритму и гармонии упражнений. В начале 20 века Э. Жак-Делькоз ввёл понятие ритмической гимнастики. Аэробные танцы возникли в 70-е годы 20 века, благодаря Дж. Соренсену. Эти танцевальные тренировочные программы включали ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. Примерно в это же время термин «аэробика» впервые был введён американским врачём К. Купером, который исследовал особенности тренировок в военно-воздушных силах США. Он разработал научно обоснованную систему физических упражнений, обладающих аэробным характером энергообеспечения организма (бег, плавание и т.д.). В дальнейшем наряду с циклическими видами спорта, Купер включил в свою систему и гимнастическую аэробику.
ВОЗДЕЙСТВИЕ АЭРОБИКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
С точки зрения физиологии принципиальным отличием аэробных упражнений является повышенное потребление кислорода организмом, что позитивно сказывается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Как и многие другие полезные физически нагрузки, занятия
аэробикой способствуют выработке эндорфинов («гормонов удовольствия»).
В результате выполнения аэробных упражнений в организме происходят положительные сдвиги:
Улучшается транспортировка кислорода кровью, как следствие, повышается выносливость к продолжительным физическим нагрузкам;
-увеличивается объем лёгких;
-снижается риск развития атеросклероза;
-значительно укрепляется костная система;
-усиливаются возможности организма по противостоянию стрессам;
-происходит нормализация веса.
Важным преимуществом аэробики является то, что её комплексы разработаны на научной основе, благодаря чему организм получает оптимальную нагрузку — в результате для поддержания себя в форме достаточно заниматься полтора часа в неделю.
Чтобы получить от аэробики максимальную пользу и избежать возможного вреда, необходимо строго следовать рекомендациям тренеров, в первую очередь, придерживаться правильной структуры тренировки:
Разминка — необходима для разогрева мышц и ускорения темпа работы сердца; время выполнения — 2–3 минуты, но если игнорировать разминку, то велика вероятность столкнуться с травмами, прежде всего, растяжениями мышц и связок;
Аэробная фаза — основная часть занятия, во время которой выполняются упражнения, входящие в данную аэробную программу; важно помнить, что нагрузки не должны быть чрезмерными — пульс не должен превышать 65–80% от максимума (если участившееся дыхание занимающегося не позволяет ему свободно разговаривать — значит, предел нагрузки пройден);
Заминка — цель этого этапа — постепенное снижение темпа движений (как правило, длится в течение 5 минут), чтобы не перенапрягать сердце;
Силовая нагрузка — рекомендуемое время занятий 10 минут: включает упражнения на укрепление мышц (приседания, работа с отягощениями и т.п.), а также на развитие гибкости (суставная гимнастика, растяжка и др.).
Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.
Требования к музыкальной подготовленности тренера:
-умение проводить упражнения в соответствии с музыкой: во время подавать команды и специальные жесты для начала-окончания упражнений (в соответствии с музыкой), проводить упражнения в соответствии с построением музыки, проводить ритмический подсчет в соответствии с метром и размером музыки;
-умение составлять упражнения в соответствии с музыкальным квадратом (на 2, 4, 8, 16 и т.д.)
-умение подбирать и составлять упражнения в различных ритмических сочетаниях;
-умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам;
-умение составлять упражнения на заданную музыку;
-умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений, а также для соревновательных программ.
Для правильного составления фонограммы, а также построения
упражнений в соответствии с музыкой и распределения нагрузки в уроке необходимо учитывать взаимосвязь количества движений и количества музыкальных (ритмических) акцентов в одну минуту.
При подборе песенного материала для того, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо внимательно прослушать текст, следует помнить. Что музыка и песни, используемые в оздоровительных занятиях должны иметь положительную и эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т.д.). Затем выбранные музыкальные фрагменты выстраиваются в определенной последовательности.
По уровню сложности аэробика делится на следующие виды:
Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Аэробика как оздоровительная система базируется на физических упражнениях невысокой интенсивности, воздействующих в основном на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Само название здесь подсказывает смысл и цели занятия оздоровительной аэробикой – для улучшения самочувствия и здоровья человека. Характерны облегчённые упражнения, например, отжимание в упоре на коленях.
Спортивная аэробика — возникла на основе оздоровительной аэробики и имеет с ней одинаковую технику базовых движений. Это чрезвычайно сложный, почти экстремальный вид спорта, по затратам физических сил его сравнивают с бегом на 800 метров, который является примером экстремальной физической деятельности в зоне смешанного (аэробно-анаэробного) энергетического обеспечения. Выполнение упражнений вызывает глубокие функциональные сдвиги в организме спортсмена и сопровождается аритмичным дыханием.
Этот вид спорта содержит координационно-сложные и интенсивные движения, включающие элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики. В процессе тренировки формируется богатейший арсенал
двигательных навыков, отличающихся координационной точностью и
например, отжимания в упоре лёжа.
Спортивно-оздоровительная аэробика — промежуточный вариант.
Количество подходов и сложность выполнения регулируются с учётом спортивной формы, возраста занимающихся и других значимых факторов.
Нелишне отметить базовые условия, которые определяют не только результативность и безопасность занятий, но и обеспечивают получение максимального удовольствие от аэробики:
-просторный зал с удобным покрытием;
-профессионализм тренера и положительный контакт с ним;
-однородность групп, занимающихся;
-постепенность возрастания нагрузок.
В настоящее время существует более 200 видов аэробики. Если рассматривать с точки зрения физиологии, то к аэробике можно отнести также бег, катание на коньках, лыжах и т.д.
В настоящее время наиболее распространёнными видами аэробики являются:
-степ-аэробика (используется специальная степ-платформа, занятия способствуют нормализации веса);
-силовая аэробика (работа с утяжелениями, многие виды упражнений доступны только физически подготовленным людям);
-танцевальная аэробика (как правило, за базу берутся танцевальные движения определённого направления, например, танец живота, индийские танцы и т.д.);
-аква-аэробика (занятия в воде, зачастую рекомендуются людям, которым противопоказаны большие физические нагрузки).
Другие виды: аэробика с элементами бокса и кик-боксинга, вело-аэробика, спортивная аэробика.
В настоящее время этот интересный вид спорта привлекает все большее внимание современной молодежи. Занятия спортивной аэробикой благоприятно воздействует на общее состояние организма спортсмена, позволяют всегда находиться в хорошей физической форме, положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние. Так как занятия проходят под музыку, спортсмен получает большее эстетическое удовольствие. Кроме этого, для занятий спортивной аэробикой не требуется специального дорогостоящего оборудования, что делает этот вид спорта доступным для общеобразовательных школ и для высших учебных заведений.
Занятия аэробикой особенно актуальны для работников «умственного труда», ведущих сидячий образ жизни. Регулярное выполнение аэробных комплексов не только способствует профилактике множества заболеваний, но и поднимает настроение, избавляет от стрессов.
Классическая аэробика
В учебном пособии рассмотрены современные направления аэробики, представлен краткий исторический экскурс возникновения и развития аэробики, раскрыты основные вопросы организации и методики проведения занятий по классической аэробике, детально разобрана техника выполнения базовых шагов. Проанализированы вопросы материально-технического обеспечения занятий, технологии подбора музыкального сопровождения. Отражены особенности питания при занятиях аэробикой, а также самоконтроль физического состояния занимающихся. В качестве рекомендаций предложены аэробные связки разной степени сложности. Пособие адресовано специалистам и преподавателям физической культуры, а также студентам для самостоятельной подготовки во внеучебное время. Данное пособие рекомендовано всем почитателям аэробики и здорового образа жизни.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классическая аэробика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
История возникновения и развития аэробики
История занятий физическими упражнениями под музыку берёт своё начало с античных времён. В Греции одной из разновидностей гимнастики была орхестрика — гимнастика танцевального направления. Упражнения под музыку применялись для придания пластичности движениям, формирования красивой походки, правильной осанки. Орхестрика явилась началом развития аэробики, а также современной художественной гимнастики.
Современные разновидности двигательной активности, такие как ритмическая, художественная гимнастика и оздоровительные занятия, как отмечают специалисты, берут начало от четырех «Д». Под этим подразумеваются начальные буквы фамилий четырех основоположников музыкального ритмопластического направления в гимнастике: Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз (рис. 1).
В середине XIX века началось активное увлечение выразительностью движений. Основы выразительности движений, были заложены Франсуа Дельсартом. Система Ф. Дельсарта охватывала, наряду с умением выразительно петь, владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики, а в дальнейшем легла в основу пантомимы и пластики балета.
На рубеже XIX–XX веков формируется направление гимнастики, связанное с именем французского физиолога Жоржа Демени. Его система физических тренировок, упражнений была основана на ритмичном напряжении и расслаблении мышц, на ведущем значении гармонии и ритма движений. Особое внимание автор уделял непрерывности движений, закладывая этим основу метода «поточного» выполнения упражнений, тем самым значительно повышая интенсивность занятия в целом и способствуя развитию общей и специальной выносливости. Именно непрерывность, переход от одного упражнения к другому без остановок, совершили в XX веке маленькое чудо — из обычной оздоровительной гимнастики образовали гимнастику аэробную. Использование этого метода — одна из основных особенностей современной классической аэробики.
Рис. 1. Основоположники музыкального ритмопластического направления в гимнастике
Айседора Дункан стала одним из ярких последователей Ф. Дельсарта и создателем танцевальной гимнастики для женщин. Знаменитая танцовщица выступала с резким отрицанием классической школы в балете, пропагандируя возрождение классического античного танца и развитие пантомимы, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Её принципы нового танца в то время произвели эффект разорвавшейся бомбы. Естественность движений, раскованность, нашли отражение в ритме и пластичности и открыли миру правила красоты и элегантности. Следует отметить большое влияние танца Айседоры Дункан на развитие ритмико-пластического направления, из которого затем и сформировались современная художественная гимнастика, эстетическая гимнастика и аэробика как массовые формы физической культуры и спорта.
Профессор Женевской консерватории Жак Далькроз внёс огромный вклад в практическую значимость музыки, чувства ритма в физической деятельности. Основа метода Жака Далькроза — органическое совпадение музыки и движения. Далькроз создал своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у музыкантов чувство ритма. Система Ж. Далькроза состоит из трёх частей: ритмическая гимнастика, развитие слуха (сольфеджио), импровизация и музыкальная пластика.
После октябрьской революции развитие танцевально-ритмического направления в России продолжало происходить в различных спортивно-танцевальных студиях, среди которых нельзя не упомянуть «Студию пластического движения» З. Д. Вербовой, студию Л. Н. Алексеевой, носившую название «Школа-лаборатория художественной гимнастики». Их последователи и по настоящее время развивают женскую гимнастику неспортивной направленности.
Американский полковник ВВС и доктор медицинских наук, Кеннет Купер (рис. 2) стал родоначальником современной классической аэробики. Он впервые в 1968 году ввел термин «аэробика» и опубликовал свою первую книгу с одноимённым названием. Аэробикой он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов.
Исследования, которые проводил Купер для военно-воздушных сил США, касались аэробной тренировки как формы общей физической подготовки, то есть занятий спортом на любительском уровне. Вначале в свою систему аэробики К. Купер включил только традиционные, типично аэробные, так называемые циклические упражнения, т. е. когда вся деятельность состоит из повторяющихся «циклов» движения. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, гребля, велосипед. Затем были добавлены спортивные игры, прыжки со скакалкой, верховая езда, теннис и, наконец, танцевальная аэробика.
Лекция «История возникновения аэробики»
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Всероссийский детский центр «Орлёнок»
Управление морских, туристских и физкультурно-спортивных программ
Лекция: История аэробики
Подготовил: инструктор по фк ОФОиСР УМТиФСП Солодский П.Е.
История возникновения аэробики
Аэробика берет свое начало в Древней Греции. Тогда она считалась исключительно мужским видом спорта, разновидностью гимнастики. Физические упражнения под стук барабанов и звуки оркестра были популярны среди спартанцев. Использовались они для укрепления осанки, развития чувства ритма и пластичности движений. Античная аэробика была похожа на современные элементы художественной гимнастики и называлась орхестрика.
Возникновение аэробики как отдельного направления связано с гимнастикой доктора Жоржа Демени. В конце XIX века он придумал систему упражнений для мышц и суставов, основанную на сочетании ритма с гармонией движений, переменном расслаблении и напряжении различных зон. При этом много внимания уделялось развитию гибкости и ловкости. Особенно важным в технике гимнастики Демени была непрерывность и всенаправленность движений. Он считал, что перемена сложности упражнений от легких к сложным и обратно обеспечивает необходимый отдых для мышц. Получается, что человек, занимающийся аэробикой, не нуждается в отдыхе на протяжении всего занятия.
История возникновения аэробики в России начинается с 20-х годов ХХ века, когда страну охватила повальная мода на танцы. Тогда любые занятия физкультурой было принято проводить в сопровождении музыки, соблюдая ритмику движений. В программу, помимо ритмики и гимнастики, входили сольфеджио, акробатика, импровизация и пластика движений. В середине ХХ века Западную Европу охватила джазовая музыка. Вскоре появилась и джаз-гимнастика.
В то время, когда в Европе бушевал джаз, в Америке стали популярными «аэробические танцы», которые показывали по телевизору с участием самых известных актрис того времени. Термин «аэробика» применительно к разным видам гимнастики появился в конце 60-х годов ХХ века. Аэробика – это множество направлений, объединённых одной идеей. Классическая или базовая аэробика подразделяется на два вида: высокоударная или прыжковая аэробика и низкоударная аэробика – шаги, но не прыжки. Часто эти разновидности комбинируются в одном занятии. Занятия базовой аэробики проходят без каких-то особых аксессуаров, достаточно иметь подходящую одежду и запас выносливости. Нагрузка минимальная, а основная пластика движений взята из танцев.
Аэробика подходит почти для всех людей, если они в целом здоровы. Для людей с заболеваниями лучше всего подойдет
аква-аэробика, в которой почти нет ограничений.
Слово » аэробика » применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке.
В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.
Используют следующую классификацию аэробики:
это довольно широкое понятие, включающие самые разнообразные программы по фитнесу, пилатесу, стретчингу и даже занятиям в бассейне (аквааэробика). Эти и многие другие виды аэробики рассчитаны на широкий круг людей, желающих оздоровиться, приятно провести время.
В начале прошлого века была разработана популярная система оздоровления, в основе которой лежат главным образом упражнения телесно-ориентировочной терапии, кондиционной гимнастики и йоги. Это система «Пилатес», которая пользуется огромной популярностью в настоящее время.
Метод тренировки «Пилатес» был разработан около ста лет назад Джозефом Х. Пилатесом (1883 – 1967 г. Дюссельдорфа в Германии) и позднее назван его именем.
Занятия позволяют танцорам и актерам избежать травм, служат прекрасным методом реабилитации.
В которой аэробная серия упражнений построена на основе так называемых базовых шагов, соединений и комбинаций различного уровня интенсивности.
Аэробика высокой ударности содержит большее количество беговых упражнений, скачков, подскоков. Повышается темп выполнения движений, усложняется хореография, удлиняются композиции. Техника выполнения основных движений характеризуется кратковременным отрывом двух стоп от пола (небольшая фаза полета). В хореографические композиции включены такие элементы техники, как высокоамплитудные движения в быстром темпе, быстрые смены положения звеньев тела.
Организация занятий по аэробике
1) Существуют семь базовых элементов, которые составляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу «безопасной техники» их выполнения: шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, поднимания бедер в разных направлениях, махи ногами, выпады, подскоки со сменой положения ног, — скрестные движения.
2) При исполнении движений следует придерживаться правильной техники, что в целом выражается в требовании исключить «переразгибания», «перенапряжения», например: сохранять вертикальное положение спины, постоянно касаться пола пятками в определенных движениях, выдерживать точно вертикальное положение поднятых рук и т.п.).
Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой
а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:
— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;
— средний — до 84 %;
— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений;
б) продолжительность занятий и их частей;
в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.
В практике аэробики используются методы непрерывной тренировки (поточное выполнение упражнений, без пауз) и интервальной тренировки (с чередованием работы и отдыха), а также их комбинации в отдельных частях занятия.
Фит-бол – аэробика партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные группы мышц. Эта аэробика забавна, вносит разнообразие в занятия и благотворно воздействует (что доказано медицинскими исследованиями) на состояние спины и позвоночника.
Во время тренировки решаются следующие задачи
— тренировка двигательного контроля и равновесия;
— тщательная проработка тех групп мышц, которые невозможно тренировать во время обычных аэробных занятий;
— снятие нагрузки с позвоночника, перераспределение тонуса всех групп мышц для тренировки правильной осанки тела, чувства естественной координации;
— одновременная тренировка мышц спины и брюшного пресса, которая является залогом отсутствия болей в спине;
— проведение стретчинга всех групп мышц
Степ-аэробика появилась в 80-х гг. и быстро завоевала популярность. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Ее можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса. Регулируемая высота платформы позволяет заниматься в одной группе людям различного уровня физической подготовки. Подъем и спуск с платформы по интенсивности приравнивается к бегу со скоростью 12 км/ч. В основе степ-аэробики лежит в основном хореография базовой аэробики, что не исключает, однако, некоторой танцевальной стилизации.
К танцевальной аэробике относятся фанк-аэробика (Funk-Aerobic), сити-джэм (City-Jam), хип-хоп (Hip-Hop), латин-аэробика (Latin-Aerobic), афро-аэробика (Afro-Aerobic), кардио-фанк (Cardie-Funk), самба-аэробика (Samba-Aerobic) и др. Типичным для данных видов аэробики является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. Важным эмоциональным и мобилизующим фактором в этих программах является музыка.
Для занятий в воде применяется различное оборудование, которое может также использоваться для изменения интенсивности. Это пояса, жилеты, гантели, манжеты для рук, ног, а также специальные планки, перчатки, ласты и весла.
Это вид двигательной активности, который используется в качестве дополнения в спорте или танцевальных выступлениях. Элементы прикладной аэробики можно встретить в фигурном катании, гимнастике и даже в лечебной физкультуре. Кроме того, основными приемами этого вида аэробики владеют участники различных шоу-программ, члены групп поддержки спортсменов и т.д.
это профессиональные занятия с высокой интенсивностью физических нагрузок. Если оздоровительная аэробика может восприниматься как хобби и способ хорошо и с пользой провести время, то спортивная аэробика – это вид спорта, требующий профессионального подхода и соответствующей подготовки. В комплекс упражнений входят продолжительные движения со сложной координацией и движения, в которых могут взаимодействовать двое и более партнеров. Также в программу могут быть включены основные «аэробные» шаги и их виды.
Техническая характеристика упражнений
Содержание упражнения должно сбалансировано сочетаться с выбранным музыкальным стилем.
Обязательные элементы, а также координационные движения рук и ног должны быть выполнены с правильным положением тела.
Во время упражнения должны быть задействованы все углы, стороны и центральная часть площадки максимальное количество раз. А также, присутствовать перемещения по площадке вперед, назад, в сторону, по диагонали, по кругу.
Спортивная аэробика, как один из видов гимнастики, развивающийся под руководством международной федерации – ФИЖ (FIG), существует с 1995 года.
За прошедший период времени проведено более 20 крупнейших соревнований, в которых приняли участие спортсмены разных стран. Сейчас международная федерация аэробики объединяет спортсменов более 40 стран.
7 х 7м для категорий IW, IM, MP, TR для ND и AG1 и для категорий IW, IM для AG2
10 х 10м для всех остальных, не перечисленных выше категорий и номинаций
ND, AG1 – 1 минута 15 секунд +/- 5 секунд
AG2, Seniors – 1 минута 30 секунд +/- 5 секунд
Упражнение должно сопровождаться музыкальным произведением, которое может быть выбрано в различном стиле и ритме.
Для AD: должно присутствовать 2 музыкальных стиля (2-й музыкальный стиль – минимум на 32 счёта).
Для AS: любой музыкальный стиль. Рекомендуемый темп – 130-140 ударов в минуту.
Группы (GR) 5 человек
Возрастные особенности по международным правилам
Взрослые (seniors) – 18+
Юниоры (AG2) – 15-17 лет
Юноши (AG1) – 12-14 лет
1-й и 2-й день – квалификация, 3-й день – финалы. Лучшие 8 из каждой категории допускаются в финал.
В последние годы все более популярной становится фитнес-аэробика, доступная детям и взрослым. Развитием и популяризацией этого вида спорта занимается международная организация FISAF (ФИСАФ). Проводятся чемпионаты мира и Европы, международные турниры среди детей, подростков и взрослых.
Официальные соревнования по фитнес-аэробике проводятся в соответствии с Правилами Международной Федерации Спорта, Аэробики и Фитнеса (FISAF), положениями и регламентами соревнований.
Программа соревнований состоит из трех номинаций
— танцевальная аэробика – фанк/хип-хоп.
Упражнения длительностью 2 мин выполняются 6-8 спортсменами на площадке 12х12. Упражнения оцениваются тремя судейскими бригадами (первая бригада оценивает технику, вторая – артистичность, третья – соответствие композиции каждому виду).
Требования к программе выступления
1.Команды по степ-аэробике
Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/- 5 секунд, музыка должна соответствовать данной дисциплине, то есть: иметь четкую ударность и определённое количество ударов в минуту (Bpm), что соответствует основным правилам выступления в дисциплине «Степ-аэробика». Никаких обязательных элементов не существует. Участники команды должны избегать любых травмоопасных движений.
2.Команды по аэробике
Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/- 5 секунд, музыка должна соответствовать данной дисциплине, то есть: иметь четкую ударность и определённое количество ударов в минуту (Bpm), что соответствует основным правилам выступления в дисциплине «Аэробика». Никаких обязательных элементов не существует. Участники команды должны избегать любых травмоопасных движений.
3.Команды по хип-хоп-аэробике
Продолжительность выступления должна составлять 2 минуты +/- 5 секунд, музыка должна соответствовать данной дисциплине. Никаких обязательных элементов не существует. Участники команды должны избегать любых травмоопасных движений.
Судейская коллегия состоит из судей по технике и артистизму, и Главного судьи.
Существуют два типа судейской коллегии:
А. Коллегия, состоящая из 7 судей:
4 судьи по технике, 3 судьи по артистизму + 1 Главный судья
В. Коллегия, состоящая из 5 судей:
3 судьи по технике, 2 судьи по артистизму + 1 Главный судья
1. Главный судья
Главный судья контролирует всех членов судейской коллегии, и его мнение является решающим. Главный судья отвечает за последовательное и беспристрастное следование судейской бригадой правилам соревнований, а также за правильным применением судьями систем и таблиц результатов.
Судья по технике оценивает способность команды продемонстрировать целый ряд движений и элементов, характерных для фитнес-аэробики. Также учитывается качество исполнения, распределение элементов в программе, мышечный контроль всех движений, сложность движений, интенсивность программы, а также сложность хореографии в целом.
Судья по технике оценивает выступление каждой команды в соответствии с техническими критериями и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале. В каждой судейской коллегии назначается ведущий судья по технике. Ранг, выставленный этим судьей, является решающим, если имеют место равные ранги между двумя и более командами.
3. Судья по артистизму
Судья по артистизму оценивает оригинальность и творческий подход в построении хореографии выступления, а также использование музыки. Также учитывается синхронность выступления, т.е. способность всех членов команды продемонстрировать одинаковый уровень подготовки и выполнять движения одновременно и в соответствии с музыкальным сопровождением. Судья по артистизму также оценивает внешний вид команды, уровень презентации и взаимодействие между членами команды.
Судья по артистизму оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями артистичности и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале.
4. Судья по хип-хоп-аэробике
Судья по хип-хоп-аэробике оценивает хореографию выступления, демонстрацию различных стилей, их интерпретации, а также интерпретацию музыкального сопровождения. Судья по хип-хоп-аэробике также учитывает уровень технического исполнения и способность команды выглядеть и двигаться как единое целое.
Судья по хип-хоп-аэробике оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями вида и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале.
Общие правила работы на степ-платформе
Универсальные правила работы на степ-платформе четко описывают организацию степ-тренировки с использованием правильной техники работы ног, рук и туловища. Эти правила необходимо использовать таким образом, чтобы, независимо от уровня физической подготовки участников соревнований, можно было избежать физической травмы или повреждения во время выступления в дисциплине «Степ-аэробика».
Под подъемом на степ-платформу понимается перенос всего веса тела с пола на степ-платформу, за которым немедленно следует перенос всего веса тела со степ-платформы на пол.
Высота степ-платформы
Независимо от уровня физической подготовки и мастерства участников соревнований, не должны использоваться степ-платформы, при работе с которыми угол в коленном суставе в положении, когда стопа полностью стоит на степ-платформе (когда весь вес тела перемещен на ведущую и стоящую на платформе ногу), составляет менее 90°. Угол в коленном суставе при подъеме на степ-платформу не должен быть менее 90°.