интерпретация информации это какая грамотность
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Информация. Информационная грамотность и информационная культура
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление
1.1. Информация, её свойства и виды
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Наряду с такими понятиями, как «вещество» и «энергия», понятие «информация» определяет основу современной научной картины мира. Строгое и однозначное определение этому термину дать невозможно.
Можно выделить некоторые особенности информации, подчёркивающие её принципиальное отличие от вещества и энергии:
по отношению к информации неприменим закон сохранения (информация может внезапно, «ниоткуда» возникнуть в воображении человека;
человек может её забыть, утратив навсегда и невозвратно);
информация не расходуется при её использовании;
информация может быть передана от одного человека к другому, при этом её количество у первого человека не уменьшится;
ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей её частей.
Согласно одной из философских концепций (её называют атрибутивной), информация является свойством (атрибутом) всего сущего: информация возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к которым приводит воздействие одних объектов на другие.
Согласно так называемой функциональной философской концепции, информация связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы. Иначе говоря, информация является атрибутом, присущим только живой природе.
С точки зрения антропоцентрической философской концепции информация существует лишь в человеческом сознании и информационная деятельность присуща только человеку.
Подумайте, как соотносятся между собой три приведённые выше философские концепции. К какой из них ближе понимание термина «информация» с точки зрения обыденных житейских представлений?
Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
В курсе информатики основной школы мы говорили, что информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность и др.
Информация объективна, если она не зависит от свойств источника информации. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, т. к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Возможна ли ситуация, когда информация абсолютно не зависит от свойств источника информации?
Информация достоверна, если она отражает реальное положение дел, в частности не вступает в противоречие с уже имеющейся информацией, признаваемой в качестве достоверной. При этом не исключается, что с появлением новой информации та или иная информация может перестать быть достоверной.
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Информация избыточна, если для решения достаточно только части данной информации.
Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна именно в данный момент времени.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Информация релевантна, если она соответствует нуждам (запросам) потребителя.
Важно понимать, что теми или иными свойствами информация обладает только в некоторый промежуток времени, т. е. свойства информации имеют относительный по времени характер.
Приведите известные вам из истории примеры, когда информация, считавшаяся достоверной, становилась недостоверной в связи с появлением новой информации.
В зависимости от выбираемого основания классификации можно выделять разные виды информации. Некоторые из возможных вариантов классификаций представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Виды информации
1.2. Информационная культура и информационная грамотность
В материалах ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) отмечается всеобъемлющий характер понятия информации: информация — «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».
Важная и всё возрастающая роль информации в современном мире требует от человека наличия информационной культуры, включающей в себя:
понимание закономерностей протекания информационных процессов;
умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
умение представлять информацию в разных формах;
умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий;
умение применять полученную информацию для принятия решений;
соблюдение этических норм и правил при использовании информации.
Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.
Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:
правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;
выработки стратегии эффективного поиска информации;
организации и реорганизации информации;
интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией;
соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.
Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).
На рисунке 1.2 изображена международная эмблема информационной грамотности.
Рис. 1.2. Международная эмблема информационной грамотности
Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.
1.3. Этапы работы с информацией
Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов:
1) стартовый этап;
2) этап поиска информации;
3) этап осмысления полученной информации;
4) этап рефлексии.
На стартовом этапе необходимо сформулировать цель работы с информацией (Для чего мне нужна информация?); постараться вспомнить всю информацию по интересующему вопросу, которой вы уже обладаете; осознать и чётко сформулировать информационную потребность.
Этап поиска информации включает в себя, прежде всего, поиск источников информации и их проверку на актуальность, достоверность, полезность и т. д.
Различают:
• медийные источники информации (интернет-издания, газеты, журналы, телевидение, радио);
• специализированные источники информации (научные труды, аналитические статьи, сайты определённых компаний и др.);
• живые источники информации (люди, компетентные в том или ином вопросе).
Желательно иметь несколько надёжных источников информации по интересующему вас вопросу. Если все они предоставляют схожие сведения, то вероятность того, что найденная информация достоверна, существенно повышается.
Многие годы человеку для получения образования было достаточно заучить и уметь воспроизвести некоторую фиксированную сумму знаний. В наше время потоки информации лавинообразно возрастают. Для успешной профессиональной деятельности требуется постоянное обновление знаний и продолжение образования в течение всей жизни. Сегодня на первый план выдвигается требование творческого освоения информации, предполагающее её осмысление, оценку и создание на этой основе новой информации.
На этапе осмысления происходит в первую очередь восприятие информации. Следующий шаг — извлечение смысла: воспринятая информация упорядочивается, осуществляется анализ, сравнение и обобщение полученной информации, её соотнесение с собственным опытом человека.
На этой основе формулируются гипотезы, высказываются предположения, делаются обобщения и выводы. В ответ на полученную информацию у человека возникают собственные мысли. Этот шаг можно охарактеризовать как создание собственного смысла.
На этапе осмысления информации большую роль играет умение правильно ставить вопросы. Можно выделить шесть групп вопросов, постановка которых позволяет эффективно извлекать необходимую информацию.
1. Простые вопросы, отвечая на которые можно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. (Когда произошло …? Что произошло …? Кто совершил …?)
2. Уточняющие вопросы, служащие для установления обратной связи с источником информации. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. (Верно ли я понял, что …?)
3. Интерпретационные, или выясняющие причины, вопросы, начинающиеся, как правило, со слова «почему».
4. Творческие вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. (Что будет, если …? Можно ли сделать так, чтобы …?)
5. Оценочные вопросы, помогающие определить значимость информации, дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. (Что привлекательного в …? Почему есть сомнения в …?)
6. Практические вопросы, устанавливающие взаимосвязь между теорией и практикой, возможность практического использования информации. (Где может пригодиться …? Как использовать …?) Часто используется «ромашка Блума» — графическое изображение системы рассмотренных вопросов, названное так в честь американского педагога и психолога Бенджамина Блума (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Ромашка Блума
На этапе рефлексии важно оценить эффективность проделанной работы, понять возможности использования полученной информации при решении других задач, осознать влияние этой информации на свои личные взгляды и поведение.
1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.
При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:
+ знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.
Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.
Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:
аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;
конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;
резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;
реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;
тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.
Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.
Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.
Рис. 1.4. Пример кластера
Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.
1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:
• глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
• самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.
Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.
5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.
На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».
Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.
Рис. 1.5. Пример денотатного графа
1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.
2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).
3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.
4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких вето- чек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.
6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.
7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.
На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».
Рис. 1.6. Пример интеллект-карты
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.
Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.
Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов: стартовый этап, этап поиска информации, этап осмысления полученной информации, этап рефлексии.
Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.
Вопросы и задания
5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:
1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;
2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;
3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;
4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;
5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.
6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.
7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.
8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.
9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.
10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.
11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.
12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.
Оглавление
Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Интерпретация информации
Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации – установить смысл, значение собранной – информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт – лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.
Содержанием интерпретации может быть, в частности, сравнение, классификация, обобщение (установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями). Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется творческая работа, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы (см. «Новые способы обработки педагогической информации»).
В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы.
Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающую информацию.
Представление и распространение информации
Представление информации — подготовка на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации.
Одним из важнейших принципов представления и распространения информации является то, что разным категориям специалистов одну и ту же информацию следует сообщать по-разному. Кроме того, для разных категорий могут быть значимы или интересны разные аспекты одной и той же проблемы. Поэтому в большинстве случаев оправдана подготовка нескольких информационных материалов, рассчитанных на различные типы аудитории. Это и составляет содержание этапа представления информации.
Основные характеристики, которые требуется учитывать при представлении и распространении информации:
· Действия, которые могут быть предприняты на основе полученной информации.
· Особенности восприятия информации.
· Возможные каналы получения информации
В связи с представлением и последующим распространением информации названные различия могут определять такие параметры информационного материала, как:
– характер практических рекомендаций, приводимых в материале;
– характер аргументации (ценности, к которым следует апеллировать);
– необходимость специального обоснования значимости проблемы;
– место научно-технических подробностей в изложении;
– стиль изложения материала, его объем, характер оформления;
Фактор, важный при разделении потребителей информации на целевые группы – профессиональная заинтересованность и доступ пользователей к различным каналам получения информации. Чтобы в рамках ограниченных ресурсов наиболее полно охватить целевую аудиторию, требуется сочетание различных методов распространения информации, как в электронной, так и в «традиционной» форме.
Каналы распространения информации
Необходимо определить, каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов. Выбор каналов распространения информации, так же как и форм ее представления, определяется, в первую очередь, тем, с какими целевыми группами необходимо работать.
Характеристики, которые необходимо принимать во внимание при выборе различных каналов распространения информации:
– качественный состав аудитории (профессиональный, социальный, по степени интереса к проблеме и т.д.);
– срок доставки информации;
– ресурсы, необходимые для распространения информации по данному каналу.
Эти характеристики полезно учитывать, определяя приоритетные каналы распространения информации для целевой аудитории. В свою очередь, сам канал распространения информации предъявляет дополнительные требования и к содержанию, и к оформлению материала.
Средства телекоммуникации выступают достойной альтернативой традиционным средствам распространения информации. В этом процессе активно привлекаются такие возможности и сервисы телекоммуникаций, как электронная почта, электронные телеконференции, информационные серверы и т.д.
Обратная связь
Особенно богатый материал для оценки и комплектования информационных фондов способен дать этап распространения информации — именно на этом этапе материалы встречаются с той аудиторией, для которой они предназначены. Хорошо организованный процесс распространения информации является процессом двусторонней коммуникации с аудиторией, которая позволяет узнать, как аудитория воспринимает материалы, являются ли они убедительными, есть ли в них ответы на вопросы, интересующие ее. Возможно, после этого этапа понадобится корректировка материалы или возврат к предыдущим этапам информационной работы.