ирония судьбы или с легким паром в каком году был снят
Что происходило за кадром «Иронии судьбы, или С легким паром!»
Ватная зима
Когда снимали в Ленинграде, на улице стоял лютый мороз, но снега не было совсем. Все улицы, которые попали в кадр, пришлось засыпать пенопластом. На крышах домов укладывали вату.
Лекарство счастья
Страсти кипели не только в кадре. Женатый Рязанов совсем потерял голову от Нины Скуйбиной, работавшей тогда главредом на «Мосфильме».
Водка вместо воды
Сцену в бане снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма».
Неприятные поцелуи
Барбара Брыльска наотрез отказывалась целоваться со своими партнерами. Ей не нравился ни Мягков, ни Яковлев, который был мечтой многих женщин.
Вонючая рыба
На «Мосфильме» были проблемы с горячей водой. По сюжету Ипполит принимает душ прямо в одежде. В холодном сыром павильоне Юрий Яковлев минут 25 мужественно отстоял под душем, из которого лилась ледяная вода. Его фраза «Ой, тепленькая пошла» была сказана не по сценарию, с иронией. Но импровизация так понравилась Эльдару Александровичу, что он взял ее в фильм.
Для Яковлева съемки в этом эпизоде обернулись двумя днями простоя: температура, насморк, воспаленное горло.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
«Их не научишь никогда»
Валентина Талызина до сих пор с улыбкой вспоминает о своем дуэте с Лией Ахеджаковой, с которой знакома со студенческих лет.
Случайный пассажир
Когда постановщик увидел себя на экране, неприятно удивился:
— Оказывается, у меня лысина. А я и не догадывался…
И вызвал на ковер гримеров, желая услышать объяснения, почему у него в кадре «не пойми что на голове».
Как Алкашин стал Лукашиным
А спустя время Брагинский и Рязанов написали пьесу «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» о похождениях пьяницы Жени Алкашина, которая несколько лет с успехом шла сразу в 110 театрах. Причем написали они ее всего за 12 дней, будучи все это время, мягко говоря, навеселе.
А еще через несколько лет Эльдар Александрович решил перенести историю на телеэкран. Алкашин стал Лукашиным, а остросатирическая пьеса превратилась в лирическую комедию о любви.
Позор Немоляевой и обида Талызиной
На роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Лариса Голубкина, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон и Валентина Талызина. Ко всему прочему, Эльдара Александровича уговаривали выписать из Питера Алису Фрейндлих.
Рязанов лично позвонил иностранке в Варшаву и пригласил на пробы.
К слову, изначально режиссер планировал, что Надя будет учительницей польского языка. Так, мол, не будет вопросов к акценту Брыльски. Но чиновники запретили, и актрису переозвучила Валентина Талызина. А песни исполнила Алла Пугачева. Однако в титрах их имена не были указаны. Брыльска одна ездила на кинофестивали представлять картину, а своих дублерш даже не поблагодарила. Талызина этим очень оскорбилась.
Террорист-любовник
Женю Лукашина безумно хотел сыграть Андрей Миронов. А Рязанов предлагал ему лишь Ипполита. Но после долгих уговоров режиссер пошел актеру навстречу.
Кстати
Цитата
Эльдар Рязанов из книги «Неподведенные итоги» (Издательство «Вагриус», 1995 г.):
Нашим фильмом мы хотели как бы постучаться в сердце каждого человека и сказать: «Если у тебя неприятности, если ты нездоров, если от тебя ушла любовь, помни, что надо верить людям, что жизнь прекрасна, что чудо возможно!»
Закончили снимать в июне, и шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телепремьера. Во время этого полугодового ожидания до меня регулярно доходили неприятные слухи. Помню, как председатель Госкино Ермаш при встрече злорадно сказал мне:
— Слышал, у тебя сложности с твоей картинкой-то на телевидении. Не хотят ее выпускать из-за пропаганды пьянства.
Какая гадость этот ваш цыпленок карри!
В 2013-м в Болливуде сняли ремейк советской «Иронии судьбы». Сюжет фильм «Я люблю Новый год» почти один в один с нашим.
Фильм вышел в прокат только в США и Индии. Нигде в титрах создатели комедии не указали советских авторов! Просто слизали, и все. Россияне возмутились, принялись атаковать болливудских киношников в соцсетях. Конфликт закончился тем, что Рязанов махнул рукой:
— Денег с них получить почти нереально. Будем радоваться тому, что наше кино пришлось по душе не только миллионам соотечественников, но и индусам. Отличная оценка!
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Владимир Нахабцев (главный), В. Алисов, С. Арманд, Б. Кочеров
Содержание
История
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром!, или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма). Пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Пьеса имеет одинаковый с фильмом сюжет.
С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссера, — «Берегись автомобиля»).
Со временем фильм стал частью традиции проведения новогоднего вечера в бывшем Советском Союзе — этот фильм обязательно показывается в новогодние дни по одному из центральных телеканалов, а часто и по локальным телеканалам. Просмотр фильма стал одним из атрибутов Нового года.
Сюжет
Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих типовые, совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков). После титров идею заставки подхватывают ироничные размышления Павлика, который проезжает в автобусе через районы типовых московских новостроек, направляясь в гости к своему другу Жене, чтобы пригласить его в баню.
В это время главный герой, москвич Евгений Михайлович Лукашин (Женя), 36 лет, врач по профессии, готовится встретить Новый год наедине со своей невестой Галей в новой квартире по адресу 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, куда Женя с мамой переехали накануне. По Галиной инициативе и под некоторым её давлением Женя, закоренелый холостяк, готовится сделать ей в новогоднюю ночь предложение. При этом, оправдываясь за свою нерешительность в течение предшествующего двухлетнего знакомства, он рассказывает Гале о том, что некогда уже собирался жениться, но сбежал от невесты в Ленинград.
Перед встречей Нового года Женя, по сложившейся традиции, отправляется с тремя друзьями (Павлик, Сашка и Мишка) в баню. В бане друзья изрядно выпили, в том числе по поводу предстоящей Жениной свадьбы. Перед тем как разойтись, друзья отправляются в аэропорт, откуда один из них, Павлик, должен лететь в Ленинград, однако, когда приходит время посадки в самолёт, захмелевшие Сашка и Мишка по ошибке отправляют на посадку вместо Павлика полусонного Женю.
Проснувшись уже в Пулковском аэропорту и не заметив разницы, пьяный Женя берёт такси и называет таксисту свой московский адрес. Оказывается, по этому адресу в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как в Москве, поэтому ничего не подозревающий Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок своим ключом от московской квартиры.
Войдя в квартиру, Лукашин не заметил ничего необычного: здесь стоит точно такой же мебельный гарнитур, как у него дома, и царит такой же беспорядок новоселья. Обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя засыпает.
Спустя некоторое время в квартиру возвращается живущая здесь Надежда Васильевна Шевелёва (Надя), 34-летняя учительница русского языка и литературы. Она готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом, который тоже должен скоро прийти. Войдя в собственную квартиру, Надя с ужасом обнаруживает спящего незнакомца. Надя пытается его разбудить и как можно скорее выставить, пока не пришёл Ипполит.
Лукашин сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и по неизвестной причине гонит его прочь. В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлом уже сбежал от предыдущей невесты. Пришедший Ипполит устраивает сцену ревности, Женя второпях одевается и уходит. Однако он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, поэтому возвращается к Наде и Ипполиту, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему, что вызывает новую вспышку ревности у Ипполита, который в гневе уходит. Женя пытается догнать Ипполита и убедить его не злиться, однако тот быстро уезжает на своём автомобиле. Женя возвращается в квартиру, извиняясь за свою неловкость и нерасторопность. Надя позволяет Жене остаться, чтобы он мог дозвониться до Гали и объяснить происходящее.
Вынужденно находясь в одной квартире, герои постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией…
Новеллизация
Ирония судьбы, или с лёгким паром (фильм)
Ирония судьбы, или с лёгким паром (фильм)
Ирония судьбы, или С лёгким паром! | |
Жанр | |
---|---|
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — двухсерийный художественный телефильм 1975 года.
Содержание
История
Фильм является авторской экранизацией пьесы «С лёгким паром!» (Отсюда и вторая часть названия фильма). Пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма уже с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Пьеса имеет практически одинаковый с фильмом сюжет — за исключением того, что действие фильма происходит в новогоднюю ночь.
Со временем фильм стал частью традиции проведения новогоднего вечера в бывшем СССР — этот фильм обязательно показывается 31 декабря по одному из центральных телеканалов, а часто и по локальным каналам. Просмотр фильма стал одним из атрибутов Нового года.
Сюжет
Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих типовые, совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков). После титров идею заставки подхватывают ироничные размышления Павлика, который проезжает в автобусе через районы типовых московских новостроек, направляясь в гости к своему другу Жене, чтобы пригласить его в баню.
В это время главный герой, москвич Евгений Михайлович Лукашин (Женя), 36 лет, врач по профессии, готовится встретить Новый год наедине со своей невестой Галей в новой квартире по адресу 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, куда Женя с мамой переехали накануне. По Галиной инициативе и под некоторым её давлением, Женя, закоренелый холостяк, готовится сделать ей в новогоднюю ночь предложение. При этом, оправдываясь за свою нерешительность в течение предшествующего двухлетнего знакомства, он рассказывает Гале о том, что некогда уже собирался жениться, но сбежал от невесты в Ленинград.
Перед встречей Нового года, Женя, по сложившейся традиции, отправляется с тремя друзьями (Павлик, Сашка и Мишка) в баню. В бане по поводу предстоящей Жениной свадьбы друзья изрядно выпили. Перед тем, как разойтись, друзья отправляются в аэропорт, откуда один из них, Павлик, должен лететь в Ленинград, однако, когда приходит время посадки в самолёт, охмелевшие Сашка и Мишка по ошибке отправляют на посадку вместо Павлика полусонного Женю.
Проснувшись уже в Пулковском аэропорту и не заметив разницы, Женя берёт такси и называет таксисту свой московский адрес. Оказывается, по этому адресу в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как в Москве, поэтому ничего не подозревающий Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок своим ключом от московской квартиры.
Войдя в квартиру, Лукашин не заметил ничего необычного: здесь стоит точно такой же мебельный гарнитур, как у него дома, и царит такой же беспорядок новоселья. Обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя валится на тахту, чтобы поспать ещё немного.
Спустя время, в квартиру возвращается живущая здесь Надежда Васильевна Шевелёва (Надя), учитель русского языка и литературы, 34 года. Она готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом, который тоже должен скоро прийти сюда. Войдя в собственную квартиру, Надя с ужасом обнаруживает, что на её тахте спит совершенно незнакомый мужчина. Надя пытается разбудить незнакомца и как можно скорее выставить его за дверь, пока не пришёл Ипполит.
Но Лукашин сопротивляется: с его точки зрения посторонняя женщина ворвалась в его квартиру, и по неизвестной причине гонит его прочь. В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется весь ужас ситуации: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлом уже сбежал от предыдущей, другой невесты. Пришедший Ипполит устраивает сцену ревности, поэтому Женя второпях одевается и уходит. Однако он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, поэтому возвращается к Наде и Ипполиту, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему, что вызывает новую вспышку ревности у Ипполита, и он в гневе уходит. Женя пытается догнать Ипполита и убедить его не злиться, однако тот быстро уезжает на своём автомобиле «Жигули». Женя возвращается в квартиру, извиняясь за свою неловкость и нерасторопность. Надя позволяет Жене остаться, чтобы он мог дозвониться до Гали и объяснить происходящее. Вынужденно находясь в одной квартире, герои постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией…
Новеллизация
Существует новеллизация (драма с развёрнутыми ремарками) «Иронии судьбы», которая опубликована в составе различных сборников из новеллизаций фильмов Эльдара Рязанова, в частности: Рязанов, Э. А. Старики-разбойники. — АСТ, Зебра Е, 2008. — С. 151-232. — 688 с. — ISBN 978-5-17-048780-6, 978-5-94663-535-6.
В ролях
Съёмочная группа
Песни и стихи
Название | Стихи | Исполнитель песни/стихов |
Со мною вот что происходит | Евгений Евтушенко | Сергей Никитин |
Никого не будет в доме | Борис Пастернак | Сергей Никитин |
По улице моей | Белла Ахмадулина | Алла Пугачёва |
Мне нравится, что вы больны не мною | Марина Цветаева | Алла Пугачёва |
Если у вас нету тети | Александр Аронов | Сергей Никитин |
На Тихорецкую | Михаил Львовский | Алла Пугачёва |
Я спросил у ясеня | Владимир Киршон | Сергей Никитин |
Благословляю вас | Марина Цветаева | Алла Пугачёва |
С любимыми не расставайтесь | Александр Кочетков | Андрей Мягков, Валентина Талызина |
Награды
Примечательные факты
Технические подробности
Технические курьёзы
Прочие факты
См. также
Основные действия фильма происходили в петербургском доме. Снимались они по адресу Москва пр-кт Вернадского 113. 125-й дом фигурировал в качестве московского.
От Москвы до Ленинграда. Чего мы не знали об «Иронии судьбы»?
18 ноября исполнился бы 91 год Эльдару Рязанову. Его герои близки не одному поколению жителей постсоветского пространства. В честь дня рождения режиссёра Лайф решил вспомнить малоизвестные факты о съёмках легендарного фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром».
Фото: © РИА Новости/Юрий Абрамочкин
1. «Лёгкая пьеса для заработка»
Киноистория Жени Лукашина и Нади Шевелёвой появилась из «лёгкой пьесы для заработка», которую написали драматург Эмиль Брагинский и собственно Эльдар Рязанов. В интервью режиссёр признавался, что целью создания произведения было сделать так, чтобы оно шло в театрах.
Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Фото: ©Культура.рф
— Говорить неудобно, конечно, но эту пьесу мы написали за 12 дней. И написали её откровенно для того, чтобы зарабатывать деньги
Эльдар Рязанов о пьесе «С лёгким паром»
Планировалось, что в постановке будет немного действующих лиц и всего одна декорация. Она стала успешной и шла в 110 театрах, принося дивиденды.
2. «Безыдейная комедия»
Эльдар Рязанов. Фото: © РИА Новости/Владимир Вяткин
Когда режиссёр решил-таки экранизировать историю про то, как пьяный мужчина оказывается в чужом городе, да к тому же и в чужой постели, в «Мосфильме» и Госкино к этой идее отнеслись довольно скептически. Рязанову то и дело говорили, что такая «безыдейная комедия о похождениях пьяного загулявшего доктора» большому экрану ни к чему. Тогда режиссёр изменил тактику и предложил сделать телевизионную картину. Идею одобрил глава Госкомитета по радио и телевещанию Сергей Лапин, и работа началась. При этом сам Рязанов позже высказывал мнение, что всенародную любовь фильм получил именно благодаря тому, что он был показан по телевизору, а не в кино. Всё же стоит отметить, что после оглушительного успеха киновариант таки появился.
Барбара Брыльска, Эльдар Рязанов и Андрей Мягков. Фото: ©РИА Новости/В. Алисов
Именно телевизионные рамки позволили Эльдару Рязанову сделать двухсерийную ленту, общая длительность которой составила 3 часа 15 минут. Таким образом он опроверг теорию, что комедия обязательно должна быть быстрой и короткой. Помимо того, режиссёр включил в ленту стихи и музыку.
— Я хотел воспользоваться этим случаем и сделать картину серьёзную, глубокую, грустную, нежную, трепетную
Эльдар Рязанов о фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром»
4. За что выбрали Брыльскую?
Барбара Брыльска. Фото: ©Encyklopedia Teatru Polskiego
Польская актриса Барбара Брыльска была утверждена на роль Нади Шевелёвой, пройдя пробы лучше известнейших советских актрис. Рязанов рассказывал, что, пригласив её сыграть в «Иронии судьбы», взвалил на себя большую обузу, но иначе было нельзя: у наших актрис не было такого лёгкого и романтичного экранного опыта.
— В то время у нас фильмов о любви было мало, — вспоминал режиссёр. — Наши актрисы могли на экране замечательно подоить корову и выточить деталь на фрезерном станке. А сыграть вот эти переливы у них не было опыта
Эльдар Рязанов о фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром»
Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Тамара Дегтярёва и многие другие советские актрисы так и не смогли вдохновить режиссёра. Одна получалась не слишком красивой, и нельзя было поверить в то, что за одну ночь можно в неё влюбиться, отказавшись от молодой невесты, другая была недостаточно музыкальна, третьей не доставало юмора.
5. Как в фильме появился сам Рязанов?
Эльдар Рязанов. Фото: © Кадр из фильма «Ирония cудьбы, или С лёгким паром»
Режиссёр «Иронии судьбы» сыграл эпизодическую роль раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. Но это, как рассказывал Рязанов, произошло не из «тщеславного чувства показать своё лицо», а совершенно случайно. В ходе съёмки эпизода в самолёте выяснилось, что для развития сцены нужен ещё один актёр. Но проходили съёмки в воскресенье в Домодедово, к тому же пиротехники пускали за окном дым, создавая иллюзию полёта. Когда стало понятно, что искать нового персонажа «на земле» некогда, операторы предложили войти в кадр самому режиссёру.
— Я почему-то со страху нацепил очки, чтобы как бы скрыться, — вспоминал режиссёр. — Я сел, взял газету. И сыграли мы. Он мне клал [голову на плечо], я его отпихивал
Эльдар Рязанов о роли в «Иронии судьбы, или С лёгким паром»
А затем тему пришлось продолжать, и участие Рязанова, естественно, продолжилось в сцене, которую снимали и в ленинградском аэропорту Пулково. Примечательно, что, когда режиссёр во время съёмок увидел себя на экране, он крайне удивился, узнав, что у него есть лысина. Поняв, что с шевелюрой дело плохо, Рязанов даже устроил скандал гримёрше.
6. «Любовный террорист»
В фильме мог появиться Андрей Миронов, но этого не случилось из-за того, что актёр хотел сыграть Лукашина, а режиссёр ему предлагал только роль Ипполита. Рязанов был уверен, что советский зритель не поверит в то, что герою Миронова (в роли Лукашина) могла отказать любимая девушка и выбрать какого-то Павлика. Однажды режиссёр почти что сдался и пригласил Миронова на пробы.
Андрей Миронов. Фото: © Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
— Но всё равно из каждой перфорации, из каждого кадрика вылезал матёрый любовный террорист
Эльдар Рязанов о пробах Андрея Миронова на роль Лукашина
К слову о роли Ипполита: когда выяснилось, что Олег Басилашвили сыграть в картине не сможет и его заменит Юрий Яковлев, до съёмок оставалось всего ничего. Однако, когда Яковлев примерил на себя все подготовленные для Ипполита костюмы, стало понятно, что они сидят на нём как влитые и пошиты будто специально под него.
Юрий Яковлев. Фото: © Кадр из фильма «Ирония cудьбы, или С лёгким паром»
7. Снег из пены для бритья
Несмотря на мороз, во время съёмок картины было очень мало снега. Задачу решали как только могли: привозили снег из района аэродрома Пулково, но, когда он добирался до съёмочной площадки, белые хлопья превращались уже в ледяную глыбу.
— Прыгали вокруг Исаакия, растаптывали этот снег, создавали снежный покров
Вадим Алисов, кинооператор
Фото: © Кадр из фильма «Ирония cудьбы, или С лёгким паром»
Ещё применяли пену для бритья, вешали её на кусты, создавая эффект изморози, а с помощью бумаги из машины запускался бумажный искусственный снег.
— Отовсюду сыпались эти мерзкие бумажки. Извините, они даже из трусов высыпались
Эльдар Рязанов о съёмках «Иронии судьбы, или С лёгким паром»
8. Где жили Надя и Женя?
Съёмки улицы у дома Нади проходили не в Ленинграде, а в Москве — по адресу проспект Вернадского, 113, а дом Лукашина совсем рядом — на проспекте Вернадского, 125.
9. «Ирония судьбы» в цифрах
Только за 1 января 1976 года фильм посмотрело 100 миллионов зрителей. За два года эта цифра увеличилась примерно в два с половиной раза, а когда картина вышла в кино, на большом экране её пришло посмотреть около семи миллионов человек.
Андрей Мягков и Барбара Брыльска. Фото: © Кадр из фильма «Ирония cудьбы, или С лёгким паром»
Эльдар Рязанов признавался, что сам не понимал, почему «Иронию судьбы» показывают каждый год в преддверии зимних праздниках. В итоге он нашёл для себя некоторое объяснение столь феноменального успеха.
— Здесь, в этой рождественской сказке мы как бы дали надежду очень многим. Удалось задеть какие-то человеческие струны
Эльдар Рязанов о фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром»