инженерный класс какие предметы изучают 10 класс
Подготовка к будущей специальности: более 35 тысяч школьников обучаются в предпрофессиональных классах
В новом учебном году более 35 тысяч московских школьников пошли в предпрофессиональные классы — инженерные, академические, медицинские, кадетские и специализирующиеся на информационных технологиях (ИТ-классы). Последние открылись в сентябре в 35 столичных школах. В них зачислено более одной тысячи детей.
Занятия в предпрофессиональных классах ведут не только школьные учителя, но и сотрудники вузов, а также практикующие специалисты.
«Предпрофессиональное образование — прекрасная возможность для ребенка узнать специфику выбранной профессии и понять для себя, действительно ли она ему подходит. Ученики получают знания и умения, которые впоследствии пригодятся при поступлении в вуз, а также приобретают базовые навыки работы на современном оборудовании», — рассказали в пресс-службе Департамента образования и науки города Москвы.
Предпрофессиональные классы открыты в 215 столичных школах. Партнерами образовательных учреждений стали ведущие федеральные вузы, среди которых Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Московский авиационный институт, Дипломатическая академия МИД России и другие. В проектах также участвуют технопарки, ведущие ИТ-предприятия, медицинские, военные и научные организации.
Получить кадетское образование могут ученики седьмых — 11-х классов, а познакомиться с инженерными, научно-технологическими, медицинскими и ИТ-специальностями — учащиеся 10–11-х классов.
Как устроены предпрофессиональные классы
Для того чтобы попасть в медицинский, инженерный или академический класс, вступительные испытания проходить не нужно. В эти классы зачисляют школьников, которые демонстрируют высокие достижения по предметам, соответствующим выбранному профилю, а также активно участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях.
В кадетские классы детей принимают по результатам конкурса. Учитываются успехи в учебе, физическое развитие и состояние здоровья. А для того, чтобы поступить в ИТ-класс, девятиклассникам необходимо пройти дистанционное тестирование в информационной системе на сайте образовательного проекта.
В предпрофессиональных классах ученики работают с современным лабораторно-исследовательским оборудованием, проводят научные исследования и выполняют практические задания. Кроме того, дети посещают тематические экскурсии на площадках предприятий, научных центров и медицинских учреждений.
В инженерных классах они изучают компьютерное черчение, знакомятся с нанотехнологиями, робототехникой, промышленной оптикой, технологиями разработки сверхпроводников, учатся программировать и создавать роботов. Инженерные классы открыты в 110 школах, там обучаются более 8,5 тысячи школьников.
В медицинских классах предпрофессиональную подготовку проходят более 4,2 тысячи старшеклассников. Они осваивают основы микробиологии, биохимии, анатомии и нанотехнологий в медицине. Кроме того, школьники учатся оказывать первую помощь, делать перевязки и искусственное дыхание на электронных тренажерах-манекенах. Также в их распоряжении — учебные электрокардиографы, наборы по телемедицине и цифровые тренажеры. Они позволяют освоить технологии, которые применяются в городских поликлиниках и медицинских центрах. Медицинские классы открыты в 71 школе.
Кадетские классы готовят ребят к государственной военной и гражданской службе. Они имеют несколько направлений обучения, у каждого своя программа. Например, классы, где изучают специфику деятельности Сухопутных войск, решают задачи по тактической оценке местности и расположению военных сил противника. А дипломатическая специализация предполагает изучение иностранных языков, правил ведения официальной деловой переписки и переговоров.
Сейчас кадетские классы открыты в 231 школе, в них обучаются 20 тысяч ребят.
Академические (научно-технологические) классы посещают более 1,5 тысячи столичных школьников. Они изучают лазерные и нанотехнологии, энергетику, радиофизику, электронику и приборостроение, астрономию и основы космических технологий. Старшеклассники также знакомятся с биотехнологиями, генетикой, селекцией и семеноводством. Такие классы открыты в 24 школах.
В ИТ-классах школьники изучают программирование, технологии машинного обучения и искусственный интеллект. Во время учебы ребята смогут выбрать интересующие их направления, в числе которых робототехника, большие данные, технологии связи, программирование, моделирование и прототипирование, а также ИТ-безопасность. Для занятий в школах оборудованы специальные ИT-полигоны. Они оснащены ноутбуками, планшетами, 3D-принтерами, кульманами, 3D-сканерами, конструкторами VEX, EV3, а также графическими станциями.
Ученики предпрофессиональных классов участвуют в олимпиадах и открытых городских научно-практических конференциях.
Обучение в таких классах заканчивается предпрофессиональным экзаменом. Он состоит из двух частей: теоретической и практической. Школьники должны продемонстрировать навыки использования высокотехнологичного оборудования, умение проводить исследования и представлять их результаты.
Выпускники, хорошо сдавшие предпрофессиональный экзамен, а также ставшие участниками городских научно-практических конференций, победителями или призерами предпрофессиональной олимпиады получают до 10 дополнительных баллов при поступлении в вузы-партнеры.
Предпрофессиональные классы — часть единой образовательной системы, которую выстраивают в столице.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, планируется разработать стандарт московской старшей школы. Он подразумевает создание современного образовательного пространства, реконструкцию старых зданий школ, закупку нового лабораторно-исследовательского оборудования.
Реализуемые проекты отражаются на результатах московских школьников.
Учащиеся 228 московских школ завоевали 946 дипломов победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в 2019 году. Это 42 процента от общего количества победителей и призеров заключительного этапа этой олимпиады по всей стране.
Не только дополнительные баллы к ЕГЭ: зачем учиться в инженерном классе
Проект «Инженерный класс в московской школе» существует третий учебный год. Старшеклассники, которые решили стать инженерами, могут изучать профильные предметы более углублённо и знакомиться с профессией уже в школе. Заместитель директора Романовской школы Анна Андриянова рассказывает, как устроены такие классы.
Сегодня инженерные классы есть в 60 столичных школах. Проект объединяет усилия учителей, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов 18 университетов, участвующих в проекте. Обучение в инженерных классах бесплатное, инициатива приветствуется — школьников ждут регулярные конкурсы, где они могут продемонстрировать теоретические и практические знания.
Особенности школьной программы в предпрофильных и профильных классах
«Инженерный класс в московской школе» — это предпрофильные и профильные классы. Предпрофиль — 8 и 9 классы, где увеличено количество часов по математике, физике, химии и информатике. С восьмого класса у ребят начинается программирование и занятия по робототехнике. По инициативе школы знакомство с инженерным направлением может начинаться и раньше — у нас в 5-6-х классах можно научиться программированию в Scratch, а в 7-х и 8-х классах — в Python.
Профильные классы — десятый и одиннадцатый. У десятиклассников по шесть уроков математики еженедельно, четыре физики и четыре информатики. У выпускников по четыре урока физики и информатики и семь уроков математики в неделю. Во второй половине дня каждую неделю есть три часа программирования, два часа курс администрирования сетей, два часа физики от преподавателей физфака МГУ и еще два часа занятий от преподавателей Института прикладной математики имени Келдыша. Также после окончания основной части уроков дети дополнительно учат математику и занимаются робототехникой.
У каждой школы-участника проекта «Инженерный класс» есть курирующий вуз. К примеру, в Романовской школе это МИСиС. В течение учебного года он проводит для педагогов занятия и курсы повышения квалификации.
Как оцениваются знания
Каждый апрель десятиклассники проходят независимое тестирование по математике, информатике, физике; в этом году добавили ещё один предмет — химию. Проверку проводит Московский центр качества образования, тесты дети сдают вне школьных стен.
Выпускников весной ждёт сдача предпрофессионального экзамена, состоящего из двух частей. Первая — проверка теоретических знаний, в ходе которой проводится тестирование по профильным предметам, вторая часть — это защита проекта на территории вуза, в который хочет поступить выпускник.
Что профильный класс даёт при поступлении
Успешная сдача экзамена в выпускном классе даёт абитуриенту от 5 до 10 дополнительных баллов в общем зачёте. Ребёнок получает их весной, затем сдаёт ЕГЭ, а при поступлении баллы суммируются.
Также дополнительные баллы можно получить благодаря участию в ежегодной научно-практической конференции «Инженеры будущего», в которой можно участвовать с седьмого класса. По итогам мероприятия определяются по одному победителю и по три призёра индивидуальных работ учащихся 7-9-х классов, коллективных работ в 7-9-х классах и работ учащихся 10-11-х классов.
Школьники регулярно принимают участие в различных проектах и конкурсах. Один из них — вузовские Олимпиады. В 2017-2018 учебном году проводится 97 Олимпиад по 23 предметам. Есть шанс не только получить льготы при поступлении, но и быть зачисленным вне конкурса.
«Нас не учат знанию о себе ни в школе, ни дома»: проблемы профориентации подростков
Ежегодная конференция «От атома до галактики» проводится физфаком МГУ на базе Романовской школы и приурочена к годовщинам первого полёта человека в космос. Школьники со всей России представляют свои проекты, технические наработки и теории.
Ещё одно мероприятие, в котором участвуют ученики профильных классов, — Школа реальных дел, где школьники и студенты решают реальные задачи от работодателей. Ученики выбирают кейс, с которым они будут работать, сотрудничают с конкретной компанией, которая может предоставить возможность работы на высокотехнологичном оборудовании. Проект готовится в течение нескольких месяцев, за это время дети показывают, на что способны. И могут настолько зацепить работодателей, что те подписывают с ними отложенные контракты — оплачивают обучение, берут студентов на практику, а после окончания вуза специалист устраивается туда уже на работу.
Как стать участником проекта «Инженерный класс в московской школе»
Для поступления в предпрофильный 8-й или 9-й класс достаточно написать заявление и пройти собеседование. Поступление в 10-й класс происходит после предъявления аттестата за 9-й класс, заявления и собеседования. Некоторые школы дополнительно проводят тестирование по профильным предметам с целью оценки знаний будущих инженеров.
Инженерные классы, лекционные аудитории и ИТ-полигон: что такое «Школа старшеклассников»
В одном из корпусов школы № 2097 на северо-западе Москвы уроки проходят в лабораториях и медицинских кабинетах — в 2018 году она присоединилась к проекту «Школа старшеклассников». Ученики с восьмого класса готовятся к поступлению в институты и университеты и уже точно знают, кем станут, когда вырастут.
Программа здесь приближена к университетской — школьники посещают семинары и практикумы. Занятия часто проходят в лекционных аудиториях или лабораториях, оснащенных современным оборудованием.
В рамках проекта в школе открыты инженерные, медицинские, академические и ИТ-классы. Ребята изучают 3D-моделирование и прототипирование, латынь, техническую физику, инженерную графику, биофизику, языки программирования Pasсal, Java, Delphi, Arduino и Python. Половину профильных предметов и элективных курсов ведут приглашенные преподаватели, работающие в вузах, выпускники школы и студенты.
«Мы в восьмом классе уже даем детям почувствовать, нужна ли им профессия, которую они выбрали. Вот они начинают учить, например, медицинские термины, названия внутренних органов, и некоторые уже понимают, что это им не подходит. И в восьмом или девятом классе ребенок может подойти и попросить, чтобы его перевели на другой профиль. Всего пять, максимум 10 процентов учащихся просят поменять программу обучения», — рассказывает заместитель директора школы по социализации и дополнительному образованию Елена Кузьмина.
В 11-м классе школьники сдают предпрофессиональный экзамен. Теоретическая часть проходит в Московском центре качества образования, а практическая — на базе профильного вуза. Например, у учащихся медицинских классов это Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова. Если ребята успешно выполняют задания, они могут получить до десяти дополнительных баллов к результатам Единого государственного экзамена.
При наборе в предпрофессиональные классы внимание уделяют участию ребенка в олимпиадах, конкурсах, в проектной деятельности. Желающих много — в 2018 году зачислили около 100 десятиклассников.
Главная особенность «Школы старшеклассников» в том, что все профильные кабинеты и лаборатории расположены в одном здании. Это позволяет учащимся инженерных классов делать совместные проекты с теми, кто выбрал медицинскую направленность. Такие работы проходят школьный отбор, а затем ребята представляют их на конкурсах и конференциях города, России, мира.
«Это проект, в рамках которого реализуется предпрофессиональное образование, только здесь все собрано под одной крышей, в одном месте. Это возможность ребенка получать конвергентное образование. Если ребенку нужно выучить физику или биологию, он идет в лабораторию. У нас такого деления по предметам уже нет, грань стирается. И дух здесь другой, и мотивация. У нас такой островок, где дети мотивированы на достижение целей», — подчеркивает директор школы Галина Пискарева.
В 2018 году учащиеся школы № 2097 участвовали в выездном конкурсе «Город будущего». Итогом командной работы стало изобретение, которое используется при выращивании растений. Новую технологию сразу взяли на вооружение, чтобы применять в образовательном процессе. Современный аквапонический комплекс включает в себя систему контроля и регулирования параметров экологической среды. Регулируются температура воды и воздуха, скорость циркуляции воды, освещение, кислотно-солевой баланс и так далее.
Учащаяся инженерного класса Елизавета Епифанова в 2019 году стала призером международной научно-практической конференции «Объединяемся знаниями» и предпрофессиональной конференции «Инженеры будущего». Она разработала программу для обучения дошкольников программированию.
«Очень здорово работать в такой современной школе, но это и большая ответственность для педагогов и учащихся, потому что, имея высокотехнологичное оборудование, не показать результат невозможно. Поэтому дети участвуют во всевозможных конкурсах, изобретают, проектируют и с удовольствием делятся опытом и наработками», — отмечает Елена Кузьмина.
Практика в поликлиниках и экскурсии на предприятия
В начале июня ребята проходят предпрофессиональную практику. В районе Южное Тушино, где расположена школа, находится детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой — здесь школьники помогают готовить перевязочный материал, наблюдают за работой врачей, знакомятся с работой отделений. А в Боткинской больнице учащиеся на симуляторах отрабатывают навыки оказания первой помощи.
«Знакомство с работой больницы помогает многим определиться с дальнейшей специализацией. После практики некоторые передумали становиться врачами. Я считаю, что это полезно, потому что наша задача — уберечь ребят от неправильного выбора», — объясняет Елена Кузьмина.
Практика у учащихся инженерных классов проходит на базе школы. Занятия проводят преподаватели вузов — партнеров школы. В прошлом году педагоги Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана читали лекции по композитным материалам, преподаватели Московского авиационного института вели курс по робототехнике и 3D-моделированию.
Раз в триместр ребята отправляются на экскурсии на предприятия. Школьники уже посетили концерн «ВКО “Алмаз — Антей”», Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, компанию «Сухой» и Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина.
Стол «Пирогов» и манекены для забора крови
В медицинском классе дети отрабатывают реальные ситуации, которые могут произойти с человеком. «Ты пошел на рыбалку. Решил приготовить уху, подавился, рядом никого нет. Что будешь делать?» — тестирует педагог школьников.
На стене кабинета — перечень вопросов, обязательных для сдачи предпрофессионального экзамена. Здесь изучают названия костей, функции мышц, строение кожи и даже методы профилактики некоторых заболеваний.
В помощь школьникам в классе установлен интерактивный стол «Пирогов». Он позволяет познакомиться со строением человека, увидеть, как выглядят результаты УЗИ почек или МРТ головного мозга.
Медицинская лаборатория практически никогда не бывает пустой — школьники занимаются здесь с утра до вечера. На манекенах они учатся оказывать первую помощь, а на аппарате для забора крови и внутривенного вливания — находить вены, которые подчас невозможно прощупать.
«Мы занимаемся биологией, изучаем первую помощь и получаем знания, которые могут помочь при поступлении в университет. Мы участвуем в олимпиадах Сеченовки, во всероссийских олимпиадах по химии и биологии, в конференции “Старт в медицину”. По каждому разделу у нас проводятся зачеты. Получая знания, мы сразу их проверяем на практике», — рассказывает одиннадцатиклассница Анастасия Максимова.
Цифровые лаборатории и наборы робототехники
На полках в инженерном классе стоят пособия по физике и чемоданчики — цифровые лаборатории. В них хранятся мультидатчики, с помощью которых можно измерять влажность воздуха, давление и другие показатели.
В академическом классе проходят не только уроки химии. Школьники также проводят и самостоятельные междисциплинарные исследования — изучают физику и биологию в лаборатории.
Робототехникой они занимаются в отведенном для этого кабинете. В их распоряжении большое количество специальных наборов. А еще в классе есть поля, предназначенные для профессиональных испытаний и соревнований.
В просторном ИТ-классе находятся зона 3D-моделирования, зона сборки-спайки и зона схемотехники. Школьникам доступны 3D-принтеры, паяльные станции и программируемые станки.
Проект «Школа старшеклассников» начал свою работу в Москве в 2018 году. Его главной задачей является формирование у учеников умений и навыков, которые помогут им стать востребованными специалистами.
В рамках «Школы старшеклассников» в учебных учреждениях появились современные лаборатории, классы, оснащенные необходимым оборудованием, лекционные аудитории.
Сейчас к проекту подключены школы № 1502, 1560 и 2097. В проекте «Активный гражданин» открыто голосование, посвященное созданию уникальной образовательной среды.
Технологический профиль обучения: какие предметы изучаются и кому подойдёт
Рассказываем, на какие специальности можно поступить с профильной математикой и навыками программирования.
Что такое технологический профиль обучения
Технологический профиль предполагает изучение математики и информатики на углублённом уровне. Также в некоторых учебных заведениях школьники изучают языки программирования, знакомятся с основами разработки, готовятся к олимпиадам по информатике и программированию, а также к обучению в вузах по IT-направлениям.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» технологический профиль доступен для изучения с шестого класса.
Какие предметы в него входят
В «Фоксфорде» технологический профиль подразумевает углублённое изучение математики и программирования.
Школьникам доступны различные языки программирования. С шестого класса изучается Python, с восьмого — разработка веб-приложений, а с девятого — языки С и С++.
В рамках технологического маршрута в нашей школе проходит подготовка к таким олимпиадам, как «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы Горы!», муниципальному и региональному этапам Всеросса.
В десятом классе к профильным математике и программированию добавляются шахматы на продвинутом уровне.
Кому подходит технологический профиль
Это направление способствует формированию технического и математического мышления.
Технологический индивидуальный маршрут подходит тем, кто:
Куда можно поступить
После технологического профиля в школе можно смело попробовать себя в программировании — это по-прежнему прибыльная и перспективная профессия. Опыт успешных разработчиков показывает, что высшее образование не является обязательным для карьеры в этой сфере, но диплом не будет лишним. С «корочкой» легче переехать в другую страну, если школьник мечтает работать в стартапе Кремниевой долины или писать код в горах Швейцарии.
Вот какие специальности предлагают российские вузы для школьников с технологическим профилем.
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Вузы: СПбГУ, ТГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, НГТУ, МЭСИ, УГАТУ и другие.
Развивает компетенции разработчика. Как правило, за четыре года бакалавриата студенты работают с C++, Java, Python. Обучение даёт понимание программирования в принципе, чтобы в дальнейшем изучать любые языки самостоятельно. После получения диплома выпускник будет джуниором (младший ранг в IT-среде), но после практики с конкретными задачами и инструментами компании быстро перейдёт в мидлы (средний ранг в IT-среде).
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Вузы: МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ТГУ, КФУ, РУДН, МАИ, МАТИ и другие.
Специальность близка к предыдущей, но больше ориентирована на вычислительные задачи. Студенты должны разбираться не только в алгебре с матанализом, но и в физике. Выпускник сможет работать в научных лабораториях и исследовательских командах. Минус: бакалавриата будет недостаточно для полноценной карьеры.
Информатика и вычислительная техника
Вузы: НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, МФТИ, МИРЭА, МИИТ, НГУ и другие.
На этой специальности студенты изучают программирование, автоматизированные системы программирования, электротехнику и электронику, операционные системы, компьютерную графику. Учатся создавать поисковые системы, сети хранения, обработки и передачи информации. После дополнительного обучения в магистратуре есть шансы работать в лабораториях крупных брендов.
Программист — не единственная специальность технологического профиля. Вот ещё несколько вариантов для поступления, не связанных исключительно с программированием.
Программная инженерия
Вузы: СПбГУ, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, ТГУ, КФУ и другие.
Специальность, которая направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и его разработке. Индустрия программного обеспечения стремительно развивается, ведь софт — важнейшая составляющая технологий.
Прикладная информатика
Вузы: СПбГУ, МГТУ им. Баумана, ТГУ, КФУ, Финуниверситет, Университет ИТМО, ДВФУ и другие.
Специальность, которая готовит системных аналитиков. Студенты учатся не только программированию, но и написанию техзаданий, формализации бизнес-процессов и коммуникации с разработчиками.
Бизнес-информатика
Вузы: НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ, НГУ, КФУ и другие.
Специальность, которая близка к прикладной информатике, но с упором на менеджерские компетенции. Программа направлена на подготовку профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления.
Математика и компьютерные науки
Вузы: СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НГУ, ТГУ, КФУ, РУДН и другие.
Специальность даёт фундаментальные математические и компьютерные знания. Студенты погружены в научные исследования и впоследствии могут работать преподавателями или аналитиками в компаниях.
Информационная безопасность
Вузы: НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, КФУ, МИИТ, МИРЭА и другие.
Специальность, на которой не только учатся программировать, но и осваивают программно-аппаратные средства защиты информации, криптографические методы. Студенты знакомятся с сетями и операционными системами, впоследствии работают в сфере безопасности с нормативно-правовыми документами.
Кем можно работать
С багажом знаний по технологическому профилю школьник в будущем сможет стать:
Список не является исчерпывающим — технологический профиль открывает многие двери. Навыки программирования и аналитическое мышление пригодятся даже при переходе в гуманитарную сферу. Технологический профиль развивает такие качества, как гибкость, креативность и адаптивность к непрерывно меняющемуся миру.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно