инвалиды молодого возраста какой возраст
Обеспечение трудовой занятости инвалидов молодого возраста
Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве
Целью подпрограммы является повышение уровня занятости инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста. Подпрограмма направлена на решение следующих задач: создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов, а также создание условий для обучения инвалидов молодого возраста в профессиональных образовательных организациях и последующего их трудоустройства.
Подпрограмма обеспечивает совместную деятельность различных органов исполнительной государственной власти области, подведомственных организаций и работодателей по вопросам повышения уровня занятости инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста.
В рамках основного мероприятия подпрограммы «Содействие трудоустройству инвалидов» предусмотрены следующие мероприятия:
1. Организация сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) прием граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по профессиям и специальностям) является общедоступным.
Для обеспечения общедоступного среднего профессионального образования для выпускников школ, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), ежегодно увеличиваются контрольные цифры приема в профессиональные образовательные организации (далее – ПОО).
В 2021-2022 учебном году контрольные цифры приема увеличены на 4,7% в сравнении с 2019-2020 учебным годом (2021-2022 учебный год – 6425 бюджетных мест, 2020-2021 учебный год – 6300 бюджетных мест, 2019-2020 учебный год – 6125 бюджетных мест).
В 2020-2021 учебном году количество студентов с инвалидностью и (или) ОВЗ, обучающихся по программам среднего профессионального образования в ПОО выросло на 38,2% в сравнении с 2018-2019 учебным годом (2020-2021 учебный год – 285 человек, 2019-2020 учебный год – 193 человек, 2018-2019 учебный год – 176 человек).
Обучение студентов и слушателей с ОВЗ и инвалидностью организовано в инклюзивных группах – по программам среднего профессионального образования и в отдельных группах – по программам профессионального обучения – для выпускников школ с различными формами умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
В рамках создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ в ПОО проводятся следующие мероприятия.
Поэтапное создание архитектурной доступности. По состоянию на 1 августа 2021 года 12 зданий ПОО приспособлены для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе передвигающихся на кресле-коляске.
Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации, которое направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций. При этом используются специальные формы и методы работы со студентами.
Получение профессионального обучения выпускниками с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего, осуществляется в ПОО в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292, правилами приема в ПОО.
При необходимости обучение ведется по адаптированным профессиональным образовательным программам. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ образовательные программы среднего профессионального образования адаптируются с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
При выборе программ профессионального обучения ПОО учитывают, предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей, ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья, а также востребованность профессий на рыке труда в соответствии с социальным заказом, формируемым Департаментом труда и занятости населения Вологодской области.
Обучение в 2021-2022 учебном году будет организовано в 13 ПОО по 10 основным программам профессионального обучения: «Вязальщица трикотажных изделий, полотна», «Кружевница», «Маляр», «Садовник», «Столяр строительный», «Швея», «Штукатур», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Укладчик упаковщик», «Обувщик». Обучение организовано в отдельных группах.
В 2021-2022 учебном году количество бюджетных мест для лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) составляет 216 мест.
Продолжена реализация проекта по созданию базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, на базе БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна», БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова» (далее – БПОО). Основными направлениями деятельности БПОО являются: профориентационная работа, консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей по вопросам получения среднего профессионального образования; обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям, разработка адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Также продолжена реализация проекта по созданию ресурсного учебно-методического центра по направлению подготовки «Транспорт» на базе БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова» (далее – РУМЦ). Деятельность РУМЦ направлена на получение среднего профессионального образования людьми с ОВЗ посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов по подготовке кадров по направлению «Транспорт».
В 14 образовательных организациях среднего профессионального образования обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Педагогические работники регулярно проходят курсы повышения квалификации в области инклюзивного профессионального образования, специальной педагогики или специальной психологии с целью владения технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами студентов.
С целью оказания содействия в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидностью в ПОО предусмотрено преподавание специальных дисциплин по подготовке к трудоустройству: основы предпринимательской деятельности, основы коммерческой деятельности, основы поиска работы, планирование профессиональной карьеры, эффективное поведение на рынке труда, предпринимательство и бизнес планирование, основы фермерства.
Регулярно проводятся мероприятия, способствующие трудоустройству и адаптации выпускников с ОВЗ и инвалидностью: презентации и встречи работодателей со студентами старших курсов, индивидуальные консультации обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер – классы по технологии трудоустройства, ежегодные конкурсы профессионального мастерства.
На базе БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова» (БПОУ ВО «ЧЛМТ») создан Региональный центр профориентации для лиц с инвалидностью и ОВЗ, на базе БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна» создан Региональный центр содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, основными задачами центра являются: содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, содействие временному трудоустройству на период каникул, развитие и поддержка деловой активности.
Создан и функционирует информационный методический портал «Специальное образование в Вологодской области», на котором сформирован и поддерживается в актуальном состоянии банк нормативно-правовых документов, методических материалов по вопросам обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Информация о возможности получения образования лицами с ОВЗ, инвалидностью, развитии инклюзивного образования указанной категории обучающихся, мерах по содействию в обеспечении занятости инвалидов, возможностях профессионального обучения и переобучения в целях последующего трудоустройства размещена на региональном профориентационном портале «Компас-ПРО» по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, молодежи и других категорий населения области, официальных сайтах Департамента образования области и образовательных организаций области.
В области 12-13 мая 2021 года прошел VI Региональный конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» (далее – Конкурс).
В Конкурсе приняли участие 221 человек, в том числе: 74 школьника, 113 студентов и 34 специалиста. Участники соревновались по 27 компетенциям, в том числе по 4 новым компетенциям: «Администрирование баз данных», «Брошюровка и переплетное дело», «Мебельщик» и «Социальная работа». Самыми популярными среди участников стали: «Медицинский и социальный уход», «Обработка текста», «Столярное дело» и «Изобразительное искусство».
Оценивали выполнение конкурсных заданий более 150 экспертов из числа педагогических работников образовательных организаций, представителей работодателей и общественных организаций инвалидов. Помощь в проведение Конкурса оказали более 50 волонтеров.
Мероприятия профориентационной программы в очно-дистанционном формате посетили более 2300 школьников с инвалидностью и ОВЗ и их родители.
В целях повышения уровня занятости участников Конкурса Департаментом труда и занятости населения области совместно с Региональным центром развития движения «Абилимпикс», заинтересованными органами исполнительной государственной власти области разработан и реализуется Межведомственный план мероприятий по содействию в трудоустройстве участников ежегодного Регионального конкурса «Абилимпикс» и Национального чемпионата «Абилимпикс» на 2021-2022 годы.
За период с 2018 по 2021 год в конкурсах «Абилимпикс» в субъекте всего приняло участие 485 человек. Из них по состоянию на 01 июля 2021 года 406 человек (84%) являются занятыми, в том числе 77 человек (19%) являются трудоустроенными и 329 человек (81%) продолжают обучение. Из числа не трудоустроенных участников 13 человек (16%) состоят на учете в службе занятости населения.
2. Организация сопровождения инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста.
В текущем году 18 инвалидов молодого возраста приступили к обучению по программам профессиональной подготовки (повышения квалификации) по профессиям (специальностям): швея, делопроизводитель, бухгалтер, секретарь, парикмахер, продавец продовольственных товаров, кладовщик, тракторист, водитель автомобиля, повар, специалист по кадрам, охранник.
Государственную услугу по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (далее – государственная услуга) получили 4 инвалида молодого возраста с нарушением функций слуха. Для каждого из них была разработана индивидуальная программа сопровождения, предусматривающая мероприятия: проведение консультаций с работодателями для подбора возможных предложений по трудоустройству инвалида, подготовка к собеседованию, сопровождение до работодателя, формирование доступного маршрута передвижения до места работы и обратно. По итогам проведенной работы 3 инвалида молодого возраста трудоустроены на постоянные рабочие места.
В текущем году продолжена практика привлечения общественных организаций инвалидов к предоставлению государственной услуги. На эти цели предусмотрены средства областного бюджета в размере 86,9 тысяч рублей. Между ВРО «Всероссийское общество глухих» и КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области» заключен договор на оказание услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. Представители общественной организации организовали сопровождение инвалида молодого возраста с нарушением функций слуха: провели консультации по составлению и размещению резюме, обеспечили инвалида средствами коммуникации с внешней средой с учетом его нозологии – осуществление прямого и обратного сурдоперевода на русском жестовом языке, организовали подготовку к собеседованию с работодателем, оказали помощь в освоении доступного маршрута передвижения до места работы и обратно, проконсультировали работодателей о создании специальных условий труда для инвалидов с нарушением функций слуха. По итогам организации сопровождения инвалид трудоустроен на постоянное место работы продавцом продовольственных товаров в АО «Тандер».
По состоянию на 1 августа текущего года расходы областного бюджета на реализацию мероприятия составили 26,5 тысяч рублей.
В целях консолидации усилий, совершенствования механизма межведомственного взаимодействия по решению вопросов содействия занятости инвалидов молодого возраста в апреле текущего года утвержден Регламент межведомственного взаимодействия Департамента образования области, Департамента труда и занятости населения области, органов местного самоуправления Вологодской области, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству (далее – Регламент).
Регламент определяет механизмы межведомственного взаимодействия, перечень участников и их компетенций, а также порядок и формы взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и по содействию их в трудоустройстве.
Особую роль в совместном трудоустройстве молодых инвалидов имеет взаимодействие органов службы занятости населения с БПОО и Ресурсным учебно-методическим центром Северо-Западного Федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в Череповецком государственном университете (далее – РУМЦ СЗФО ЧГУ). Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации, подготовке к выбору профессии, профессиональному самоопределению и дальнейшему выходу на рынок труда учащихся и выпускников общеобразовательных организаций, имеющих инвалидность.
Органами службы занятости совместно с РУМЦ СЗФО ЧГУ и БПОО проводится ряд массовых профориентационных мероприятий. Формы проведения таких мероприятий различны: профориентационные акции, Ярмарка профессий «День карьеры молодежи», Областной урок занятости, отраслевые ярмарки профессий, Дни открытых дверей в службе занятости и т.д. Ежегодно в них принимают участие и молодые граждане, имеющие ОВЗ и инвалидность, благодаря созданию условий для равного доступа к профориентации, расширению используемых форм, адаптированных к работе с этой категорией граждан.
Одним из важных направлений совместной работы является подготовка к выходу на рынок труда и трудоустройству выпускников, имеющих инвалидность: обмен информацией о вакансиях, в том числе заявленных в счет квоты, консультации, информационные встречи, мастер-классы, практико-ориентированные семинары, специализированные ярмарки вакансий, вебинары по вопросам состояния современного рынка труда.
В июне текущего года служба занятости населения совместно с Региональным центром поддержки инклюзивного профессионального образования БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна» провели специализированное мероприятие в онлайн-формате, ориентированное на выпускников, профессиональных образовательных организаций, имеющих инвалидность и ОВЗ. Основная цель мероприятия – подготовка выпускников к выходу на рынок труда и дальнейшему трудоустройству с учетом состояния их здоровья. В вебинаре приняли участие более 40 выпускников с инвалидностью и ОВЗ профессиональных образовательных организаций, а также социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги-психологи.
В целях цифрового сопровождения профориентации, трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в области функционирует региональный информационно-аналитический портал «Перспектива-PRO». Сервисы портала позволяют: получать рекомендации по выбору профессии и созданию специальных условий для образования и труда для лиц с ОВЗ и инвалидностью, формировать траекторию профессионального образования и карьерного роста, выбирать соответствующие ей образовательные организации, размещать резюме для поиска вакансий, получать информацию о наличии квотируемых рабочих мест.
Также в области функционирует Интернет-портал «Моя карьера: живи, учись и работай в Вологодской области». Он позволяет получать сведения о текущем и перспективном состоянии рынка труда, востребованных профессиях региона. На Портале предусмотрена возможность пройти профориентационное тестирование и спланировать свой профессиональный путь, изучив возможности трудоустройства на ведущих предприятиях региона.
Органы службы занятости совместно с БПОО и РУМЦ СЗФО ЧГУ ежегодно проводят мониторинг выявления перспектив трудоустройства выпускников-инвалидов.
В апреле 2021 года проведено анкетирование выпускников с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и высшего образования с целью выявления профессиональных планов, прохождении стажировки в организациях области. В опросе приняли участие 92 человека. По результатам анкетирования составлен персонифицированный список выпускников-инвалидов, выразивших желание получить от органов службы занятости помощь в трудоустройстве, с которыми организована индивидуальная работа по подбору подходящих вариантов работы.
В Вологодской области численности выпускников из числа инвалидов 2021 года выпуска составила 50 человек, в том числе выпускники-инвалиды, обучавшиеся по программам среднего профессионального образования – 39 человек, обучавшиеся по программам высшего образования – 11 человек.
По состоянию на 01 августа текущего года уровень трудоустройства выпускников с инвалидностью, завершивших обучение в 2021 году, по программам высшего образования составил 72,7%, по программам среднего профессионального образования – 35,9%.
Инвалиды молодого возраста какой возраст
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 августа 2017 г. № 625 “Об утверждении Типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения”
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, предусмотренных Планом, руководствоваться Типовой программой, утвержденной настоящим приказом.
Врио Министра | А.В. Вовченко |
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. № 625
Типовая программа по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения
I. Общие положения
2. Региональные программы могут оформляться в виде самостоятельного документа или включаться в региональную программу в виде подпрограммы.
1) наименование региональной программы (подпрограммы);
2) ответственный исполнитель региональной программы (подпрограммы);
3) соисполнители региональной программы (подпрограммы) (при наличии);
4) участники региональной программы (подпрограммы) (при наличии);
5) наименование подпрограмм (при наличии);
6) цели региональной программы (подпрограммы);
7) задачи региональной программы (подпрограммы);
8) целевые показатели (индикаторы) региональной программы (подпрограммы) с указанием плановых значений по годам ее реализации;
9) срок реализации региональной программы (подпрограммы);
10) этапы реализации региональной программы (подпрограммы) (при наличии);
11) объемы и источники финансирования региональной программы (подпрограммы) с разбивкой по годам ее реализации и указанием источников финансирования;
12) ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы (подпрограммы);
13) паспорта подпрограмм (при наличии).
III. Общая характеристика сферы реализации региональной программы (подпрограммы)
4. В настоящем разделе региональной программы (подпрограммы) содержатся следующие сведения:
1) текущее состояние в субъекте Российской Федерации:
занятости населения (численность населения, численность занятых граждан трудоспособного возраста и численность незанятых граждан трудоспособного возраста);
структуры трудовых ресурсов инвалидов молодого возраста, включая профессионально-квалификационную структуру, с разбивкой на трудоустроенных по специальности, трудоустроенных не по специальности, не работающих из:
числа инвалидов молодого возраста, имеющих образование по образовательным программам высшего образования;
числа инвалидов молодого возраста, имеющих образование по образовательным программам среднего профессионального образования;
числа инвалидов молодого возраста, прошедших профессиональное обучение;
числа инвалидов молодого возраста, освоивших дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
иных категорий инвалидов молодого возраста;
2) планируемое количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в субъекте Российской Федерации, являющихся инвалидами молодого возраста, в текущем году и далее по годам на трехлетний период с указанием профессии, специальности или направления подготовки с учетом присвоенной квалификации;
3) приоритеты и цели в субъекте Российской Федерации в сфере занятости инвалидов, в том числе характеристика сферы реализации региональной программы (подпрограммы), участие органов местного самоуправления в реализации мероприятий региональной программы (подпрограммы);
4) прогноз и планируемые показатели в субъекте Российской Федерации в сфере занятости инвалидов по итогам реализации региональной программы (подпрограммы);
6) описание мер государственного регулирования в сфере реализации региональной программы (подпрограммы).
IV. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) региональной программы (подпрограммы)
5. Настоящий раздел региональной программы (подпрограммы) включает:
1) цели и задачи региональной программы (подпрограммы), а также описание или краткое обоснование каждой задачи, позволяющей достичь поставленных целей;
2) целевые показатели (индикаторы) региональной программы (подпрограммы), в том числе указанные в пункте 29 настоящей Типовой программы;
3) сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей (индикаторов) региональной программы (подпрограммы).
6. Цели и задачи региональной программы (подпрограммы) формулируются в соответствии с необходимостью решения проблем в сфере занятости инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста.
Формулировки целей и задач региональной программы (подпрограммы) приводятся в полном соответствии с паспортом региональной программы (подпрограммы).
7. Цели и задачи региональной программы (подпрограммы) должны формулироваться на основе результатов анализа проблем и способов их решения, описанных в разделе региональной программы (подпрограммы), содержащем общую характеристику сферы реализации региональной программы (подпрограммы).
8. Целевые показатели (индикаторы) региональной программы (подпрограммы) должны:
1) соответствовать целям и задачам региональной программы (подпрограммы);
2) зависеть от решения (достижения) основных задач и реализации региональной программы (подпрограммы);
3) количественно характеризовать (иметь количественное значение) ход реализации региональной программы (подпрограммы);
4) отражать развитие конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация региональной программы (подпрограммы);
5) обеспечивать возможность объективной количественной оценки достижения целей и задач региональной программы (подпрограммы) и сопоставимость показателей в динамике по годам.
9. Значения целевых показателей (индикаторов) региональной программы (подпрограммы) формируются с учетом параметров прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе с учетом текущего состояния занятости населения (с учетом занятости инвалидов, структуры трудовых ресурсов инвалидов молодого возраста) в субъекте Российской Федерации, описанного в разделе региональной программы (подпрограммы), содержащем общую характеристику сферы реализации региональной программы (подпрограммы), и устанавливаются значения целевых показателей региональной программы (подпрограммы) на каждый год ее реализации.
10. Целевые (показатели) индикаторы региональной программы (подпрограммы) должны удовлетворять одному из следующих условий:
определяются на основе данных государственного (ведомственного) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, а также данных информационных систем, в том числе федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», данных имеющихся в субъекте Российской Федерации: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, в государственных учреждениях службы занятости населения, в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, в учреждениях медико-социальной экспертизы, в региональных отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации.
рассчитываются по методикам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для дополнительных целевых (показателей) индикаторов региональных программ (подпрограмм), не указанных в пункте 29 настоящей Типовой программы).
11. Планируемые показатели (индикаторы) региональной программы (подпрограммы) приводятся в соответствии с разбивкой по годам в приложении к региональной программе (подпрограмме).
12. При использовании методик расчета для расчета целевых показателей (индикаторов), предусмотренных региональной программой (подпрограммой), методика расчета должна обеспечивать сопоставимость данных, отражающих состояние занятости в субъекте Российской Федерации, уровень трудоустройства инвалидов молодого возраста (в том числе соответствие единиц измерения и периодичности расчетов), и возможность рассчитывать на основе этих показателей целевые показатели (индикаторы), используемые в региональной программе (подпрограмме).
13. При формировании целей, задач, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов) учитываются объемы соответствующих источников финансирования, указанных в пункте 18 настоящей Типовой программы, а также иные инструменты государственной политики, направленные на достижение результатов региональной программы (подпрограммы).
V. Сроки и этапы реализации региональной программы (подпрограммы)
14. В настоящем разделе региональной программы (подпрограммы) указываются сроки и этапы (при наличии) реализации региональной программы (подпрограммы) в период ее действия.
15. Сроки и этапы (при наличии) реализации региональной программы (подпрограммы) приводятся в полном соответствии с паспортом региональной программы (подпрограммы).
16. Корректировка региональных программ проводится ежегодно с учетом изменения законодательства Российской Федерации, оценки эффективности реализации региональной программы (подпрограммы), достижения целевых показателей (индикаторов), анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
VI. Финансовое обеспечение реализации региональной программы (подпрограммы)
17. В настоящем разделе региональной программы (подпрограммы) приводятся сведения о финансовом обеспечении реализации региональной программы (подпрограммы).
18. Возможными источниками финансового обеспечения реализации региональной программы (подпрограммы) являются:
1) бюджетные ассигнования федерального бюджета Российской Федерации;
2) бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации;
3) средства бюджетов муниципальных образований;
4) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников, предусмотренных в рамках финансового обеспечения организаций социального обслуживания, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, на предоставление социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
5) средства внебюджетных источников, включая средства работодателей, частных агентств занятости, некоммерческих организаций.
19. Сведения о финансовом (ресурсном) обеспечении реализации региональной программы (подпрограммы) размещаются в следующем порядке:
1) общие объемы финансирования программы (подпрограммы) по годам;
2) объемы и источники финансирования программы (подпрограммы) по направлениям и мероприятиям с указанием объемов по каждому источнику финансирования.
20. Для структурирования финансовых ресурсов по статьям расходов и источникам выделяемых ожидаемых средств составляется сводная таблица.
VII. Перечень программных мероприятий региональной программы (подпрограммы)
21. Настоящий раздел региональной программы (подпрограммы) содержит перечень мероприятий, осуществляемых по годам реализации региональной программы (подпрограммы), с указанием объемов и источников их финансирования, целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации региональной программы (подпрограммы) по годам, а также меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов региональной программы (подпрограммы) с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов.
22. Перечень примерных мероприятий региональных программ (подпрограмм) включает мероприятия:
1) направленные на организацию высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения работы по:
сопровождаемому содействию занятости инвалидов молодого возраста;
содействию организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при реализации в указанных организациях практик взаимодействия выпускников из числа инвалидов молодого возраста с работодателями в целях совмещения в учебном процессе теоретической и практической подготовки;
2) осуществляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и (или) государственными учреждениями службы занятости населения (в том числе с привлечением организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содействию трудоустройству и подбору персонала на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости населения) по:
подготовке предложений для включения мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в региональную программу (подпрограмму);
информационному обеспечению в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
организации взаимодействия участников, реализующих мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в целях оказания помощи инвалидам молодого возраста в освоении трудовых обязанностей;
профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию инвалидов молодого возраста, являющихся безработными, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 2003, № 2, ст. 160; 2011, № 4, ст. 7039; № 29, ст. 4296; № 49, ст. 7039; 2013, № 27, ст. 3454, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4217; 2016, № 1, ст. 8);
установлению сроков осуществления мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, индивидуальных способностей и опыта предыдущей профессиональной деятельности;
оснащению государственных учреждений службы занятости населения с учетом потребностей инвалидов молодого возраста;
повышению квалификации и переподготовке работников государственных учреждений службы занятости населения по вопросу реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
анализу вакансий и проведению необходимых консультаций с работодателями для подбора возможных предложений по трудоустройству инвалида молодого возраста;
персонифицированному учету выпускников из числа инвалидов молодого возраста с учетом их переезда в другой субъект Российской Федерации, передаче этих данных в соответствующие субъекты Российской Федерации (в частности, в случае, если иногородний выпускник, из числа инвалидов молодого возраста по окончании обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, планирует переезд в целях трудоустройства и дальнейшего проживания в другой субъект Российской Федерации);
взаимодействию с инвалидом с целью уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, выявления барьеров, препятствующих трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости; содействия в составлении резюме, направления его работодателям (как потенциальным, так и желающим взять на работу конкретного инвалида);
организации взаимодействия инвалида с представителем работодателя как на собеседовании, так и при трудоустройстве (при необходимости предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
реализации с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, включая возможность получения помощи наставника, определяемого работодателем. При этом наставником может осуществляться помощь по следующим направлениям:
— содействие в освоении трудовых обязанностей;
— внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду молодого возраста условий доступности рабочего места и его дополнительного оснащения с учетом имеющихся у инвалида молодого возраста ограничений жизнедеятельности;
формированию и помощи в освоении доступного маршрута передвижения до места работы и на территории работодателя;
оказанию работодателям методической помощи по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве;
информированию о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах службы занятости как на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств массовой информации, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; а также в форме профессиональной ориентации, организации стажировок и др.;
подготовке предложений организациям, осуществляющим образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования, о рекомендуемых органами занятости направлениях подготовки инвалидов молодого возраста, исходя из возможности их трудоустройства по определенной профессии, специальности и направлению подготовки.
VIII. Управление реализацией региональной программы (подпрограммы) и контроль за ходом ее исполнения
23. В настоящем разделе региональной программы (подпрограммы) описывается механизм управления реализацией региональной программы (подпрограммы) и контроль за ходом ее реализации.
24. Управление реализацией региональной программы (подпрограммы), а также контроль за ходом ее реализации включают:
1) координацию действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей, других участников (исполнителей) региональной программы (подпрограммы);
2) проведение мониторинга реализации региональной программы (подпрограммы).
1) информацию об исполнении мероприятий региональной программы (подпрограммы) с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели (индикаторы) (при их наличии) и описания выполнения мероприятий;
2) отчет об осуществлении расходов с указанием мероприятий и источников их финансирования, указанных в пункте 18 настоящей Типовой программы;
3) отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) региональной программы (подпрограммы), определенных субъектом Российской Федерации в соответствии с разделом IX настоящей Типовой программы.
IX. Эффективность и результативность реализации региональной программы (подпрограммы)
27. В настоящем разделе региональной программы (подпрограммы) описываются:
1) результаты оценки планируемой эффективности и результативности региональной программы (подпрограммы), осуществляемой в целях оценки планируемого вклада от реализации региональной программы (подпрограммы) в повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста;
2) описание рисков реализации региональной программы (подпрограммы), в том числе недостижения целевых показателей (индикаторов), а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации.
28. Обязательным условием оценки планируемой эффективности и результативности региональной программы (подпрограммы) является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых показателей (индикаторов) региональной программы (подпрограммы), а также мероприятий в установленные сроки.
29. При определении в региональной программе (подпрограмме) показателей ее эффективности и результативности в качестве основных должны быть включены следующие показатели:
1) доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
2) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;
3) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;
5) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
6) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования
7) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;
8) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после поле прохождения профессионального обучения;
9) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения;
10) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения;
11) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
12) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Значения показателей, описанных в настоящем пункте, рассчитываются:
30. Субъектом Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные показатели эффективности и результативности региональной программы (подпрограммы).
* Под понятием «инвалид молодого возраста» понимается «инвалид в возрасте от 18 до 44 лет» (согласно классификации Всемирной организации здравоохранения).
Обзор документа
Утверждена типовая программа по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках содействия занятости населения. На основе типовой разрабатываются региональные программы.
Региональная программа может оформляться как самостоятельный документ или включаться в региональную программу в виде подпрограммы.
Определены структурные элементы программы: паспорт; общая характеристика сферы реализации; цели, задачи и целевые показатели (индикаторы); сроки и этапы реализации; финансовое обеспечение; перечень программных мероприятий; управление реализацией и контроль за исполнением; эффективность и результативность реализации.